kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фрагмент урока окружающего мира по теме «Изменения в погоде в осенний период». Дедуктивное исследование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент  урока  окружающего  мира в  3  классе  разработан  в  технологии  МДО. На  уроке организована работа  в  группах. Учащиеся  доказывают  гипотезу "В  осенней  погоде  происходят  изменения"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока окружающего мира по теме «Изменения в погоде в осенний период». Дедуктивное исследование.»

Фрагмент урока окружающего мира

по теме «Изменение в погоде в осенний период» (технология МДО)

Дедуктивное исследование.

Дата: 06.12.18 (чт)

Время проведения: 10:40-10:55

Класс: 3 класс

Цель урока: проанализировать данные Дневника наблюдений, собранные за осенний период; доказать гипотезу : «В осенней погоде происходят изменения»

Примечание: данные для заполнения таблиц дети собирают с помощью учителя, пользуясь своими Дневниками наблюдений; диаграммы для урока готовит учитель (за 2016-2018 г)

  • Обобщение (предметные)1:«С наступлением осени погода изменяется:

- температура воздуха от месяца к месяцу понижается;

- количество облачных и пасмурных дней увеличивается;

- осадки в виде дождя сменяются на осадки в виде снега;

- направление ветра изменяется, скорость ветров усиливается»

Междисциплинарное обобщение 2: «Всё течет, всИзменения происходят всегда и везде. Осенью в погоде происходят изменения».


Оборудование и материалы

Учитель:

  • Цитата Гераклита: «Все течёт, всё изменяется»

  • Обобщение 1. «Изменения происходят всегда и везде»

Обобщение2.«Изменения происходят в погоде»

«С наступлением осени погода изменяется:

- температура воздуха от месяца к месяцу понижается;

- количество облачных и пасмурных дней увеличивается;

-осадки в виде дождя сменяются на осадки в виде снега;

-направление ветра изменяется, скорость ветра увеличивается

  • Презентационное оборудование

  • Презентация

  • Ключ «Причины»

  • Таймер

  • Гипотеза «В осенней погоде происходят изменения»

ГИПОТЕЗА






Факт 1 Факт 2 Факт 3 Факт 4

Темпер. Облачн. Атм.явл. Ветер


Дети:

  • Работают в 4 парах

  • Рабочие материалы для пар

  • Маркеры

  • Подкладные листы

Обзор+ мотивация

  1. Работа с высказыванием Гераклита: «Всё течет и все меняется»

  2. Предложить детям доказать эту гипотезу

«В осенней погоде тоже происходят изменения»

  1. Что необходимо, чтобы доказать гипотезу?

(найти факты, которые опровергнут, уточнят, дополнят гипотезу)

  1. Какие факты будем искать? (как изменяется темп-ра, облачность, атм. явл.,направление и сила ветра)

  2. Какое исследование сегодня проведем? (дедуктивное: есть гипотеза, нужно найти факты….)




Вывесить гипотезу







Вывесить факты

Целеполагание

Какова цель урока?

Что необходимо, чтобы начать исследование? (материалы, оборудование, план)


Найти факты, подтверждающие, опровергающие или уточняющие гипотезу

Планирование

План работы

  1. Рассмотреть таблицу, ответить на вопросы. Сделать частные выводы.

  2. Рассмотреть диаграмму, ответить на вопросы. Сделать частные выводы.

  3. Сделать вывод (относительно гипотезы).


Знакомятся с планом, кратко формулируют шаги работы (работа с таблицей и выводы; работа с диаграммой и выводы; вывод относительно гипотезы)

Исследование

Учитель выдаёт: рабочие листы, маркеры каждой паре

Учитель включает таймер:

-2 мин 30 с- на заполнение рабочего листа с таблицей;



- 2 мин 30 с- на заполнение рабочего листа с диаграммой;


Работают в парах



Подают сигнал выполнения первой части задания «Олично»


Подают сигнал выполнения первой части задания «Олично»

Отчеты пар










Пары выходят, размещают рабочие листы под своим фактом; зачитывают свои выводы


Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура

+

2

Облачность

+

3

Атмосферные явления

+

4

Ветер

+


Все слушают и фиксируют в таблице изменения по каждому факту









Связывание информации

Учитель: посмотрите на пометки в третьем столбике таблицы

- Что можете сказать?

- Можно ли утверждать, что в осенней погоде за три месяца произошли изменения?

- Можно ли сказать , что гипотеза урока полностью доказана? Почему?




Напротив всех фактов стоит +;

Да


Найдены все 4 факта, подтверждающие гипотезу

Рефлексия

Вернуться к 3 пункту плана. Сделать вывод относительно гипотезы

С наступлением осени в погоде происходят изменения. Гипотеза доказана.

Мотивация

Учитель помещает на доску ключ



ПРИЧИНА










Дети формулируют вопрос, на который будут искать ответ на следующем уроке






Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура


2

Облачность


3

Атмосферные явления


4

Ветер




Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура


2

Облачность


3

Атмосферные явления


4

Ветер




Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура


2

Облачность


3

Атмосферные явления


4

Ветер




Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура


2

Облачность


3

Атмосферные явления


4

Ветер




Пара

Факт изменения

Наличие изменения (+/ -)

1

Температура


2

Облачность


3

Атмосферные явления


4

Ветер




ПРОДОЛЖИТЕ-ЛЬНОСТЬ ДНЯ

ТЕМПЕРАТУРА

ОБЛАЧНОСТЬ

АТМОСФЕР-НЫЕ ЯВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ

И СИЛА ВЕТРА













ТЕМПЕРАТУРА.

1

ОСЕНЬ 2018 ГОДА.

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

В ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

СРЕДНЯЯ

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

сентябрь

октябрь

ноябрь





______ ̊ С

Вывод1.Температуравоздухаот месяца к месяцу _____________

____________________________.

Вывод 2.Средняя температура осенью 2018 года составила _________ ̊ С.










Вывод 3. Осень 2018 года была ______________________ ,

чем осень 2016 - 2017 гг.


Вывод 4. Средняя температура воздуха осенью за последние три года ____________________.






ДИАГРАММА

1

ЕКАТЕРИНБУРГ

СРЕДНЯЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА

ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.

+ О,2 ̊ С

ЗАДАНИЕ

  1. Рассмотрите таблицу. Сравните показатели 1-го, 2-го, 3-го столбиков

Что интересного заметили?

Допишите вывод№ 1 (понижалась / повышалась /не изменилась).


  1. Рассмотрите последний столбик таблицы.

Допишите вывод №2 (впишите данные).


3.Рассмотрите Диаграмму средних осенних температур в 2016, 2017,

2018 годах. Что интересного заметили?

Допишите вывод № 3 (теплее / холоднее)


4. Допишите вывод 4 (изменялась: повышалась/ понижалась /

оставалась прежней).






ОБЛАЧНОСТЬ.

2

ОСЕНЬ 2018 ГОДА.


МЕСЯЦ

ОБЛАЧНОСТЬ


ясно

облачно

пасмурно

сентябрь

_______дн.

________дн.

________дн.

октябрь

_______дн.

________дн.

________дн.

ноябрь

_______дн.

________дн.

________дн.

Всего:

_______дн.

________дн.

________дн.



Вывод 1.С наступлением осени количество ясных дней ______ _____________­­___, а количество облачных и пасмурных дней ___________________________.


Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали _________________

_________________________ дни.

Вывод 3. Осенью 2016-2018 гг.____________________ и __________________ дней было больше, чем ________________ дней.


Вывод 4. В разные годы соот-ношение ясных,облачных и пас-мурных дней ________________.

ДИАГРАММА

2

ЕКАТЕРИНБУРГ

ОБЛАЧНОСТЬ. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.

ЗАДАНИЕ

  1. Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы: Увеличивается ли

количество ясных дней к концу осени?

Допишите вывод№ 1 (уменьшается/ увеличивается).


  1. Рассмотрите последнюю строку таблиц «Всего». Допишите

вывод № 2 (ясные / пасмурные, облачные дни).


  1. Рассмотрите диаграмму облачности осенью 2016, 2017, 2018 годов.

Ответьте на вопрос: Каких дней было больше осенью 2016-2018гг?

Допишите вывод № 3 (ясных/ облачных/ пасмурых/ облачных и пасмурных)


  1. Рассмотрите диаграмму облачности осенью 2016, 2017, 2018 годов.

Ответьте на вопрос: Одинаковым ли было количество ясных,

облачных и пасмурных дней за последние три года?

Допишите вывод № 4 (разное, одинаковое).



АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

3

ОСЕНЬ 2018 ГОДА.


МЕСЯЦ

ОСАДКИ

Осадки в виде

Осадки в виде * *

сентябрь

_______ дн.

________дн.

октябрь

_______дн.

________дн.

ноябрь

_______дн.

________дн.

Всего:

_______дн.

________дн.



Вывод 1.В начале осени осадки выпадали в виде ____________, а позже - в виде _____________.






Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали осадки в виде ________________________.



Вывод 3. Осенью 2018 года дней с осадками в виде дож-дя было _______________, чем осенью 2016 -2017 гг.; дней со снегом было ________________, чем осенью 2016 года, но

________________, чем осенью 2017 г.

Вывод 4. Каждую осень на смену осадкам в виде ________

приходят осадки в виде ______________.












ДИАГРАММА

3

ЕКАТЕРИНБУРГ

АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГГ.

ЗАДАНИЕ

  1. Рассмотрите строчки таблицы «сентябрь» и «ноябрь».Ответьте навопрос: Каких осадков было больше в начале осени, а каких- к концу осени?

Допишите вывод № 1 (снега, дождя, града).


  1. Рассмотрите строчку таблицы «Всего». Ответьте на вопрос:

Какие осадки преобладали осенью 2018 г.?

Допишите вывод № 2 (снега, града, дождя).


  1. Рассмотрите диаграмму «Атмосферные явления» осенью 2016,

2017, 2018 годов.

Сравните количество дней с осадками в виде дождя и в виде

снега за три последние три года в осенний период.

Допишите вывод №3 (больше, меньше, одинаковое).


4. Ответьте на вопрос. Как изменяется вид осадков в течение осени?

Допишите вывод № 4 (дождя, снега, града).



НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА.

4

ОСЕНЬ 2018 ГОДА.



МЕСЯЦ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА

С

С-В

С-З

Ю

Ю-В

Ю

В

З

сентябрь

(частота)

7,5%

Сл.

4 %

Сл.

12,4 %

Сл.

15,4%

Сл.

10%

Сл.

12,9%

Сл.

10%

Сл.

27,9%

Сильн.-1день

октябрь

(частота)

1,7%

Сл.

1,7%

Сл.

11,8 %

Сл.

18,5%

Сл.

7, 6%

Сл.

16, 4%

Сл.

1,7%

Сл.

40,8%

Сл.

ноябрь

(частота)

8,7%

Сл.

1,9%

Сл.

4,3%

Сл.

10,1%

Сл.

3,4%

Сл.

30,8%

Сл.

2,9%

Сл.

38%

Сл.

Всего:

17,9%

7,6%

28,5%

44%

21%

60,1%

14,6%

106,7%










Вывод 1.Осенью 2018 года дули ветры ________________________

направлений.


Вывод 2.Осенью 2018 года преобладали __________________ ____________________________________________________ветры .



Вывод 3. За последние три года направление преобладающего ветра ___________________











ДИАГРАММА

4

ЕКАТЕРИНБУРГ

НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА. ОСЕНЬ 2016- 2018 ГОДЫ



ЗАДАНИЕ

  1. Рассмотрите данные таблицы. Дайте ответ на вопрос: ветры

каких направлений дули осенью 2018 года?

Допишите вывод № 1(разных /одного направления).


  1. Рассмотрите последнюю строку таблицы «Всего». Ответьте

на вопрос: Какие ветры преобладали осенью 2018 года? Допишите

вывод № 2 (три преобладающих направления)


  1. Рассмотрите диаграмму«Атмосферные явления»осенью 2016,

2017, 2018 годов.

Ответьте на вопросы:

А) Какие направленияветров преобладали в осенний период за

последние три года?

Б) Изменялось ли направление преобладающего ветра на

протяжении последних трех лет?

Допишите вывод № 3 (изменялось / оставалось прежним).




Ф-1.Температура

Ф-2. Облачность

Ф-4. Ветер

(направление)

Ф-3. Атмосферные

явления

(осадки)









ВСЁ ТЕЧЁТ,

ВСЁ

ИЗМЕНЯЕТСЯ

Гераклит Эфесский,

древнегреческий философ




















В ОСЕННЕЙ ПОГОДЕ ПРОИСХОДЯТ ИЗМЕНЕНИЯ








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никуленок Ирина Викторовна

Дата: 12.06.2019

Номер свидетельства: 514489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства