Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Протасовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _________ /Гончарова Н. В./ подпись Ф.И.О. Протокол № ____ заседания МО от____________ 2016 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора __________ /Мартынченко О.П./ подпись Ф.И.О. Протокол №_____ заседания МС от _________________2016 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________/Тевс Е.Г./ подпись Ф.И.О. Приказ № _____ от _________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Окружающий мир
4 класс
(надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе программы
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; Москва, «Просвещение», 2009 г.
Учитель: Петрова Ирина Викторовна
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класспод редакцией В.В. Воронковой; Москва, «Просвещение», 2009 г.
При составлении данной рабочей программы по окружающему миру в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования и науки РФ, сокращена с 70 часов в год, 2 часов в неделю до 17 часов в год, 0,5 часа в неделю. Согласно учебному плану МБОУ «Протасовская СОШ» надомного обучения в 2016–2017 учебном году по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по природоведению рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю)
Цель обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
обогащать словарный запас
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание учебного предмета
Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе.
Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне.
Названия летних месяцев.
Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле.
Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей.
Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы.
Названия весенних месяцев. Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.).
Дорожное движение.
Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).
Овощи, фрукты, ягоды.
Определение и различение.
Орехи.
Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.
Грибы.
Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
Семена цветковых растений.
Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).
Полевые растения.
Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.
Квартира, комната.
Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.
Мебель.
Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.
Посуда.
Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.
Одежда.
Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).
Обувь.
Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.
Комнатные растения.
Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.
Деревья.
Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Домашние животные.
Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные.
Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
Домашние птицы.
Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.
Дикие птицы.
Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.
Птицы перелетные и зимующие.
Время отлета и прилета разных птиц.
Насекомые вредные и полезные.
Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.
Рыбы.
Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.
Охрана здоровья.
Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).
Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения |
план | факт. |
1 | Времена года: лето. Погода. Признаки лета. Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. | | |
2 | Сезонные изменения в природе осенью Начало осени.Сбор урожая. Овощи,фрукты. | | |
3 | Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные. | | |
4 | Правила дорожного движения: правильный переход улицы | | |
5 | Времена года: осень. | | |
6 | Деревья, кустарники, травы. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках | | |
7 | Разнообразие животных в природе. | | |
8 | Сезонные изменения в природе зимой, погоде: декабрь. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели | | |
9 | Домашние животные зимой: лошадь, корова, свинья. Пища. Уход и содержание. | | |
10 | Домашние животные зимой: корова. Польза, приносимая людям. | | |
11 | Дикие животные: лось, олень.Внешний вид, пища, повадки. | | |
12 | Труд людей зимой: профессии. | | |
13 | Режим школьника. | | |
14 | Сезонные изменения в природе весной Признаки весны.Названия весенних месяцев. | | |
15 | Домашние птицы: гусь. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. | | |
16 | Дикие птицы: лебедь и гусь. Внешний вид, пища, места обитания. | | |
17 | Здоровье человека. Режим питания. Режим сна. Итоги года. Повторение пройденного | | |
| | | |
Лист коррекции рабочей программы
№ п/п | Дата | Содержание корректировки | Примечания |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |