Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру ( 6.2 )для детей с НОДА 2 класс»
Адаптированная рабочая программа
индивидуального обучения на дому (вариант 6.2)
учебного предмета
«Окружающий мир»
обучающегося 2 класса
Учитель: Ускова Т.И.
2021-2022учебный год.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО ) направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 6.2 ФГОС НОО), обучающиеся с НОДА получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников в пролонгированные календарные сроки.
Сроки получения начального образования обучающимися с НОДА пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития детей данной категории, которые определяются Стандартом.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) составляет 5 лет за счёт введения подготовительного класса.
Нормативные документы на основании которых разработана адаптированная рабочая программа для обучающихся с НОДА (вариант 6.2 ФГОС НОО) по окружающему миру:
- Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (Пр АООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
Устав МОАУ «СОШ №78»;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования.
Рабочая программа имеет цели:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, сохранять и укреплять здоровье
и способствует решению следующих задач:
развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;
развить представление о пространстве и времени;
сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах
на начальной ступени образования.
Сроки освоения программы: программа 1 класса (в течение 1 и 2 года обучения).
Объем учебного времени: 1 год обучения: 1 ч в неделю, 33 учебные недели.
год обучения: 1 год обучения: 1 ч в неделю, 33 учебные недели.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение еѐ природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еѐ природе, сопричастности к еѐ истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всѐм разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
Познавательные УУД:
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Коммуникативные УУД:
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
Предметные результаты:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в еѐ современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребѐнка знания, накопленные естественными и социально"гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
К концу обучения впервомклассе учащиесянаучатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения впервомклассе учащиесясмогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Практические работы
1
Где и когда?
11
2
Почему и зачем?
20
1
3
Заключение
2
Итого
33
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
№ п/п
Тема урока, тип урока
Кол-во часов
Кол-во часов в сопровождении учителя
Элемент содержания
Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Дата план
1
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
1
1
Класс, учеба
Познакомятся с условиями интересной и успешной учебы
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
2
Когда придёт суббота?
1
1
Дни недели, их последовательность, рабочие и выходные дни, прошлое, настоящее, будущее
Усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее.
Научатся определять, кокой день недели был вчера и какой будет завтра
Знать по порядку дни недели
3
Когда наступит лето?
1
1
Времена года, месяцы
Усвоят, в какой последовательности сменяются времена года.
Научаться узнавать время года по характерным признакам
Знать последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев
4
Где живут белые медведи?
1
1
Северный и Южный полюс, обитатели полюсов, Арктика, Антарктида
Усвоят, что на Земле есть очень холодные районы.
Научаться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов
Находить отличия двух похожих объектов
5
Где живут слоны?
1
1
Саванна, тропический лес, экватор
Усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко.
Усвоят, что одни птицы зимуют в наших районах, а другие улетают в тёплые края. Научаться приводить примеры птиц каждой группы
Приобретут навыки бережного отношения к животному миру.
Научатся находить связь между строением животного и его образом жизни
7
Когда появилась одежда?
1
1
Виды одежды, назначение одежды
Усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда
Научаться подбирать одежду по размеру
8
Когда изобрели велосипед?
1
1
Устройство велосипеда, название деталей
Научаться называть и показывать части велосипеда
Повторить правила безопасной езды на велосипеде
9
Когда ты станешь взрослым?
1
1
Возраст, профессия
Усвоят, что человек и окружающий мир меняются
Определять профессию человека
10-11
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
2
2
Проверить знания по разделу. Закрепить умение работать с тестовыми заданиями
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами
Обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения и достижения других учащихся
12
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?
1
1
Звезда, Солнце, размер звёзд, восход, заход солнца, день, ночь, созвездие
Усвоят, что звезды – огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце – ближайшая к Земле звезда
Научатся узнавать созвездие Льва
13
Почему Луна бывает разной?
1
1
Луна, естественный и искусственный спутник, отражение света, луноход, телескоп, поверхность Луны, форма Луны
Усвоят, что Луна – естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди
Научатся объяснять изменения формы Луны
14
Почему идёт дождь и дует ветер?
1
1
Дождь, ветер, капли, облака, туча, воздух, колебания воздуха, движения воздуха
Научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра
Научатся различать виды дождя и ветра
15
Почему звенит звонок?
1
1
Звук, тишина, шум, эхо
Усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей
Научатся различать виды дождя и ветра
16-17
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»
2
2
Радуга- украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги
Описывать чувства, возникшие при виде радуги. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника
Научатся различать виды дождя и ветра
18
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
1
1
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу
Работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку
Научатся различать виды дождя и ветра
19
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1
1
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу
Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса
Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину
20
Зачем мы спим ночью?
1
1
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену
Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека
Оценивать правильность своей подготовки ко сну
21
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1
1
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.
Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук
Находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма
Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их. отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки
22
Почему нужно мыть руки и чистить зубы
1
1
Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.
Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук
Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки
23
Зачем нам телефон и телевизор?
1
1
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет
Различать средства связи и средства массовой информации
Объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов и т. д.
24
Зачем нужны автомобили?
1
1
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего
Классифицировать автомобили и объяснять их назначение
По рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку
25
Зачем нужны поезда?
1
1
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.
Классифицировать поезда в зависимости от их назначения
Рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль
26
Зачем строят корабли?
1
1
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля
Классифицировать корабли в зависимости от их назначения
По рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля
27
Зачем строят самолеты?
1
1
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта
Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения
По рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку
28
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
1
1
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)
Обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте. Знать правила безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации
29
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
1
1
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте
Знакомятся с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте
Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации
30
Зачем люди осваивают космос?
1
1
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции
Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника
Моделировать экипировку космонавта
31
Почему мы часто слышим слово «экология»?
1
1
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли
Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой
Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них
32
Проверим себя и оценим свои достижения
1
1
Повторение изученного материала
Оценивать свои достижения
Оценивать свои достижения
33
Презентация проекта «Мои домашние питомцы»
1
1
Представление результатов проектной деятельности
Формирование адекватной оценки своих достижений
Формирование адекватной оценки своих достижений
34
Итоговый урок.
Промежуточная аттестация.
1
1
Проверить знания по разделу. Закрепить умение работать с тестовыми заданиями