kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

общение с живыми явлениями природы и взаимодействие с природными обьектами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»»















Рабочая программа

внеурочной деятельности «Юные экологи»

Срок реализации 1 год


Программу составила:

Родикова Л.И.

педагог дополнительного образования












2024 год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юные экологи” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.

Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах – исследовательское экологическое.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- “читать” звездное небо;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.



Содержание программы для 2 класса

Прикосновение к прекрасному

2 класс

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?

Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел“Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.



Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теор.

практ.

1

В гостях у природы

5

3

2

2

Пернатые наши друзья

9

6

3

3

О грибах и не только

4

3

1

4

Жизнь на водоемах

5

3

2

5

Удивительный мир насекомых

3

2

1

6

Явления природы

3

1

2

7

Мы юные садоводы

4

1

3




Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Теорет.

Практ.

Экскурс.

Дата
план
факт

1

В гостях у природы

5

3

1

1

 

1.1

Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

 

 

 

 

1.2

Ель – кормилица. Лесной час

1

 

 

 

 

1.3

Почемучкины книжки

1

 

 

 

 

1.4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

 

 

 

 

1.5

Джунгли зовут! Игровое занятие

1

 

 

 

 

2

Пернатые – наши друзья

9

6

2

1

 

2.1

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

 

 

 

 

2.2

Горлица – лесной голубок

1

 

 

 

 

2.3

Филин – самый крупный из наших сов

1

 

 

 

 

2.4

Кукушка – хитрая птица

1

 

 

 

 

2.5

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

 

 

 

 

2.6

Клесту не страшен холод

1

 

 

 

 

2.7

Кичкетанский заказник. Более 99 разновидностей птиц.

1

 

 

 

 

2.8

КВН “Птицы наши друзья”

1

 

 

 

 

2.9

Экологическая акция “Берегите птиц!”

1

 

 

 

 

3

О грибах и не только

4

3

1

 

 

3.1

Съедобные и несъедобные грибы

1

 

 

 

 

3.2

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

 

 

 

 

3.3

Грибная угадайка

1

 

 

 

 

3.4

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.

1

 

 

 

 

4

Жизнь на водоемах

5

3

2

 

 

4.1

Рыбы .Рыбий язык

1

 

 

 

 

4.2

Аквариумные рыбки

1

 

 

 

 

4.3

Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

 

 

 

 

4.4

Чья это хатка? Видеофильм

1

 

 

 

 

4.5

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

 

 

 

 

5

Удивительный мир насекомых

3

2

1

 

 

5.1

Бабочки, занесенные в Красную книгу Татарстана

1

 

 

 

 

5.2

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

 

 

 

 

5.3

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

 

 

 

 

6

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3

1

2

 

 

6.1

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

 

 

 

 

6.2

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа

1

 

 

 

 

6.3

Экскурсия на реку Иж

1

 

 

 

 

7

Мы юные садоводы

4

1

3

 

 

7.1

Мы исследуем почву. Исслед. работа

1

 

 

 

 

7.2

Искусство составления букетов.

1

 

 

 

 

7.3

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

 

 

 

 

7.4

Работа на пришкольном участке

1

 

 

 

 

 

Итого:

33

19

14

 

 



Информационные ресурсы

Для педагога:

Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

Карташова Людмила. Места заповедные. Казань”. Идел-Пресс”. 2007.

МухерджееМохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.

Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань. 2010.

Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам родоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.

Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.


Для учащихся:

Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

Детские развивающие и познавательные журналы.

Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

Тукай Г. “Шурале”. Казань. Татгиз дат. 2009.

Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.

Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат.книжное издательство, 1991.

Литература:

Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

Рахимов И.И. Ибрагимова К.К. Растительный и животный мир Татарстана. Казань “Магариф”. 2007.

Низамов Р.А. Нигматов З. Г. Татарская педагогика. Казань “Магариф”. 1997.

Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. Казань. Татарское книжное издательство. 2008.

Шакирова Т.Р. Птицы. Казань. Казанское татарское издательство. 2007.



Рецензия на программу

Рецензия на программу неурочной дсятельвостп в начальной школе

«Юные экологи»

В 2018г. учителем Семинковой Еленой Михайловной разработана программа внеурочной деятельности «Юные экологи» для учащихся 1 - 4 классов. Программа рассмотрена на МО учителей начальных классов протокол №1 от 28.08.2016 г. и утверждена директором МБОУ СОШ1№ 13 станицы Незлобной Тимошенко М.В.

Протрамма внеурочной деятельности «Юные эпоктги» разработаю в соответствии с требованиями федерального государственного обрвзовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.102009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ПОО».на основе авторской программы Л.А. Обуховой. П.А, Лемяскина. О..Е. Жирепто дляI - 4 классов начазьной школы «Школа докторов Природы» (Москве.«Вако». 2011.)

Структура программы разработана н соответствиис Полэжепием о структуре рабочей программы предметов, курсов МБОУ СОШ № 13 станицы Незлобной».

Програнма реализуется в рамках экологического направления внеурочной деятельности для 1 —4 ктассовобщесбризонательной школы,

Цель программы: Воспитание туманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы:

  1. Формирование у школьников знания основ экологии;

  2. Научить использовать полученные знания об экологии;

  3. Обучить работать индивидуально и в трутше; отстаивать свою точку зрения;

  4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы пе причинить вреда окружающей среде;

  5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной протраммы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по дайной программе создаст условия дня достижения следующих личностных, метапрегметпых и предметных результ атов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы «неурочной деятельности.

Предметные результаты:

-различать и приводить примеры объектов живой и нежиной природы;

  • называть характерные признаки времен года:

  • различать, называгь и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные.пресмыкающиеся, звери );

  • ухаживать и размножать комнатные растения;

интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»

Автор: Родикова Лариса Ивановна

Дата: 20.06.2025

Номер свидетельства: 672015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи""
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_iunye_ekologi"
    ["file_id"] => string(6) "585518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1629433215"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные экологи""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_iunye_ekologi_1"
    ["file_id"] => string(6) "589558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1635171597"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(47) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_ekolog"
    ["file_id"] => string(6) "628042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1679419461"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_obshchieintielliektual_nogho_n"
    ["file_id"] => string(6) "414583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1494523617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства