Просмотр содержимого документа
««Воздух-невидимка!».»
Тема: «Воздух-невидимка!».
Цель: обобщить и уточнить знания детей о воздухе; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к окружающей жизни, к исследовательской деятельности.
Оборудование и материалы:
ТСО ( проектор, ноутбук, экран, видеосюжеты «Воздух».; « Воздух и его охрана»), полиэтиленовые пакеты (по количеству детей), мольберт, карточки – схемы, столы, освежитель воздуха, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, поощрительные призы (медали за любознательность по количеству детей).
Ход занятия.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть ! Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки ,так мы поздоровались и улыбнемся ,что бы на занятии было хорошее настроение.
Введение в тему.
Показ видеосюжета «Воздух».
О чем этот видеосюжет?
3.Знакомство с темой.
Мы сегодня с вами отправимся в необычное место – лабораторию (это место, где работают ученые) и на какое-то время сами станем учеными. А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют) Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие ,вы будете настоящими учеными. А наша группа превратиться в лабораторию.
Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими некоторыми свойствами он обладает. Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям и соблюдать определенные правила . ПРАВИЛА
соблюдать тишину,
не перебивать друг друга.
не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно,
брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
без разрешения не трогать оборудование и приборы,
запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию .
4. Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыты
Опыт № 1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место.
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой) Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете? (воздух) Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.
Опыт №2
Есть ли запах у воздуха?
Воспитатель : Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Сейчас мы это проверим .Закройте глаза ,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Теперь обрызгайте комнату туалетной водой или освежителем воздуха. Вывод: воздух не имеет запаха, воздух может запахи передавать.
Опыт №3 Воздух может двигаться.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? Давайте проверим. Возьмите каждый веер и помашите на себя. Что вы чувствуете ?(ветер) Ветер это и есть «движущийся воздух». Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Опыт № 4. Прозрачность.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Сравним воздух с непрозрачными предметами.
Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно. Снова возьмем полиэтиленовый пакет и поймаем воздух. Через пакет с воздухом посмотрим видны ли предметы?.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Опыт № 5. Имеет ли воздух вкус?
Давайте проверим, попробуйте высунуть язычки и лизнуть воздух. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: воздух не имеет вкуса.
Опыт № 6 Имеет ли воздух форму ?
Шары различной формы. Опыт: надуваются шары. Какую форму имеет шарик? /Круглую, овальную., в виде сердечка и др..Что в шарах?
Значит какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором он находится. Воздух не имеет формы.
Опыт № 7. Имеет ли воздух вес?
Цель: проверить, имеет ли воздух вес.
Технологический процесс: На середине палки длиной сантиметров в шестьдесят укрепим веревочку, а к обоим ее концам привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.
Это показывает, что воздух имеет массу ( вес).
Опыт № 8. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и всем живым существам.
Проведем опыт с задержкой дыхания. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Закроем ладошками рот и нос. Какое было желание? Открыть нос. Без воздуха мы просто погибнем.
Растениям также как и нам для жизни нужен воздух.
Подведем итог наших опытов.
Итак, какими свойства обладает воздух: ( карточки-схемы выставляются на мольберт)
воздух не имеет формы
воздух не имеет цвета
воздух не имеет вкуса
воздух невидим (прозрачен)
воздух не имеет запаха
воздух движется воздух занимает место
Но человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух.
Воздух и его охрана.
Показ видеосюжета « Воздух и его охрана».
Здоровье человека зависит и от того как мы дышим , и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как вы думаете, где воздух чище?
Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…) Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль) Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. -Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей). -Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу, садить деревья, убирать мусор.
5.Итог:
Вот наше занятие подошло к концу. Ребята мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух?
Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
6.Вручение поощрительных призов.
Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью).