Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»
Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формировании у младших школьников умение учиться и направлена на достижение планируемых результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружок «Мой родной край» на 2017-2018 учебный год
Класс: 2 «А»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.С Халиловой
кружок «Мой родной край»
Срок реализации программы: 2 год (1 час в неделю)
Учитель: Субботина О.А.
г.Тюмень, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Г.С Халиловой «Мой родной край» и обеспечивается учебным пособием: Г.С Халиловой: 1 класс. - М.: Планета, 2016
Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы г изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужна формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
Понимание самоценности природы.
Осознание себя как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости наших симпатий и антипатий.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.
Особенности структуры и содержания программы
Цель данной программы:
осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;
постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;
формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;
формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о с ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек - и - неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка. необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности учителя и детей.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Содержание программы рассчитано на 30 часов в 1 классе. Работа с учащимися проводится 1 час в неделю. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами.
Цель курса:
Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уважения природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.
Задачи курса:
Углублять и расширять представления в области экологии.
Формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окружающей среды.
Программа включает два направления:
экологическое;
исследовательская деятельность.
Особенности экологического направления
Особенность данного направления состоит в том, что в нем
расширяется кругозор обучающихся;
пополняются знания об окружающем мире.
Результативность
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Формы организации виды деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Формы и методы работы.
Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок;
придумывание небольших текстов на разную тематику;
продолжение рассказа или сказки по его началу;
поучительные тексты для размышления и другие.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:
индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Ожидаемые результаты
Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).
Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.
Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.
Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.
Содержание курса
(30 часов)
Занятие состоит их двух частей: экология и исследовательская деятельность. В первой части занятия большое внимание уделяется мыслительной деятельности (выполнение учебных заданий повышенной трудности: сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются исследовательская деятельность: знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животный так любят играть? Что такое научные исследования?
Предлагаемые в 1 классе задания, направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях, как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.
Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предполагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно)
К концу 2 класса учащиеся должны:
Направление курса
Знать
Уметь
Экологическое
Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края
Владеть ключевыми понятиями: распознавать растения и животных родного края
Исследовательское
Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения
собственных исследований и выполнения творческих работ
Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения
IV.Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
1.
Организм и окружающая среда. Что такое экология?
1
2.
Как и где человек исследует окружающий мир?
1
3.
Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных.
1
4.
Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
1
5.
Представители редких организмов (грибов, растений животных).
1
6.
Солнце как источник света и тепла для живых организмов.
1
7.
Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов.
1
8.
Роль ветра в жизни животных и растений.
1
9.
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
1
10.
Что такое парадоксы.
1
11.
Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Разнообразные живые обитатели почв.