8. Содержание программы учебного предмета…………………………16
9. Перечень учебно-методических средств обучения………………….17
10.Литература для педагога……………………………………………...18
11.Литература для обучающихся………………………………………...19
12.Приложения……………………………………………………………20
3
Информационная карта
Наименование программы
«Берестяные мотивы»
Направленность
Художественная
Сведения об авторе (составителе)
1.ФИО
Корякова Татьяна Александровна
2.Год рождения
1981
3.Образование
Средне-специальное
4.Место работы
МБУ ДО ДТ с. Коса
5.Должность
Педагог дополнительного образования
6.Квалификационная категория
Соответствие
7.Адрес, телефон
с. Коса
Сведения о программе
1.Срок реализации
3 года
2.Возрастна группа
9-14 лет
3.Тип программы
общеразвивающая
4.Харктеристика программы
По месту образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный
5.Цель программы
создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
6.Ведущие формы и методы образовательной деятельности
Формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры.
7.Формы мониторинга результативности
Промежуточные и итоговые тесты по пройденным темам, творческие работы, конкурсы.
8.Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
4
Пояснительная записка.
«Всякая работа - прежде всего
творчество.
Значит, прежде чем дать работу
рукам,
Следует хорошо поработать головой».
(Д.Леонтьев).
Программа «Берестяные мотивы» художественной направленности.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";
-СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
-Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Устав МБУ ДО ДТ с.Коса
Программа модифицированная, за основу взята авторская программа «Берестяная сказка» И.Б. Орловой.
Программа знакомит обучающихся с замечательным народным искусством, историей и технологией изготовления изделий из природного материала.
Декоративно-прикладное искусство идёт от корней жизни. Через предметный мир, знакомясь с различными традиционными промыслами, человек воспринимает Родину.
Счастлив человек, умеющий вдыхать духовный мир изо всех разновидностей жизни бесконечной природы. Положительной энергией и новыми силами одарит нас берёзовый лес. Берёза – один из самых почитаемых деревьев коми- пермяков.
5
Человек издавна стремился украсить своё жилище, одежду и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. Изготавливая любую вещь, мастер думал не только о практическом применении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов - ткани, бумаги, бисера, природного материала – создаются поистине уникальные произведения декоративно-прикладного искусства.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна. Данная программа предлагается впервые, где обучающиеся изучают местные художественные промыслы, развивают творческие способности, эстетический вкус к ремеслу, умение видеть красоту материала. Пробуют силы в различных видах народного искусства, может быть, в дальнейшем они посвятят свою жизнь этому увлекательному искусству.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения обучающихся, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии.
Программа объединения «Берестяные мотивы» рассчитана на три года обучения, для обучающихся с 9-14 лет.
Но при небольшой корректировке её практической части, допускаются изменения
первый год – 2 раза в неделю (102часа);
второй год - 2 раза в неделю (102 часа);
третий год – 2 раза в неделю (204 часа);
Форма занятий групповая.
Занятия могут проводиться по группам. Количественный состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся и года обучения.
-наполняемость групп:
Первый год обучения – 15 человек;
Второй год обучения – 12 человек;
Третий год обучения – 10 человек;
6
Целью данной программы является – создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие (предметные)
-овладеть основами художественной обработки бересты;
-знакомить с историей народных берестяных промыслов;
-выполнять изделия по схемам, шаблонам;
Развивающие (метапредметные)
- развить творческие способности в работе с берестой;
- развить мелкую моторику;
Воспитательные (личностные)
- воспитать интерес и уважение к культурным ценностям,
наследию и традициям своего народа;
К концу первого года обучающиеся должны знать:
- историю берестяного промысла;
- сведения о заготовке, обработке и хранении бересты;
- правила безопасности с инструментами при работе;
- происхождение коми-пермяцкого орнамента;
- основные законы композиции;
Уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- заготавливать, обрабатывать и хранить бересту;
- выполнять изделия по схемам, шаблонам;
- составлять композиции простых изделий;
Задачи 2 года обучения:
Обучающие (предметные)
- формировать навыки работы с материалом и инструментами;
- подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками;
Развивающие (метапредметные)
- проявить дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и
упорство в достижении поставленных целей;
- развить у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимания прекрасного;
Воспитательные (личностные)
- воспитать коммуникативные навыки;
7
К концу второго года обучающиеся должны знать:
- правила работы с режущими и колющими инструментами;
- этапы выполнения резьбы на бересте;
- технику выполнения различных изделий;
Уметь:
-работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, инструментами, схемами;
- правильно подготовить бересту к работе;
-самостоятельно работать по технологическим картам;
-изготовлять изделия по собственному замыслу и самостоятельно разработанному плану;
Задачи 3 года обучения:
Обучающие (предметные)
- самостоятельно составлять эскиз, придавать изделию законченный вид;
Развивающие (метапредметные)
-развить аккуратность, самостоятельность, усердие, терпение в
работе над изделием;
-развить уважение к художественному творчеству;
Воспитательные (личностные)
- воспитать добросовестное отношение к труду, аккуратности в работе, экономности и бережливости;
-воспитать чувство прекрасного в работе с природным материалом;
К концу третьего года обучающиеся должны знать:
- свойства декорирования применяя в изделиях;
- технику плетения косого и прямого;
- этапы выполнения изделий из бересты, применяя другие материалы;
Уметь:
- подбирать материал по цвету, тону, уметь самостоятельно производить сборку изделий (по тех. процессу);
- разрабатывать эскизы, шаблоны, выкройки;
- производить заключительные этапы изготовления изделий из бересты;
-применять полученные знания для создания творческих, выставочных работ;
Формы и методы работы:
формы проведения занятий:
рассказ;
практическое занятие;
самостоятельная работа;
8
-экскурсии;
участие в выставках;
методы проведения занятий:
словесный;
-наглядный;
-практическая творческая деятельность;
-репродуктивный;
использование ИКТ;
Ожидаемые результаты реализации образовательной программы
В рамках реализации цели дополнительной общеразвивающей
программы реализуются личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения данной программы, а именно:
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
художественной деятельности:
- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и
упорства в достижении поставленных целей;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.
-формирование ответственности за выполняемую работу;
-формирование адекватной самооценки;
- развитие коммуникабельности, толерантности, способности сотрудничать.
Предметные результаты отражают знания и умения обучающихся в художественной деятельности.
-овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и
видах художественной деятельности;
- формировать практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов;
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность
человека;
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного
языка;
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
9
-развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности, и отражают:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность;
Регулятивные УУД:
принятие учебной цели;
выбор способов деятельности;
планирование организации контроля труда;
организация рабочего места;
правила безопасности с инструментами при работе;
выполнять изделия по схемам, шаблонам;
Познавательные УУД:
сравнение;
анализ;
систематизация;
практическая работа;
-работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, инструментами, схемами;
- правильно подготовить бересту для различных работ;
-самостоятельно работать по технологическим картам различных берестяных изделий;
-изготовлять изделия по собственному замыслу и самостоятельно разработанному плану;
Коммуникативные УУД:
-умение отвечать на вопросы, рассуждать, действия и т.п;
-слушать и слышать собеседника, учителя;
-задавать вопросы на понимание, обобщение;
Личностные УУД:
-самопознание;
-самооценка;
личная ответственность;
-адекватное реагирование на трудности;
10
Практическим результатом на каждом этапе занятий является создание обучающимся собственных работ, сначала простых (бусы, вазы, венки, цветы), потом более сложных (солонки, туеса, шкатулки и т.д). Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. О результатах обучающихся, занимающихся в объединении, можно судить по выставкам работ, ежегодному участию в районных и окружных выставках и всероссийских конкурсах.
11
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
Формы аттестации-(контроля)
1
Вводное занятие
2
2
Беседа
2
Ознакомление
с декоративными
бусинами.
1
7
8
3
Мастерская изготовления берестяных игрушек.
-кукла,
-домик,
-животные (по выбору обучающихся)
1
7
8
Мини-выставка
4
Знакомство с
коми-пермяцким
орнаментом. Виды орнамента.
1
9
10
Текущее тестирование
5
Берестяные изделия в крестьянском быту:
-тарелочка,
-кружка;
-солонка;
1
9
10
Игра-викторина
6
Знакомство с
женскими украшениями
1
11
12
Конкурс творческих работ
7
Знакомство
с плетением
1
7
8
8
Подготовка
к выставке
8
8
Творческий отчёт (итоговый).
9
Итоговое занятие
2
2
Итоговое тестирование, игра
Итого: 8 64 68
12
Содержание программы
1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Ознакомление с основными инструментами при работе с берестой. Правила безопасности труда и пожарная безопасность. Показ-демонстрация изготовленных изделий из бересты. Свойства и качества, способы заготовки и хранения.
2.Ознакомление с декоративными бусинами.
Демонстрация бусин (колокольчик, бочонок, ягодка, тарелочка, усечённый конус, колодка). Выбор, работа по шаблонам, намотка бусин. Изготовление изделий из бусин (бусы, декоративные шторы).
3.Мастерская изготовления берестяных игрушек (кукла, домовой и др). История их происхождения. Подготовка материала для работы,
зарисовки в тетрадях, выбор изделия, изготовление отдельных деталей,
сборка и украшение.
4.Коми-пермяцкий орнамент.
Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом.
Составление композиций из элементов орнамента. Технология орнаментальной резьбы по бересте и методы резания бересты. Инструменты и приспособления для резьбы по бересте.
5.Экскурсия в музей «Берестяные изделия в крестьянском быту». Беседа
о кухонной утвари. Ознакомление с декоративной посудой ( кружка,
чашка, ваза), тех. процесс выполнения, выбор, сборка. Украшение.
6. Знакомство и изготовление женских украшений.
Демонстрация женских украшений (заколки, кулоны, броши). Выбор
изделия, изготовление отдельных деталей, сборка. Парад украшений.
7. Ознакомление с простым плетением из бересты. Демонстрация
плетёных изделий (венок, ножны, плетёные подставки, солонки). Выбор изделия, подготовка материала (береста), нарезка лент, сборка полотна, украшение.
8. Подготовка изделий к выставке. Коллективный отбор лучших работ на выставку, поощрение обучающихся.
9. Итоговое занятие.
Тестирование. Подведение итогов работы обучающихся за год.
13
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
Формы аттестации-(контроля)
1
Вводное занятие
2
1
3
2
Изготовление подарочных женских украшений.
1
19
20
Мини-выставка
3
Изготовление декор.
панно, картин применяя
природный материал
(ивовый прут, мох, ветки).
1
15
16
4
Декорирование на бересте: тиснение, резьба, аппликация, плетение.
1
9
10
Текущее тестирование
5
Знакомство с прорезной резьбой.
1
9
10
6
Знакомство с пластовой берестой ( изготовление туеса, солонки, корзинки, вазы).
1
19
20
Конкурс творческих работ
7
Знакомство с заготовкой ивового прута. Изготовление изделий: цветы, вазы.
1
9
10
8
Подготовка к выставке
9
10
Творческий отчёт (итоговый).
9
Итоговое занятие
3
3
Итоговое тестирование, игра
Итого: 8 58 102
14
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на учебный год. Знакомство с основными инструментами при работе с берестой. Правила безопасности труда и пожарная безопасность. Демонстрация готовых изделий из бересты. Введение в композицию.
2.Изготовление декоративного панно и картин.
Показ иллюстративного материала с элементами декорирования
(тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради,
выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из
бересты.
3.Методы декорирования на бересте.
Показ иллюстративного материала с элементами декорирования
(тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради,
выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из
бересты.
4.Знакомство с прорезной резьбой на бересте, применяя геометрический и растительный орнамент.
Ознакомление с основными элементами орнамента, используемыми в резьбе. Составление композиций из элементов орнамента. Зарисовки в тетрадях, выбор композиции, резьба орнамента. Знакомство с основными инструментами для резьбы (резец, стамески, пробойники).
5.Изготовление подарочных женских украшений (колье, бус и т.д.).
Показ иллюстративного материала с элементами декорирования
(тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради,
выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из
бересты. выбор изделия, работа с выкройками, сборка изделия, украшение.
6.Знакомство с пластовой берестой.
Изготовление туесов и солонок с применением декора в изделии (роспись, резьба, аппликация). История происхождения, их применение
в быту. Подготовка бересты по цвету и тону. Разработки эскизов в цвете и работа по этапам.
7.Знакомство с заготовкой ивового прута и его обработкой.
Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделий (корзина, ваза, цветы). Выбор изделия, подбор бересты по цвету и тону, сборка, украшение.
8.Подготовка к выставке. Итоговое занятие. Тестирование.
15
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
Тема
Теория
Практика
Всего
Формы аттестации-(контроля)
1
Вводное занятие
2
1
3
Беседа
2
Изготовление женских украшений по выбору обучающихся.
-бусы с кулоном;
-декоративный венок с украшением;
-браслет;
-брошь;
-серьги;
1
22
24
Конкурс творческих работ
3
Знакомство с музыкальными инструментами. Виды инструментов: рожок, шаркунок, свистулька.
1
11
12
Беседа
4
Знакомство с росписью на бересте. Виды росписи: нижний Тагил, хохлома, гжель.
1
9
10
5
Изготовление декоративных наборов из бересты и дерева (вазы, шкатулки, туеса, корзинки)
2
22
24
Текущее тестирование
6
Изготовление декоративных картин из бересты.
Применяя виды росписи
2
11
12
7
Изготовление изделий из ивового прута цветы, вазы, корзины.
2
25
27
8
Изготовление плоских и объёмных плетёных изделий из бересты
2
23
25
Изготовление традиционных изделий для данной
местности (по заказу), по
выбору обучающихся.
2
33
35
Конкурс творческих работ
10
Подготовка к выставке
30
30
Творческий отчёт (итоговый).
11
Итоговое занятие
3
3
Тестирование, игра-викторина
Итого: 9 63 204
16
17
Содержание программы
1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Правила безопасности труда и пожарная безопасность.
2.Изготовление женских украшений (колье, бус и т.д.).
Показ иллюстративного материала с элементами декорирования
(тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради,
выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из
бересты. выбор изделия, работа с выкройками, сборка изделия, украшение
3. Беседа о музыкальных инструментах сделанных из бересты (свисток, шаркунок, дудочка). Посещение мини- музея. Работа в тетрадях, выбор изделия, подготовка материала к работе. Изготовление выкроек по выбору изделия, сборка изделия, украшение
4. Роспись.
История и её происхождение. Виды росписи (Городецкая, гжель, жостово, хохлома). Техника выполнения росписи на бересте.
5.Изготовление декоративных картин и панно расписных на бересте. Демонстрация изготовленных изделий. Выбор изделия разработки эскизов в цвете, работа с шаблонами, сборка изделия в композицию. Техника безопасности с клеем ПВА, момент, электро- пистолет.
6.Изготовление декоративных наборов из бересты и дерева ( туеса, шкатулки, солонки ). Выбор изделия, составление эскизов в тетради, подготовка материала к работе. Изготовление отдельных элементов (рубашка, венец, лента для обшивки). Разработки эскизов. Сборка изделия по этапам.
Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделий (корзина, ваза). Выбор изделия, подбор бересты по цвету и тону, сборка, украшение.
8.Изготовление плоских и объёмных плетёных изделий (корзинки, конфетницы, шкатулочки, вазы). История происхождения плетёных изделий.
Посещение мини-музея. Зарисовка в тетради, выбор изделия, подготовка бересты к работе, нарезка лент, составление полотна по размерам, сборка изделий, украшение.
9. Изготовление традиционных изделий для данной местности (по заказу).
18
Работа в тетрадях зарисовки, выбор изделий обучающимися, составление эскизов в цвете. Заготовка материала для работы (береста по цвету, деревянные шаблоны т.д.). Изготовление отдельных элементов, сборка изделий, украшение.
10.Подготовка к выставкам. Участие в ярмарках - распродажах.
11.Итговое занятие. Тестирование. Подведение итогов за 3-года обучения.
Поощрение обучающихся.
19
Условия реализации программы
Помещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
- СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
-помещение;
-мебель;
-полки для хранения материалов;
-шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов;
-стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок;
-бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов);
-бисер, проволока, леска и материалы для творчества и т.д;
-лак бесцветный, морилка;
Материалы:
-береста, ивовый прут, шишки, ветки.
20
Методическое обеспечение
1. Образцы готовых изделий.
2. Литература по декоративно-прикладному искусству.
3. Учебно-методический комплекс по годам обучения.
4.Словарь-справочник используемой терминологии.
5.Наглядные пособия изготовленных изделий.
6. Альбом с фотографиями детских работ.
7.Диагностика: тесты на уровень знаний, психологический настрой.
8.Календарно-тематический график.
21
Литература для педагога
1.Агапова И, М. Давыдова, Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «Лада», 2009 г.
2.Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. ( Л.В. Браиловская -Ростов-на Дону: «Феникс», 2005.-(2) с.; ил.,(4) л.-(это модно).
3. Белякова Н.Е. «изделия из бересты» -Корона,2009.
4. Дубровская Н.В. «Аппликация из бересты» -М, «АСТ», 2008.
5.Гриб А.А. Плетение из соломки и других материалов-./авт.сост/. Гриб.
-Минск: Соврем. Шк., 2007- 240 с.
6.Каганова В.И. Аппликационные работы в начальных классах-. М., 2010г.
7.Конькова Н.П. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2011.-250 с.
8. Локрина Т. Композиции с берестой- М, «Вече» 2010.
9.Мураева В.А. Волгоград: Учитель, 2009- 127 с.: ил.
10.Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. Волгоград «Учитель»,2009
11.Перевертень Г.И. «Пофантазируй с берестой» Д, «Сталкер»2008.
12.Ткачук Т.М. Декоративные поделки и панно-/ авт. Сост. – М.: АСТ; Донецк - 2007.- 47, ( 1 ) с.: ил. – ( Поделки своими руками).
Законы РФ об образовании
- Закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;
- СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
-Устав учреждения МБУ ДО ДТ с.Коса.
22
Литература для обучающихся
1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2010;
2. Воронова О., Лучшая книга для домашнего декоратора - М.:Эксмо, 2008г.