kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формировании у младших школьников умение учиться  и направлена на достижение планируемых результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»»




Рабочая программа

по внеурочной деятельности


кружок «Мой родной край» на 2017-2018 учебный год



Класс: 2 «А»

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.С Халиловой

кружок «Мой родной край»

Срок реализации программы: 2 год (1 час в неделю)

Учитель: Субботина О.А.












г.Тюмень, 2017 г.






















  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Г.С Халиловой «Мой родной край» и обеспечивается учебным пособием: Г.С Халиловой: 1 класс. - М.: Планета, 2016

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологиче­ского равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходи­мость экологического воспитания - следствие из вышесказанного.

Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей сре­дой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы г изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужна формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.

Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:

  • Понимание самоценности природы.

  • Осознание себя как части природы.

  • Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости наших симпатий и антипатий.

  • Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  • Воспитание активной жизненной позиции.

  • Обучение азам экологической безопасности.

  • Формирование умения рационально использовать природные богатства.

  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  • Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности.

Особенности структуры и содержания программы

Цель данной программы:

  • осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека;

  • постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;

  • формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья;

  • формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание школьника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о с ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек - и - неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка. необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие лично­сти ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи учащихся, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, со­вместной практической деятельности учителя и детей.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных усло­вий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). По­следующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматри­ваются во взаимосвязи. Раздел «Планета - наш дом, а мы - хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и вос­питывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней от­ношение).

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические зна­ния и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных за­нятий и др.

Содержание программы рассчитано на 30 часов в 1 классе. Работа с учащимися проводится 1 час в неделю. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет свое целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одно­временно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить ученик, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выде­лены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание школьника. Пе­дагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенно­стями контингента детей, личными интересами.

Цель курса:

Развитие личностно-значимого отношения к познанию природы, развитие понимания и уваже­ния природы, места человека в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения личности.

Задачи курса:

  1. Углублять и расширять представления в области экологии.

  2. Формировать умение проведения самостоятельного исследования в области изучения окру­жающей среды.

Программа включает два направления:

  • экологическое;

  • исследовательская деятельность.

Особенности экологического направления

Особенность данного направления состоит в том, что в нем

  • расширяется кругозор обучающихся;

  • пополняются знания об окружающем мире.



  1. Результативность

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.


3. Коммуникативные

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.


Формы организации виды деятельности

Программа предусматривает использование методов обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);

  • наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);

  • практические (устные, письменные, графические упражнения);

  • проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);

  • самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);

  • игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)

Формы и методы работы.

Процесс обучения строится в занимательной форме. Это обусловлено возрастными особенностями младших школьников. Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Использование сказок и поучительных рассказов всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • сочинение своих сказок;

  • придумывание небольших текстов на разную тематику;

  • продолжение рассказа или сказки по его началу;

  • поучительные тексты для размышления и другие.


Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:

  • индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);

  • работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);

  • групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);

  • фронтальная.


Ожидаемые результаты

  1. Овладение техникой творчества (искусством слова, приёмами ремесла, умением создавать «законченную вещь», то есть произведение, умениями удивляться всему; видеть, слышать, ощущать; мечтать, фантазировать.).

  2. Накопление лексики, разработка грамматических моделей и сцепление предложений в связный текст или устную речь в ситуации общения, путём включения разнообразных обратных связей и формирования критериев оценки конечного речевого продукта.

  3. Самореализация в творческих самостоятельных работах, позволяющих учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивающие возможность повышения качества знаний в учебной деятельности.

  4. Развитие креативных способностей как самостоятельного фактора, который является результатом обучения творческой деятельности школьников.


  1. Содержание курса

(30 часов)

Занятие состоит их двух частей: экология и исследовательская деятельность. В первой части занятия большое внимание уделяется мыслительной деятельности (выполнение учебных заданий повышенной трудности: сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части ученики занимаются исследовательская деятельность: знакомство с понятием «исследование», «методы исследования». Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животный так любят играть? Что такое научные исследования?

Предлагаемые в 1 классе задания, направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Наблюдательность. «Что такое классификация». «Учимся задавать вопросы». Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях, как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.

Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предполагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно)

















К концу 2 класса учащиеся должны:

Направление курса

Знать

Уметь

Экологическое

Ключевые понятия, классифика­цию экологических связей, пред­ставителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края

Владеть ключевыми понятиями: распознавать растения и животных родного края

Исследовательское

Ключевые понятия, методы ис­следовательской деятельности, технологию проведения

собственных исследований и выполнения творческих работ

Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать опре­деления понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения



IV.Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Организм и окружающая среда. Что такое экология?

1

2.

Как и где человек исследует окружающий мир?

1

3.

Распознавание встречающихся в дан­ной местности растений и животных.

1

4.

Главный способ получения научной информации - эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

5.

Представители редких организмов (грибов, растений животных).

1

6.

Солнце как источник света и тепла для живых организмов.

1

7.

Значение света, воды и воздуха в жиз­ни живых организмов.

1

8.

Роль ветра в жизни животных и растений.

1

9.

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

10.

Что такое парадоксы.

1

11.

Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Разнообразные живые обитатели почв.

1

12.

Экологические связи в живой природе.

1

13,14

Вода и цивилизация.

2

15.

Чем за­грязняется вода.

1

16.

Как охраняют водные ресурсы.

1

17,18

Заражение почв про­мышленными отходами, возможные последствия.

2

19,20

Сезонные изменения погоды.

2

21.

Что такое экологическая катастрофа?

1

22.

Реки, текущие вспять.

1

23,24

Пустеющие кладовые Земли.

2

25.

Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе.

1

26.

Запо­ведники нашей страны.

1

27.

Охраняемые природные территории.

1

28.

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

1

29.

Тест «Здоровье человека и окружаю­щая среда»

1

30.

Выступление Агид-бригады

1


Итого:

30








Литература

  1. Алексеев, С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст] / С.В. Алексеев, J1.B. Симонова // Начальная

школа. - 2009. - № 1.

  1. Ахромеев, А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии [Текст] / А.М. Ахромеев // География в школе. - 2007. - № 6.

  2. Гаврина, С.Е. Сто кроссвордов о растениях и животных [Текст] / С.Е. Гаврина. H.JI. Кутя в и на. - Ярославль: Академия развития, 2010.

  3. Захлебный. А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе [Текст] / А.М. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М., 2009.

  4. Зверев, И.Д. Ърганизация экологического образования в школе [Текст] / И.Д. Зверев. - М., 2008.

  5. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н.Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2008. - № 8.

  6. Квасцова. J1.C. О некоторых аспектах экологического образования школьников [Текст] JI.C. Квасцова. Н.А. Фролова // Биология в школе. - 2010. - № 3

  7. Климцова, Т.А. Экология в начальной школе [Текст] / Т.А. Климцова // Начальная школа. - 2008.-№6.

  8. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г.И. Колесни­кова // Начальная школа. - 2009. - № 6.

  9. Красная книга Ульяновской области.

  10. Кузнецов, В.Н. Программы: Экология [Текст] / В.Н. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2008.

  11. Мойснер, Г.П. Все начиналось с экологической тропы [Текст] / Г.П. Мойснер // Начальная шко­ла. - 2009. -№ 3.

  12. Павленко, Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст] / Е.С. Павленко И Начальная школа. - 2005. - № 5.








11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Мой родной край»

Автор: Субботина Ольга Александровна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Мой родной край» "
    ["seo_title"] => string(54) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-rodnoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "177333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424619746"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства