kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формировании у младших школьников умение учиться  и направлена на достижение планируемых результатов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»»




Рабочая программа

по внеурочной деятельности


кружок «Мой родной край» на 2017-2018 учебный год



Класс: 2 «А»

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.С Халиловой

кружок «Мой родной край»

Срок реализации программы: 2 год (1 час в неделю)

Учитель: Субботина О.А.












г.Тюмень, 2017 г.






















  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Г.С Халиловой «Мой родной край» и обеспечивается учебным пособием: Г.С Халиловой: 1 класс. - М.: Планета, 2016

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологиче­ского равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходи­мость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей сре­дой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы г изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужна формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  • Понимание самоценности природы.

  • Осознание себя как части природы.

  • Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости наших симпатий и антипатий.

  • Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  • Воспитание активной жизненной позиции.

  • Обучение азам экологической безопасности.

  • Формирование умения рационально использовать природные богатства.

  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  • Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.

Особенности структуры и содержания программы

Цель данной программы:

  • осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;

  • постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;

  • формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;

  • формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о с ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек - и - неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка. необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие лично­сти ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, со­вместной практической деятельности учителя и детей.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных усло­вий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). По­следующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматри­ваются во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и вос­питывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней от­ношение).

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические зна­ния и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных за­нятий и др.

Содержание программы рассчитано на 30 часов в 1 классе. Работа с учащимися проводится 1 час в неделю. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одно­временно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выде­лены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Пе­дагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенно­стями контингента детей, личными интересами.

Цель курса:

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уваже­ния природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.

Задачи курса:

  1. Углублять и расширять представления в области экологии.

  2. Формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окру­жающей среды.

Программа включает два направления:

  • экологическое;

  • исследовательская деятельность.

Особенности экологического направления

Особенность данного направления состоит в том, что в нем

  • расширяется кругозор обучающихся;

  • пополняются знания об окружающем мире.



  1. Результативность

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Формы организации виды деятельности

Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Формы и методы работы.

Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок;

  • придумывание небольших текстов на разную тематику;

  • продолжение рассказа или сказки по его началу;

  • поучительные тексты для размышления и другие.


Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

  • фронтальная.


Ожидаемые результаты

  1. Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).

  2. Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.

  3. Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.

  4. Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.


  1. Содержание курса

(30 часов)

Занятие состоит их двух частей: экология и исследовательская деятельность. В первой части занятия большое внимание уделяется мыслительной деятельности (выполнение учебных заданий повышенной трудности: сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются исследовательская деятельность: знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животный так любят играть? Что такое научные исследования?

Предлагаемые в 1 классе задания, направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях, как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.

Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предполагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно)

















К концу 2 класса учащиеся должны:

Направление курса

Знать

Уметь

Экологическое

Ключевые понятия, классифика­цию экологических связей, пред­ставителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края

Владеть ключевыми понятиями: распознавать растения и животных родного края

Исследовательское

Ключевые понятия, методы ис­следовательской деятельности, технологию проведения

собственных исследований и выполнения творческих работ

Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать опре­деления понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения



IV.Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Организм и окружающая среда. Что такое экология?

1

2.

Как и где человек исследует окружающий мир?

1

3.

Распознавание встречающихся в дан­ной местности растений и животных.

1

4.

Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

5.

Представители редких организмов (грибов, растений животных).

1

6.

Солнце как источник света и тепла для живых организмов.

1

7.

Значение света, воды и воздуха в жиз­ни живых организмов.

1

8.

Роль ветра в жизни животных и растений.

1

9.

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

10.

Что такое парадоксы.

1

11.

Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Разнообразные живые обитатели почв.

1

12.

Экологические связи в живой природе.

1

13,14

Вода и цивилизация.

2

15.

Чем за­грязняется вода.

1

16.

Как охраняют водные ресурсы.

1

17,18

Заражение почв про­мышленными отходами, возможные последствия.

2

19,20

Сезонные изменения погоды.

2

21.

Что такое экологическая катастрофа?

1

22.

Реки, текущие вспять.

1

23,24

Пустеющие кладовые Земли.

2

25.

Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.

1

26.

Запо­ведники нашей страны.

1

27.

Охраняемые природные территории.

1

28.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

29.

Тест «Здоровье человека и окружаю­щая среда»

1

30.

Выступление Агид-бригады

1


Итого:

30








Литература

  1. Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст] / С.В. Алексеев, J1.B. Симонова // Начальная

школа. - 2009. - № 1.

  1. Ахромеев, А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии [Текст] / А.М. Ахромеев // География в школе. - 2007. - № 6.

  2. Гаврина, С.Е. Сто кроссвордов о растениях и животных [Текст] / С.Е. Гаврина. H.JI. Кутя в и на. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  3. Захлебный. А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе [Текст] / А.М. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М., 2009.

  4. Зверев, И.Д. Ърганизация экологического образования в школе [Текст] / И.Д. Зверев. - М., 2008.

  5. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н.Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2008. - № 8.

  6. Квасцова. J1.C. О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст] JI.C. Квасцова. Н.А. Фролова // Биология в школе. - 2010. - № 3

  7. Климцова, Т.А. Экология в начальной школе [Текст] / Т.А. Климцова // Начальная школа. - 2008.-№6.

  8. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г.И. Колесни­кова // Начальная школа. - 2009. - № 6.

  9. Красная книга Ульяновской области.

  10. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2008.

  11. Мойснер, Г.П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] / Г.П. Мойснер // Начальная шко­ла. - 2009. -№ 3.

  12. Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст] / Е.С. Павленко И Начальная школа. - 2005. - № 5.








11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»

Автор: Субботина Ольга Александровна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Мой родной край» "
    ["seo_title"] => string(54) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-rodnoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "177333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424619746"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства