1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 3 4 1 2 3 4 5 А откуда человечество узнаёт о своём прошлом? Откуда черпали создатели памятника сведения об исторических личностях? (Летописи, жития…) Давайте подробнее узнаем о двух исторических личностях. Для этого я предлагаю вам поработать с историческими источниками. Групповая работа с историческими источниками Предлагаю вам исследовать отрывки из жития этих людей. (Вспомните, пожалуйста, что такое жития. Возможно, на этом основании вы уже что-то сможете сказать об этих людях.) Ваша задача поработать с этими отрывками и определить, о ком идёт в них речь. Пожалуйста, договоритесь, кто будет читать отрывок, а кто будет выражать общее мнение группы и называть исторического деятеля. (Дети называют Сергия Радонежского и Дмитрия Донского) Как вы думаете, есть ли они на памятнике? (Предположения детей) Почему эти люди вошли в состав 129 выбранных личностей из большого числа претендентов? (Ответы детей) Как вы думаете, почему имена этих исторических деятелей чаще всего употребляются вместе: мы говорим Дмитрий Донской и сразу вспоминаем Сергия Радонежского, говорим о Сергии, вспоминаем Дмитрия Донского? (Ответы детей) (Они оба объединяли Русь) Физкультминутка Скажите, пожалуйста, а чьё имя ещё вспоминается, как только речь заходит о Сергии и Дмитрии Донском? (Предположения детей) (Наш земляк Владимир Андреевич Серпуховской). Почему? (Ответы детей) Хотите узнать о нашем земляке больше? Групповая работа с отрывками из летописи и статьёй из Серпуховской газеты. Тогда вновь обратимся к историческим документам: одна группа получает отрывок из летописи, а другая статью из Серпуховской газеты. Что нового вы узнали из предложенных текстов? (Анализ предложенного материала детьми.) Я работала с другим отрывком из летописи и узнала , что Владимир Андреевич повелел собрать на Куликовом поле всех убитых серпуховичей, привезти их в Серпухов в Высоцкий монастырь (основанный Сергием Радонежским) и похоронить на территории монастыря со всеми почестями. И до сих пор в монастыре ежегодно совершаются обряды в память о ратниках, сложивших голову на Куликовом поле. Велико ли значение нашего земляка Владимира Храброго в истории страны? (Ответы детей) Работа с учебным фильмом о Владимире Храбром. Информация, полученная нами из фильма, подтверждает или опровергает наше предположение? (ответы детей) Так что же связывает всех этих людей (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый)? (ответы детей) ( Куликовская битва; стремление к благу для страны; все они своими поступками остались в памяти народной) Действительно, эта связь времён не прерывается. Мы с вами, живущие в 21 веке, ездили на экскурсию в Серпухов, видели этот памятник, поднимались на Соборную гору к крепостной стене, которую строили по повелению Владимира, участвовали в конкурсе сочинений и театральных постановок о Сергии Радонежском, побывали в Троице – Сергиевой Лавре. Работа с видеовопросом . Даже в тяжёлом 1942 г. эти исторические личности не стёрлись из народной памяти. Они вдохновляли советских людей на подвиг. Вспомните, о чём мы говорили на уроках основ православной культуры и внеурочных занятиях «Духовная культура России» и попробуйте ответить вопрос, который появится на доске. (В 1942 году глава Русской Церкви митрополит Сергий обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви с призывом собрать средства на строительство танковой колонны, названной в честь святого князя, руководившего русским войском в Куликовской битве. Чьё имя носила танковая колонна?) Эта информация подтверждает или опровергает наше предположение? (ответы детей) |