kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомления с окружающем миром"Чистый мир".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь детям увидеть своеобразие и тайны жизни планеты- земля стало целью данной педагогической работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомления с окружающем миром"Чистый мир".»



Проект

по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного      возраста

«Чистый мир»


Введение

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача - формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

1 Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

2 Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

3 Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

        Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Нами были изучены и проанализированы разделы по экологии в программах экологической направленности С.Н.Николаевой «Юный эколог» и Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа». Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.

        Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а также в кружковую работу, где используем нетрадиционные формы рисования (рисование пробкой птиц, животных; рисование на ткани гуашью деревьев, цветов; рисование солью любимых сказочных персонажей; природных явлений - радуга, осадки - способом печатной асимметрии, граттажа и т.д.

Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает   уголок природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса), мини-лаборатория. Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят. Наши дети очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны, поэтому мы стараемся не упустить очень важный вид детской деятельности - экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн.др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.

        В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.

Мы проводим праздники, развлечения, связанные с темой природы, где принимают участие не только дети, но и их родители. Всем нам надолго запомнились праздники на тему: «Люблю березку русскую!», «День земли», «Птицы - наши друзья», конкурсы: «Лучший мини-огород на окне», акции «Покорми птиц зимой», «Посажу росточек – выращу цветочек»,  совместные рисунки детей и родителей на темы: «Войти в природу другом!», «Наш край родной», конкурс работ из природного материала «Волшебный сундучок осени».

        В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.

           Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы. На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:

1. Огород (где посажены овощные культуры).

2. Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами - ноготки, настурции, портулак, петунии, астры, циннии, петунии  и др.)

3. Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиями гнёзд и птенцами).

4. Старый пенёк (где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).

5. Вытоптанные и не вытоптанные участки (для наблюдения изменения растительного покрова).

6. Старый пень, покрытый мхом (где дети наблюдают за появлением и ростом мха).

7. Зона лекарственных трав (ромашка, подорожник, одуванчик, чистотел и др. Знакомим детей с пользой лечебных свойств).

        Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

         Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.

        Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы.  Городской администрацией был проведен проект «Чистый берег» по сбору мусора на берегах реки Волга. Данный проект вызвал положительные эмоции от участия родителей и детей от результата.

        В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию произошли изменения в поступках и поведения детей по отношению к окружающей природе. Они стали осознанно относиться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить, охранять и рационально использовать природное богатство.

Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности.

Всё, что нас окружает, является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности в еде, воде, дыхании, защите, размножении.

Всё то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна. 

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Чистый мир» - краткосрочный (рассчитан на 6 месяцев).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о само ценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Практическая часть

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формирование  у детей экологические  знания, бережного отношения  к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

  • Охранять и укреплять здоровье детей

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

  1. этап – Заключительный

Подготовительный этап

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

  3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОО.

  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

  5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

  1. Апробация содержания краткосрочного проекта  «Чистый мир».

  2. Проведение мероприятий в группах.

  3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

  1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

  2. Фотомонтаж.

  3. Презентация проекта.

  4. Подготовка участка к прогулкам.

Участники проекта:

  • дети;

  • воспитатели;

  • родители.

Срок реализации проекта: апрель   сентябрь 

Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

  • Принцип природа сообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение

  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

  • Экологические занятия.

  • Наблюдения и экологические экскурсии.

  • Познавательное чтение.

  • «Уроки доброты».

  • Лаборатория  (опыты и эксперименты).

  • Природоохранные акции.

  • Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

     Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе и на участке.

  2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

  3. Библиотечка юного эколога.

  4. Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».

  5. Подборка опытов и экспериментов «Опыты».

    Ожидаемые результаты:

1.Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

          2.Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

           3.Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Раздел

Основные

мероприятия по

реализации проекта

Группа





Работа с воспитанниками

Проведение опытов и

экспериментов в

лаборатории  «Опыты»

Дети старшей группы









Чтение художественной

и познавательной

литературы

Дети старшей группы





Работа с родителями

Оформление фотоальбомов по теме

 Дети старшей группы, родители


Фотовыставка

 Воспитатели, родители


Организация просмотра

тематических видеофильмов,

слайд фильмов («Флора и

фауна»)

 Воспитатели


Продуктивная

деятельность детей

  Дети старшей группы


Инсценировки и

театрализация на

экологическую

тематику

  Дети старшей группы


Экологические,

подвижные,

дидактические,

имитационные игры,

игры - путешествия

  Дети старшей группы, родители, воспитатели


Проведение

экологического занятия

«Земля – наш общий

дом»

 Воспитатели, родители, дети


Помощь в создании

библиотеки (подборка

книг и оформление

библиотеки по теме)

 Воспитатели, родители


Методическое сопровождение

Подборка наблюдений в

природе

Воспитатели


Цикл наблюдений за животным

и растительным миром для

детей дошкольного возраста

Воспитатели


Подборка художественной

литературы по экологии

Воспитатели


Подборка литературы

познавательного характера

Воспитатели


Конспекты поисково –

познавательных занятий

Воспитатели


Сценарии досугов и

развлечений экологически –

познавательного характера

Воспитатели


Консультационный материал по

теме

Воспитатели


Консультационный материал

для родителей по теме

Воспитатели


Заключение
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к природе, животным, птицам, насекомым. Появился интерес к явлениям и объектам природы. Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы. Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии; принимать активное участие в мероприятиях по охране и защите природы.

                      Список литературы:

  • Николаева С.Н. «Юный эколог»;

  • Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»;

  • Аксенова, З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников»;

  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов;

  • Рыжова, Н.А. «Воздух вокруг нас»;

  • Федотова, А.М. «Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников»;

  • Волосникова, Т.В. «Основы экологического воспитания дошкольников».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Базалеева Юлия Викторовна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561538


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства