Актуализация знаний . Перед началом игры между командами разыгрывается право первого хода. Количество шагов в каждом ходу определяется с помощью игрального кубика. Его стороны обозначены числами от "1" до "6". Ход осуществляется следующим образом. Бросается кубик, а затем определяется количество шагов по стороне, которая легла в его основании: число укажет, сколько клеток на игровом поле должен пройти паровоз - фишка. На игровом поле 33 сектора, они обозначены цифрами и 4 буквенных перекрестка. В отличие от секторов, перекрестки миновать нельзя. 3.Постановка проблемы. -Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? (Проблема экологии) 4.Целеполагание. - Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны природы) -Для того чтобы определить способы охраны природы нам необходимо разбиться на 5 команд. 5.Открытие нового знания. Практическая работа (работа в группах) I группа «Лингвисты» II группа «Историки» III группа «Экологи» IV группа «Защитники природы» V группа «Охрана растений и животных» На игровом поле представлены сектора пяти категорий: ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР В секторах данной категории команда получает следующее задание: ответить на один вопрос из серии "Гиннес Шоу", т.е. "самое-самое" в природе, (приложение1). За правильный ответ команда может получить 1 балл. 2. ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР В секторах данной категории команда должна ответить на два вопроса из серии "Растительный мир планеты" (приложение 2). За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл. 3. СИНИЙ СЕКТОР В секторах этой категории команда должна ответить на три вопроса из серии "Животный мир планеты" (приложение 3). За каждый правильный ответ дается 1 балл. 4. "ДОБРОГО ПУТИ!" На сектор данной категории команда имеет право поставить фишку и без выполнения задания. Если же команда желает заработать "счастливый билет" (без дополнительных баллов), она может ответить на вопрос по теме: "Словарь экологических терминов" (приложение 4). 5. "СТОП!" (красный) Если команде достался сектор этой категории, то она обязана его занять (поставить туда свою фишку), но следующий свой ход должна будет пропустить. Перекрестки представляют собой творческие мастерские. В них участие каждой команды обязательно. I ПЕРЕКРЕСТОК "А" Здесь команды должны создать "фантастический проект" под девизом "Чистая планета". Для проекта предлагаются следующие темы (на выбор): "Город будущего"; "Лесопарк на крыше дома"; "Экологическая башня"; "Экологический конвейер"; "Автомобиль будущего" и т.д. Это задание выполняется командой экспромтом в течение 5 минут. Проект необходимо изобразить на листе бумаги защитить, дав полное пояснение к нарисованному. Высшей оценкой этого конкурса являются 5 баллов. II ПЕРЕКРЕСТОК "Б" Это дуэль для капитанов. Победивший капитан получает 1 балл. Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит. 1-а, 9-з, 17-п, 25-ч, 2-б, 10-и, 18-р, 26-ш, 3-в, 11-й, 19-с, 27-щ, 4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ, 5-д, 13-л, 21-у, 29-ы, 6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь, 7-ё, 15-н, 23-х, 31-э, 8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю, 33-я, Задание 1 команде: Задание 3 команде: Задание 5 команде: 14 6 5 3 6 5 30 14 21 18 1 3 30 6 5 19 16 2 1 12 1 (медведь) (муравьед) (собака) Задание 2 команде: Задание 4 команде: 19 20 18 6 12 16 9 1 13 6 16 17 1 18 5 (стрекоза) (леопард) III ПЕРЕКРЕСТОК "В" Это музыкальный конкурс. Он является домашним заданием. Команды должны подготовить к игре куплеты (частушки) в защиту окружающей среды. На данном перекрестке, как и на перекрестке "А" и "Б", задание командами выполняется не одновременно, а в зависимости от того, кто из них, когда достиг перекрестка. Высшая оценка - 5 баллов. IV ПЕРЕКРЕСТОК "Г" Это конкурс-экспромт на лучший экологический плакат. Время для выполнения этого задания может 5 минут. Высшая оценка - 5 баллов. Игра считается оконченной в тот момент, когда одна из команд достигнет финиша. Если у этой команды оказалось меньшее количество баллов, чем у соперников, она должна доказать свою лидирующую позицию, т.е. ответить на вопросы, количество которых будет соответствовать количеству клеток (секторов), разделяющих ее с соперниками. Если же команда, достигшая финиша, не знает ответов на вопросы, либо ответы оказались неверными, отстающие соперники получают право ответа. -Учитель: Тревожные факты! -За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет. -Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки) -Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента. -Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров. -От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных. -Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу. -29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли» -22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. - Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров. 6. Работа с кадрами презентации. Собери пазлы с животными. Задание дается, если команды набирают одинаковое количество баллов, для выявления победителя игры. 7.Рефлексия -Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали? -А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Природа Загрязненная, беззащитная. Сохранять, беречь, любить. Природа требует бережного отношения. Жизнь. 7.Домашнее задание (дифференцированное): 1.обязательное: экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края) 2.творческое: выполните мини-проект: а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора ) б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе) в)«Стань природе другом» (сочинить стихотворение «Береги природу») |