Программа по окружающему миру для начальной школы составлена в соответствии с:
• требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);
• требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
• основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования;
• авторской программы А. А. Плешакова.
• Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.;
• Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2013;
• Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2013.
В обязательной части учебного плана МБОУ «Краснокосаровская СОШ» в 2018 -2019 учебном году на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Тематическое планирование |
№ урока | Тема урока |
Кол.час | дата |
По пл. | Фак. |
Как устроен мир |
1 | Природа. Ценность природы для людей. Беседа «Безопасность жизнедеятельности детей». Экскурсия | | | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | | | |
3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям». | | | |
4 | Общество. | | | |
5 | Что такое экология. | | | |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. Проверочная работа №1 Тест «Как устроен мир». | | |
|
Эта удивительная природа |
7 | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела | | | |
8 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1«Определение крахмала в продуктах». | |
|
|
9 | Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха. | | | |
10 | Вода и жизнь. Практическая работа №2«Изучение свойств воды». | | | |
11 | Превращения и круговорот воды в природе. Три состояния воды. | | | |
12 | Берегите воду! Как охраняют воду от загрязнения. | | | |
13 | Что такое почва. Практическая работа№3«Свойства почвы». | | | |
14 | Разнообразие растений. Итоговая контрольная работа за 1четверть. | | | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | | | |
16 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | | | |
17 | Охрана растений. | | | |
18 | Разнообразие животных. Практическая работа №5 «Распознавание природных объектов с помощью атласа –определителя» |
| |
|
19 | Кто что ест? Цепи питания. | | | |
20 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края». | | | |
21 | Размножение и развитие животных. | | | |
22 | Охрана животных. | | | |
23 | В царстве грибов. | | | |
24 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа №2 Тест «Эта удивительная природа». |
|
| |
Мы и наше здоровье |
25 | Организм человека | | | |
26 | Органы чувств. | | | |
27 | Надежная защита организма. Практическая работа №6 «Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи» | |
|
|
28 | Опора тела и движение. | | | |
29 | Наше питание. Органы пищеварения. Практическая работа №7 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках). | | |
|
30 | Дыхание и кровообращение. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | | | |
31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Подсчёт ударов пульса» | | | |
32 | Умей предупреждать болезни. Закаляй свой организм. | | | |
33 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверочная работа №3 Тест «Организм человека». | | | |
34 | Представление результатов проектной деятельности. Наши проекты «Школа кулинаров». |
| |
|
Наша безопасность |
35 | Огонь, вода и газ. | | | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | | | |
37 | Дорожные знаки. | | | |
38 | Наши проекты «Кто нас защищает». | | | |
39 | Опасные места. | | | |
40 | Природа и наша безопасность. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | | | |
41 | Экологическая безопасность. Проверочная работа №4 Тест «Наша безопасность». | | | |
Чему учит экономика |
42 | Для чего нужна экономика. | | | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | | |
44 | Полезные ископаемые. Практическая работа №9 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» | | | |
45 | Растениеводство. Практическая работа№10 «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений» | |
|
|
46 | Животноводство. | | | |
47 | Какая бывает промышленность. | | | |
48 | Наши проекты «Экономика родного края». | | | |
49 | Что такое деньги. Практическая работа №11 «Знакомство с современными российскими монетами» |
| |
|
50 | Государственный бюджет. | | | |
51 | Семейный бюджет. Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | | | |
52 | Экономика и экология. | | | |
53 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа №5 Тест «Чему учит экономика». | | | |
Путешествие по городам и странам |
54 | Золотое кольцо России. | | | |
55 | Золотое кольцо России. Практическая работа №12 «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | | |
|
56 | Наши проекты «Музей путешествий». | | | |
57 | Наши ближайшие соседи. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | | | |
58 | Наши ближайшие соседи. | | | |
59 | На севере Европы. | | | |
60 | Что такое Бенилюкс. | | | |
61 | В центре Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | | | |
62 | По Франции и Великобритании. | | | |
63 | На юге и Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | |
| |
64 | Итоговая контрольная работа за 4 четверть. | | | |
65 | По знаменитым местам мира. | | | |
66 | Итоговая комплексная контрольная работа. | | | |
67 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа № 6 Тест «Путешествие по городам и странам» | |
|
|
68 | Достопримечательности нашего города. Презентация проектов. | | | |