kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Проектно-исследовательская работа "Без света нет цвета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результат проектной деятельности обучающегося

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Без света нет цвета"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №2 г.Осы»



Номинация: окружающий мир





Тема

«Без света нет цвета?»



Выполнил работу:

Устинов Денис

89824729545

Школа: МБОУ «СОШ №2г.Осы»

Класс: 1 «Г»

Руководитель:

Ямилова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

89504713077









Оса, 2019

Содержание

  1. Введение………………….……………….…………………………….…..3

  2. Глава I. Цвет и его характеристики.…………………………..….……….4

  3. Глава II. Без света нет цвета?............................ …………………..………5

  4. Заключение…………………………………………………………….…...7

  5. Список литературы………………………….……………………………..8

Приложение……………………………………….………………… 9



Введение

В темноте все предметы кажутся серыми и черными. Утром мир расцветает: деревья зеленые, небо голубое, цветы красные. Я понял, что при недостатке света цвета не различаются.

Из энциклопедии я узнал, что окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет. Но свет, падающий на предмет, частично поглощается, и мы видим только отраженную часть света. Цвет предмета зависит от цвета отражаемых им лучей: помидор кажется нам красным потому, что он отражает только красные лучи и поглощает все остальные. Белые предметы отражают все лучи полностью, а вот черные все их поглощают.

Цель: доказать, что свет и цвет взаимосвязаны, и как это влияет на окружающий нас мир.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;

  • совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности;

  • провести опыты;

  • оценить проделанную работу.



Гипотеза: правда ли, что без света, нет цвета.

Объект исследования: цвет.

Предмет исследования: солнечный свет.

Термины: спектр, преломление лучей, призма, атмосфера.

Методы исследования:

  • работа с литературой,

  • проведение опытов,

  • проектирование,

  • анализ результатов.



Глава I.

Цвет и его характеристики.

Из книги «Юные физики. Опыты и развлечения» я узнал, что «Все живое стремится к цвету», - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. Действительно, наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветных форм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность.

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Однажды со мной произошел такой случай: на урок рисования у меня не оказалось краски фиолетового цвета. И как поступить, мне подсказал учитель. Оказалось, что смешав, красный и синий получится фиолетовый. Какое же волшебство превращает две смешанные друг с другом краски совсем в другой цвет. Мне стало интересен мир цвета, что цвета можно создавать. Все цвета можно разделить на группы: хроматические (цвета спектра) и ахроматические (белый, черный и все оттенки серого). Хроматические делятся на теплые и холодные. К цветам спектра относятся: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.  Все хроматические цвета состоят из трех первичных цветов: красного, желтого, синего. Если смешать первичные цвета между собой получатся вторичные цвета: красный+желтый=оранжевый, желтый+синий=зеленый, синий+красный=фиолетовый.

Разберемся, каким образом возникает цвет. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это доказал в 1666 году английский ученый Исаак Ньютон.

Я решил разобраться, как влияет свет на получение цвета.















Глава II.

Без света нет цвета?

Я прочитал книгу И.Э. Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников» и провел лабораторно-практическую работу с целью узнать, правда ли, что без света, нет цвета.

Свойство

Описание

Ход лабораторно-практической работы

Цветной волчок.

Какого цвета свет?

Требуется:

  • кусочек белой картонки;

  • остро заточенный карандаш;

  • транспортир;

  • фломастеры;

  • циркуль;

  • ножницы.

Ход опыта

  1. С помощью циркуля я начертил на картонке круг диаметром 10 см.

  2. Разделил кружок на семь одинаковых секторов (с помощью транспортира). Каждый сектор должен быть 51.

  3. Раскрасил секторы в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

  4. В центр кружка вставил карандаш острием вниз.

  5. Запустил получившийся волчок.

Результат

Во время вращения цвета сливаются, и диск кажется почти белым.

Объяснение

Смесь семи цветов, получаемая при вращении диска, дает беловатый оттенок.

Вывод

Свет кажется белым, но он состоит из семи цветов радуги, то есть спектра.

Гипотеза: без света нет цвета?

Во второй половине XVII в. Исаак Ньютон открыл, что свет, проходя через стеклянную призму треугольного сечения, на выходе разлагается на пучки лучей разных цветов. Пучки идут в постоянном порядке, и каждый занимает свой постоянный угол. Расходящийся пучок цветов Ньютон назвал спектром.


Цвета радуги

Требуется:

  • фонарик;

  • прямоугольный лоточек с низкими краями;

  • плоское зеркальце;

  • кусочек белого картона;

  • вода.

Ход опыта

  1. Я наполнил лоточек водой.

  2. Поставил зеркало с наклоном.

  3. Направил свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала.

  4. Поставил картон перед зеркалом, чтобы поймать отраженные лучи.

Результат

На картонке появится отражение всех цветов радуги.

Объяснение

Пучок света, отраженный зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый свет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Вывод

Свет кажется белым, но он состоит из семи цветов радуги.

Гипотеза: без света нет цвета?

Крохотные капли воды, находящиеся в воздухе, действуют как множество призм при падении на них солнечного света: они его отражают, преломляют и разлагают на семь цветов спектра.


Смешиваем краски.

Как получаются разные цвета?

Требуется:

  • два фонарика;

  • два кусочка прозрачного полиэтилена (красного и зеленого цвета);

  • две резинки;

  • кусочек белого картона;

  • краски: зеленая, красная, желтая, синяя;

  • кисточка;

  • тарелка.

Ход опыта:

  1. я закрыл поверхность одного фонарика зеленой, а другого – красной пленкой и закрепил их резинками.

  2. Включил оба фонарика и направил их на белый картон так, чтобы свет одного фонарика лег на другой. На месте, где свет двух фонариков наложился, будет желтый цвет.

  3. Смешал кисточкой на одном краю тарелки равное количество красной и зеленой краски.

  4. Помыл кисточку и смешал желтую краску с синей.


Результат

Смесь красного и зеленого дает цвет, схожий с коричневым. Желтый и синий дают зеленый.

Объяснение

Основными цветами спектра называются цвета, которые при смешивании попарно могут дать все остальные, вторичные цвета. К основным относятся: красный, зеленый, синий. К основным цветам красок относятся пурпурный, голубой и желтый. От смешивания трех основных цветов спектра получается белый цвет. От смешивания основных цветов красок получается близкий к черному.

Вывод

Смешивая пары основных цветов, можно получить вторичные.

Гипотеза: без света нет цвета?

Окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет. Но свет, падающий на предмет, частично поглощается, и мы видим только отраженную часть света.


Красный фильтр.

Можно ли окрасить белый свет?

Требуется:

  • белый лист бумаги;

  • фломастеры;

  • прозрачный красный целлофан.

Ход опыта

  1. На листке бумаги нарисовал несколько пятен разного цвета.

  2. Посмотрел на все пятна одновременно через красную пленку.

Результат

Лист бумаги показался полностью красным, за исключением наиболее темных пятен.

Объяснение

Красная пленка выступила в роли фильтра: она пропустила к глазам только красный цвет и поглотила все остальные. По этой же причине фильтр определенного цвета, поставленный перед фонариком или прожектором, задерживает все цвета спектра, кроме своего собственного. Поэтому луч фонарика или прожектора будет иметь цвет фильтра.

Вывод

Белый цвет можно окрасить, задерживая фильтром все остальные цвета спектра, кроме одного.

Гипотеза: без света нет цвета?

Это можно сравнить с витражами в храме, там цветные стекла, как фильтры, пропускают только свой собственный цвет и позволяют нам видеть другие цвета.

Когда свет солнца проникает через витражи храма, можно видеть на стенах и на полу красивые цветные блики.

Из лабораторно-практической работы, можно сделать вывод, что перейти от тьмы к свету для наших глаз означает перейти от серого или черного цвета к другим цветам. При недостатке света цвета не различаются. Свет помогает увидеть весь спектр. Окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет.

Заключение

Из исследовательской работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза: «Правда ли что без света нет цвета» - подтвердилась. Так как, перейти от тьмы к свету для наших глаз означает перейти от серого или черного цвета к другим цветам. При недостатке света цвета не различаются. Свет помогает увидеть весь спектр. Из работы я узнал, что свет, проходя через стеклянную призму треугольного сечения, на выходе разлагается на пучки лучей разных цветов. Пучки идут в постоянном порядке, и каждый занимает свой постоянный угол. Расходящийся пучок цветов называется спектром. А также радугу мы бы не увидели без участия влияния света на цвет. Я выяснил, что крохотные капли воды, находящиеся в воздухе, действуют как множество призм при падении на них солнечного света: они его отражают, преломляют и разлагают на семь цветов спектра.

Я теперь точно могу сказать - окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет.

В этой работе участвовала вся моя семья, классный руководитель, учительница по изобразительному искусству Байбакова Н.Ю. Я благодарен им за то, что они позволили мне сделать интересные опыты. Эта тема мне была очень интересна, потому что знание волшебства красок может пригодится мне, если не будет нужных цветов на уроке рисования!







Список литературы

  1. Большая книга экспериментов для школьников/под ред. И.Э.Мотылевой. – М.:ООО «РосмэнИздат», 2001. – 260с.

  2. Толковый словарь Ожегова./ под ред. С.И.Ожегова. – Изд.: АСТ, 2012. – 650с.

  3. Физика. Большой энциклопедический словарь./под ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1998. – 420с.

  4. Юные физики. Опыты и развлечения./под ред. Я.И. Перельмана. – М.ООО «Римис», 2015. – 320с.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно-исследовательская работа "Без света нет цвета"

Автор: Ямилова Светлана Михайловна

Дата: 07.01.2019

Номер свидетельства: 494075

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства