Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя начальных классов по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (включая УГДД) 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир (с УГДД)» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-233П-НС от 19.06.2015, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-1НС, от 03.08.2018 № 249-1НС от 12.06.2019 № 41-ИНС, от 18.10.2019 № 64-11НС, от 13.12.2019 № 75-11НС, от 06.03.2020 № 107-ИНС, от 27.03.2020 № 116-ИНС);
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП,
Приказ МОН ДНР от 17.04.2020 № 755 «Об утверждении санитарно-противоэпидемических норм и правил по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (СО\/Ю-19)»,
Примерная основная образовательная программа начального общего образования с 5-дневной учебной неделей, утвержденная приказом МОН ДНР от 26.08.2020 № 1182 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (п 1.1)»,
Учебный план начального общего образования МОУ «Школа № 120 г. Донецка» на 2020-2021 учебный год,
Инструкцией о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018г.),
Методическими рекомендациями к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно - нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Учебнометодического комплекса «Школа России». «Окружающий мир» 1-4 классы / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2019.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. - В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. - В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод, рекомендации: 3 кл. - М.: Просвещение, 2013. Количество часов
На изучение предмета отводится 2 часов в неделю, всего 68 часов на 34 недели
Обязательная контрольная проверка по предмет «Окружающий мир» будет осуществляться в 3 классе 1 раз в полугодие в форме (контрольной работы).
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход; технология проблемного диалога; проектная технология; ИКТ-технологии; технология уровневой дифференциации.
Цель изучения курса «Окружающий мир»(включая УГДД) – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- 5 нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» (включая УГДД) являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, России, Донецкой Народной Республике; бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа направлена на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; на основе комплекса предметных знаний о человеке, природе и обществе, универсальных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе; на развитие умений работать с разными источниками информации, наблюдать, экспериментировать, обобщать, характеризовать и моделировать объекты окружающего мира, решать творческие задачи; на воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, стремящейся участвовать в природоохранной и творческой деятельности.
Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасно жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям Государственного образовательного стандарта начального общего образования к уровню подготовки учащихся начальной школы
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» (включая УГДД) младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольной образовательной организации, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и в обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с ограниченными возможностями здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.
На изучение предмета «Окружающий мир» (включая УГДД) в 3 классе отводится 68 часов. 52 часа (1,5 часа) на изучение содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасно жизни» и 16 часов (0,5 часа) на изучение блока «Урока гражданственности и духовности Донбасса» (2 часа в неделю, 34 недели). В 2020-2021 учебном году 34 недели.
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ
МОН ДНРNo665 от 25.07.2018г.).
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального
общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР
(постановление НС ДНР No 1-23311-НС от 19.06.2015).
Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений
школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -
методического совета Донецкого ИППО (протокол No1 от 29.01.2015г.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Темы разделов
Количество часов
1
Тема №1 Как устроен мир
5 ч.
2
Тема №2 Это удивительная природа
16 ч.
3
Тема № 3 Мы и наше здоровье
10 ч.
4
Тема №4 Наша безопасность
7ч.
5
Тема №5 Чему учит экономика
13ч.
6
Тема №6 Путешествие по городам и странам
17 ч.
Всего :
68ч.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММ И УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
Предмет
Количество часов по программе
В неделю
За I четверть
За II четверть
За III четверть
За IV четверть
I Полугодие
II Полугодие
Год
«Окружающий мир»
52ч.
2ч
(включая УГДД)
12
12
16
12
24
28
52ч.
УГДД
16 ч
Каждый
4-й урок
4
4
4
4
8
8
16 ч
Всего
68 ч
68ч.
КОЛИЧЕСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:
Класс
II четверть
IV четверть
3
Богатства, отданные людям (презентация проекта)
Музей путешествий
(энциклопедия путешествий)
Проектная деятельность
1
1
Контрольная работа
1
1
Всего:
2
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Окружающий мир. 2 класс. А.А.Плешаков и др. - М.: Просвещение,2016. (в двух частях)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kopilo4ka.ucoz.net/
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kompasdn.ucoz.net/
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moideti.ucoz.ru/
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. - В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Крючкова Е А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. - В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: тесты: 4 кл. - М.: Просвещение, 2013.
Человек. Отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека.
1
04.09
3
3
Общество. Символы государства. Мы — граждане Донбасса.
1
09.09
4
4
Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял!
1
11.09
УГДД
5
5
Что такое экология. Её роль в жизни человека и общества. Природа в опасности! Охрана природы
1
16.09
Тема 2 (16ч.) Это удивительная природа
6
1
Тела, вещества, частицы.
1
18.09
7
2
Разнообразие веществ. Опыты с растворением вещества (соль, сахар).
1
23.09
8
3
Города и веси моей Родины
1
25.09
УГДД
9
4
Воздух и его охрана. Исследование свойств воздуха.
1
30.09
10
5
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Моделирование круговорота воды в природе. Исследование свойств воды. Очистка загрязненной воды с помощью простейшего фильтра.
1
02.10
11
6
Что такое почва. «Богатства, отданные людям»
1
07.10
12
7
Путешествие по страницам красной книги Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира.
1
09.10
УГДД
13
8
Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Экскурсия в ботанический сад, парк (по местным условиям)
1
14.10
14
9
Размножение и развитие растений. Охрана растений. Охрана растений. Творческая работа: презентация о растениях Красной книги.
1
16.10
15
10
Разнообразие животных. Классификация животных. Особенности питания разных животных. Кто что ест. Классификация животных по способу питания.
1
21.10
16
11
Мелодии Донбасса.
1
23.10
УГДД
17
12
Размножение и развитие животных. Творческая работа: стадии развития насекомых.
1
18
13
Охрана животных.
1
19
14
В царстве грибов. Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
1
20
15
Литература Донбасса.
1
УГДД
21
16
Великий круговорот жизни.
1
Тема 3 (10 ч.) Мы и наше здоровье
22
1
Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки.
1
23
2
Органы чувств. Гигиена органов чувств.
1
24
3
Рождение и крещение Руси.
1
УГДД
25
4
Надёжная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Моделирование: первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение)
1
26
5
Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Выработка правил правильной осанки.
1
27
6
Наше питание. Пищеварительная система, её строение и функционирование.
1
28
7
Быть милосердным и поступать справедливо.
1
УГДД
29
8
Дыхание и кровообращение Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Умей предупреждать болезни. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Измерение частоты пульса в покое и после нагрузки.
1
30
9
Здоровый образ жизни. Способы закаливания организма. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Контрольная работа 1
1
31
10
Презентация и защита проектов «Богатства, отданные людям».
1
проект
Тема 4 (7ч.) Наша безопасность
32
1
Сила тела и сила духа.
1
УГДД
33
2
Огонь, вода и газ .Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
1
34
3
Чтобы путь был счастливым. Выбор безопасного маршрута. Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса.
1
35
4
Опасные места.
1
36
5
Береги честь смолоду.
1
УГДД
37
6
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
1
38
7
Экологическая безопасность.
1
Тема 5 (13 ч.) Чему учит экономика
39
1
Для чего нужна экономика Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги.
1
40
2
Красота и мудрость народного слова.
1
УГДД
41
3
Природные богатства и труд людей – основа экономики. Экскурсия в магазин, аптеку.
1
42
4
Полезные ископаемые Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Работа с картой, определение месторождений полезных ископаемых.
1
43
5
Растениеводство и животноводство. Работа с гербарием, классификация культурных зерновых растений, кормовых, прядильных культур, технических растений.
1
44
6
Что значит жить по закону?
1
УГДД
45
7
Растениеводство и животноводство. Работа с гербарием, классификация культурных зерновых растений, кормовых, прядильных культур, технических растений.
1
46
8
Какая бывает промышленность.
1
47
9
Что такое деньги.
1
48
10
Дисциплина и порядок – залог успеха.
1
УГДД
49
11
Государственный бюджет.
1
50
12
Семейный бюджет.
1
51
13
Экономика и экология. знакомство с терминологическим словарем.
1
Тема 6 (17ч.) Путешествие по городам и странам
52
1
Край угля и металла. Профессии моих родителей.
1
УГДД
53
2
Золотое кольцо России.
1
54
3
Золотое кольцо России.
1
55
4
Наши блажащие соседи.
1
56
5
Дни воинской славы России
1
УГДД
57
6
Наши блажащие соседи.
1
58
7
На севере Европы. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.
1
59
8
Что такое Бенилюкс. Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя..
1
60
9
Выдающиеся правители Русской земли
1
УГДД
61
10
В центре Европы.
1
62
11
По Франции и Великобритании (Франция) Работа с картой, нахождение объектов по заданию учебника или учителя.
1
63
12
На юге Европы.
1
64
13
Экскурсия по старой Юзовке.
1
УГДД
65
14
По знаменитым местам мира. Заочное путешествие по знаменитым местам мира.
1
66
15
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Контрольная работа2
1
67
16
Презентация и защита проектов «Музей путешествий».
1
проект
68
17
Формирование адекватной оценки своих достижений. Итоговый урок за год.