kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока "Проблемы экологии и окружающей среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок систематизации знаний. Игра-путешествие «Экологический экспресс». Цель урока: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока "Проблемы экологии и окружающей среды"»

Технологическая карта урока


ФИО учителя

Фазылгалиева Наталья Егоровна

Предмет

Окружающий мир + математика (УМК Развивающая система Л.В.Занкова)

Класс

4

Тема

Проблемы экологии и окружающей среды.

Тип урока

Урок систематизации знаний. Игра-путешествие «Экологический экспресс»

Цель урока

Воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Задачи

Обучающие: учить составлять и решать задачи на основе полученных фактов, расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах, продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру; формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас.

Воспитывающие: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников и словарей,

  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • смысловое чтение, как осмысление цели чтения;

Коммуникативные:

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;

  • планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации;

Личностные:

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности.

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

Оборудование

Компьютер, презентация, раздаточный материал, игровое поле, фишки, игральные кубики.

Формы работы

Групповая, фронтальная, индивидуальная



Этапы урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека. Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться к животным, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей природы и отдельных ее компонентов. Из поколения в поколение передавалось «табу» — запреты, ограничивавшие или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда»-ограничение добычи лебедей, бобров и других ценных животных.

-Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

-Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»

-Петр 1 запретил добычу полезных ископаемых.


- Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена.


-Итак, начинаем игру.

Для участия в игре приглашаются пять команд в количестве шести человек каждая. Игра предлагает ребятам совершить увлекательное путешествие по экологической тропе, что и представляет собой игровое поле.
В путешествие по маршруту "SOS", что означает сигнал тревоги за будущее нашей планеты, команды отправляются на "паровозах" разного цвета. Они играют роль фишек в игре. На основе фактов нужно будет составить и решить математические задачи.



  1. Актуализация знаний .

Перед началом игры между командами разыгрывается право первого хода. Количество шагов в каждом ходу определяется с помощью игрального кубика. Его стороны обозначены числами от "1" до "6". Ход осуществляется следующим образом. Бросается кубик, а затем определяется количество шагов по стороне, которая легла в его основании: число укажет, сколько клеток на игровом поле должен пройти паровоз - фишка. На игровом поле 33 сектора, они обозначены цифрами и 4 буквенных перекрестка. В отличие от секторов, перекрестки миновать нельзя.

3.Постановка проблемы.

-Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? (Проблема экологии)

4.Целеполагание.

- Что нам предстоит выяснить на уроке? (способы охраны природы)

-Для того чтобы определить способы охраны природы нам необходимо разбиться на 5 команд.

5.Открытие нового знания.

Практическая работа (работа в группах)

I группа «Лингвисты»

II группа «Историки»

III группа «Экологи»

IV группа «Защитники природы»

V группа «Охрана растений и животных»

На игровом поле представлены сектора пяти категорий:

  1. ЖЕЛТЫЙ СЕКТОР В секторах данной категории команда получает следующее задание: ответить на один вопрос из серии "Гиннес Шоу", т.е. "самое-самое" в природе, (приложение1). За правильный ответ команда может получить 1 балл.


2. ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР

В секторах данной категории команда должна ответить на два вопроса из серии "Растительный мир планеты" (приложение 2). За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл.


3. СИНИЙ СЕКТОР

В секторах этой категории команда должна ответить на три вопроса из серии "Животный мир планеты" (приложение 3). За каждый правильный ответ дается 1 балл.

4. "ДОБРОГО ПУТИ!"

На сектор данной категории команда имеет право поставить фишку и без выполнения задания. Если же команда желает заработать "счастливый билет" (без дополнительных баллов), она может ответить на вопрос по теме: "Словарь экологических терминов" (приложение 4).


5. "СТОП!" (красный)

Если команде достался сектор этой категории, то она обязана его занять (поставить туда свою фишку), но следующий свой ход должна будет пропустить.

Перекрестки представляют собой творческие мастерские. В них участие каждой команды обязательно.


I ПЕРЕКРЕСТОК "А"

Здесь команды должны создать "фантастический проект" под девизом "Чистая планета". Для проекта предлагаются следующие темы (на выбор):

"Город будущего";

"Лесопарк на крыше дома";

"Экологическая башня";

"Экологический конвейер";

"Автомобиль будущего" и т.д.

Это задание выполняется командой экспромтом в течение 5 минут. Проект необходимо изобразить на листе бумаги защитить, дав полное пояснение к нарисованному. Высшей оценкой этого конкурса являются 5 баллов.


II ПЕРЕКРЕСТОК "Б"

Это дуэль для капитанов. Победивший капитан получает 1 балл.

Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. Дети разгадают животное и как раз вспомнят алфавит.
1-а, 9-з, 17-п, 25-ч,
2-б, 10-и, 18-р, 26-ш,
3-в, 11-й, 19-с, 27-щ,
4-г, 12-к, 20-т, 28-ъ,
5-д, 13-л, 21-у, 29-ы,
6-е, 14-м, 22-ф, 30-ь,
7-ё, 15-н, 23-х, 31-э,
8-ж, 16-о, 24-ц, 32-ю, 33-я,


Задание 1 команде: Задание 3 команде: Задание 5 команде:
14 6 5 3 6 5 30 14 21 18 1 3 30 6 5 19 16 2 1 12 1
(медведь) (муравьед) (собака)

Задание 2 команде: Задание 4 команде:
19 20 18 6 12 16 9 1 13 6 16 17 1 18 5
(стрекоза) (леопард)


III ПЕРЕКРЕСТОК "В"

Это музыкальный конкурс. Он является домашним заданием. Команды должны подготовить к игре куплеты (частушки) в защиту окружающей среды. На данном перекрестке, как и на перекрестке "А" и "Б", задание командами выполняется не одновременно, а в зависимости от того, кто из них, когда достиг перекрестка. Высшая оценка - 5 баллов.

IV ПЕРЕКРЕСТОК "Г"

Это конкурс-экспромт на лучший экологический плакат. Время для выполнения этого задания может 5 минут. Высшая оценка - 5 баллов.

Игра считается оконченной в тот момент, когда одна из команд достигнет финиша. Если у этой команды оказалось меньшее количество баллов, чем у соперников, она должна доказать свою лидирующую позицию, т.е. ответить на вопросы, количество которых будет соответствовать количеству клеток (секторов), разделяющих ее с соперниками. Если же команда, достигшая финиша, не знает ответов на вопросы, либо ответы оказались неверными, отстающие соперники получают право ответа.



-Учитель:

Тревожные факты!

-За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.

-Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента ( это 20 га за сутки)

-Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.

-Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

-От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.

-Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.

-29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли»

-22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране.

- Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.


6. Работа с кадрами презентации. Собери пазлы с животными. Задание дается, если команды набирают одинаковое количество баллов, для выявления победителя игры.


7.Рефлексия

-Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали?

-А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Природа

  2. Загрязненная, беззащитная.

  3. Сохранять, беречь, любить.

  4. Природа требует бережного отношения.

  5. Жизнь.

7.Домашнее задание (дифференцированное):

1.обязательное: экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края)

2.творческое: выполните мини-проект:

а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора )

б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе)

в)«Стань природе другом» (сочинить стихотворение «Береги природу»)











Желтый сектор Приложение 1

"ГИННЕС ШОУ" - рекордсмены животного мира:

  1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Масса его тела достигает 150 т. Столько же весят 30 самых крупных африканских слонов).

  2. Как называется самая большая лягушка, длина тела которой может достигать 40 см, а ширина - 24 см? Если бы лягушка имела прямоугольную форму, какой периметр бы имела? (Лягушка-голиаф, 128)

  3. У какого животного самая большая пасть? (Крокодил. На втором месте - бегемот, а вот лев, царь зверей, занимает лишь третью позицию).

  4. Составьте задачу на основе факта и решите её: ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

  5. Какое животное дольше всех находится в состоянии спячки без еды?
    (Еж. 236 суток. Второе место занимает медведь. Он может голодать 180 дней).

  6. Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет)

  7. Какая змея самая ядовитая? (Мамба)

  8. Какая змея является самой большой? (Анаконда, или южноамериканский водяной удав. Его длина достигает 11 м 43 см, а масса до 200 кг) Сколько это тонн?

  9. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда. Длина его языка достигает 60 см, поэтому он начинается не во рту, и не в горле, а прикреплен к грудной клетке)

  10. Составьте задачу на основе факта и решите её: Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2 процента (это 20 га за сутки)

  11. Какое животное из млекопитающих, живущих сейчас на Земле, считается самым высоким? (Жираф. Высота его достигает 4,8-5,8 м. А во время кормежки он достает молодые побеги у деревьев на высоте 7 м. Даже новорожденный жирафенок имеет рост 2 м)

  12. Какая обезьяна является самой крупной? (Горилла. Масса тела ее составляет 420 кг, а рост 2м 18 см.) Переведите в другие единицы измерения.






