kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольная рабо по окружающему миру 3 класс "Эта удивительная природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл представляет собой готовый комплект материалов для проведения контрольной работы по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. Работа посвящена теме «Эта удивительная природа» и предназначена для проверки знаний учащихся по ключевым разделам естествознания в рамках начальной школы.

Структура документа

Файл содержит следующие основные разделы:

1. Два варианта контрольной работы

  • Вариант 1 и Вариант 2 — равноценные по сложности и объёму, что позволяет организовать работу в классе без списывания.

  • Каждый вариант включает пять частей с разнообразными типами заданий:

    • Часть 1: Выбор одного правильного ответа (5 вопросов)

    • Часть 2: Завершение предложений (5 заданий)

    • Часть 3: Установление соответствий (3 задания)

    • Часть 4: Развёрнутые ответы на вопросы (2 вопроса)

    • Часть 5: Выбор верных утверждений (5 утверждений)

2. Спецификация работы

Подробное методическое описание, включающее:

  • Цели проведения

  • Структуру и типы заданий

  • Критерии оценивания

  • Шкалу перевода баллов в оценки

  • Рекомендации по проверке

  • Ключи с правильными ответами для обоих вариантов

3. Тематическое содержание

Работа охватывает следующие темы:

  • Вещества и их состояния (вода, лёд, пар, воздух)

  • Почва и её значение

  • Растения и их потребности

  • Животные (классификация по типу питания)

  • Грибы (строение, отличие съедобных и несъедобных)

  • Природные явления (испарение, круговорот воды)

  • Экологические связи (цепи питания, взаимозависимость)

  • Охрана природы (бережное отношение к воздуху, воде, растениям и животным)

Особенности и преимущества

  • Дифференцированный подход: задания разного уровня сложности (от репродуктивных до творческих)

  • Системность проверки: сочетание тестовых заданий и заданий, требующих развёрнутого ответа

  • Методическая завершённость: наличие спецификации и ключей делает документ полностью готовым к использованию

  • Соответствие ФГОС: работа проверяет как предметные знания, так и метапредметные умения (анализ, сравнение, объяснение)

  • Экологический аспект: акцент на понимание взаимосвязей в природе и необходимости её охраны

Практическая ценность

Документ является полностью готовым инструментом для учителя начальных классов и позволяет:

  • Провести объективную проверку знаний учащихся

  • Сэкономить время на подготовке контрольных материалов

  • Обеспечить единые критерии оценивания

  • Получить диагностическую информацию об усвоении темы

  • Использовать материалы для подготовки к ВПР по окружающему миру

Формат и оформление

  • Чёткая структура с визуальным выделением частей

  • Простые и понятные формулировки заданий

  • Возрастосообразное оформление (крупный шрифт, понятные значки)

  • Наличие места для указания фамилии ученика и даты

Этот документ представляет собой качественный образовательный ресурс, сочетающий учебную содержательность с методической продуманностью, и может быть использован как для итогового контроля, так и для тренировочных занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная рабо по окружающему миру 3 класс "Эта удивительная природа"»

Контрольная работа по окружающему миру

Тема: «Эта удивительная природа» 3 класс

Вариант 1.

Учени___ 3 класса_________________________________________________________

Дата: 18.12.2025


Часть 1. Выбери один правильный ответ.

1. Маленькие частички, из которых состоят все вещества, — это:

а) зёрнышки

б) частицы

в) бусинки


2. Прозрачный газ, которым мы дышим, — это:

а) пар

б) воздух

в) дым


3. Что такое почва?

а) песок

б) глина

в) верхний плодородный слой земли


4. Без чего не могут жить растения?

а) без ветра

б) без солнца

в) без дождя


5. Животных, которые питаются растениями, называют:

а) хищники

б) растительноядные

в) всеядные

Часть 2. Закончи предложение.

1. Лёд — это вода в ___________________ состоянии.

2. Вода превращается в лёд при ___________________.

3. Гриб состоит из шляпки и ___________________.

4. Чтобы сберечь природу, воду нужно ___________________.

5. Бабочка, заяц, лягушка — это примеры ___________________.


Часть 3. Соедини стрелками.

Соедини природное явление с правильным описанием.

1. Испарение

Вода превращается в пар.

2. Круговорот воды

Вода путешествует в природе: испаряется, образует облака, выпадает дождём.

3. Охрана растений

Нельзя рвать редкие цветы и ломать ветки.


Часть 4. Ответь на вопрос.

1. Почему нужно охранять воздух?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Приведи пример цепи питания в лесу.

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Часть 5. Отметь верные утверждения (✔).

  • Воздух не имеет веса.

  • Почва нужна для жизни растений.

  • Все грибы можно есть.

  • Солнце — главный источник света и тепла для Земли.

  • Животных нужно охранять, не разорять гнёзда и норы.


Контрольная работа по окружающему миру

Тема: «Эта удивительная природа»

Вариант 2

Учени___ 3 класса _______________________________________________________

Дата: 18.12.2025


Часть 1. Выбери один правильный ответ. Обведи букву с правильным ответом.

1. Из чего состоит воздух?

а) из одних газов

б) из смеси газов

в) из пара и дыма


2. В каком состоянии вода течёт в реке?

а) в твёрдом

б) в жидком

в) в газообразном


3. Главная часть гриба, которая находится в почве, — это:

а) шляпка

б) ножка

в) грибница


4. Животные, которые поедают других животных, называются:

а) растительноядные

б) хищники

в) насекомые


5. Что растения получают от Солнца?

а) только воду

б) только тепло

в) свет и тепло

Часть 2. Закончи предложение. Впиши нужное слово.

1. Вода в газообразном состоянии — это ______________________.

2. Верхний, рыхлый и плодородный слой земли — это ______________________.

3. Дуб, ромашка, мох — это примеры ______________________.

4. Процесс, когда растение даёт семена или новые побеги, называется ______________________.

5. Трава → кузнечик → птица. Это пример ______________________.

Часть 3. Соедини стрелками. Соедини объект с его описанием.

1. Вода


Смесь газов, которой мы дышим.

3. Воздух


«Дом» для корней растений.

2. Почва


Прозрачная бесцветная жидкость







Часть 4. Ответь на вопрос.

1. Для чего растениям нужна почва?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Что произойдёт, если в лесу исчезнут все хищные птицы?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Часть 5. Отметь верные утверждения (✔).

  • Вода может находиться только в жидком состоянии.

  • Воздух есть везде: и в комнате, и в стакане.

  • Все грибы полезны для человека.

  • Животные помогают растениям размножаться.

  • Чтобы сохранить воду чистотой, нельзя загрязнять реки.



Спецификация контрольной работы по окружающему миру

Тема: «Эта удивительная природа»

Класс: 3

Время выполнения: 30–35 минут

Цель: проверить усвоение тем о природных объектах, веществах, взаимосвязях в природе и необходимости её охраны.


Структура и содержание работы:

Часть

Тип заданий

Количество заданий

Проверяемые умения

1

Выбор одного правильного ответа

5

Узнавание и различение природных объектов, явлений, понятий.

2

Завершение предложения

5

Владение основными терминами, понимание свойств веществ и явлений.

3

Установление соответствия

3

Понимание взаимосвязей и признаков объектов природы.

4

Ответ на вопрос

2

Умение объяснять причинно-следственные связи, приводить примеры.

5

Выбор верных утверждений

5

Умение анализировать информацию, отделять верные факты от ошибочных.


Разбалловка (оценивание):

Часть

Макс. баллов

Критерии оценивания

1

5

1 балл за каждый верный ответ.

2

5

1 балл за каждый, верно, вписанный термин (допускаются синонимы, если они не искажают смысл).

3

3

1 балл за каждое верное соответствие.

4

4

2 балла за каждый полный ответ:
— 1 балл за верный, но неполный ответ;
— 0 баллов за неверный или отсутствующий ответ.

5

3

1 балл за каждый верно отмеченный пункт,
штраф за неверные отметки не начисляется (только за верные).

Итого

20 баллов


Шкала перевода баллов в оценку:

Оценка

Баллы

Процент выполнения

5

18–20 баллов

90–100%

4

14–17 баллов

70–89%

3

10–13 баллов

50–69%

2

менее 10 баллов

менее 50%

Рекомендации по проверке и проведению:

  1. Часть 4 (развёрнутые ответы) оценивается по смысловой полноте, а не дословному совпадению с ключом.

  2. Возможные варианты ответов для части 2:

    • Вариант 1: 1) твёрдом; 2) замерзании / охлаждении; 3) ножки; 4) экономить / беречь / охранять; 5) животных.

    • Вариант 2: 1) пар; 2) почва; 3) растений; 4) размножение; 5) цепи питания.

  3. В части 5 важно, чтобы ученик отметил только верные утверждения:

    • Вариант 1: верные — 2, 4, 5.

    • Вариант 2: верные — 2, 4, 5.

Ключи для проверки:

Вариант 1:

  1. б; 2. б; 3. в; 4. б; 5. б.
    Часть 2: твёрдом, замерзании, ножки, экономить/охранять, животных.
    Часть 3: 1 → Вода превращается в пар; 2 → Круговорот воды; 3 → Охрана растений.
    Часть 4: примерные ответы:

  2. Чтобы дышать чистым воздухом, он нужен растениям и животным.

  3. Трава → заяц → волк / лист → гусеница → птица.
    Часть 5: верные: 2, 4, 5.

Вариант 2:

  1. б; 2. б; 3. в; 4. б; 5. в.
    Часть 2: пар, почва, растений, размножения, цепи питания.
    Часть 3: 1 → Прозрачная бесцветная жидкость; 2 → «Дом» для корней растений; 3 → Смесь газов, которой мы дышим.
    Часть 4: примерные ответы:

  2. Чтобы получать из неё воду и питательные вещества, удерживаться корнями.

  3. Станет слишком много грызунов/насекомых, нарушится равновесие в лесу.
    Часть 5: верные: 2, 4, 5.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольная рабо по окружающему миру 3 класс "Эта удивительная природа"

Автор: Шелкунова Дарья Юрьевна

Дата: 19.12.2025

Номер свидетельства: 679431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства