Вводная беседа | Здравствуйте, ребята. -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень необычное место, которое хранит очень много тайн. Обратите внимание на экран (слайд№ 1) Мы поможем нашему другу Гене Барбоскину. Он собирается провести исследование и попросил нашей помощи. Поможем Гене, ребята? , а где вам необходимо отгадать загадку Сейчас я загадаю вам загадку: Город этот не простой, он дремучий и густой. -Как вы думаете, что это? -Правильно лес, так куда мы совершим нашу необычную экскурсию? (Слайд № 2) -Как вы думаете, для чего мы с вами пойдем в лес? -Спасибо. Цель нашей экскурсии – узнаем природные признаки осени, .основные признаки деревьев и кустарников. -Мы пойдем в лес, но для того, что бы нам отправиться в нашу экскурсию мы должны знать правила поведения в лесу. -Какие правила вы знаете? Перечислим их. -Но перед тем, как мы пойдем на экскурсию, нам необходимо разделиться на подгруппы. Разберите, пожалуйста жетоны из нашей шапочки. У кого одинаковые цветом жетоны (Приложение №2) встаньте вместе. Сегодня наша помощь Гене понадобится в исследовании деревьев и кустарников и также в изучении птиц, насекомых и многих др. -Поэтому выберите себе капитана, который будет в вашей команде за всё отвечать, ответственных кто будет вести записи наблюдений в дневники, кто будет ответственным за сбор материала при исследованиях, обговорите внутри группы 2-3 минуты. Когда закончите каждая группа представит всем своих представителей. -Хорошо, молодцы. Мы можем отправляться на экскурсию. Я еще раз напоминаю про правила безопасности, соблюдайте их во время экскурсии! | -Здравствуйте. -Да -Лес -Мы совершим экскурсию в лес - Будем узнавать что- то новое. Перечисляют правила поведения: - внимательно выслушать инструктаж по технике безопасности. - надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движения и соответствующую сезону и погоде. - при жаркой солнечной погоде надеть головной убор. - не начинать движение без указания педагога. II. Требования безопасности во время экскурсии 1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога, самовольно не изменять установленный маршрут движения и месторасположения группы. 2. При движении не нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться. 3. При переходе улиц, перекрестков соблюдать правила дорожного движения. 4. Своевременно информировать педагога об ухудшении состояния здоровья или травмах. Правила поведения во время экскурсии на природе: - не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения; - не пить сырую воду из открытых водоемов; - употреблять питьевую воду из фляжки, которую необходимо взять с собой; - сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус; - не разжигать костер, не ломать деревья; - бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры. - Не рвать красивоцветущие травы. - Не уничтожать грибы, даже если они несъедобны с точки зрения людей: ими питаются лесные животные. - Не разорять муравейник. Муравьи – санитары леса. - Не шуметь, чтобы не мешать птицам и зверям. Выбирают жетоны. Становятся по подгруппам 1 группа. У нас капитан….. Ответственный за записи…… Ответственный за записи в дневнике…. Ответственный за сбор материала….. 2 группа….. 3 группа….. | Приём - загадка. Постановка экскурсионной задачи Метод – словесный. Приём - беседа |
Коллективное наблюдение | По приходу в лес: – Мы пришли в удивительный природный мир, который называется?? – Что находится в лесу? Что вы видите? – А для чего мы можем ходить в лес? Перед, началом наших исследований, мы для начала ознакомимся с жителями леса. -Как много он таит загадок, но мы будем стараться их отгадывать. Ребята, что такое лес? Как вы понимаете, скажите своими словами. Ребята, верно, лес – это дом для живых существ, своего рода многоэтажное здание. На каждом эта же размещаются свои растения, насекомые, птицы, звери; между ними устанавливаются взаимосвязи, которые помогают им существовать. Мы пришли к лесу в гости, поэтому должны выполнять его правила, чтобы не разрушить ту связь, которая установилась в лесном доме. -Ребята, обратите внимание на окружающею среду и ответьте на несколько вопросов? - Определим цвет неба, облачность? - Есть ли сегодня ветер? - Есть ли сегодня какие-либо осадки? - А вы заметили, что совсем, рано утром был туман? - Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? -Да, все верно! Вспомните какая была погода совсем недавно- летом? -Значит, из-за чего меняется неживая природа? -Да, но только же погода меняется, что ещё изменило свой вид? -Именно -И сегодня, мы будем исследовать два дерева и кустарник – шиповник. Походим к деревьям - Как называются эти два дерева? - Правильно! - Поделитесь на подгруппы, как в классе. - Первая группа будет изучать дерево клен - Вторая группа будет изучать дерево лиственница - Третья подгруппа будет изучать кустарник – шиповник - Вам необходимо исследовать те компоненты, которые прописаны у вас в табличке. (Приложение №3) - На работу вам дается 5-7 минут. Но прежде, чем работать, вспомнить, кто какую работу выполняет в группе, и вспомните правила работы в группе! Можете приступать к работе, если нужна, помощь обращайтесь! - При исследовании деревьев и кустарника, что вы заметили? Изменился ли вид с лета у этих деревьев и кустарника? - Молодцы. Вы прекрасно справились со своей работой. - Вы заметили, мы плавно перешли к живой природе осеннего леса. - Дети, какой вывод мы можем сделать, исходя из того, то насекомые живут внутри деревьев? -Все верно, а кто питается насекомыми и помогает деревьям от вредителей насекомых? -Да - Наш лес богат птицами, которые летают высоко, между ветками деревьев, и радуют всех своим прекрасным пением. - Ребята, а каких птиц знаете вы? - А кто знает, чем же птицы питаются в лесу? - Если становится прохладно, куда улетают птицы? -Правильно, сейчас осень, но некоторые птицы уже улетают на юг. А у нас на Урале остаются только зимующие и кочующие птицы, такие как: снегирь, синица, дрозд и др. Кочующие птицы, это те птицы, которые постоянно перемещаются в поисках более благоприятного жительства. -Как вы думаете птицам нужна наша помощь? -Ребята, а кого мы можем ещё увидеть в лесу, он часто приходит к домам частным? - Послушайте про него загадку: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. -Правильно, это загадка про ежа, давайте немного послушаем о нем. -Спасибо большое ежик. Кто-нибудь видел ежика живого? Как он выглядит? И так ребята, мы с вами поговорили сегодня о большинства кто может проживать в данном лесу. | -Лес -Здесь находится очень много разных деревьев, кустарников, цветов. -В лес мы можем ходить для отдыха, собирать ягоды и грибы. -Лес - это дом для живых существ, для деревьев, кустарников, а так же и животных. -Голубое небо, безоблачно - Есть, тихий - Немного похолодало, утром инеем покрылась трава -Я видела, мы с мамой рано утром просыпаемся. - Природа меняется -Было тепло, темнота наступала поздно и длилась недолго, пару часов. - С наступлением осени. Ночь стала длится дольше, утром появился иней, туманы, похолодало. -Деревья. С наступлением осени происходит листопад. -Лиственница и Клён. - Не сориться, уважать своих товарищей, уважать чужое мнение, беседовать спокойно. Выполняют работу в группе -Да, у клёна и лиственницы, кустарника опали листья -Насекомые связаны с деревьями и кустарниками, они прячутся на зиму там. -Птицы - Дятел, тетерев, воробей, синица, ворона.. - Птицы питаются разными плодами и насекомыми. - Птицы улетают в теплые края -Да, зимой птицам становится совсем ,трудно, и человек должен помогать им. Ёж. (Выходит ребенок в костюме ёжика и рассказывает о себе (ребенку заранее дома было дано задание выучить, текст, про ежа, чтобы потом его всем рассказать)): -Я ежик, лесной житель. Осенью устраиваю себе логово для зимовки, насыпаю листья бугорком, а под ними делаю ход. Вот за этой работой можно меня увидеть. - Да, видели. - Это маленький клубок с колючками | Метод- Практическая деятельность Метод – словесный Приём – беседа. Практический метод. Работа в группах. Метод – наблюдения Приём – наблюдения за природным объектом Практический метод. Работа в группах. Приём – наблюдения за природным объектом Метод – наблюдение Приём – наблюдение за животным Приём -загадка |