Зеленый сектор Приложение 2

Вопросы к теме "Растительный мир"

  1. Какие лесные растения можно использовать для заварки чая? (Листья земляники, малины, черники, клюквы, кипрея, брусники.)

  2. Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос)

  3. Что такое паприка? (Красный перец)

  4. Есть ли у кактусов листья? (Да. Это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму. Иголки предотвращают потерю влаги и защищают растение от поедания животными)

  5. В каком регионе России грибы бывают выше окружающих деревьев? (В тундре, на Кольском полуострове, в устье реки Лены карликовые берёзы, ива и другие деревья невысокие и стелются по земле.)

  6. Какое дерево самое высокое в мире? (Гигантская секвойя. Произрастает в Калифорнии. Имеет возраст более 4000 лет и высоту более 110 м)

  7. Что такое торф? (Это коричневая смешанная масса растительности, находящаяся в стадии разложения. Используется в качестве топлива)

  8. Составьте задачу на основе факта и решите её: за последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.

  9. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница.)

  10. Что такое микология? (Это наука о грибах)

  11. Из каких растений получают сахар? (Сахарная свекла, сахарный тростник.)


Синий сектор Приложение 3

Вопросы к теме "Животный мир"

  1. Какая рыба плоская и лежит на дне? (Камбала)

  2. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (погибает)

  3. Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Во время зимнего сна)

  4. Почему гремучая змея носит такое название? (У гремучей змеи на кончике хвоста имеется погремок, который состоит из сухих ороговевших колечек кожи, чешуек. Погремок позволяет определить присутствие теплокровного организма, поскольку он чувствителен к изменениям температуры. Когда змея чувствует жертву, она трясет хвостом, чешуйки погремка трутся друг о друга. Возникает негром кий стук, который предупреждает жертву об опасности)

  5. Спят ли рыбы? (Да, но глаза у них остаются открытыми. Рыбы ложатся спать с наступлением темноты, при этом многие из них укладываются набок)

  6. Составьте задачу на основе факта и решите её: Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.

  7. Почему мухи могут ходить по потолку вверх ногами?
    (На ступнях ног, а их всего три пары, имеются подушечки, которые вырабатывают липкую жидкость. С каждым шагом мухи подушечки выделяют новую порцию жидкости, что и позволяет мухе удержаться в любом положении)

  8. Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы. Древесину они собирают с досок либо деревьев, на которых уже нет коры. При сборе древесины осы движутся назад, соскабливая дерево челюстями и смачивая ее. При этом образуются круглые шарики бумажной массы, которые при строительстве гнезда вытягиваются в пластины)

  9. Смеются ли гиены? (Да. Есть такой вид пятнистых гиен, которые, охотясь за добычей, издают пронзительный вопль, напоминающий смех. За это они получили название "смеющаяся гиена")

  10. Назовите животное, которое единственное на Земле не умеет поворачивать головы? (Крокодил)

  11. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)



Белый сектор Приложение 4

  1. Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? Биосфера

  2. Какое растение считалось священным у славян и отвечало за силу и достаток? Дуб

  3. Наука о животных. (Зоология.)

  4. Слой атмосферы, защищающий жизнь на Земле от проникновения сильной солнечной радиации, его толщина составляет от 19 до 35. Как он называется и какова его средняя толщина? (Озон, 27)

  5. Что такое орнитология? (Наука, изучающая жизнь птиц)

  6. Составьте задачу на основе факта и решите её: Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.

  7. Смог. Что это такое? (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

  8. Что такое экология? (Наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем (от организма до биосферы) и их взаимодействия с внешними условиями, буквально - "наука об организмах у себя дома")

  9. Что такое энтомология? (Наука о насекомых)

  10. Что такое экосистема? (Совокупность живых организмов и условий их существования и взаимосвязь между ними)

  11. Что значит, если на пути вам все чаще стал попадаться подорожник? (Значит, где-то рядом тропа)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект интегрированного урока "Проблемы экологии и окружающей среды"

Автор: Фазылгалиева Наталья Егоровна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Углеводороды. Основные источники месторождения в Казахстане "
    ["seo_title"] => string(68) "ughlievodorody-osnovnyie-istochniki-miestorozhdieniia-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "208481"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430824254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства