kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока " Лесная аптека на службе человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений,с правилами сбора, применения и охраны лекарственных растенмй. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Лесная аптека на службе человека"»

ТЕМА УРОКА: «Лесная аптека на службе человека»

Учитель Михайленко Н.В.

Цели урока:

  1. Познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений, с правилами сбора, применения и охраны лекарственных растений;

  2. Учить беречь и ценить красоту природы;

  3. Развивать речь, логическое мышление, память детей;

  4. закрепить правила поведения детей в природе;

  5. Воспитывать в детях любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: гербарий лекарственных трав, выставка «Лесная аптека», природоохранительные знаки, открытки, индивидуальные листы

I Организация

II Объявление темы и цели урока:

-Сегодня мы с вами совершим заочную прогулку. Куда? Догадайтесь сами!

Есть у меня зеленый друг

Веселый друг, хороший

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек (Лес)

- Верно, мы в лес за наукой сегодня пойдем, смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.

Итак, мы идем в гости в лесное царство. Мы помним, что существуют определенные правила поведения в природе.

В лесу, в поле или на лугу мы в гостях, в гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда мы приходим в гости к природе. Хотите вы узнать эти правила? (В дверь раздается стук и входит ребенок в костюме лесовичка)

- А вот и наш друг лесовичок – хозяин леса. Он хочет знать. Все ли из вас знают эти правила?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Правил таких много, о них написаны целые книги, но сегодня я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил поведения в природе. Я вам буду показывать знак, а вы мне говорите, что он может обозначать.

(Лесовичок показывает природоохранительные знаки, которые развешаны на стенах в классе).

  1. Бережно относитесь к деревьям.Не ломай ветки и деревья, не качайся на них!

  2. Костёр разжигайте в определённых местах!

  3. Разрушать муравейники запрещается!

  4. Рвать растения для букетов нельзя!

5. Бабочки, шмели и другие насекомые приносят нам пользу.Не лови их.!

6.Загрязнять водоёмы запрещается!

7. Поджигать тополиный пух опасно!

8.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много.Часть растений нужно оставлять в природе!

9. Оставлять после себя мусор нельзя!

10.В лесу соблюдай тишину! Шумом ты напугаешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

- Молодцы! Вы хорошо знаете правила поведения в природе. Летом я смело

смогу пригласить вас и ваших родителей в лес.

Прочитайте, что написано на плакате.


ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

  • Чтобы вы хотели узнать? – Хотите это узнать?

  • Мы с вами узнаем, как же могут помочь лекарственные травы здоровью человека?

Лесовичок

Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли…

- Как же их назвали, кто из вас ребята знает? (Ответы-предложения детей).

- Чтобы узнать, как называли людей, давайте, решим кроссворд

- Поработаем в парах. Обсудите свои ответы в парах. Проверим на доске. Используйте сигналы.





1




Т













2

Р












3


А










4




В






5








Н










6




И













7

К









8





И







  1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница

  2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снегу них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)


  1. Как зовут меня - скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый... (Василек)

  1. Золотой и молодой за неделю стал седой, А денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик бывший ... (Одуванчик)

  2. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти, Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

  3. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)


  1. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)


8. У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива)


III Работа над новым материалом.

Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей собирателей лекарственных растений, называли «травниками»

Звучит фонограмма «Голоса леса»

  • Представьте, ребята, мы на лесной поляне.

  • Посмотрите, кого мы встретили? Это наши доктора: Айболит и Медуница.Они раздали вам аннотации к лекарственным растениям

и предлагают нам сделать открытие. Предоставим слово нашим докторам.

МЕДУНИЦА

В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо их, ребята, знать и уметь пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. В нашем классе на выставке сегодня представлена лишь малая часть тех лекарственных растений, которые используют люди.

АЙБОЛИТ

Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадывать

Ваша задача изучить информацию о растениях и заполнить таблицу, которая вам будет помогать. Ставьте напротив каждого растения плюс (где оно используется).- Выберите докладчика в своей группе, который поделится своей информацией. Приступайте к работе.

Работа в группах.( жетоны) На партах аннотация о растениях. См.приложение.

Айболит

- Расскажите, что вы запомнили о растениях?

1 группа – Кто у вас докладчик? – Пожалуйста!

Медуница

2 группа – Кто у вас докладчик?

Айболит
  • А у вас кто докладчик? 3 группа

Медуница

4 группа – Расскажите о своём растении. – Кто у вас докладчик?

АЙБОЛИТ к 5 группе. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки как маленькие солнышки выглядывают из травы. Узнали о каком растении идет речь?

- Какими ещё лечебными свойствами обладает это растение? (ответы детей).

Ромашка. Мой отвар применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивые и быстрее росли, не было перхоти. Ромашку используют как успокаивающее и противоспалительное средство. Наружно – при нарывах, фурункалах и для помывания глаз. Мы с моей подругой календулой помогаем при простуде, кашле и ангине.

Медуница 6 группа. – Пожалуйста, расскажите о своём растении?

Айболит

- А теперь проверим, как ребята внимательно слушали? Обратитесь к своим таблицам и поделитесь вашими знаниями с гостями.

АЙБОЛИТ. К детям ( жетоны) – Допустим, у вашей бабушки болит сердце, чем его лечить?(настойка валерианы)

Учитель. Создадим домашнюю аптеку. Поместим лекарственные растения в домашнюю аптеку.( наборное полотно)

Медуница

  • А если у вас плохой аппетит? Что делать?( поможет корень одуванчика)

  • Лесовичок( завязать горло)Можно я задам вопрос? Если часто болит горло? Какие растения помогут вылечиться?


Айболит

  • Какое растение поможет вам в походе залечить ранку?

- А как вы думаете, почему так назвали это растение?

- Кто из вас пользовался листочком подорожника?

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА! Хорошо слушали!

Продолжаем наше путешествие по лесу. Идем тихо, стараемся не спугнуть лесных жителей. Выходим мы цветочную чудо – поляну.Это путешествие с волшебными призами.

  • Смотрите, вот какая-то корзиночка. – Кто её поставил? Здесь записка: (вызываю ученика и он читает записку: Эту корзиночку оставил для вас я, лесовичок, «Друзья мои! Цветочная чудо-поляна ждет вас. Здесь вам необходимо узнать как можно больше лекарственных растений и рассказать о них. Удачи вам!»)

  • Медуница

-Ой, ребята, смотрите, там ещё какие – то записки. Идите, сюда!

(Ученики из корзины достают загадки о растениях и зачитывают их. Отгадки находим на чудо-поляне и помещаем в домашнюю аптеку. Отыскать лекарственные растения на выставке, показать детям.


  1. Он шипы свои выставил колко,

Шипы у него, как иголки

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем

(Шиповник — витаминное средство, при авитаминозе, масло шиповника применяется как ранозаживляющее средство.

Найдите на нашей выставке плоды шиповника.

2. Бусы красные висят, у куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина - средство от простуды. Очень полезно употреблять малину в свежем виде. В листьях малины витаминов в 10 раз больше, чем в плодах.

3.Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается?

(Одуванчик— если выпить настой корней, то повысится аппетит, а молодые листочки содержат много витаминов, которые используют в салат, отвары сухой травы и корня используются при заболеваниях желудка, болях в животе. Масляная настойка корней одуванчика считается хорошим средством при лечении ожогов.

4. Жгусь, а не огонь, с листочками, а не дерево. ( Крапива - останавливает кровотечение, помогает при авитаминозе, при сахарном диабете, при радикулите, болях в суставах, ревматизме.)

5. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем пригорках появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками, И только когда растение отцветет, и ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья. (Мать -и- мачеха - при кашле) – заваривают чай, свежий сок с сахаром рекомендуют больным туберкулёзом лёгких. Отвар из листьев мать – и - мачехи применяют при заболевании почек, мочевого пузыря.)

- Почему это растение называют именно так? (У него с одной стороны листочки мягкие, как мамины руки, а с другой — жесткие)

6. Какое дерево цветет в начале лета? (Липа — при простуде , для снижения температуры при простудных заболеваниях, а также при полоскании полости рта.)

Айболит

  • Молодцы, ребята! Все загадки отгадали и дали верные ответы. Да все растения, о которых мы говорили, лекарственные. С их помощью человек может лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вред природе и только в тех местах, где их много. Часть растений нужно оставлять обязательно в природе.

Давайте обсудим правила сбора лекарственных растений (памятки на партах «Правила сбора лекарственных растений»):(дано 6 вариантов каждой группе)Вычеркните, что на ваш взгляд лишнее.

Вам на память памятки сбора лекарственных растений. Помните эти правила.

  1. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

  2. Нельзя собирать растения вдоль дорог, на улицах города, в парках. Эти растения накапливают вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

  3. Цветки собирают в начале цветения, листья - перед цветением, корни - весной и осенью, кору - весной.

IV Рефлексия

- О чём мы с вами говорили на уроке?

  • Какие лекарственные растения вы запомнили?

  • Какие лекарственные травы вы можете порекомендовать своим родителям, бабушкам, дедушкам, друзьям?

Вы, ребята, сегодня отлично поработали. Лесовичок доволен вами. Я думаю, что вы поняли, как могут помочь лекарственные травы, плоды растений здоровью человека.

- Давайте с вами договоримся, что мы продолжим работу по изучению лекарственных растений весной и в начале лета. Вместе с родителями мы совершим несколько походов в лесное царство с этой целью.

Чтобы вы не забыли о той полезной информации, которую мы обсуждали на уроке я вам даю маленькое домашнее задание. Лесовичок

заготовил для вас жетоны, на них чёрно – белые рисунки. Они все разные.

Вы определите, какое это растение и раскрасьте его. На следующий урок вы принесёте и расскажите о своём растении.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока " Лесная аптека на службе человека"

Автор: Михайленко Наталья Валентиновна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474094

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства