Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
Учитель: Сокольская Е.А.
Методист: Осипова Л.В.
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
| 1.Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня для вас урок окружающего мира проведу я. Желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Присаживайтесь. - Проверьте готово ли у вас рабочее место. На столе должны лежать: учебник, пенал и тетрадь. | Приветствуют учителя. Садятся на свои места и проверяют готовность к уроку. | Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению |
| 2.Актуализация знаний | - Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, ответьте на несколько вопросов: 1. Что происходило в Орде со времени Куликовской битвы? 2. Каково стало положение Руси при князе Иване IlI? 3. Для чего первому царю, Ивану IV, необходимы были Земский собор и Судебник? 4. Зачем Московскому царству нужно было утвердиться на балтийских берегах и иметь безопасный путь по Волге? | - Со времени Куликовской битвы в Орде не было мира. Она распалась на несколько частей — на Ногайскую Орду, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства. Ханы жестоко воевали друг с другом. - Положение Руси при князе Иване III стало единым Русским государством. - Для управления огромной территорией и решения дел по праву, а не по своеволию. - Чтобы свободно торговать со странами Европы и держать крепкую связь с соседями, учиться у них всему лучшему. | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции, включая общие приёмы решения задач) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию. |
| 3.Самоопределение к деятельности | -Посмотрите на доску. На доске написано 3 термина. Прочитайте их. - Скажите, как вы понимаете значение этих слов? - Молодцы, теперь я прочитаю вам пословицы, а вы постарайтесь ответить на вопрос, почему на Руси ценили и уважали таких людей? «И в Сибири люди живут». «Кто плывет по течению, никогда не достигнет источника». «Испокон века книга растит человека». - Хорошо. Так почему на Руси ценили, уважали таких людей? - Молодцы ребята, откройте учебник на странице 36 и прочитайте тему урока. - Тема нашего сегодняшнего урока «Подвижники Руси и землепроходцы». - Говорить мы будем с вами о великих деятелях и их деятельности. - Какую цель поставим на этот урок? -Хорошо, тогда начинаем. | - Праведники, подвижники и землепроходцы. - Праведники- люди, служащие правде и своей религии. Подвижники – это люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое. Землепроходцы – это люди, которые идут в новые земли, осваивают их. - Всегда уважали тех, кто старается жить в самых трудных условиях, кто много трудится и стремиться к своей цели, кто много читает, знает и старается узнать. Ценили справедливых, честных, грамотных, смелых и целеустремленных людей. - «Подвижники Руси и землепроходцы». - Узнать кто такие праведники, подвижники и землепроходцы и чем они занимались. | Познавательные: овладение и использование знаково-символических средств (логические операции) Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, аргументировать и обосновывать свою позицию. |
| 4.Работа по теме урока | Предмет окружающий мир-это мир сплошных путешествий. Поэтому сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А посетим мы картинную галерею. «Не стоит ни село, ни град, и страна без праведников». - Как вы понимаете эти слова? 1.Давайте посмотрим на первую картину. Это портрет митрополита Макария. Он был выдающимся духовным лидером Русской Православной Церкви XVI века, в период царствования Ивана Грозного. Митрополит Макарий был близким советником Ивана Грозного и активно участвовал во внутренней политике государства. Он играл ключевую роль в поддержании единства церкви и государства, а также в осуществлении цензурного контроля над печатными изданиями. Благодаря своей власти и авторитету, Митрополит Макарий имел возможность влиять на решения, принимаемые Иваном Грозным. Трудами митрополита Макария в книгу «Великие Четьи Минеи» были собраны известия о жизни святых людей. В целом её объем занимает около 30 тысяч листов. Другой труд митрополита Макария - это создание летописного свода, соединение летописей разных русских княжеств в общую историю всей Руси как единого государства. - Ребята, а что такое летопись? - Что там было? 2.Мы подошли к следующему портрету, точнее их здесь два. Как вы думаете, почему? Верно, это Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец. По благословению митрополита Макария было освоено важнейшее дело- книгопечатанье. Они возглавили Печатный двор на Руси. 1 марта 1564 года вышла первая русская печатная книга «Апостол». Она содержала в себе сборник текстов для богослужения в храме. - Фёдоров, обращаясь к читателям, говорил: «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными ваше милости, примите их с любовью» - Как вы понимаете смысл этих слов? - Что он хотел от читателя? - В предисловии к одной из книг Иван Федоров пишет: «... Есть у меня вместо плуга искусство, а вместо хлебных семян я должен духовные семена по всей Вселенной сеять и всем по порядку раздавать духовную эту пищу». - А как вы понимаете смысл этих слов? - Значит какая была самая главная задача праведников? | - Не будет праведников, перестанет существовать и мир. - Это что-то вроде дневника, но используемого не простыми отдельными людьми, а группами лиц для ведения истории - В летописях писали о событиях русской истории по годам. - Эти два человека связаны друг с другом. - Ему было важно, чтобы его труд ценили. - Чтобы русский народ чтил его труд. - Смысл слов заключается в том, что призвание Ивана Фёдорова — не заниматься земледелием, а достигать высоких целей. - Жить по заповедям веры, быть спокойными и безмятежными, справедливыми, честными, добрыми и смиренными. | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией (умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; устанавливать причинно-следственные связи; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами). Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения учитывать позицию собеседника; учитывать разные мнения; аргументировать и обосновывать свою позицию; задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| Физкультминутка | А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | Повторяют движения за учителем | |
| 4. Продолжение работы над новой темой | «Они служат людям, помогают в исцелении недужных, в избавлении от бед и смертных опасностей». - Так в древности на Руси отзывались о подвижниках. Как вы понимаете эти слова? - Верно, а мы двигаемся дальше по нашей картинной галерее. 3.Следующий портрет митрополита Филиппа. 22 января, 16 июля, 18 октября – дни его памяти. В молодости он в простой одежде ушёл на север, год служил у пастуха. Потом стал монахом Соловецкого монастыря, был избран его руководителем, проявил себя как умный хозяин. Возвёл каменные строения вместо деревянных, соединил каналами озёра. Вода поила людей, поступала в прачечную, крутила жернова в мельнице, доставляла брёвна к пилам, которые тоже приводились в движение водой. Но в первую очередь он был духовным наставником не только для северного края, но и всей России. Когда Филипп стал митрополитом в Москве, он не побоялся выступить против жестокости царя Ивана IV, которому недаром дали прозвище Грозный. Мужество и правдолюбие святого до сих пор осталось в памяти народа. «Русские землепроходцы-слава и гордость Руси». - Как вы думаете, почему народ так отзывался о землепроходцах? - Молодцы, ребята. Я вам рассказала о праведниках и подвижниках, теперь я хочу, чтобы вы меня провели в следующую комнату картинной галереи и познакомили меня с землепроходцами. ТЕКСТ 1.В картинной галерее мы наблюдаем портрет Дежнёва Семёна Ивановича, который навеки оставил своё имя на карте России, уроженец земли Великого Устюга. Выдающийся русский мореход, землепроходец-путешественник, исследователь Сибири, а также торговец-путешественник, первый из известных европейских мореплавателей. Он в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг прошёл Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии. При этом Берингу не удалось пройти весь пролив целиком. Он ограничился плаванием только в его южной части. А Дежнёв прошёл пролив с севера на юг, по всей его длине, и описал условия тех мест: «Море большое, и сувои великие о землю близко». (Сувои - это два течения: одно идёт из Арктики и входит через пролив в Тихий океан. Второе течение тёплое, оно проходит через пролив в арктическую область.) - Как вы понимаете это выражение? - Воронки, водовороты, тяжёлые штормы - вот что выдержал Дежнёв с товарищами и открыл неведомую реку Анадырь. ТЕКСТ 2. Следующий портрет посвящен еще одному великому землепроходцу- Иван Иванович Камчатый. Он был известным исследователем и путешественником, который прославился своими открытиями в Северной Америке. Его путешествия были полны опасностей и приключений, но Камчатой был настоящим искателем приключений и не боялся рисковать ради научных открытий. Одним из самых известных путешествий Ивана Камчатой было его открытие Камчатки. Она оказалась невероятно уникальным местом, богатым природными ресурсами и животным миром. Иван описывал свои впечатления от этого места как "потрясающие" и "необычайные". Он обнаружил много новых видов растений и животных, совершил множество научных открытий и собрал непередаваемые материалы, которые до сих пор изучаются учеными. ТЕКСТ 3. Землепроходцу Владимиру Васильевичу Атласову, удалось почти полностью пересечь полуостров Камчатку с севера на юг, не дойдя всего лишь 100 километров до его южной части. Атласов первым из русских землепроходцев увидел «огнедышащие» горы». Это были вулканы. Во время экспедиции по Камчатке Атласов обнаружил у местных жителей пленника с необычными чертами лица. Им оказался японец по имени. Свою «находку» землепроходец привез в Москву. Благодаря Атласову русские впервые увидели японца и узнали о существовании новой страны, находящейся по соседству. - Неудержимое стремление на восток началось в 10 веке, когда новгородцы первыми из славян проникли за Урал, который называли Камнем. - Как вы думаете, почему «Камнем»? - Урал раньше называли «Камнем» из-за особенностей его рельефа и местных названий у разных народов. - Начиная с Урала люди продолжали двигаться дальше. Страна стала прирастать Сибирь вплоть до Тихого океана. | - Что подвижники делали всё во благо народа. - Они открывали новые земли, что было очень важно для народа Руси. Ответы детей - Из-за особенностей его рельефа. - Это обозначает волнение на море, место столкновения двух встречных течений при наличии прилива. | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 5.Закрепление новой темы | - Итак, ребята, теперь я предлагаю вам выполнить задания, опираясь на мой рассказ и на учебник. На партах у вас лежит листочек, в нём два задания. Первое задание. Представлены две колонки. В первой колонке деятели, о которых сегодня шла речь на уроке, а во второй колонке их деятельность и достижения. Ваша задача соотнести имена с их достижениями. Второе задание. Текст, который рассказывает о деятеле, а ваша задача угадать и написать о ком идёт речь. | Выполняют задания | Познавательные: знаково-символические средства (логические операции, работа с информацией. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осуществлять. Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения задавать вопросы, необходимые для реализации собственной деятельности. |
| 6.Подведение итогов | Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. - О каких исторических деятелях сегодня шла речь? - Кто такие праведники, подвижники и землепроходцы? - Чем они занимались? - Во время правления какого царя они вели свою деятельность? - Кто вам запомнился больше всего? - Попав бы в то время, какой деятельностью хотели бы заниматься вы? | - О праведниках, подвижниках, землепроходцах. Могут перечислить исторических деятелей. - Праведники- люди, служащие правде и своей религии. Подвижники – это люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое. Землепроходцы – это люди, которые идут в новые земли, осваивают их. - Писали книги, путешествовали, открывали новые земли, помогали народу и т.д. - Ивана IV, он же Грозный. Ответы детей | Коммуникативные: знаково-символические средства, направленные на приобретение умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи. Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия. |
| 7.Рефлексия | - Ребята, вы большие молодцы. Поднимите весёлый смайлик, если у вас не возникло затруднений и вы довольны своей работой. Поднимите грустный смайлик, если возникли затруднения, и у вас что-то не получилось. -Спасибо за урок ребята, вы все молодцы! | Оценивают свою работа на уроке | Регулятивные: знаково-символические средства, включающие способность устанавливать причины успеха или неудачи в учебной деятельности. |