kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование исследовательских способностей у младших школьников посредством применения опытов на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских способностей у младших школьников посредством применения опытов на уроках окружающего мира»

Формирование исследовательских способностей у младших школьников посредством проведения опытов на уроках окружающего мира

Т.А. Федосевич, руководитель Е.Ю. Лебедева ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Но в современном мире ребёнку поступает огромное количество информации, и он совершенно не знает и не умеет работать с ней. Многие исследователи, ученые, педагоги и философы обращали внимание на данную проблему и выявили, что именно в рамках учебной программы более эффективная обработка информации может быть осуществлена с помощью исследовательской деятельности. Но помимо того, чтобы просто обрабатывать информацию ребенку нужно еще и развивать исследовательские способности для большей эффективности процесса. В исследовательской деятельности есть множество видов, на уроке естествознания самый эффективный практический метод исследования – опыт. Применяя его у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. Но в школах есть ряд проблем для реализации проведения опытов на уроках естествознания, класс не оборудован специальными приборами, учителя не придерживаются учебных программ и не проводят опыты с учениками, недостаточная мотивация у учеников для исследовательской деятельности, не умение учителей проводить исследовательскую деятельность.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и управлять ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира. Достижение этой цели возможно лишь при условии формирования у младшего школьника исследовательской деятельности как педагогической цели.

В Федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что ребенок должен уметь:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) окружающего мира;

В процессе обучения ученик также должен уметь: находить, моделировать, характеризовать, описывать, сравнивать и различать, выбирать, выявлять информацию. Данные умения тесно связаны с исследовательской деятельностью.

Рассматриваемый вопрос имеет высокую научную разработанность. Научно-теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых, как: И. П. Павлов, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, Б.Е. и многие другие.

Обухов писал, что исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

В работе Н.С. Криволапа, говориться, что исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиции: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Одним из основных видов исследовательской деятельности являются опыты .

Опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

В начальной школе при изучении предмета естествознания важное место занимают практические методы. Практические методы способствуют более глубокому изучению предмета, объектов и явлений природы. Применяя их у учеников, включаются различные виды деятельности в процессе усвоения новых знаний. К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

На преддипломной практике в МБОУ СОШ № 54 г. Челябинска нами был апробирован сборник опытов для учеников начальных классов.

На начальном этапе ознакомления детей с понятием «опыты» и его этапами проведения у детей возник ряд трудностей.

Ученики не знают виды, формы опытов, не умеют ставить гипотезы, расписывать этапы проведения опыта, делать выводы.

Первое занятие было обогащено полезной информацией для учеников по теме «опыты», обучающиеся задавали вопросы, выполняли пробное действие по заполнению карточек. В результате данного занятия дети были подготовлены к исследовательской деятельности.

В ходе апробации сборника можно отметить, что большинство детей предмет «Окружающий мир» заинтересовал в большей степени, учащиеся проявляли желание глубже и больше изучать данный предмет, участвовать в исследовательской деятельности. Опыты на уроках окружающего мира способствовало более интересному, глубокому, познавательному изучению тем, а также в дальнейшем способствовало преодолению трудностей в усвоении материала на уроках «Окружающего мира».

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Разработанный сборник имеет познавательную важность для учебного процесса.

2) Опыты апробированы комплексно, в них усматривается логика и соответствующая ей структура проведения.

Считаем, что данный сборник опытов может быть использован учителями начальной школы при их организации и проведении для целей формирования исследовательских способностей у младших школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Федосевич Татьяна Александровна

Дата: 04.05.2018

Номер свидетельства: 468379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства