Работа на школьных опытных участках дает возможность детям воочию увидеть то, что раньше видели лишь на картинке в учебнике, живо проведут наглядную связь между теорией и практикой, между иллюстрацией и реальным животным, растением, насекомым. Это повысит интерес к курсу «Окружающий мир», сделает детей более активными на уроках и при выполнении домашних заданий, их восприятие курса «Окружающий мир» будет строиться на интересе и желании узнать больше.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Дарвинская площадка. Виды грунта.»
Экскурсия по экологической тропе. Я познаю мир.
Тема: Дарвинская площадка. Виды грунта.
Учитель начальных классов
Липова Нина Ивановна
2 «б» класс
Гипотеза: создание географической и Дарвинской площадок на территории школы облегчит выполнение практических работ, наблюдений и повысит интерес к изучению окружающего мира в начальной школе, географии и биологии в старших классах.
Цель: познакомить детей с видами грунта, красотой и богатством родной природы. Задачи: 1. Учить детей внимательно слушать и воспринимать новую познавательную информацию. 2. Познакомить детей с новым словами: карьер, гравий щебень, плодородие, полезное ископаемое. 3. Развивать желание узнавать как можно больше об окружающей их природе. 4. Воспитывать любовь к своему родному краю.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, выполнять учебно- познавательные действия, делать обобщения, выводы. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесси результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения,учиться высказывать свое предположение;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно - познавательных задач.
Личностные: применять правила делового сотрудничества.
Оборудование: тарелочки, лупа, баночки с водой , салфетки.
Ход занятия.
1.Актуальность и проблема
Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации мы подчас не замечаем окружающий его мир. Научиться видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач гармоничной личности. Изучение природы должно строиться на основе сравнения с природой своего края. Поэтому использование материала на уроках окружающего мира, географии, биологии способствует формированию более глубоких и прочных знаний, помогает нам познать красоту окружающей природы, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. Когда-то были в каждой школе опытные участки. Выращивали школьники, в соответствии с прагматической концепцией обучения, овощи и пшеницу, изучали влияние удобрений на урожай. Но мне всегда по душе были опыты чисто биологические. Один из таких опытов – Дарвинская площадка. Приобщиться к стилю работы великого ученого было интересно. На экскурсии с детьми находили в красивом уголке квадратную площадку, засыпали песком и из года в год наблюдали, какие растения ее осваивают. В последние годы об этой традиции забыли, но вокруг столько Дарвинских площадок, что можно на каждом шагу найти тему для школьного исследовательского проекта. Зарастают колхозные поля, зарастают брошенные дачные участки, зарастают траншеи, наспех засыпанные глиной после ремонта теплотрасс. Сколько дикорастущих цветов в октябре! Белена - самая красивая, малиновые корзинки чертополоха поднялись выше всех, скромно стоят фонарики посевного горошка и белые звезды паслена. Идешь и думаешь, а что же появится следующей весной, ведь для ботаника она не за горами!?
Спешите радоваться, пока не выпал снег!
Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Комфортные условия должны быть не только в пределах здания школы или в классах, но и на пришкольной территории. В этом году на территории школы открылись новые учебно – опытные участки с отделами: овощных, цветочно – декоративных, плодово - ягодных культур, сказочная полянка, альпийская горка, географическая и дарвинская площадка.
Рассмотрев маршрут школьной экологической тропы, наметив маршрут, мы вышли на экскурсию по школьной экологической тропе. Стоял теплый , солнечный весенний день.
Актуализация знаний
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, Горы воздух и листва. Птицы звери и леса, Гром туманы и роса. Человек и время года - Это всё вокруг (природа).
- Что такое природа?
Наш маршрут проходил мимо сказочной полянки. Здесь мы вспомнили сказочных героев любимых сказок. Дальше мы остановились у альпийской горки. Альпийская горка – самостоятельный объект для наблюдений. Растения альпинария неприхотливы, большинство из них в естественной среде растет на каменистых участках или песке. Пример этих растений показывает приспособленность к различным условиям окружающей среды. На альпийской горке очень удачно сочетаются объекты неживой и живой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий. И наконец, вид альпийской горки, красота растений, сочетание различных красок – все это способствует развитию эстетического вкуса у детей. В мае 2018года в нашей школе были созданы две площадки : географическая и дарвинская. На географической площадке мы рассмотрели приборы, макеты. С помощью флюгера определили направление ветра. Когда подошли к следующему объекту, мы остановились и смотрели с недоумением, потому что он не вызывал поначалу никакого интереса. Это была настоящая, созданная по науке дарвинская площадка. Мне всегда по душе были опыты чисто биологические. Один из таких опытов – Дарвинская площадка. Дарвинская площадка создаётся с целью наблюдения за последовательностью заселения растений в естественных условиях на разных видах грунта. Наблюдая за появлением, ростом и развитием растений учащиеся знакомятся с различными примерами проявления внутривидовой и межвидовой борьбы растений за существование, сменой растительных сообществ, способами заселения различных видов растений. В ходе наблюдений углубляются биологические и экологические знания учащихся.
Для создания Дарвинской площадки была выбрана ровное место квадратной формы размером 2м X 2м. Площадка разбита на 4 ровные делянки размером 1 м2 х 1 м2.Каждая делянка отличалась от другой своим грунтом.
На момент посещения дарвинской площадки растений еще не было. Тогда мы решили узнать , почему квадраты заполняют разным материалом и что в дальнейшем времени мы можем наблюдать на этой площадке?
Сейчас мы с вами будем разбираться, чем заполнены эти квадраты?
2.Знакомство с видами грунта.
Делянка №1 Щебень. Беседа «Что мы знаем о камнях»
1.Отгадайте загадку: В сережках у мамы огнем он горит, В пыли на дороге ненужным лежит, Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? В.Мирясова
-Как вы думаете, ребята, что это такое?
-Это камни.
-Посмотрите на наши делянки, есть ли здесь камни?
-Да. На первой делянке насыпаны небольшие камешки.
-Как вы думаете, что это за камни?
-Затрудняетесь ответить? Тогда нам поможет загадка.
Он в земле карьер копает,
Гравий, щебень загружает.
Ковш железный, не лопата... Как зовут все?
-Проверим вашу внимательность.
-Экскаватор. Молодцы, правильный ответ.
-Проверим вашу внимательность. Что загружает экскаватор?
-Гравий, щебень.
-Первая делянка засыпана щебнем. Щебень – это камень, получаемый дроблением горных пород.
-Как вы думаете, где применяют эти камни?
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко – Что за машина?
Применение щебня очень широко: его можно использовать для приготовления бетонных смесей, засыпать им автомобильные и железнодорожные трассы.
3.Беседа по ТБ
Хоть не птица, а летает, в глаз попадет – фонарь зажжет
-Ребята, как вы думаете ,про что говорится в загадке?
-Это камень.
-А как камень может попасть в глаз и зажечь фонарь? Какое правило поведения нужно соблюдать на территории дарвинской площадки?
-Нельзя бросать камни в людей, в окно, в поезда.
4.Физкультминутка: Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх) До небес макушка (тянутся на цыпочках) Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук) Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук) Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой) И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки). Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону) (Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте). Раскатились камешки, и с той самой поры Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место). Делянка №2.Удивительный песок.
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Ответ: Песок
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
-Мы тоже сейчас поиграем с песком, но только играть мы с ним будем по науке. Сейчас эта делянка превратится в научную лабораторию, где мы будем проводить опыты.
Опыт 1.Из чего состоит песок?
Учитель предлагает рассмотреть песок на тарелочках при помощи лупы.
-Из чего состоит песок?
-Песок состоит из маленьких прозрачных камешков.
Ребята, правильно вы заметили. Эти камешки называются песчинками.
-Чем похожи и чем отличаются песчинки?
-Как вы думаете, как появились эти песчинки?
5.Рассказ о происхождении песка. Ветер, вода, солнце разрушает камни, в результате и появляется песок. Когда мы рассматривали песок через лупу, то видели много маленьких песчинок.
Эти маленькие песчинки похожи на частички мелких камешков.
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки бывают разного цвета и имеют разную форму – маленьких камешков.
Опыт 2. Учитель предлагает детям набрать в кулачок песка горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком?
-Он сыплется.
Опыт 3.Учитель предлагает взять формочки и построить различные фигурки из сухого песка. Получились ли фигурки? Почему? Как выйти нам из этой ситуации. Ваши предложения.
-Нужно песок полить водой.
Правильно, ребята. Я предлагаю продолжить опыт и посмотреть, что можно сделать из мокрого песка.
Практическая работа.
Вывод : подведем итоги , что мы узнали о песке.
Самостоятельное открытие: песок- это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, рыхлый. Из сухого песка поделки делать нельзя. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки, сухой песок имеет общее качество с водой, текучесть.
А сейчас наши научные сотрудники расскажут, как и где человек использует это полезное ископаемо
6.Сообщение детей.
-Из песка делают наждачную бумагу. Поверхность такой бумаги твёрдая, жесткая, зернистая. Наждачной бумагой затирают шероховатости на изделиях из дерева. Если у кого есть дома наждачная бумага, приносите, мы её рассмотрим и проверим в действии.
-Песок используют в фильтрах для очистки воды.
-Песок применяется при изготовлении стекла.
-Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.
-Во время гололёда дороги посыпают песком.
-Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.
-Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.
-Из песка создают песчаные скульптуры.
-На песке можно рисовать.
Вывод: песок- это уникальное чудо природы, которое мы имеем. Песок используется в различных сферах жизни людей. Трудно представить нашу жизнь без песка, без того, что можно из него сделать. Этот природный материал очень доступный, лёгкий в применении. Все эти свойства делают песок незаменимым в жизни человека.
7.Делянка№3. Почва. Чудесная кладовая
Ребята, для того, чтобы двигаться дальше отгадайте загадку. “Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и добром плачу. (Земля).
Учитель: Выправильно отгадали мою загадку — это земля. — А что вы подразумеваете под словом земля?
Дети: Земля— это земной шар, Родина, суша.
Учитель: У слова “земля” несколько значений. Одно из них – “почва”
-Как вы понимаете слово почва? На какой делянке мы можем увидеть ее?
-Там где насыпана черная земля.
Правильно, дети. Эти черные земли так и называют черноземы. Черноземные почвы богаты перегноем. Он придает им очень темный цвет или даже совсем черный цвет. Эти почвы самые плодородные. Хорошая почва – благо для сада. Состав почвы определяет рост растений и развитие растений, в ней они закрепляются корнями, получают воду и питательные вещества. Состав почвы мы будем изучать с вами в 3 классе.
8.Рассказ учителя.
— Почву можно сравнивать с тоненькой пленкой, которая укрыла землю нашей огромной планеты, а без этой пленки не было бы ни суши, ни растений, ни животных, ни человека. Почему? Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Исчезнут растения и животные и не смогут жить на земле и люди. Вот почему говорят, что земля дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы - нет.
Ребята , так что такое почва?
Почвою не вся земля зовется,
Только верхний плодородный слой земли,
Только в нем, когда пригреет солнце,
Прорастают семена весной.
8.Физкультминутка. Привал.
Учитель: После длительной работы нам необходим отдых, который я предлагаю провести с пользой.
Сейчас мы с вами пойдем в беседку и послушаем сказку.
Три ученика выходят к доске и рассказывают сказку.
«Давным-давно, когда на земле не было людей, недалеко от моря жила Гора. Долгое время она жила спокойно, никто не нарушал её покой. Её ласково согревало Солнышко, обнимал Ветер и обмывал Дождик. Но вот пришла Осень. Днем Гору ещё согревало Солнышко, а ночью прилетал злой холодный Ветер и приносил с собой Дожди, леденящие Гору. А дальше - Зима с морозами и метелями. И снова Весна – с весёлыми ручейками, ласковым Солнышком, но холодными ночами. А, как не нравились Горе эти перемены. Ночью приходилось съёживаться от холода, а днём было так приятно греться на Солнышке. Всё это не прошло даром, у Горы появились морщины-трещины. Она очень сокрушалась и плакала, а трещины становились всё глубже.
Ветер часто проносил кучи песка над Горой. Многие песчинки прятались от Ветра в морщинках Горы. Однажды там спряталось и Зёрнышко травы. Вскоре Дождик полил его, и выросла травка. Осенью она пожелтела, а потом и совсем упала. Под снегом высеялись новые Зёрна, а стебель перегнил. Так повторялось тысячи лет. Из перегнившей травки, мхов, лишайников образовалась Земля. Она всё больше укреплялась, выращивала больше травы, цветов, ведь была молодая и сильная. А Гора, старая и добрая, уступала ей место. Вскоре на Земле выросли и молодые сосенки. От Горы не осталось ничего, кроме маленьких камешков на щедрой почве, среди густых трав и молодых сосен».
Учитель.
-Что интересного вы узнали из этой сказки? Сколько лет потребовалось для образования почвы? Какая проблема стоит перед всем человечеством?
Верхний плодородный пласт почвы, который дает жизнь растениям, сам растет очень медленно. Ученые подсчитали, что для того, чтобы образовался пласт почвы толщиной 5 см, нужно не менее 2000 лет. А для нормального роста растений нужен пласт почвы толщиной хотя бы 50 см. Сосчитайте, сколько же нужно лет, чтобы образовалась почва такой толщины. Если неумело или небрежно вести хозяйство, то плодородная почва может погибнуть быстро и бесповоротно.
-Почва образуется очень медленно. Тысячи лет. Её защита - одна из главных задач человечества.Чтобы родила богатая почва, ее необходимо хорошо обрабатывать. В рыхлую почву хорошо проникают воздух и вода. Малоплодородные почвы удобряют торфом, перегноем, минеральными удобрениями. В удобрении нуждается и чернозем, так как растения для роста и развития забирают из него множество питательных веществ. У нас на Белгородской земле преобладают черноземные почвы. Они дают богатые урожаи зерновых культур и сахарной свеклы.
Учитель.
-О чём говорят подсчёты учёных? (Дети выступают с сообщениями)
а) По подсчётам учёных, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5см.
б) Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на этом участке долгие годы не растут растения.
в) Несколько граммов вредных веществ, попав в почву, вызывают уничтожение растений в радиусе 5 м.
г) Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
д) Там, где не ведут борьбу с оврагами, длина оврага после дождя может увеличиться на 15 – 20 см.
е) Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 3 тыс. 225 лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
Учитель. Какой вывод можно сделать из этих сообщений? Как мы можем помочь в решении этой проблемы?
Выслушиваются ответы детей.
Спасти и сберечь почву от разрушения.
9.Делянка №4.Опилки.
-Как вы думаете, какой материал лежит на 4 делянке.
-Это опилки.
-Правильно. Ребята, а где мы могли слышать это слово?
-Назовите имя сказочного медвежонка, который любил ходить в гости по утрам?
-Это Винни Пух.
-Вспомните любимую песенку Медвежонка.
Если я чешу в затылке - Не беда! В голове моей опилки, Да, да, да, но хотя там и опилки, Но кричалки и вопилки, А также: Шумелки, пыхтелки и сопелки,- Сочиняю я неплохо иногда. Да! Хорошо живет на свете Винни - Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! И не важно, чем он занят.
-Как вы думаете, а что такое?
-Это стружка, деревянная пыль.
-Правильно, ребята. Опилки - древесные частицы, образующиеся как отходы пиления, по сути стружка.
- Ребята как выдумаете, где применяются опилки?
Множество полезных свойств древесных опилок позволяют их применять в самых различных промышленных и бытовых сферах.
Из опилок изготовляют бумагу, картон и другие лесобумажные изделия. Использование опилочного материала за место цельной древесины позволяет сохранить наши леса, предотвращая массовую вырубку деревьев
Очень часто опилки используются в садоводческом хозяйстве. Возможность их применения даже в этой области весьма обширна. Древесные опилки являются ценным удобрением, улучшающим качественные характеристики почвы. Их часто используют при мульчировании - обкладывании почвы вокруг стволов деревьев и кустов, а также посыпании почвы, где посажана рассада, слоем опилок для положительного влияния на рост растений. Опилки ослабляют испарение влаги, защищают от перепада температур, предотвращают поверхность почвы от размывания, угнетают прорастание сорняков и др. На опилочном материале очень часто выращивают различные грибные культуры (вешенки, шампиньоны). Из деревянных опилок, щепы и стружки изготовляют древесно-стружечные плиты (ДСП). Данные типы панелей находят широкое применение при производстве мебели, а также в строительстве.
10.Итог.
-Ребята вот и закончилось наша экскурсия.
-Как называется объект, на котором мы поводили занятие?
-Как устроена площадка?
- С какими видами грунта мы познакомились?
Работа на дарвинской площадке не прекращается. Она только начинается. Весной, летом и осенью мы будем приходить на площадку и вести дневник наблюдений за дикорастущими растениями. Какие растения поселятся на нашей волшебной площадке. Скоро мы узнаем.
11.Рефлексия. «Солнышко».
Учитель на асфальте рисует круг от солнышка. Детям раздаются цветные мелки. Лучики нужно нарисовать солнышку. Желтый – мне очень понравилось занятие, я получил много интересного. Голубой – мне не очень понравилось занятие, мне было не интересно.
Вывод. Работа на школьных опытных участках дает возможность детям воочию увидеть то, что раньше видели лишь на картинке в учебнике, живо проведут наглядную связь между теорией и практикой, между иллюстрацией и реальным животным, растением, насекомым. Это повысит интерес к курсу «Окружающий мир», сделает детей более активными на уроках и при выполнении домашних заданий, их восприятие курса «Окружающий мир» будет строиться на интересе и желании узнать больше. Именно из желания узнать больше последует самостоятельная деятельность ученика, направленная на поиск и получение той информации, которая не дается в учебнике. В свою очередь, это приведет к полезной экологической деятельности на практике, так как любая теория, в восприятии младшего школьника, должна находить подтверждение на практике. Будь то это посадка и проращивание семян, фильтрация мутной воды, дневник наблюдений за горшечным растением и тому подобное. Это может привести к более серьезным успехам, которые разовьются в старших классах: ученик серьезно проникнется биологией, поймет и прочувствует ее концепции, экологические проблемы современного мира или отдельных районов Земли, что, в дальнейшем может ощутимо повлиять на выбор будущей профессии.