Создавать условия для проявления каждым ребенком доброты и доброжелательности, милосердия, отзывчивости.
Оборудование и наглядность: мультимедийная доска, фото- и цифровой материалы из жизни школы-интерната, аудиозаписи.
Тема:«Славен человек трудом»
Словарь: восторг (большой подъем чувств);
чары (волшебство, колдовство);
восхищение( прийти в восторг от чего-то);
обездоленный ( несчастный , лишенный чего- либо);
великолепный( пышная красота, роскошь);
позиция (точка зрения, отношение к чему-либо);
торная дорога( гладкая, ровная, наезженная).
Высказывание В. А. Сухомлинского:"Моральная воспитанность состоит в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла ...
Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том, что добро- вершина морального богатства."
Запись позиций для добрых поступков:
сочувствие (отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью и др.);
желание помочь;
желание понять другого.
Ход мероприятия
Воспитатель: ребята, сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом занятии.
Вспомните и назовите заповеди, которыми закончилась предыдущая беседа о нравственном воспитании человека.
Ученик 1. «Не обижай людей-придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то». (Абу Рудаки)
Ученик 2. «Ты будешь ближними любим.
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того, чего
Себе не пожелаешь». (Абу Рудаки)
Ученик 3. « Без зла смотри на мирозданье
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний,
Построй корабль и по волнам плыви». (Абу Рудаки)
Воспитатель: как вы осмыслили эти заповеди? Как выполняете их в своей школьной жизни?
(Ответы учащихся, не более 2-3 человека).
Воспитатель: сегодня мы поговорим на тему «Добрыми делами славен человек».
Есть, ребята, «Сказка про Воробья», который делал в жизни все, что мог. В этой сказке вы услышите слова, значение которых я вам напомню (словарная работа). Послушайте эту сказку
(звучит аудиозапись).
СКАЗКА ПРО ВОРОБЬЯ
Молодой воробей услышал, как поёт соловей, как все им восхищаются. Потом увидел красавца- павлина, который всех приводил в восторг. Грустный прилетел воробей домой и жалуется матери: нет у него ни голоса хорошего, ни красоты, ни для кого он не привлекателен. Мать ему отвечает, что внешние чары-не в нашей власти, но что всякий может, если захочет, делать окружающим добро и тогда все будут его любить.
И вот сидит в чердачной своей комнате швея, грустно задумалась о своей жизни и плачет. Молодой воробей сел на подоконник, стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь слёзы. Утерла глаза, стала слушать и забыла о своём горе. Так молодой воробей и начал жить. И везде, где только мог- делал всем добро: выкармливал выпавших из гнезда птенцов, носил еду больным птицам, пел песни обездоленным. Когда он умер- все его хоронили. Все птицы шли за его гробом. И сам соловей, гордый, великолепный соловей, говорил над его могилой речь: «Умерший не выделялся красотою, не было у него звонкого голоса, но он был лучше и достойнее всех нас, у него было то, что дороже и красоты и всяких талантов: он был добр, он был полезен, дал в жизни всё, что мог».
Воспитатель: назовите главную мысль сказки.
Учащиеся: главное в жизни человека не внешняя красота, а внутреннее богатство-доброта.
Ведь добрыми делами славен человек. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Воспитатель: так что же, по-вашему, есть добро? Как вы понимаете это нравственное качество?
Учащиеся: добро то, что сохраняет и развивает (продолжает)нашу жизнь.
Воспитатель: а что такое зло? Как вы это понимаете? Приведите примеры.
Учащиеся: зло то, что уничтожает жизнь, мешает ей.
Воспитатель: ребята, мы уже так привыкли к повседневной жизни, что порой не замечаем в ней главного-добра, которое творится каждый день, ежеминутно для нас.
Рассмотрим эту таблицу. На ней цифровой материал о нашей школе. Учится в ней….детей, и вы в том числе. И ежедневно. Ежеминутно заботятся о вас….взрослых людей, создавая вам условия для жизни, учебы, роста и развития, окружая вас любовью и вниманием. Из них
…. Воспитателя (-ей), …. учителя(-ей), …. медработника(-ов). ….повара(-ов), 1 библиотекарь, 2 мастера стирки белья, 2 кладовщика, кастелянша, сторожа, помощники воспитателей, технички- всего …. человек обслуживающего персонала. Получается маленькая страна, здесь, в основном, работают люди добрые.
Воспитатель: кто из поваров славится своими вкусными обедами и пирогами?
- Чьих уроков ждете с нетерпением?
- А кого из нянечек вы любите больше за ласку и доброе сердце?
Эти люди заслужили вашу любовь своими добрыми делами. А что можете в нашей повседневной жизни делать вы? Давайте попробуем представить себя в ряде обычных ситуаций, которые я назову. Продолжите их по своему усмотрению.
Ситуация 1-ая: когда я пришел из телевизионной, воспитатель складывала чистое белье.
Я спросил…
Ситуация 2-ая: в воскресенье я проснулся раньше и решил…
Ситуация 3-ая: девочка-первоклассница пожаловалась, что ее прогнали с горки старшие ребята.
Я пошел к ребятам и …
Ситуация 4-ая: в классе был мальчишка, которого почему-то не любили.
И мне…
Ситуация 5-ая: у кассы в магазине плакала девочка, потерявшая деньги.
Я подошёл, чтобы…
Воспитатель: ребята, проанализируйте свои воображаемые поступки. Из каких позиций (соображений) исходили, принимая решения в названных ситуациях?
(Из сочувствия, желания помочь, принять другого).
Воспитатель: да, ребята, именно стремление и умение понять другого человека служит началом добрых побуждений и действие. Только поняв другого человека, его состояние. Можно решить, как ему помочь
Добрые побуждения и добрые поступки характерны для нравственно воспитанных людей. А «нравственная (моральная) воспитанность состоит в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла…Высшим двигателем человеческого поведения является убежденность в том , что добро-вершина морального богатства». Эти слова принадлежат В.А. Сухомлинскому, педагогу, всю жизнь посвятившему воспитанию в детях, у своих учеников, доброты. Честности, справедливости.
И только нравственно воспитанный человек способен задать себе вопросы подобно тем, которые задаёт герой стихотворения А. Яшина:
Чье сердце смягчил?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу ровную вывел?
Воспитатель: а сейчас скажите, что должно лежать в основе ответов на эти вопросы? (Что предполагают ответы на эти вопросы?).
Ученики: добрые дела, добрые поступки.
Воспитатель: правильно, ребята, действия. Активность в проявлении доброго. Жизнь предлагает разные ситуации и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство, противостоять злу, несправедливости. Наказать зло- безусловно добрый поступок, к тому же требующий большого мужества. Всегда защищайте доброе и в себе, и в других, решительно давайте отпор злу.
Сейчас ребята назовут следующие заповеди нравственно воспитанного человека, которые вы должны запомнить и руководствоваться ими в своей настоящей и будущей жизни.
Ученик 4: «Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней». (Низами)
Ученик 5: «Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого- зло родится. (Низами)
Ученик 6: «Добро, сколь ни было оно мало,
Гораздо лучше ,чем большое зло». (Низами)
Ученик7: «Во внутреннем мире человека
Доброта-это солнце». (В. Гюго)
Ученик8: «Худо тому, кто добра не делает никому».
Ученик9: «Думай хорошо, и мысли созреют в хорошие дела». (Л. Толстой)
Ученик10: «Твори добро, чтобы, любя, добро тебя нашло.
Зла не верши,чтобы тебя не погубило зло». (Народ.мудрость)
Воспитатель: ребята, закончилась очередная наша беседа. Какой вывод сделал каждый из вас из сегодняшнего нашего разговора?
(Опросить 3-4 человека).
Воспитатель: многие из вас активно участвовали в разговоре и извлекли, я думаю. Немалую пользу для себя. Молодцы, ребята!
Воспитатель: ребята, хочу прочитать вам свой любимый стих персидского поэта Фирдоуси:
Посеем семена добра, покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра
Для нас не станет ложем.
Список литературы
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование- М., 2012.
2. Анохин П.К. Труды научной сессии по дефектологии- М., 2010.
3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника - М., 2011.
4. Белкин А.С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе - М., 2013.