Курсовая работа на тему: «Использование коллекционирования как средства ознакомления с родным городом в рамках расширения представлений об окружающем»
Курсовая работа на тему: «Использование коллекционирования как средства ознакомления с родным городом в рамках расширения представлений об окружающем»
Предлагаю Вашему вниманию курсовую работу на тему: «Использование коллекционирования как средства ознакомления с родным городом в рамках расширения представлений об окружающем».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: «Использование коллекционирования как средства ознакомления с родным городом в рамках расширения представлений об окружающем»»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Владимирский Государственный Гуманитарный Университет
Кафедра дошкольного образования
Курсовая работа на тему:
«Использование коллекционирования как средства ознакомления с родным городом в рамках расширения представлений об окружающем»
Выполнена: студенткой группы – ДО-41
заочной формы обучения
факультета педагогики и методики
начального образования
Новиковой Ольгой Александровной
Научный руководитель: к.п.н.;
старший преподаватель
Калинковская Светлана Борисовнна
г. Владимир
2009 г.
План:
Введение…………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе создания коллекции…………………………………….6-36
1.2 Ознакомление с окружающим – одна из задач воспитания дошкольник………………………………………………………………………...6-8
1.2 Вопросы ознакомления с окружающим в работах педагогов прошлого и современности (образовательные программы) ………………. ………………9-17
1.3 Организация работы с детьми по ознакомлению с «Малой Родиной»….18-25
1.4 Коллекционирование, как путь самообразования дошкольника………...26-36
Глава 2. Обобщение педагогического опыта МДОУ № 102 г. Владимира по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с малой родиной в процессе сбора коллекции……………………………………………………37-44
2.1 Определение цели, педагогических задач, на решение которых был направлен педагогический опыт; содержание воспитания и обучения
детей……………………………………………………………………………..37-39
2.2 Деятельность педагога по реализации содержания обучения, деятельность детей……………………………………………………………………………..40-42
2.3Анализ результатов проведенной работы………………………………....43-44
Заключение…………………………………………………………………….45-47
Список литературы…………………………………………………………...48-49
Приложение
Введение.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа, труд людей, родной край. Поэтому, начиная работу по ознакомлению с родным краем, педагог обязан сам хорошо знать его историю, обычаи, традиции, достопримечательности, для того, чтобы продумать, что целесообразнее показать, о чем рассказать детям, выделяя наиболее характерные для данной местности или данного края особенности. Любой город, область даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край, малая родина. Важно показать ребенку, что родной город славен историей, традициями, достопримечательностями, памятниками. Необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правого демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. В ней освещаются отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Формируется это чувство во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. В последнее время для этого стали использовать коллекционирование. Коллекционирование расширяет кругозор детей. Развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к познанию окружающего мира. В программе «Воспитание и обучение в детском саду» [19;54] говорится о введение в детскую деятельность коллекционирования, но проблема в том, что литературы по данному вопросу недостаточно, методика организации коллекционирования не разработана.
Проблема, которая нас заинтересовала, входит в область, как умственного, так и нравственного воспитания дошкольников.
Объектом нашего исследования является: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой родиной.
Предмет: организация детского коллекционирования для ознакомления с городом Владимиром.
Цель: расширить представления об окружающем, с помощью создания коллекции о родном городе.
Задачи:
1.Раскрыть одну из задач воспитания – ознакомление с окружающим.
2.Рассмотреть вопросы ознакомления с окружающим в работах педагогов прошлого и современности.
3.Разобрать вопрос организации работы с детьми по ознакомлению с «Малой Родиной».
4. Использовать коллекционирование, как один из способов самообразования дошкольников.
5. Обобщить педагогический опыт работыпо ознакомлению детей с городом Владимиром в процессе сбора коллекции (раскрыть цели, задачи, средства, формы, способы, приёмы, посредством, которых был достигнут педагогический эффект.)
Гипотеза – мы предполагаем, что формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном городе будут способствовать:
- разработка содержания занятий по ознакомлению с городом Владимиром;
- организация экскурсий по городу;
- создание коллекции «Малая Родина».
Теоретическую базу исследования составили: в области истории ознакомления с «Малой Родиной» Жуковская Р.Н.; Виноградова А.М.; Козлова С.А.;
в вопросе коллекционирования Прохорова Л.Н.;
Обобщение педагогического опыта проводилось на базе МДОУ № 102 города Владимира.
В ходе работы для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ литературы, обобщение и сравнения авторских позиций исследований, статистические методы обработки материалов, обобщение опыта.
Глава 1. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе создания коллекции.
1.1 Ознакомление с окружающим одна из задач воспитания
дошкольника.
Воспитание - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.
В понятия воспитание входят и умственное, и нравственное, и эстетические и другие. Ознакомление с окружающим входит в круг задач умственного воспитания, которое направлено на сообщение детям знаний необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности. [1;25]
Первая задача умственного воспитания в детском саду - это ознакомление детей с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитание любви к Родине, к семье. Факты и явления окружающей жизни надо раскрывать так, чтобы они становились доступными для понимания детей, затрагивали их чувства, обогащали представления, сравнения. Расширяли интересы, формировали нравственный опыт ребенка. Для этой цели может быть использовано детское коллекционирование.
В «Программе воспитание в детском саду» сказано: « Умственное воспитание в детском саду направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование ощущений и восприятий, развитие внимания, воображения, мышления и речи» [19; 72]
Вторая задача умственного воспитания - это формирование речи: наполнение развития словаря, развитие связной речи, умение грамматически правильно и точно выражать мысли. Речь является средством общения детей друг с другом и с взрослыми, средством усвоения и сохранения знаний.
Придавая огромное значение формированию речи, «Программа воспитания и обучения в детском саду» выдвигает требование: «Учить детей следует на лучших примерах родного языка». [18; 50]. Речь и мышление развиваются одновременно, как две стороны познавательного процесса и умственного воспитания в целом. Речь и мышление детей могут совершенствоваться в работе с коллекцией.
Третьей важнейшей задачей умственного воспитания является развитие умственных способностей. Исследования психологов и педагогов, практика обучения и воспитания убедительно доказывают, что способности развиваются в процессе деятельности самого ребенка. Благоприятным условием развития способностей является наличие врожденных задатков, склонность к той или иной деятельности. Однако задатки, преобразуются в способности лишь при целенаправленном руководстве взрослого. Воспитание умственных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности. Для решения этой задачи воспитатели могут использовать собирание с детьми коллекции разной тематики.
Четвертой задачей умственного воспитания является развитие любознательности и познавательных интересов детей. В «Программе воспитания» сказано: «Задача умственного воспитания не сводится к расширению объема приобретаемых детьми знаний, но предполагает развитие любознательности». [18;10.]
Важность этой задачи определяется тем, что любовь к знаниям стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека. Любознательность является широким понятием, отражающим общее активное заинтересованное эмоциональное отношение детей к окружающему миру. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. Любознательность детей, начатки познавательных интересов не развиваются сами собой. Они возникают в процессе выявления индивидуальных возможностей ребенка, в результате воспитательного воздействия на них, заботливого и бережного их выращивания. Однако под руководством опытного, вдумчивого воспитателя любознательность и познавательные интересы развиваются у всех детей без исключения. И помочь в этом может детское коллекционирование.
Таковы общие задачи умственного воспитания воспитание детей дошкольного возраста. Помочь в решение этих задач может организация детского коллекционирования. Осуществляемые во взаимосвязи, они направлены на умственное развитие ребенка, на обогащение его духовного мира, но и вместе с тем на нравственное становление личности.
1.2 Вопросы ознакомления с окружающим в работах педагогов прошлого и современности (образовательные программы).
Как знакомить детей дошкольного возраста с окружающей действительностью с «близким» и «далеким» по Я. А Коменскому всегда волновали умы ведущих педагогов прошлого и современных исследователей.
В документе «Юности честное зерцало» говорится о важности воспитания и ознакомления с окружающим.« Младый шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (обучении) своей завершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги прямым придворным человеком быть». [15;307]
«Об образовании разума. Образовать разум, или дух детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине и посредством, которого они могли быть мудрыми».[15;269]
Я.А.Коменский выдвигает знаменитое «золотое правило» для воспитывающих: «… все, что можно, нужно предоставлять для восприятия чувствам» т. е дети должны непосредственно знакомиться с предметами в натуре; если это не представляется возможным. Следует использовать в обучении специально изготовленные копии или изображения вещей. Осуждая широко распространенное в то время схоластическое, догматическое воспитание, Коменский подчеркивал, что знания следует черпать, прежде всего, из собственных наблюдений, а не из чужих слов, которые принимаются на веру в силу авторитета наставника. Обучение надо осуществлять так, чтобы изучение слов и изучение вещей шло в полном соответствии друг с другом. Слова, по Коменскому, не что иное, как оболочка или ножны для вещей. При ознакомлении с новыми словами в процессе изучения языка следует показывать вещи, обозначаемые этими словами. С другой стороны, нужно учить выражать словами все, что видишь. Таким образом, Коменский требовал, чтобы усвоение слов было нераздельно связано с пониманием этих слов, а понимание базировалось на наблюдении соответствующих вещей. Идея о том, что слова правильно понимаются воспитывающими лишь при условии, если в основу обучения положено ознакомление с окружающим миром путем чувственного восприятия, является существенно важной. Обучение надо начинать с чувственного восприятия и уже, затем переходить к пояснению, поскольку именно такой путь обучения согласуется с природой человека и с возрастными особенностями детей. Мысль о построении обучения, в частности, об использовании слова и наглядных средств в соответствии с возрастной периодизацией и психологическими особенностями детей мы находим и в трудах И. Г Песталоцци, и других педагогов прошлого. Однако наиболее яркое, глубокое и содержательное воплощение эта мысль получила в трудах К.Д Ушинского.
Он дает высокую оценку роли слова в обучении и воспитании детей. Как известно, центральным положением педагогики К.Д Ушинского является тезис о народности. В каждой стране воспитанию свойственны особенности, созданные характером и историей народа. Знакомство с жизнью народа, с окружающим необходимо организовывать так, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «ощущение дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово». Правильность мышления зависит от того, являются ли верными впечатления, полученные из внешнего мира. Потому надо обогащать ребенка полными, верными, яркими образами»[15;173]
Существеннейшее значение имеют не только общие положения о соотношении слова и наглядных средств обучении, но и идея о соответствии этого соотношения природе ребенка.
Роль слова в обучении и воспитании высоко оценивал Н. И. Пирогов. Он рассматривал соотношение слова и наглядных средств в своеобразном контексте; в связи с этим в концепции Пирогова раскрывался новый аспект использования слова в воспитании. Пирогов считал, что из каждого учащегося надо сформировать истинного человека, и полагал в этом основную цель воспитания. В деле достижения данной цели огромное значение он придавал упражнению внимания детей, развитию их внимательности. Различая два направления внимательности – внешнюю и внутреннюю внимательность. Пирогов подчеркивал, что педагог не должен допускать односторонности в развитии упомянутого качества. « Наглядность, - писал Пирогов, - имея главной целью, воздействие на внешние чувства, может оставить внимательность ребенка к своим более глубоким внутренним ощущениям и движениям нетронутой или мало развитой. Слово, проникая также извне, действует своими членораздельными звуками на самую главную, самую существенную способность человека – петь по этим врожденным нотам, т. е мыслить». [15;407]
О важности развития психических процессов и ознакомления детей с действительностью мы читаем и в трудах Е.И Водовозовой. Она много внимания уделяла умственному, нравственному воспитанию детей, указывала, что существует немало родителей, признающих необходимость лишь тщательного физического воспитания детей дошкольного возраста и совершенно отрицающих всю важность и значение умственного и нравственного воспитания. Е.Н Водовозова пишет: «Если даже богато одаренного ребенка не поставят в благоприятные условия для развития его наблюдательности, он будет, в конце концов, или вовсе ненаблюдательным, или в нем разовьется лишь внешняя наблюдательность. Идеал воспитания – это создать здорово человека с твердою волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого»[15;180]
Для этого необходимо развивать здоровые способности, задерживать болезненные и вредные наследственные склонности, пробуждать живой интерес к окружающему, к постоянному расширению умственного кругозора и внедрять в душу воспитуемого неутомимую жажду деятельности на пользу ближнего.
В работах Е.Н Водовозовой мы читаем, что все знакомство наше с внешним миром происходит путем чувственных восприятий, т.е. посредством органов внешних чувств, служащих могущественнейшими рычагами физического, умственного и нравственного воспитания. «Если ребенок дошкольного возраста не уясняет себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с ее разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет не доступна огромная область знаний, чистых восторгов, живых и здоровых интересов, одним словом, в его духовном развитии будет множество недостатков». [15;76]
О духовном становлении детей в процессе знакомства с родным краем мы можем прочитать в работах супругов Симонович. Аделаида Семеновна Симонович разработала своеобразный курс под названием «Родиноведение». Она пишет, что знакомство ребенка с окружающей средой начинается с самого его рождения. Маленький ребенок осматривает комнату, цвет обоев, вглядывается в блестящую поверхность мебели. Старший ребенок подходит к вещам, близким к нему, трогает их, играет с ними и знакомится с их формою, цветом и числом. Гуляя по улице, ребенок получает понятие о мостовой, камнях, фонарях и обо всех предметах, встречающихся на пути его прогулки. И все это невольное знакомство ребенка с самыми первыми элементами его родины. Но «собственно родиноведение начинается в детском саду с детьми шести и семи лет. Это есть систематический ряд бесед, прогулок и наблюдений, предварительно хорошо обдуманных воспитательницею, ведущих к сознательному знакомству с родиной и подготавливающих ребенка к дальнейшему пониманию географии, космографии и астрономии». [15;34]
Итак, «родиноведение не должно понимать так, что оно просто знакомит ребенка со всем его окружающим. Нет! Родиноведение выбирает только те предметы из жизни людей и те явления, которые могут дать ребенку, какие – нибудь нравственные и умственнее силы указывает Аделаида Семеновна.
Об этом же пишет А.П. Усова – видный ученый в области педагогики дошкольного детства. В дошкольных учреждениях, так как и в школе нельзя воспитывать, не передавая тех или иных знаний, и в то же время знания содержат в себе больший или меньший воспитательный материал. [15;112] Каждый ребенок пяти – шести лет из общения с окружающими его людьми, приобретает какие – то навыки, привычки, знания, умения. Опыт системы дошкольного воспитания показывает, в содержании образовательной работы ведущая роль должна принадлежать конкретным знаниям об окружающем – явлениях природы, предметах, людях и их отношениям «образовательная работа с детьми, направленная на познание окружающего и усвоение той или иной деятельности, содержит вместе с тем и большие воспитательные возможности, так как познание детьми окружающего их мира не может происходить вне формирования определенного отношения к тому, что познается» [15;51]
Это усваиваемое детьми отношение к окружающему во многом определяет их поведение в жизни и начатки моральных норм. «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем: громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. [15;51]
Евгения Александровна Флерина – известный педагог 20 века, обращает внимание на то, что любая картинка, скульптура, фотография, игрушка воспринимается ребенком не как застывший образ, показанный в них.
В воображении ребенка они вызывают цепь событий, действий. Следовательно, в условиях правильного руководства познавательная и творческая деятельность самого ребенка являются богатым средством формирования его моральной личности. «Слушает ли ребенок сказку, героический рассказ о смелых людях, преданный своей Родине, или смотрит соответствующую картинку, он с глубоким сочувствием и восхищением следит за действием героя, за событиями и всегда на стороне смелого, благородного героя. Таким образом, искусство в жизни ребенка является методом образного познания жизни» [15;224]
Окружающая ребенка жизнь общества, быт семьи и детского сада дают обширный материал для переживаний. Разнообразная архитектура, парки, привлекательные витрины магазинов, огни, транспорт, бесконечное множество форм движений, звуков, красок: яркие, праздники являются источником благодарным и многообразным для наблюдений и понимания современной общественной жизни.
Проблема ознакомления с окружающим заявлена и в современных образовательных программах.
Анализируя программу «одарённый ребенок» Москва «Новая школа» 1995, состоящую из 10 разделов, направлены на развитие умственных способностей, мы видим, что в разделе: ознакомление с пространственными отношениями, сказано, что второй год обучения детей связан с расширением многих представлений по ориентировке в пространстве. Дети ориентируются в пространстве, выходя за рамки непосредственного знакомого пространственного окружения. С помощью карт и схем дети учатся ориентироваться в городе, где они живут (узнают о расположение центральных улиц, площадей, основных строений города). Для этого необходимо иметь карты района, в котором находится детский сад, карты города, где живут дети, открытки с достопримечательностями своего города.
В программе «Семицветик» Москва 2000 в блоке №3 «Искусство» говорится, что для ознакомления с окружающим необходимо использовать качественные репродукции, фонограммы, слайды, посещать музеи и выставки. На примере произведений искусства необходимо показывать детям красоту окружающего мира: памятников зодчества, архитектуры, расширяя тем самым представления ребенка о возможностях человека. Привлекать родителей, совместно создавать уголки творчества и красоты или музей у себя в саду с помощью коллекционирования. [21;20]
В программе «Детство» большое место отводится проблеме социальных отношений ребенка. Ведь именно эмоционально – положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития детей. Задачи формирования социально – нравственных представлений ребенка реализуются через занятия раздела «Социальный мир», в программное содержание которых входят темы по ознакомлению детей с предметным миром, трудом взрослых, моя Родина. Занятия раздела «Социальный мир» позволяют приобщить ребенка к многообразию предметного мира, труду взрослых и сверстников, безопасному поведению дома и на улице, к героическому прошлому своего народа, познакомить с историей своей страны, дать элементарные географические представления, прикоснуться к истории развития предметного мира. Таким образом, предлагаемый цикл комплексных занятий интегрирует основные направления социально – нравственного, патриотического, умственного развития ребенка.
Изучив методические рекомендации «Познаю мир» - для воспитателей, работающих по программе «Радуга», мы понимаем, что в пять – шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти – шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!». Однако имеющиеся у ребенка пяти лет возможности переработки, упорядочивание информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям к психике. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, т. е объяснение, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования). Большое значение для познавательного развития ребенка пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обогащение, классификация), помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся сведения о нашем мире и разбираться в них. Итак, у детей пяти – шести лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру, указывается в методических рекомендациях «Познаю мир».
Работа по ознакомлению с родным городом, воспитанию у детей любви к родному краю является одним из направлений «Программы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Л. В. Пименовой. Содержание работы с детьми определено с разделом «Человек в истории», направленным на реализацию образовательных и воспитательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально – ценностное отношение к нему, становление адекватных способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю их возникновения, достопримечательность.
В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А Васильевой, В.В Комаровой, Т. С Гербовой в разделе «Родная страна» говорится, что нужно расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках, знакомить с народными традициями и обычаями, продолжать формировать интерес к малой Родине, рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Кроме этого, необходимо показать на карте всю Россию, моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города, рассказать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины, знакомить с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна.
Работу необходимо вести последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна, т. к этого требует специфика развития детей дошкольного возраста. Кроме того ознакомление может происходить через разные виды деятельности и в том числе через коллекционирование.
1.3 Организация работы с детьми по ознакомлению
с «Малой Родиной».
Знакомство детей с окружающим, с родным городом, руководство сбором коллекции необходимо проводить, используя комплекс методов и приемов организации деятельности детей.
Метод – это способ работы воспитателя и детей, обеспечивающие усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. [11;150]
Прием – это часть метода. Методы взаимодействия воспитателя с детьми принято делить на наглядные, словесные и практические. [11;18]
Большое место в дошкольном обучение занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Наглядные методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относятся демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов). Одним из наглядных методов является наблюдение.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений.[11;190]
Его цель - не только познакомить детей с предметом или явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за всем, что их окружает. Воспитатель помогает детям овладеть деятельностью наблюдения: ставит перед ними познавательные задачи, обучает различным способом обследования объектов, учить следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному плану наблюдения, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки.
При организации наблюдений необходимо соблюдать ряд условий:
а) надо выбирать для них такое место и такие моменты, когда дети могут увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта;
б) не следует отвлекать их вопросами, которые не связаны с наблюдением, рассказывать о других событиях.
в) наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, в нашем случае - о городе, коллекционировании. Воспитатель проводит вступительную беседу, в которой выявляет, какие достопримечательности им известны, знают ли они, памятники города Владимира. [11;206]
Содержание деятельности связанной с наблюдениями, постепенно усложняются, выбирают более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними.
Показ предметов является одним из распространенных приемов. Дети рассматривают кукольную одежду, игрушечную и настоящую мебель, посуду, предметы домашнего обихода, значки с изображением города. Воспитатель показывает предмет так, чтобы всем было хорошо видно, четко и кратко рассказывает о нем. Руководящая роль педагога во время демонстрации предметов заключается в том, что он в строго определенной последовательности направляет внимание детей на различные их стороны и свойства. Объединяя отдельные знания в целостные представления о том или ином объекте. [11;208]
Показ картин, иллюстраций часто используется в работе по ознакомлению с окружающим. Картина, открытки имеют те преимущества, что на них можно рассматривать предметы, явления, которые в условиях детского сада понаблюдать невозможно. [11;210]
На картинке может быть передано какой-то определенный объект: «Театр», «Наша улица», и др.
Таким образом, картина содержит богатые возможности для сообщения детям новых знаний, знакомство с миром явлений, не встречающихся им ранее, для воспроизведения и закрепления полученных знаний. Для одновременного показа всем детям картина должна быть большого размера, а изображенные на ней предметы – крупные и четкими. Воспитатель предлагает вначале установить главное содержание картины, ответить, что на ней изображено, а затем уже останавливает внимание детей на деталях, частностях. Он учитывает, изображено ли на картинке новое, незнакомое детям явления или то, что уже было в их опыте; в первом случае, опираясь на практический опыт детей, педагог сам объясняет содержание картины; во втором, отталкиваясь от их опыта, предлагает самим передать содержание картины. При рассматривание картин велика роль слова, пояснения. Воспитатель направляет внимание детей, что-то, что нужно рассмотреть, привлекает знания, опыт дошкольников.
Показ образца - один из предметов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, сконструированная поделка. Образец должен быть крупного размера, с яркой, привлекательной расцветкой, без измененной детализации. Иногда, чтобы побудить дошкольников к творческой работе, воспитатель показывает им несколько образцов, подчеркивая тем самым, что характер исполнения может быть разным, например, при выполнение творческих заданий по декоративному рисованию. [11;211]
Показ способов действия. На занятиях по развитию движений, изобразительной деятельности, музыкальной воспитатель пользуется наглядно - действенным показом, или показом способов действия; как выполнить упражнение, движение под музыку, в какой последовательности и как выполнить работу по рисованию, конструированию, как правильно расположить открытку в альбоме, а значок на подушечке. При показе способов действия надо правильно выбрать место для показа, удобно разместить детей. Показ должен быть четким, точным, разделенным, на части, чтобы дети видели каждое движение. Каждое свое действие воспитатель обозначает словами.
Иногда, когда дети уже знают отдельные приемы выполнения работы, он показывает только незнакомые им приемы. [11;211]
В качестве наглядных средств могут быть использованы экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия. К экранным пособиям относятся диапозитивы, диафильмы и изображения для эпипроекции, которые демонстрируются на экране с помощью диа - эпипроектов. Использование технических средств делает процесс познания привлекательнее, расширяет возможности ознакомления детей с окружающим, так как этим путем могут быть показаны те явления жизни, с которыми непосредственное знакомство невозможно. Благодаря тому, что в кинокадрах одни и те же предметы могут быть показаны в крупном, среднем и общем плане, в различных ракурсах, создается возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенном. Фильмы вызывают у них интерес, эмоции, они охотно обмениваются впечатлениями об увиденном, отражают его в рисунках, рассказах, играх, надолго запоминают. Фильмы оказывают большое воспитательное влияние на детей. Кинофильмы и диафильмы используются в обучении в сочетание с другими средствами: наблюдениями, показом иллюстраций и натуральных предметов, словом воспитателя, чтением книги. Перед просмотром фильма проводится беседа с целью выявления знаний детей, одновременно воспитатель подготавливает их к восприятию фильма. При ознакомлении детей с окружающим посредством кино необходимы повторные просмотры фильма. После демонстрации надо дать им возможность обменяться впечатлениям, рассказать, что особенно понравилось. Для использования технических средств, в детском саду должны быть созданы соответствующие условия: выделено место для демонстрации фильмов, сделаны шторы затемнения: проецирование изображений должно идти только на экран, а не на стену.
Прежде чем демонстрировать фильм, воспитатель должен сам, хорошо ознакомится с ним. [11;216]
Для ознакомления с окружающим в дошкольных учреждениях должны быть дидактические пособия - это предметы, специально сконструированные в соответствие с познавательными задачами. Они включают как наглядные пособия, так и дидактический материал. К наглядным пособиям относятся натуральные предметы, игрушки, специально отобранные для демонстрации, а так же картины, муляжи, схемы. Они предназначены для организации деятельности со всей группой детей и индивидуально. Раздаточным материалом, каждый ребенок может пользоваться индивидуально. Действуя с дидактическими материалами, дети самостоятельно решают познавательные задачи. Некоторые материалы, особенно народные дидактические игрушки, построены так, что само пособие как бы дает ребенку сигнал о допущенной ошибке. [11;217]
Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Благодаря пояснению уточняется непосредственное восприятие детей. Для сообщения детям новых знаний, сведений об окружающих явлениях и событиях, природе воспитатель использует рассказ. Это может быть рассказ о личных впечатлениях «В детстве у меня была коллекция». Рассказ должен иметь четкую логическую структуру, быть содержательным, интересным, эмоциональным. Хорошо, если воспитатель использует в рассказе шутку. Это обеспечивает воздействие не только на ум ребенка, но и на его чувства. Большое место в работе с детьми занимает художественное чтение и рассказывание. Воспитатель читает рассказы, стихи, сказки, для того, чтобы познакомить их с художественными произведениями, сообщить новые знания, вызвать нужное эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое настроение. Познакомить с общественными явлениями и достопримечательностями.
Если дети заучивают стихотворение, педагог сам должен знать его наизусть. Народные сказки необходимо рассказывать наизусть, стремясь передать их своеобразие.
Воспитатель должен владеть мастерством художественное чтение: это помогает глубже понять содержание произведения, лучше почувствовать образы героев.
Беседа - один из основных словесных методов. С помощью заранее подготовленных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющие знания, и справляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям. Обмен мнениями в ходе беседы создает благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний, развитие их мышления и познавательных интересов. [11;217]
Широко используются вопросы к детям. Они помогают проверить правильность знаний детей. Вопросы должны быть понятными детям, их следует задавать так, чтобы они требовали не только припоминания материала, но и размышления: ребята должна сравнивать предметы и явления, устанавливать причинно – следственные связи: «Почему ты думаешь, что на этих открытках изображен один и тот же памятник? При правильной постановке вопроса у детей возникает необходимость давать на него полный ответ, а иногда и строить его в виде краткого рассказа из двух, трех предложений, как бы обосновывая сказанное. Все рассмотренные выше методы и приемы направлены главным образом на расширение знаний, организацию познавательной деятельности детей.
Кроме этого используются практическая группа методов. Большое место среди них занимают упражнения в разных видах деятельности, в результате которых у детей формируется требуемые умения и навыки. Для развития мышления в процессе практической деятельности важна такая постановка задачи, которая побуждает ребенка самостоятельно анализировать, намечать пути выполнения и реализации данной задачи. [11;226]
Практические методы тесно связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены.
Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. Большинство детей еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы с точки зрения их будущего воспроизведения, тем более что практическая задача что-то нарисовать, построить воспринимается как главная, и малыши стремятся как можно быстрее приступить к ней. Это ведет к многочисленным ошибкам и даже невыполнению заданий. Нужно, чтобы дети правильно воспринимали образец, проанализировали его. Поэтому особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с данным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности.[11;227]
При использовании практических методов обучения необходима разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей. Детей старшей и подготовительной групп учат планированию практической работы. Под руководством воспитателя они могут намечать основные этапы работы и способы действий, которые будут использовать на каждом этапе. Для детей дошкольного возраста важны игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию деятельности, обеспечивают связь познания с характерной для малышей игрой.
Выбор методов и приемов руководства деятельностью детей зависит, от возраста детей и степени их подготовленности. Если перед воспитателем стоит задача познакомить дошкольников с предметами, объектами, наиболее целесообразным будет их рассматривание, наблюдение или использование соответствующих картин, диафильмов. Если дети уже знакомы с объектом, но требуется уточнить представление о нем, также целесообразнее использовать картину; если же надо расширить представления по мере овладения детьми умениями и навыками меняются методы. Целенаправленно выбирая и сочетая, методы и приемы организации деятельности детей, педагог обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков, приобщая их к познанию окружающего, к самообразованию и коллекционированию. [11;229]
1.4. Коллекционирование, как путь самообразования дошкольника.
Коллекция - это систематизированное собрание, каких- либо, предметов, представляющее обычно научный, художественный, исторический интерес. Способность человека находить все новые предметы для коллекционирования поражает больше всего. Невозможно подсчитать процент коллекционеров среди ныне живущих на земле людей, и, тем не менее, мания собирательства до сих пор остается не до конца понятой. Гете называл коллекционеров счастливыми людьми. Понятие коллекционирование впервые встречается в одной из речей Цицерона: слово коллекция означало собирать всех вместе. Первыми коллекционерами считаются правители и философы античности. Аристотель собирал коллекцию растений. Юлий Цезарь - драгоценные камни, чеканную посуду, статьи, картины. В античных собраниях вещь выступала главным образом как свидетель минувших эпох и приобреталась независимо от красоты форм и мастерства изготовления. Первым музеем в мире стал храм музей, построенный Платоном.
Восьмое Чудо - Александрийская библиотека включала более 700 тысяч свитков рукописных книг. Любая коллекция - это образ жизни, нечто, заложенное внутри человека, собирательство само по себе является древнейшим инстинктом, это и исследование, и результат творческого процесса.
Коллекционирование - это познание окружающего мира, выражение человеческой тяги к творчеству и знанию. Многие коллекции всемирно известны. В истории русского искусства - да и в сознании каждого из нас давно и прочего определялось место, которое занимает И. Е Репин. Мастер с уникальным чувством жизни и художественным даром, который выделяется даже в плеяде великих русских живописцев перелома эпох. Историю И.Е Репина можно, пожалуй, отчасти считать историей Третьяковской галереи. В ее коллекции было более 140 живописных полотен И.Е Репина, много рисунков, акварелей, пастелей художника. Неизменное уважение и взаимная заинтересованность в деятельности друг друга определяли отношения художника и коллекционера. Они были единомышленниками и сотрудниками, в общем деле - создании галереи, отражающей историю русского искусства, оба в равной степени чувствовали ответственность за ее судьбу. Работы художника продолжали поступать в галерею, и после смерти Третьякова. Они поступают и сейчас эскизы, наброски, рисунки, картины, марки. Появление новых технологий и материалов приводит к возникновению новых видов коллекционирования, а значит и новых терминов:
- Фалеристика - коллекционирование наград.
-Филателия - коллекционирование почтовых и иных марок, почтовых знаков.
-Нумизматика - коллекционирование монет и бонн, которые были в обращении на территории нашей страны.
-Лудовольство – коллекционирование детских игрушек и настольных игр.
Есть и другие виды коллекций.
С недавнего времени коллекционирование, как вид самообразования дошкольника введено в программу воспитания и обучения в детском саду, в содержание культурно - досуговой деятельности, по приобретению систематических знаний в какой - либо сфере науки, искусства, культуры, техники.
Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, т. е. является одним из видов культурно - досуговой деятельности. Самостоятельная деятельность ребенка носит элементы самообразования, имеющею свою специфику связанного с его психофизиологическими особенностями. Самообразование осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно - развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя в некоторых случаях к этому процессу привлекают детей. Потребность ребенка в полной мере зависит от взрослых, их кругозора. Стремление к новым знаниям вызывает интерес и потребность в их получении.
Для того чтобы самообразование стало средством самовоспитания детей, взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их добывать, воспитывать такие нравственно - волевые качества, как умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей. При организации коллекционирования, как вида культурно - досуговой деятельности необходимо основываться на следующих положениях: - важно помогать ребенку на основе принципа развивающего обучения, только тогда будут раскрываться его способности. Кроме того, при общении с ребенком не следует ограничивать свободный ход его развития.
- Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения как повод к отражению к собственным возможностям, как точки роста новой мысли, постепенно осмысления необходимости создания в сотрудничестве со взрослыми нового способа действия.
- С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение, которое позволит поставить тот или иной вопрос и попытаться получить от него ответ.
К самообразованию относится игра, чтение, экскурсии, посещение музеев, театров, коллекционирование. Как уже было сказано коллекционирование - это исследование окружающего мира, выражение человеческой тяги к творчеству и познанию. Его результативность, прежде всего, зависит от того, насколько оно интересно ребенку. При собирании марок, открыток, наклеек, интерес возникает в том случае, если взрослые, руководя коллекционированием, будут опираться на общепринятые рекомендации и увлекать детей.
Коллекционирование начинается с того, что будут собирать, с какой целью, по какому принципу отбирается материал. Для дошкольников более доступен тематический принцип, который позволяет сосредоточиться на одном направлении и расширять знания в выбранной области. Одно из любимых детских занятий, коллекционирование марок и открыток на определенную тему (природа, спорт…). Оформлять коллекцию следует красиво, чтобы она вызвала интерес у других. Ребенок испытывает удовольствие от того, что может рассказать о предмете своей коллекции. Любая коллекция должна соответствовать возрастным возможностям детей и быть безопасной для их здоровья.
Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных важных занятий, а затем в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность — это значит «завести» механизм формирования способностей. Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать, легкость возникновения новых образов, необычных суждений — эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности. Удивление играет роль мотива в деятельности воображения. Оно представляет собой стимул к организации внимания и освобождает скрытую энергию внутреннего впечатления, переходящего от созерцания к осмыслению, затем к действию. О встрече с «Чудом», как одном из условий становления творческой личности.
Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно-волевая, эмоциональная, действенно-практическая, которые интенсивно развиваются в процессе коллекционирования. Данный вид деятельности недостаточно используется педагогами.
Понимают ли воспитатели детских садов сущность коллекционирования? Большинство считали, что коллекционирование, как форма познавательной деятельности не имеет эффективности.
Этот взгляд объясняется еще и тем, что педагоги не уверены в возможности создания коллекции в группе из-за трудностей финансового плана.
Педагогами также недооцениваются воспитательные возможности коллекционирования; не считается, что данный вид деятельности может развивать творческую активность. Кроме того, отсутствуют конкретные методические рекомендации, которые могли бы помочь педагогу организовать деятельность детей по коллекционированию.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизирует имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).
В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству: познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение — наблюдать, сравнивать, анализировать обобщать, выделять главное; владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования. [22;8]
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности — любознательность, пытливость, наблюдательность.
Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность. А. А. Люблинская подчеркивает, что в процессе формирования у дошкольников познавательного отношения к окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.
В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему. Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем. Внимательное отношение взрослых к увлечениям детей, поддержка и их развитие — непременное условие становления познавательной активности ребенка.
Инициатива создания коллекции в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. В то же время педагог должен быть внимателен к интересам детей, иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, если педагог чуток и внимателен, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.
Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей: сделать ящик для монет, альбом для марок, вместе с детьми завести картотеку на каждый экспонат, порыться в книгах, словарях, энциклопедиях, сходить в музей за консультацией. Результаты исследования, проведенного с целью изучения отношения родителей к этому виду познавательной деятельности показали, что большинство родителей позитивно относятся к коллекционированию, в 56% семей увлекались коллекционированием бабушки и дедушки (коллекционируя значки, марки, открытки, старинные монеты, салфетки и т. п.). 41% от общего количества опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием. В большинстве семей, положительно относящихся к коллекционированию, дети также увлекаются собиранием каких-либо предметов. Содержание детских коллекций отвечает духу современности: модели автомобилей, фигурки динозавров, игрушки-монстры, фишки, наклейки, киндер сюрпризы, хотя надо отметить, что сохранились и передаются традиции - монеты, календарики, значки и т. п.
В 63% семей родители активно поощряют увлечения ребенка; в 44% — помогают в выборе коллекции, в 30% — активно привлекают родных, друзей, устраивают выставки, создают доброжелательную атмосферу. [22;10]
По результатам анкетирования родителей определено разное отношение к коллекционированию (существенное, удовлетворительное и ограниченное). При существенном отношении родители проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряют их, помогают в выборе коллекции, создают доброжелательную атмосферу творческого поиска, организуют показы, выставки коллекций для друзей. В таких семьях коллекционированием, как правило, занимались бабушки, дедушки, родители. Это люди творческие, увлеченные, активные. Доля таких семей в процессе нашего анкетирования составляет 37%.
Удовлетворительная роль семьи выражается в том, что родители частично интересуются увлечением ребенка, иногда помогают ему, когда позволяет время и материальные средства. Их позиция «не мешать» или «чем бы дитя не тешилось, лишь бы ...», иногда они устраивают показ коллекций. В таких семьях кто-либо в детстве или в настоящее время занимается коллекционированием.
Ограниченное отношение в развитии и поддержании интересов детей к коллекционированию проявили 30% опрошенных родителей. Они не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не вмешиваются в этот процесс, не поощряют, не помогают, и даже высмеивают интересы ребенка, считая коллекционирование пустым времяпрепровождением.
Задача педагогов и психолога нашего ДОУ помочь родителям осознать, что коллекционирование — дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное, кропотливое и сложное.
Показателем результативности проведенной работы можно считать активное деятельное участие родителей в организации и пополнении коллекций, которые воспитатели вместе с детьми собирают в группах.
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, т. е. связь с занятиями формирования элементарных математических представлений, изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Проводимая педагогами работа способствует развитию таких важных составляющих качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.
Что коллекционировать?
Что же лучше всего коллекционировать в детском саду? Сделать выбор не всегда просто, главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Возможно, сначала Вы будете собирать несколько разных коллекций, и лишь потом, когда интерес к какому-либо виду предметов станет доминирующим, вы определитесь с окончательным выбором. Причем, одним нравится собирать разнородные вещи, другие специализируются на чем-нибудь одном. У вас может быть общая коллекция на группу, или же несколько коллекций (хорошо учесть интересы разных групп детей, иметь коллекции для мальчиков, девочек...). Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к мелочам и узнают о простых вещах гораздо больше, чем другие люди. Как правило, интерес постепенно захватывает детей, и они начинают индивидуальное коллекционирование дома. Роль педагога в этом случае заключается в поддержке интереса к коллекционированию — найдите возможность устроить презентацию или выставку частной коллекции ребенка в группе.
В младших группах детского сада детей чаще всего привлекают игрушки животных (зайчики, медвежата, собаки и т. п.). В более старшем возрасте детей привлекают модели автомобилей, открытки, значки, марки и т. п.
Хранение коллекции.
В группе надо определить место для хранения коллекции, она должна быть доступна для детей, чтобы в любой момент ребенок имел возможность полюбоваться предметами, пообщаться со сверстниками.
Открытки, фантики хорошо хранить в небольших альбомах для фотографий. Для мелких предметов подойдут коробки из-под конфет или обуви. Игрушки можно расположить на полочках или в шкафу (в группе или спальной комнате). [22;15]
Обращение с коллекцией.
При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции.
Вместе с детьми обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дети должны понимать, что это не обычные игрушки, а эксп онаты коллекции, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, тогда дети потеряют к ним интерес. Педагогу необходимо подумать, как организовать взаимодействие детей с предметами коллекции. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, по-своему их располагать. [22;16]
Гуманистическая направленность педагогического процесса, провозглашаемая во всех современных программах, концепциях воспитания и обучения, предполагает личностную вовлеченность ребенка в этот процесс: ребенок в нем инициативен и самостоятелен; поощряется его любознательность; он относительно свободен в выборе содержания и форм работы. Относительность выбора обусловлена складывающимися противоречиями при организации воспитательной работы в детском саду между желанием предоставлять детям свободу самоопределения, инициативы, с одной стороны, и необходимостью реализовывать программу и выполнять методические рекомендации, воплощать в жизнь содержание учебно-методических комплектов, с другой. Одним из путей разрешения данного противоречия может быть интегрированный подход в организации работы детского сада. Известно, что дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, поэтому основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях декларируется практически во всех программах воспитания и обучения и разрабатывается многими специалистами. Интеграция как форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную. Построение педагогического процесса на основе коллекций позволяет интегрировать различные образовательные сферы.
С использованием предметов коллекций нами проводятся интегрированные занятия, задачами которых являются:
развитие созидательной направленности, познавательной активности, креативного потенциала личности и др.;
формирование интереса к экспонатам коллекций, воспитание бережного отношения к предметам;
воспитание у детей стремления передать красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились;
У воспитателей иногда возникает вопрос: Как часто проводятся занятия с использованием коллекции? Ответ на этот вопрос вам поможет найти собственная интуиция, ваше понимание детей, устойчивость их интересов. Наблюдая за деятельностью детей, вы почувствуете, когда следует временно убрать коллекцию из поля зрения детей, когда, наоборот, привлечь внимание к коллекции. Это может быть организация сюжетно-ролевой игры «Выставка», в процессе подготовки к которой активизируется познавательный интерес к экспонатам, изменяется месторасположение, готовится выставка рисунков.
Коллекционирование, как средство личностного развития ребенка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения, так как использование экспонатов коллекций позволяет решать многообразный комплекс воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Глава 2. Обобщение педагогического опыта МДОУ № 102
г. Владимира по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с малой родиной в процессе сбора коллекции.
2.1 Определение цели, педагогических задач, на решение которых был направлен педагогический опыт; содержание воспитания и обучения детей.
Известно, что дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке обществе и культуре.
В.А Сухомлинский утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и отечества, их красоты и величия». [25;54]
Базовым этапом формирования у детей интереса к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру, его культуре.
В.А Сухомлинский писал: «В сознание каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». [24;69]
Хотелось бы, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств. Обобщение педагогического опыта проводилось на базе исследования и сбора коллекции о городе Владимире в 2007-2008 учебном году.
Основная цель нашей практической части заключается в том, чтобы проследить динамику расширения представлений у детей о родном городе с использованием коллекционирования. Для достижения поставленной цели были выявлены педагогические задачи, на решение которых был направлен анализ опыта:
1. Расширять представления у детей о родном городе.
2. Побуждать детей к сбору материалов для коллекции «Наш город Владимир».
3. Организовать деятельность детей по коллекционированию и ознакомлению с родным городом.
Содержание воспитания и обучения строилось на основе педагогических задач. Расширялись представления детей (предлагалось рассматривать экспонаты коллекции и выставок).
Побуждали детей к сбору коллекции.
Составлялись конспекты организации деятельности детей по ознакомлению с городом и коллекционированию.
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Владимиром в процессе сбора коллекции предусматривает следующие принципы в работе:
1) «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2) непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3) дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
4) рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
5) деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний, получаемых детьми на занятиях. В зависимости от поставленных задач используются следующие методы обучения:
1) словесные;
2) наглядные;
3) практические;
Формы организации определяются целями и задачами конкретного занятия, количеством детей:
1)фронтальные занятия, используются при объяснении нового материала (показ фото, открыток);
2)индивидуальная форма занятия позволяет учитывать уровень подготовленности и особенности детей;
3)экскурсии необходимы для непосредственного восприятия объектов.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы.
Итак, знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе сбора коллекции позволяет решать ряд важных задач в воспитании и становлении личности ребёнка. Педагог ставит перед собой задачи которые помогут реализоваться через создание коллекции.
К ним относятся:
1. Расширять представления у детей о родном городе.
2. Побуждать детей к сбору материалов для коллекции «Наш город Владимир».
3. Организовать деятельность детей по коллекционированию и ознакомлению с родным городом.
Целью является проследить динамику расширения представлений у детей о родном городе с использованием коллекционирования.
А также подбираются наиболее оптимальные методы в работе. В ходе обучения используются индивидуальные и фронтальные формы, а также экскурсии, чтобы дети могли послушать рассказ воспитателя и непосредственно увидеть памятники архитектуры и различные объекты родного города своими глазами. Также педагог учитывает следующие принципы в работе:
1) «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2) непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3) дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
4) рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
5) деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
2.2 Деятельность педагога по реализации содержания обучения, деятельность детей.
Деятельность педагога по реализации содержания обучения была направлена на ознакомление детей с родным городом в рамках расширения представлений
об окружающем, в частности использовании коллекционировании.
Изучив, особенности развития детей группы мы составили план работы, в который входило следующее:
- Знакомство с разными видами коллекций.
- Путешествие по родному городу во время досуговых мероприятий.
- Экскурсии.
- Игры для закрепления полученных знаний и впечатлений.
- Участие в сборе коллекции.
- Беседы с родителями о создание коллекции в группе, и многое другое.
В процессе формирования у дошкольников познавательного отношения окружающему вскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов, в которых явственно выражено единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности.
Поэтому мы старались быть внимательными к интересам детей, т.к. иногда индивидуальный интерес ребенка может заразить группу детей, вызвать интерес к созданию собственной коллекции.
Работу с детьми мы начали с беседы о коллекционировании. Мы рассказывали детям о том, что такое коллекция, какие бывают виды коллекций, показывали некоторые из них. Затем рассматривали подборку часов в группе, что тоже является своеобразной коллекцией. Для закрепления полученных знаний поиграли в игру « Что лишнее в коллекции?» в ходе, которой дети узнавали коллекцию, называли и убирали то, что лишнее. ( Приложение 1)
В вечернее время мы проводили беседы с детьми. Основная цель бесед – непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления. Мы старались провести каждую беседу наиболее ярко, эмоционально. Для чего использовали игры: «Чудесный мешочек», «Часть целое» (в ходе этого дети усвоили представления о том, что в городе есть несколько районов). (Приложение №2)
Понравилась ребятам игра, «Доскажи словечко» в которой дети называли профессии людей, живущих издавна в пригородах Владимира.
С желанием ребята приняли участие в воображаемой поездке на троллейбусе №8. В заключительной части беседы мы договорились с детьми, что они принесут в группу открытки, календарики, значки с изображением города для нашей коллекции. Кроме этого, мы использовали такие формы работы с детьми, как экскурсии, целевые прогулки. Все прогулки и путешествия мы организовывали в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.
Путешествия наши начались с территории детского сада, изучение его особенностей, строения, оборудования детских площадок. Следующее наше путешествие и целевая прогулка была к жилому дому, который находится рядом с детским садом. Мы выяснили, кто сделал этот дом, из чего он сделан, сколько в нем этажей. В этом доме живет Данил мальчик нашей группы.
Особенно большое впечатление на детей произвели путешествия в центральную часть города. Экскурсия дала возможность познакомиться памятниками архитектуры, которые есть на открытках нашей коллекции.
С символикой города мы познакомили детей на досуговом мероприятии «Герб нашего города» его мы начали с рассказа о том, что такое герб, а затем с помощью вопросов дошкольники смогли разобраться в значение символов, и изображенных, и изображенных на гербе города Владимира. Закрепить полученные знания мы старались через дидактические игры, которые подготовили специально для этой группы детей: «Найди герб нашего города среди других» «Сложи герб по памяти». (Приложение №3)
Перед многими экскурсиями и прогулками, чтобы они были доступны и понятыми детям, мы проводили с детьми предварительную работу, например, беседу: «Что такое музей?»
После посещение музея мы с детьми создали альбом для коллекции наших рисунков.
Очень понравилась детям экскурсия в ГДК на выставку картин, дети с удовольствием рассматривали картины с изображением города, в последствии мы захотели сделать свой мини музей у себя в группе.
Кроме работы с детьми организовали сотрудничество с семьями. Мы провели консультацию для родителей на тему: «Приобщение детей к коллекционированию». После этого коллекция открыток о родном городе пополнилась.
В заключительной части исследования мы провели итоговое досуговое мероприятие «Город, в котором мы живем». Оно прошло в форме соревнования между командами, что позволило обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, повысить активность, уверенность и желание продолжить сбор коллекции. (Приложение № 4)
В ходе каждого мероприятия дети либо рассматривали экспонаты, либо подготавливали новые, либо договаривались о том, чем дополнять коллекцию в будущем.
Деятельность детей была направлена на получение информации и создание коллекции. С детьми проводились досуги, беседы, целевые прогулки, экскурсии на различные темы, в которых они принимали участие.
Итак, педагог должен планировать свою деятельность, чтобы детям было интересно , все занятия проводились согласно плана.
2.3 Анализ результатов проведённой работы.
Особенностью исследовательской работы по организации коллекционирования можно считать интегрированность, связь с изобразительной деятельностью, познанием окружающего мира.
В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Любая воспитательно-образовательная работа не приводит к сиюминутным результатам, она оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед. Мы надеемся, что когда дети вырастут, они будут вспоминать свои впечатления детства, с гордостью рассказывать о своей коллекции, и вероятно кто–либо из них продолжит коллекционировать, какие – либо предметы.
Итоги исследовательской работы позволяют нам сделать некоторые выводы о позитивных результатах приобщения детей к коллекционированию.
1) У большинства детей появился интерес к настоящему и прошлому города Владимира.
2) Его герб дети свободно находят в окружающей действительности и делятся своими знаниями с родителями.
3) C чувством гордости дети рассказывают о своей малой родине, о красивейших местах и достопримечательностях.
4) Культурное наследие города они стали воспринимать как нравственный идеал, а это является благодатной почвой для формирования любви к своей малой Родине.
5) Дети почувствовали себя маленькими горожанами.
В процессе коллекционирования и работы проводимой параллельно дети многое узнали о своем городе, увидели его красоту и богатство. Задачи, поставленные в начале исследования были решены, но нельзя сказать, что работа по созданию коллекции полностью удалась, т.к. три недели педагогической практики – это недостаточный период времени для такой работы, не со всеми родителями удалось установить контакт и приобщить их к собиранию материалов.
Коллекционирование – это важное средство личностного развития ребенка, т.к. использование экспонатов коллекций позволяет решать многообразный комплекс воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Заключение:
Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Творческий потенциал ребенка определяют такие стороны личности, как интеллектуальная, нравственно – волевая, эмоциональная, действенно – практическая, которые интенсивно развиваются в процессе коллекционирования.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес в глубоко эмоциональном отношении к окружающему.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе сбора коллекции позволяет решать ряд важных задач в воспитании и становлении личности ребёнка. Педагог ставит перед собой задачи которые помогут реализоваться через создание коллекции.
К ним относятся:
1. Расширять представления у детей о родном городе.
2. Побуждать детей к сбору материалов для коллекции «Наш город Владимир».
3. Организовать деятельность детей по коллекционированию и ознакомлению с родным городом.
Целью является проследить динамику расширения представлений у детей о родном городе с использованием коллекционирования.
А также подбираются наиболее оптимальные методы в работе. В ходе обучения используются индивидуальные и фронтальные формы, а также экскурсии, чтобы дети могли послушать рассказ воспитателя и непосредственно увидеть памятники архитектуры и различные объекты родного города своими глазами. Также педагог учитывает следующие принципы в работе:
1) «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
2) непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3) дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
4) рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
5) деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Педагог должен планировать свою деятельность, чтобы детям было интересно, все занятия проводились согласно плану.
Итоги исследовательской работы позволяют нам сделать некоторые выводы о позитивных результатах приобщения детей к коллекционированию.
1) У большинства детей появился интерес к настоящему и прошлому города Владимира.
2) Его герб дети свободно находят в окружающей действительности и делятся своими знаниями с родителями.
3) C чувством гордости дети рассказывают о своей малой родине, о красивейших местах и достопримечательностях.
4) Культурное наследие города они стали воспринимать как нравственный идеал, а это является благодатной почвой для формирования любви к своей малой Родине.
5) Дети почувствовали себя маленькими горожанами.
Список литературы:
Артамонова, О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. - Самара, 1997.
Болотина, Л. Р. Комарова, Г.С. Баранов, С. П.
Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 1997.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2004.
Валлон, А. Психологическое развитие ребенка. - М.: 1967.
Воспитание и обучение в детском саду. / Под редакцией А.О.Запорожца, Т. Н. Маркова. - М.: 1976.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Пособие для воспитателя. / Под редакцией А. М Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980.
Жуковская, Р. Н, Виноградова, А.М, Козлова, С.А. Родной край. - М.:1990.
Зеньковский, В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
9. Ильчинов, М. 3, Смирнов, Б.А. Социология воспитания. - М.: 1996. 10. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе
ознакомления с окружающим миром. - М.: 1988.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью: Учебное пособие. - М.: Изд. центр Академия, 1998.
12.Козлова, С.А. «Я человек»: Программное приобщение ребенка к
социальному миру. - М.: 1996.
13. Кравцова. Е.Е, Кравцов, Г.И. Золотой ключик. - М.: 1990.
14. Лебеденко, А. А, Гребенщикова, Е. А. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1987.
1 5. Михалков,С. Все начинается с детства. - М.: 1971.
16.Мухина, В. С. Нравственное воспитание дошкольников. - М.: 1972.
17. Петренко, Г.Г. Первые уроки гражданственности. - Минск: Народная совета, 1982.
18. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М,.: 1985.
19. Программа воспитания и обучение в детском саду. /Под редакцией
Васильевой. - М.:2005.
20. Программа /Одарённый ребенок: новая школа. - М: 1995. 21.Программа /Семицветик. - М, 2000.
22. Прохорова, Л. Н., Моделкина, Р. Н., Кулешова, Н. П.
Воспитываем коллекционеров: Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.:
«5 за знания», 2006.
23. Руководство для воспитателей детского сада. - М.:1953.
24. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям: Киев, 1974.
25. Ушинский, К. Д. Родное слово.//Собр. Соч., т. 6. ~М.: 1949.