kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Историческая память народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Историческая память народа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Историческая память народа"»

Паспорт конкурсной работы


Название конкурсной работы

Разработка урока окружающего мира (обществознание) 4 класс по теме «Историческая память народа» (раздел «Страницы истории России»)

Субъект Российской Федерации,

муниципальное образование

Московская область, г/о Протвино

ФИО автора, место работы, должность

Хлыстова Светлана Сергеевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» (МБОУ «Гимназия») , учитель начальных классов

Контактные данные

142280 Московская область, г/о Протвино, ул. Победы, д. 2 Б, кв. 82;

т.8-965-422-07-38; [email protected]

Цель и задачи конкурсной работы

Цель: продолжить формирование национальной гражданской идентичности обучающихся через осознание места человека в истории государства; духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примере жизнедеятельности Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Задачи урока: 1.Формирование у детей уважительного отношения к истории и культуре России, к прошлому своей страны, своего края, формирование элементов культурологической грамотности.

2.Воспитание чувства гордости за свою страну, её народ.

3. Совершенствование умения детей находить и использовать информацию из различных источников.

4. Формирование мотивации к изучению своего края.

Краткое содержание конкурсной работы

Урок «Историческая память народа» ориентирован на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Он построен на базе системно – деятельностного подхода к обучению. С помощью отрывка из стихотворения Г.Р.Державина в начале урока создаётся проблемная ситуация. Следующие за этим этапы урока строятся в логической последовательности в форме подводящего диалога и соответствуют содержанию и поставленным целям и задачам урока.

Ведущая технология - технология проблемно – диалогического обучения, метод - подводящий диалог, который формирует логическое мышление и речь учащихся.

Содержание урока соответствует требованиям программы, возрастным особенностям детей, включает их жизненный опыт.

На уроке осуществляются межпредметные связи с уроками основ православной культуры, внеурочными занятиями «Духовная культура России» и внеклассной работой. Преобладают задания поискового характера, пробуждающие познавательную активность учащихся. На уроке прослеживается сочетание фронтальной и групповой работы. Высока доля самостоятельной деятельности детей. Наглядный материал используется в качестве иллюстрирования, источника информации, эмоциональной поддержки для решения учебных задач.

Домашнее задание, предлагаемое детям, творческое, развивающее.

Предполагаемые конечные

результаты, перспективы развития,

долгосрочный эффект

- понимание роли личности Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Владимира Храброго в истории Отечества;

- осознание важности роли личности в истории, умение высказывать своё отношение к исторической личности, к прошлому и настоящему родной страны;

-умение работать с историческими источниками;

-закрепление знаний о Куликовской битве;

- умение объяснять, какие поступки людей противоречат общепринятым правилам морали, а какие соответствуют им;

-мотивация к изучению своего края;

-уважительное отношение к истории и культуре России, к прошлому своей страны, своего края; чувство гордости за свою страну, её народ

Порядок контроля и оценки результатов

На уроке оценивание предметных результатов осуществляется за выполнение продуктивных заданий (заданий по использованию и применению знаний).

Оценка личностных результатов обучения основывается на степени сформированности у учащихся основ гражданской идентичности-чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности; развития способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Необходимые ресурсы

для реализации конкурсной работы

Проектор, презентация, исторические источники по теме урока



Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

I. Актуализация знаний

и постановка учебной проблемы.

1 3 1 1 2 3 5 1 2 3 5

-В начале урока я прочитаю вам строчки из стихотворения знаменитого поэта прошлого Г.Р. Державина

Вы согласны с Г.Р.Державиным? (ответы детей)

А как вы думаете, бесследно ли река времени уносит все дела людей? (Нет)

Какие события остаются в памяти людей? (Значимые, весомые, судьбоносные)

Но ведь события совершаются не сами по себе. Кто их совершает? (Люди)

Что вы понимаете под словом люди? (Народ и исторические личности)

Образы многих личностей хранит историческая память человечества.

Среди них и те, воспоминания о которых заставляют содрогаться, и те, чьи образы и поступки спустя века могут быть примером для людей.

