Просмотр содержимого документа
«Домашние опасности.Пожар»
Тема: Домашние опасности .Пожар 2 класс
Цели урока:
Ознакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров в помещении;
Прививать навыки осторожного обращения с огнём и правильного поведения при возникновении пожара;
Помочь запомнить номер телефона пожарной части;
Воспитывать чувство ответственности.
Знать: причины возникновения пожара, правила поведения на пожаре, номер телефона пожарной части.
Уметь: правильно действовать в чрезвычайной ситуации.
Оборудование: табличка с номером 01, план эвакуации на случай пожара, телефоны, звонок, респираторы, марлевая повязка, сигнальные карточки, фуражка пожарника, рисунок пожарника, свечка и спички, магнитофон, фломастеры, заготовки знаков, таблица с надписью: “1. Набери номер телефона 01. 2. Назови адрес, имя, фамилию”.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Давайте настроимся на урок (“Мы пришли сюда учится…”)
2. Проверка домашнего задания.
- Над какой большой темой мы работаем? (Здоровье и безопасность). - О чём мы говорили на наших уроках? - Назовите тему предыдущего урока. (Домашние опасности). - Дома вы работали по группам, рисовали специальные предупреждающие знаки и должны были их прорекламировать. (Выступления групп). - Оцените работу 1 группы, 2-ой, 3-ей. (Сигнальный веер). - Кто хочет дополнить ответы ребят?
3. Введение в тему урока.
- Сегодня мы продолжим разговор о том, какие опасности подстерегают нас дома. Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Рассказ о неизвестном герое” и определите тему урока:
Ехал один гражданин по Москве – Белая кепка на голове, Ехал весной на площадке трамвая, Что-то под грохот колёс напевая. Вдруг он увидел – напротив в окне Мечется кто-то в дыму и огне. Много столпилось людей на панели. Люди в тревоге под крышу смотрели: Там из окошка сквозь огненный дым Руки ребёнок протягивал к ним.
- Что случилось в этом доме? (Пожар. Звучит звонок). - Итак, назовите тему нашего урока. - На какой вопрос вы хотели бы получить ответ? Обсудите в группах. - Вопросы урока: почему возникает пожар, как себя вести во время пожара, как потушить пожар, куда обратиться за помощью?
4. Изучение новой темы.
- Каждый человек стремится обустроить свой дом как можно уютнее, удобнее и теплее. И в этом ему помогает то, о чём говорится в загадке:
Накормить его – живёт, Напоить – и он умрёт.
(Огонь)
Зажигается свеча.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, огонь – наш друг или враг? - Давайте послушаем небольшую радиопередачу. (Магнитофонная запись: учитель сам составляет и записывает рассказ или приводит случай про пожар). - Приведите примеры, когда огонь выступает, как друг человека, помощник, и как враг. (Книга “Где работает огонь”). - Почему огонь из друга может превратиться во врага? (Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём). - Поднимите руки те, кто был свидетелем пожара? Какие чувства вы испытали? (Страх, растерянность, ужас).
Работа по учебнику с.29:
- Однажды Серёжа и его папа тоже стали очевидцами пожара. - Пожар – одно из самых страшных и опасных бедствий. Подумайте и скажите, чем опасен пожар? Обсудите в парах. (Звенит звоночек).
Дети делают вывод. Пожар – самое страшное и опасное бедствие.
- Вспомните стих. С.Маршака “Кошкин дом”:
Тили – бом, тили – бом, Загорелся кошкин дом…
- Отчего он загорелся? (Печка оставлена без присмотра). - Что ещё может быть причиной пожара?
Работа по учебнику стр.30. Пожар, свидетелями которого стали Серёжа и папа, возник из-за того, что кто-то из жильцов оставил без присмотра включённый утюг. Люди не соблюдали правила пожарной безопасности.
- Составьте правила пожарной безопасности. (Не играй со спичками, зажигалками. Выключай электроприборы, газ. Не зажигай фейерверки, петарды, бенгальские свечи, бытовые свечи без взрослых). - Прочитайте памятку с правилами в учебнике на стр.30. - Какие правила пожарной безопасности мы не назвали?
Проводится игра “Запрещается – разрешается”.
- Я буду называть основные правила пожарной безопасности, а вы должны показать соответствующий цвет светофора (сигнальные карточки):
а) Бросать горящие спички в помещении? б) Кричать и звать на помощь взрослых? в) Пользоваться повреждёнными розетками? г) Оставлять без присмотра включённые в сеть электронагревательные приборы? д) Вывести из горящего помещения людей? е) Использовать все средства для тушения пожара?
- Вспомните, когда загорелся Кошкин дом, кто из гостей не растерялся? (Курица). - Как она тушила пожар? (Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом). - Если пожар всё-таки возник, как нужно себя вести? (Так, как ведёт себя Кошка, поступать нельзя. Нельзя паниковать, пугаться). - Существуют правила поведения на пожаре:
а) Если огонь небольшой, можно его затушить водой, набросить плотную ткань, одеяло. б) Если огонь не погас – убегай из дома в безопасное место. Звони по телефону 01. в) При пожаре в подъезде не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься. г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Обобщение по учебнику стр.31.
- Но нужно знать, куда бежать. Если в школе вдруг возник пожар, необходимо эвакуироваться, т.е. выйти из опасной зоны. Как выходим? (План эвакуации школы, подаётся сигнал тревоги: короткие звонки, знаки на стенах “Бегущий человек”).
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. - Вывод. Запомнить взрослым необходимо: чаще в пожарах гибнут от дыма. - Как ещё можно защититься от дыма? (Марлевые повязки, респираторы). - Задание. Надеть респиратор за 10 секунд.
Загадка (иллюстрация пожарника).
С огнём бороться мы должны – Мы смелые работники. С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны, Так кто же мы …?
(Пожарники).
- Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как вы думаете, почему? (Люди поздно сообщают о пожаре, не могут правильно назвать адрес из-за паники, волнения)
Пожарник:
Ты о пожаре услыхал – Скорей об этом дай сигнал. Смело трубку в руку взять, “01” сумей набрать. И назвать ещё потом город, улицу и дом, И квартиру, где живёте, И с каким она замком, И ещё сказать: “Даю вам фамилию свою, Также номер телефона, У которого стою”.
- ПОЖАР МЫ БЫСТО ПОБЕДИМ, КОЛЬ ПОЗВОНИМ ПО … 01! (Карточка 01) - Почему телефон пожарной службы 01? (Простой, легко запомнить, дорога каждая минута, даже в темноте легко набрать) - Как правильно вызвать пожарных по телефону? Игра “Позвони пожарным” (телефон). Помните, от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные. - Как вы думаете, можно ли звонить по телефону 01 ради развлечения, если пожара нет? Почему?
Работа по учебнику на стр.31.
- Рассмотрите предметы, изображённые на стр.31. Для чего они необходимы? Как ими пользоваться?
5. Практическая работа.
Придумать и нарисовать условные знаки к правилам пожарной безопасности:
1 гр. – Никогда и нигде не играй со спичками. 2 гр. – Не оставляй без присмотра включённый утюг или чайник. 3 гр. - В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
6. Итог урока.
Оценка работы в группах.
Настроение на уроке.
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и тепло жить в нашем доме?
- Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте!
- Деревянные сестрички в коробочке. Это … (спички). - Вы запомните, друзья, детям спички брать … (нельзя). - Предупреждаем всех недаром: трудно справиться с … (пожаром). - При пожаре не зевай, огонь водою … (заливай). - А чтоб не случилась в твоём доме беда, советы взрослых слушай … (всегда). - Легче, чем пожар тушить, нам его … (предупредить).
7. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему “Огонь – друг, огонь - враг” (по выбору); стр.29-31, запомнить правила пожарной безопасности.