Программа по окружающему миру для начальной школы составлена в соответствии с:  
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО);  
  • требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);  
  • основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего образования;
  • авторской программы А. А. Плешакова.
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.;
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2013;
  • Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2013.
  В обязательной части учебного плана МБОУ «Краснокосаровская СОШ» в 2018 -2019 учебном году на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.  
  -  овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; 
-  проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; 
-  формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; 
-  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; 
-  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; 
-  формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; 
-  внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; 
-  осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; 
-  эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира; 
-  этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; 
-  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; 
-  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; 
-  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. 
 -  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; 
-  сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); 
-  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; 
-  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 
-  планировать свои действия в течение урока; 
-  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);   
-  объективно относиться к своим успехам/неуспехам; 
-  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; 
-  соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; 
-  контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; 
-  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. 
 -  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; 
-  выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); 
-  использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; 
-  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; 
-  анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; 
-  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; 
-  сравнивать объекты по различным признакам; 
-  осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; 
-  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; 
-  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 
-  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; 
-  моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). 
 -  включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; 
-  формулировать ответы на вопросы; 
-  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; 
-  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
-  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; 
-  проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; 
-  признавать свои ошибки, озвучивать их; 
-  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; 
-  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; 
-  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
-  готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; 
-  составлять рассказ на заданную тему; 
-  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 
-  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. 
 -  находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; 
-  осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; 
-  находить на карте страны — соседи России и их столицы; 
-  определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; 
-  осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; 
-  различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; 
-  различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; 
-  проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; 
-  исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; 
-  классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; 
-  пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; 
-  обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; 
-  приводить примеры растений и животных из Красной книги России; 
-  использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; 
-  устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; 
-  использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; 
-  оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; 
-  вырабатывать правильную осанку; 
-  выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; 
-  понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; 
-  правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; 
-  соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; 
-  понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; 
-  соблюдать правила безопасного поведения в природе; 
-  понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; 
-  раскрывать роль экономики в нашей жизни; 
-  осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; 
-  различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; 
-  понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; 
-  объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; 
-  понимать, как ведётся хозяйство семьи; 
-  обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; 
-  рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); 
-  приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; 
-  использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. 
        | Тематическое планирование 
 | 
  | № урока | Тема урока 
 
 | 
 
 Кол.час | дата | 
  | По пл. 
 | Фак. 
 | 
  | Как устроен мир   | 
  | 1 |  Природа. Ценность природы для людей. Беседа «Безопасность жизнедеятельности детей». Экскурсия | 
 | 
 | 
 | 
  | 2 | Человек. Ступеньки познания. | 
 | 
 | 
 | 
  | 3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям». | 
 | 
 | 
 | 
  | 4 | Общество. | 
 | 
 | 
 | 
  | 5 | Что такое экология. | 
 | 
 | 
 | 
  | 6 | Природа в опасности. Охрана природы. Проверочная работа №1 Тест «Как устроен мир». | 
 | 
 | 
 
 
 | 
  | Эта удивительная природа   | 
  | 7 | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела | 
 | 
 | 
 | 
  | 8 |  Разнообразие веществ. Практическая работа №1«Определение крахмала в продуктах». |  
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 9 |  Воздух и его охрана. Состав и свойства воздуха. | 
 | 
 | 
 | 
  | 10 | Вода и жизнь. Практическая работа №2«Изучение свойств воды». | 
 | 
 | 
 | 
  | 11 | Превращения и круговорот воды в природе. Три состояния воды. | 
 | 
 | 
 | 
  | 12 | Берегите воду! Как охраняют воду от загрязнения. | 
 | 
 | 
 | 
  | 13 | Что такое почва. Практическая работа№3«Свойства почвы». | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 | Разнообразие растений. Итоговая контрольная работа за 1четверть. | 
 | 
 | 
 | 
  | 15 | Солнце, растения и мы с вами. | 
 | 
 | 
 | 
  | 16 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | 
 | 
 | 
 | 
  | 17 | Охрана растений. | 
 | 
 | 
 | 
  | 18 | Разнообразие животных. Практическая работа №5 «Распознавание природных объектов с помощью атласа –определителя» | 
 
 
 | 
 | 
 
 
 | 
  | 19 | Кто что ест? Цепи питания.  | 
 | 
 | 
 | 
  | 20 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края». | 
 | 
 | 
 | 
  | 21 | Размножение и развитие животных. | 
 | 
 | 
 | 
  | 22 | Охрана животных. | 
 | 
 | 
 | 
  | 23 | В царстве грибов. | 
 | 
 | 
 | 
  | 24 |  Великий круговорот жизни. Проверочная работа №2 Тест «Эта удивительная природа». | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 | 
  | Мы и наше здоровье | 
  | 25 | Организм человека | 
 | 
 | 
 | 
  | 26 | Органы чувств. | 
 | 
 | 
 | 
  | 27 |  Надежная защита организма. Практическая работа №6 «Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи» | 
 | 
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 28 | Опора тела и движение. | 
 | 
 | 
 | 
  | 29 | Наше питание. Органы пищеварения. Практическая работа №7 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках). | 
 | 
 | 
 
 
 
 
 | 
  | 30 | Дыхание и кровообращение. Обобщение по теме «Мы и наше здоровье». Итоговая контрольная работа за 2 четверть. | 
 | 
 | 
 | 
  | 31 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Подсчёт ударов пульса» | 
 | 
 | 
 | 
  | 32 | Умей предупреждать болезни. Закаляй свой организм. | 
 | 
 | 
 | 
  | 33 |  Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Проверочная работа №3 Тест «Организм человека». | 
 | 
 | 
 | 
  | 34 | Представление результатов проектной деятельности. Наши проекты «Школа кулинаров». | 
 
 
 | 
 | 
 
 
 | 
  | Наша безопасность   | 
  | 35 | Огонь, вода и газ. | 
 | 
 | 
 | 
  | 36 |  Чтобы путь был счастливым.   | 
 | 
 | 
 | 
  | 37 | Дорожные знаки.  | 
 | 
 | 
 | 
  | 38 | Наши проекты «Кто нас защищает». | 
 | 
 | 
 | 
  | 39 | Опасные места. | 
 | 
 | 
 | 
  | 40 | Природа и наша безопасность. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» | 
 | 
 | 
 | 
  | 41 | Экологическая безопасность. Проверочная работа №4 Тест «Наша безопасность». | 
 | 
 | 
 | 
  | Чему учит экономика   | 
  | 42 | Для чего нужна экономика. | 
 | 
 | 
 | 
  | 43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики.   | 
 | 
 | 
 | 
  | 44 | Полезные ископаемые. Практическая работа №9 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» | 
 | 
 | 
 | 
  | 45 | Растениеводство. Практическая работа№10 «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений» | 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 46 | Животноводство. | 
 | 
 | 
 | 
  | 47 | Какая бывает промышленность. | 
 | 
 | 
 | 
  | 48 | Наши проекты «Экономика родного края». | 
 | 
 | 
 | 
  | 49 |  Что такое деньги. Практическая работа №11 «Знакомство с современными российскими монетами»  | 
 
 
 
 
 | 
 | 
 
 
 | 
  | 50 | Государственный бюджет. | 
 | 
 | 
 | 
  | 51 | Семейный бюджет. Итоговая контрольная работа за 3 четверть. | 
 | 
 | 
 | 
  | 52 | Экономика и экология.  | 
 | 
 | 
 | 
  | 53 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа №5 Тест «Чему учит экономика».  | 
 | 
 | 
 | 
  |  Путешествие по городам и странам   | 
  | 54 |  Золотое кольцо России. | 
 | 
 | 
 | 
  | 55 |  Золотое кольцо России. Практическая работа №12 «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 
 | 
 | 
 
 
 | 
  | 56 | Наши проекты «Музей путешествий». | 
 | 
 | 
 | 
  | 57 | Наши ближайшие соседи. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 
 | 
 | 
 | 
  | 58 | Наши ближайшие соседи. | 
 | 
 | 
 | 
  | 59 | На севере Европы. | 
 | 
 | 
 | 
  | 60 | Что такое Бенилюкс. | 
 | 
 | 
 | 
  | 61 | В центре Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 
 | 
 | 
 | 
  | 62 | По Франции и Великобритании. | 
 | 
 | 
 | 
  | 63 |  На юге и Европы. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 
 | 
 
 
 | 
 | 
  | 64 | Итоговая контрольная работа за 4 четверть. | 
 | 
 | 
 | 
  | 65 | По знаменитым местам мира. | 
 | 
 | 
 | 
  | 66 | Итоговая комплексная контрольная работа. | 
 | 
 | 
 | 
  | 67 |  Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа № 6 Тест «Путешествие по городам и странам» | 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
  | 68 | Достопримечательности нашего города. Презентация проектов.   | 
 | 
 | 
 |