В 1862 г., в год 1000-летия России, возникла мысль создать памятник, посвященный этому событию. На памятнике было решено изобразить скульптурную композицию из знаменитых личностей того времени.

Как вы думаете, много ли было на Руси за 1000 лет личностей, достойных быть запечатленными на этом памятнике? (ответы детей)

Очень много! Заседали специальные комиссии, в составе которых были знаменитые деятели культуры, жившие в то время. Из самых достойных выбирали достойнейших!

Скульптор М.О.Микешин, за которым было право решающего голоса, говорил, что выбирать нужно не разумом, а сердцем, отдавая предпочтение людям созидательного начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Как вы понимаете эти слова? (объяснения детей)


Познавательные УУД

Развиваем умения

-извлекать информацию из иллюстраций, текстов, учебных фильмов (1)

-выявлять сущность, особенности объектов (2)

-на основе анализа объектов делать выводы (3)

-ориентироваться в тексте и находить главную мысль (4)

- находить ответы на вопросы (5)

-использовать предметные знания и умения, полученные на разных уроках, для формирования целостной картины мира (6)


Коммуникативные УУД

Развиваем умения

-слушать и понимать других (1)

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (2)

-оформлять свои мысли в устной форме (развиваем монологическую речь) (3)

-работать в группах (4)

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной (5)


Регулятивные УУД

Развиваем умения

-высказывать своё предположение на основе работы с текстом (1)

-оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей (2)

-осмысливать цель и условие задания (3)

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию (4)


Личностные результаты


Развиваем умения

-высказывать своё отношение к исторической личности, к прошлому и настоящему родной страны (1)

-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (2)

-объяснять, какие поступки людей противоречат общепринятым правилам морали, а какие соответствуют им (3)

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к изучению своего края (4)

-уважительное отношение к истории и культуре России, к прошлому своей страны, своего края; чувство гордости

за свою страну, её народ (5)



Предметные результаты

Уметь

- рассказать о роли личности Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и Владимира Храброго в истории Отечества

- осознавать важность роли личности в истории

- работать с историческими источниками

-закрепить знания о Куликовской битве





II. Совместное открытие знаний, поиск решения проблемы.

1 2 3 5 1 2 3 1 3 1 5

Выбор был сделан. В 1862 г. В Великом Новгороде был установлен памятник «Тысячелетию России»

На памятнике были размещены 129 фигур. Это были известные правители, военачальники, писатели, поэты, художники, композиторы, просветители и религиозные деятели-все, кто за 1000 лет России оставил заметный след в её истории, в исторической памяти народа.



Давайте посмотрим на этот памятник.

Работа с учебным фильмом.

Информация, полученная нами из фильма, подтверждает или опровергает наше предположение?

III. Совместное применение знаний в ходе решения продуктивных задач.

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 3 4 1 2 3 4 5

А откуда человечество узнаёт о своём прошлом? Откуда черпали создатели памятника сведения об исторических личностях? (Летописи, жития…)

Давайте подробнее узнаем о двух исторических личностях. Для этого я предлагаю вам поработать с историческими источниками.


Групповая работа с историческими источниками

Предлагаю вам исследовать отрывки из жития этих людей. (Вспомните, пожалуйста, что такое жития. Возможно, на этом основании вы уже что-то сможете сказать об этих людях.) Ваша задача поработать с этими отрывками и определить, о ком идёт в них речь.


Пожалуйста, договоритесь, кто будет читать отрывок, а кто будет выражать общее мнение группы и называть исторического деятеля.

(Дети называют Сергия Радонежского и Дмитрия Донского)

Как вы думаете, есть ли они на памятнике? (Предположения детей)



Почему эти люди вошли в состав 129 выбранных личностей из большого числа претендентов? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему имена этих исторических деятелей чаще всего употребляются вместе: мы говорим Дмитрий Донской и сразу вспоминаем Сергия Радонежского, говорим о Сергии, вспоминаем Дмитрия Донского? (Ответы детей) (Они оба объединяли Русь)



Физкультминутка


Скажите, пожалуйста, а чьё имя ещё вспоминается, как только речь заходит о Сергии и Дмитрии Донском? (Предположения детей)

(Наш земляк Владимир Андреевич Серпуховской). Почему? (Ответы детей)

Хотите узнать о нашем земляке больше?



Групповая работа с отрывками из летописи и статьёй

из Серпуховской газеты.

Тогда вновь обратимся к историческим документам: одна группа получает отрывок из летописи, а другая статью из Серпуховской газеты.

Что нового вы узнали из предложенных текстов?

(Анализ предложенного материала детьми.)

Я работала с другим отрывком из летописи и узнала , что Владимир Андреевич повелел собрать на Куликовом поле всех убитых серпуховичей, привезти их в Серпухов в Высоцкий монастырь (основанный Сергием Радонежским) и похоронить на территории монастыря со всеми почестями. И до сих пор в монастыре ежегодно совершаются обряды в память о ратниках, сложивших голову на Куликовом поле.


Велико ли значение нашего земляка Владимира Храброго в истории страны? (Ответы детей)


Работа с учебным фильмом о Владимире Храбром.

Информация, полученная нами из фильма, подтверждает или опровергает наше предположение? (ответы детей)


Так что же связывает всех этих людей (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый)? (ответы детей)


( Куликовская битва; стремление к благу для страны; все они своими поступками остались в памяти народной)


Действительно, эта связь времён не прерывается. Мы с вами, живущие в 21 веке, ездили на экскурсию в Серпухов, видели этот памятник, поднимались на Соборную гору к крепостной стене, которую строили по повелению Владимира, участвовали в конкурсе сочинений и театральных постановок о Сергии Радонежском, побывали в Троице – Сергиевой Лавре.





Работа с видеовопросом .

Даже в тяжёлом 1942 г. эти исторические личности не стёрлись из народной памяти. Они вдохновляли советских людей на подвиг. Вспомните, о чём мы говорили на уроках основ православной культуры и внеурочных занятиях «Духовная культура России» и попробуйте ответить вопрос, который появится на доске.


(В 1942 году глава Русской Церкви митрополит Сергий обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви с призывом собрать средства на строительство танковой колонны, названной в честь святого князя, руководившего русским войском в Куликовской битве. Чьё имя носила танковая колонна?)

Эта информация подтверждает или опровергает наше предположение? (ответы детей)

IV. Итог урока.

Оценивание.

1 4 6 1 2 2 3

Так о чём же мы говорили сегодня на уроке? Сформулируйте его тему. (Историческая память народа)

Проверьте себя. Попробуйте найти в учебнике литературного чтения на с.6 (тема «Летописи. Былины. Жития») мысль, созвучную теме нашего урока.

(Дети находят фразу «Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его историческая память»)


V. Домашнее задание. Рефлексия.

1 2 3 4 5

Творческое задание:

из различных источников (газеты, книги, журналы, интернет….) подготовить интересные сообщения о Сергии Радонежском, Дмитрии Донском и Владимире Храбром (на выбор). Можно сделать презентацию.


Что нового узнали на уроке? Что показалось особенно интересным на уроке?
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Историческая память народа"

Автор: Хлыстова Светлана Сергеевна

Дата: 18.03.2023

Номер свидетельства: 627789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация для урока "Лидер нации - символ единства народа""
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-dlia-uroka-lidier-natsii-simvol-iedinstva-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "320884"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461165060"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Классный час на тему" Крещение Руси" "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-na-tiemu-krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "234504"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443457703"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "istorichieskaia-pamiat-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "178713"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424874182"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ЛЕВША - НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ И ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ. МАСТЕРСТВО И ТАЛАНТЛИВОСТЬ РУССКОГО НАРОДА. (По сказу Н.С.Лескова "Левша".) "
    ["seo_title"] => string(123) "lievsha-narodnyi-umieliets-i-patriot-svoiei-rodiny-mastierstvo-i-talantlivost-russkogo-naroda-po-skazu-n-s-lieskova-lievsha"
    ["file_id"] => string(6) "120624"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413742771"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства