Этап урока | Содержание и уровень задания | Цель заданий | Формы организаций учебной деятельности | Дидактическое средство, оборудование | Планируемые результаты | Форма контроля | Предполагаемые ответы учащихся |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Этап мотивации | - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Не забываем правила ученика. Как должен сидеть ученик? | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф | - | | РУУД: Выработать учебную мотивацию устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Включение в учебную деятельность | Самоконтроль | - Здравствуйте. - Спина прямая, руки, ноги вместе. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Базовый уровень. | Задания №1 Перечислите все города Золотого Кольца. Задание №2 Как называется такая карта? Чем отличается от других карт? | Актуализировать готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий | Ф Ф | Презентация, карта | Знать, города Золотого Кольца. Уметь различать политическую карту от других карт. Уметь построить логическое мышление | РУУД: Выработать учебную мотивацию устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. КУУД: Умение слышать и слушать других, уметь | Эмоциональный, положительный контроль. | Самооценка по эталону на экране | Сергиев Посад, Переславаль-Залеский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иванова, Суздаль, Владимир - Политическая карта мира. Отличается в том, что на политической карте казаны только границы стран стран и их столицы, а на физической карте отображен ландшафт. |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Базовый уровень. | Задания №1 Как вы понимаете данную пословицу «С соседом жить-хлеб- соль водить» - С кем мы можем поддержать такие отношения - А наша страна? Задание №2 Отгадай ребус. -Какое слово получилось? - Тогда какая сегодняшняя тема урока? | Определить, где (в каком шаге , действии) и почему возникло затруднение, подвести учащихся к осознанию недостатка знаний. | Ф | Презентация | Знать, значение пословицы. Уметь построить ребус по данной теме. | РУУД: Умеют ПУУД: Умеют понимать и характеризовать, использовать для решения практических и учебных задач КУУД: Умеют строить логическое рассуждение, умение слышать и слушать друг друга. | | Устный контроль | Значение пословицы про дружбу, про поддержку, про взаимны отношения. - С друзьями, с семьей… - С другими городами, странами - СОСЕДИ Страны- соседи России |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Базовый уровень. | Попробуем сформулировать учебную задачу урока: - Что вы должны узнать на уроке? Что вы должны уметь? - Составим план нашей деятельности: Чтобы все успеть по плану, определим шаги действия. 1. Узнаем… 2. Научимся… | Сформулировать цель урока, составить план действий, (алгоритм, правило) для преодоления затруднения. | П | Fliktop | Умение анализировать ситуации Умение разрабатывать обоснованные решения. | ПУУД: умеют использовать для решения учебных задач. КУУД: умеют конструировать утверждения, проверять их истинность. РУУД: умеют планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий | | Устный контроль | План урока: 1. Узнаем о некоторых странах, с которыми граничит Россия. 2. Научимся находить и показывать на карте эти страны и их столицы. | |
5. Этап реализации построенного проекта Базовый уровень. | Задания №1 Найдите и отметьте страны граничащие с Россией. Выбирайте одну страну и напишите важные факты (столица, полезные ископаемые) | Организовать активное усвоения новых знаний о странах- соседей через самостоятельное исследование, обсуждение и доказательное представление информации(правила, алгоритма, понятия) через исследование, обсуждение, доказательство или объяснение. | И | Учебник, карта, карточки | Знают название стран.Знают граничащие страны России, факты. | РУУД:осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать важность планирования своей деятельности. КУУД: аргументировать свою точку зрения; проявлять интерес к общению на уроке; уважать мнение собеседников. ПУУД: строить сообщения в устной форме, работать с учебным текстом. | Интерес к содержанию прочитанного текста. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея. Норвегия — страна с богатой историей, уникальной природой и традициями. География: Норвегия расположена на Скандинавском полуострове, на западе Европы. Известна своими фьордами (узкими морскими заливами с высокими скалистыми берегами), горами и ледниками. Климат: холодный, с мягкими зимами благодаря влиянию Гольфстрима. Население: около 5,5 миллионов человек. Экономика: Высокоразвитая экономика, основанная на экспорте нефти и газа, гидроэнергетике, рыболовстве, судоходстве и туризме. Высокий уровень жизни. Социальная политика: Норвегия известна своей развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем равенства и заботой об окружающей среде. Культура: богатая культура, связанная с викингами, фольклором, литературой (например, Ибсен, Бьёрнсон) и музыкой (например, Эдвард Григ). Рыболовство: важный сектор экономики, особенно ловля лосося. Туризм: популярное направление среди туристов, особенно из-за красивой природы (фьорды, горы, северное сияние). |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Базовый уровень | Задания №1 Соедини страну и ее столицу. Норвегия | Хельсинки | Финляндия | Осло | Эстония | Варшава | Азербайджан | Рига | Казахстан | Таллин | Монголия | Минск | Китай | Вильнюс | Северная Корея. | Сухум | Грузия | Тбилиси | Южная Осетия | Улан-Батор | Абхазия | Пекин | Украина | Пхеньян | Белоруссия | Цхинвал | Польша | Астана | Литва | Баку Азия | Латвия | Эстония | Задания №2 Смотрите флаги стран. Найдите флаг, который состоит из 3 цветов: красный, белый, синий и нарисуйте. И расскажите. | Закрепить новое знание через выполнение упражнений с обязательным комментированием. | Ф | Карточка, презентация | Знают столицы стран. Знают как см | РУУД: осуществлять первоначальный контроль своих действий; понимать важность планирования своей деятельности. КУУД: аргументировать свою точку зрения; проявлять интерес к общению на уроке; уважать мнение собеседников. ПУУД: строить сообщения в устной форме, работать с учебным текстом. | Интерес к содержанию прочитанного текста. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Норвегия - Осло Финляндия - Хельсинки Польша - Варшава Эстония - Таллин Латвия - Рига Литва - Вильнюс Белоруссия - Минск Украина - Киев Южная Осетия - Цхинвал Абхазия - Сухум Грузия - Тбилиси Азербайджан - Баку Азия: Казахстан - Астана Монголия - Улан-Батор Китай - Пекин Северная Корея – Пхеньян Задание №2 Флаг Норвегии |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Повышенный уровень. | Задания №1 Вспомните и впишите в таблицу название столиц соседей России, с которыми наша страна имеет сухопутные границы. Найдите лишние страны. объясните, почему они лишние. Польша | | Монголия | | Япония | | Белоруссия | | Литва | | Германия | | Задание №2 Расшифруй название стран- соседей России и соедини их с соответствующими флагами. | Проверить умение применять новое знание в типовых условиях, организовать самопроверку и коррекцию ошибок. | П | Карточка, учебник | Знают границы России. Знают название стран. Знают флаги стран. | ПУУД: умеют применять базовые логические универсальные действия: обобщение, анализ. РУУД: умеют осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их. | | Самоконтроль по эталону | Польша | Варшава | Монголия | Улан- Батор | Япония | | Белоруссия | Минск | Литва | Вильнюс | Германия | | Лишние: Япония- имеет морскую границу, Германия- не имеет границ с Россией Задание №2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Повышенный уровень. | Задание №1 Представьте, что вы открываете свои «туристические агентства»! Ваша задача — организовать увлекательное и познавательное путешествие в одну из ближайших к России стран-соседей. (визитная карточка, маршрут) | Закрепить новое знание в системе раннее изученного, показать его связь с другими темами, применить в нестандартных ситуациях. | Г | Кластер | Знают границы России. Знают название стран. | ПУУД: умеют применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ. КУУД: умеют использовать текст задания для объяснения способа и хода решения задачи. РУУД: Умеют участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы. | Уважение к культуре других народов, формирование толерантности, осознание ценности сотрудничества. | Устный контроль Взаимоконтроль(учащийся говорит свои примеры с комментированием | Придумывают познавательное путешествие. Название: Республика Беларусь (Беларусь) Столица: Минск Флаг: Красно-зелёный флаг с белым национальным орнаментом слева. Интересные факты: Беларусь — страна с красивой природой, множеством лесов и озёр. Символ Белоруссии — могучий зубр, животное, которое можно встретить в Беловежской пуще. Белоруссия известна своей картошкой, драниками и вкусными сладостями. Минск — город-герой, переживший Великую Отечественную войну. Маршрут путешествия (5 дней): День 1: Прибытие в Минск — Город Героев! День 2: Хатынь — память о войне День 3: Беловежская пуща — в гостях у зубра! День 4: Брестская крепость — символ мужества День 5: Минск — сувениры и до свидания! Вылет домой. |
9. Этап рефлексии | - Урок подошел к концу. Что сегодня вы узнали на уроке? Какие задания были интересными? Оцените свою учебную деятельность с помощью «волшебной линейки». Если у вас все получилось- вставьте звездочку выше, если не все получилось- вставьте на середине, если ничего не получилось или вам было трудно- вставьте звездочку ниже. | Осознать результат своей работы на уроке, оценить их, зафиксировать новое знание и наметить перспективы дальнейшего обучения. | Ф И | «Волшебная линейка» | Определяют тему урока, задании. Знают тему. | РУУД: Самоконтроль КУУД: Умение слышать и слушать друг друга. | Уважение друг друга. | Самоконтроль | Страны- соседей России. Оценивают с помощью «волшебной линейки» |