Просмотр содержимого документа
«Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомления с окружающем миром"Чистый мир".»
Проект
по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Чистый мир»
Введение
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача - формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
1 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
2 Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
3 Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах экологической направленности С.Н.Николаевой «Юный эколог» и Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа». Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.
Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а также в кружковую работу, где используем нетрадиционные формы рисования (рисование пробкой птиц, животных; рисование на ткани гуашью деревьев, цветов; рисование солью любимых сказочных персонажей; природных явлений - радуга, осадки - способом печатной асимметрии, граттажа и т.д.
Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает уголок природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса), мини-лаборатория. Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят. Наши дети очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому мы стараемся не упустить очень важный вид детской деятельности - экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн.др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.
В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.
Мы проводим праздники, развлечения, связанные с темой природы, где принимают участие не только дети, но и их родители. Всем нам надолго запомнились праздники на тему: «Люблю березку русскую!», «День земли», «Птицы - наши друзья», конкурсы: «Лучший мини-огород на окне», акции «Покорми птиц зимой», «Посажу росточек – выращу цветочек», совместные рисунки детей и родителей на темы: «Войти в природу другом!», «Наш край родной», конкурс работ из природного материала «Волшебный сундучок осени».
В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы. На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:
1. Огород (где посажены овощные культуры).
2. Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами - ноготки, настурции, портулак, петунии, астры, циннии, петунии и др.)
3. Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиями гнёзд и птенцами).
4. Старый пенёк (где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).
5. Вытоптанные и не вытоптанные участки (для наблюдения изменения растительного покрова).
6. Старый пень, покрытый мхом (где дети наблюдают за появлением и ростом мха).
7. Зона лекарственных трав (ромашка, подорожник, одуванчик, чистотел и др. Знакомим детей с пользой лечебных свойств).
Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.
Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы. Городской администрацией был проведен проект «Чистый берег» по сбору мусора на берегах реки Волга. Данный проект вызвал положительные эмоции от участия родителей и детей от результата.
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию произошли изменения в поступках и поведения детей по отношению к окружающей природе. Они стали осознанно относиться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить, охранять и рационально использовать природное богатство.
Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности.
Всё, что нас окружает, является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.
Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Проект «Чистый мир» - краткосрочный (рассчитан на 6 месяцев).
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о само ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Практическая часть
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формирование у детей экологические знания, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Охранять и укреплять здоровье детей
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
этап – Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Обращение за рекомендациями к специалистам ДОО.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
Апробация содержания краткосрочного проекта «Чистый мир».
Проведение мероприятий в группах.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
Мини-выставка продуктов детской деятельности.
Фотомонтаж.
Презентация проекта.
Подготовка участка к прогулкам.
Участники проекта:
дети;
воспитатели;
родители.
Срок реализации проекта: апрель–сентябрь
Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает созданиеусловий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природа сообразности свидетельствует о том,чтообразовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условиявзаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение
Принцип доступности предусматривает осуществление экологическойработы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решениемкомплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышениитребований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта:
Экологические занятия.
Наблюдения и экологические экскурсии.
Познавательное чтение.
«Уроки доброты».
Лаборатория (опыты и эксперименты).
Природоохранные акции.
Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе и на участке.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
Подборка опытов и экспериментов «Опыты».
Ожидаемые результаты:
1.Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2.Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3.Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Раздел
Основные
мероприятия по
реализации проекта
Группа
Работа с воспитанниками
Проведение опытов и
экспериментов в
лаборатории «Опыты»
Дети старшей группы
Чтение художественной
и познавательной
литературы
Дети старшей группы
Работа с родителями
Оформление фотоальбомов по теме
Дети старшей группы, родители
Фотовыставка
Воспитатели, родители
Организация просмотра
тематических видеофильмов,
слайд фильмов («Флора и
фауна»)
Воспитатели
Продуктивная
деятельность детей
Дети старшей группы
Инсценировки и
театрализация на
экологическую
тематику
Дети старшей группы
Экологические,
подвижные,
дидактические,
имитационные игры,
игры - путешествия
Дети старшей группы, родители, воспитатели
Проведение
экологического занятия
«Земля – наш общий
дом»
Воспитатели, родители, дети
Помощь в создании
библиотеки (подборка
книг и оформление
библиотеки по теме)
Воспитатели, родители
Методическое сопровождение
Подборка наблюдений в
природе
Воспитатели
Цикл наблюдений за животным
и растительным миром для
детей дошкольного возраста
Воспитатели
Подборка художественной
литературы по экологии
Воспитатели
Подборка литературы
познавательного характера
Воспитатели
Конспекты поисково –
познавательных занятий
Воспитатели
Сценарии досугов и
развлечений экологически –
познавательного характера
Воспитатели
Консультационный материал по
теме
Воспитатели
Консультационный материал
для родителей по теме
Воспитатели
Заключение Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к природе, животным, птицам, насекомым. Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы. Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии; принимать активное участие в мероприятиях по охране и защите природы.
Список литературы:
Николаева С.Н. «Юный эколог»;
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»;
Аксенова, З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»;
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов;
Рыжова, Н.А. «Воздух вокруг нас»;
Федотова, А.М. «Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников»;