Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»»
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Юные экологи»
Срок реализации 1 год
Программу составила:
Родикова Л.И.
педагог дополнительного образования
2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Юные экологи” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах – исследовательское экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- соотносить внешний вид птицы с названием;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 2 класса
Прикосновение к прекрасному
2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел–“Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему?Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Учебный план
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
В том числе занятия
теор.
практ.
1
В гостях у природы
5
3
2
2
Пернатые наши друзья
9
6
3
3
О грибах и не только
4
3
1
4
Жизнь на водоемах
5
3
2
5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
6
Явления природы
3
1
2
7
Мы юные садоводы
4
1
3
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Раздел. Тема занятия
Кол. часов
Теорет.
Практ.
Экскурс.
Дата план факт
1
В гостях у природы
5
3
1
1
1.1
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
1.2
Ель – кормилица. Лесной час
1
1.3
Почемучкины книжки
1
1.4
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов
1
1.5
Джунгли зовут! Игровое занятие
1
2
Пернатые – наши друзья
9
6
2
1
2.1
Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1
2.2
Горлица – лесной голубок
1
2.3
Филин – самый крупный из наших сов
1
2.4
Кукушка – хитрая птица
1
2.5
Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
1
2.6
Клесту не страшен холод
1
2.7
Кичкетанский заказник. Более 99 разновидностей птиц.
1
2.8
КВН “Птицы наши друзья”
1
2.9
Экологическая акция “Берегите птиц!”
1
3
О грибах и не только
4
3
1
3.1
Съедобные и несъедобные грибы
1
3.2
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1
3.3
Грибная угадайка
1
3.4
Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.
1
4
Жизнь на водоемах
5
3
2
4.1
Рыбы .Рыбий язык
1
4.2
Аквариумные рыбки
1
4.3
Неуклюжий рак. Где он зимуют?
1
4.4
Чья это хатка? Видеофильм
1
4.5
Оригами. “Рыбки в аквариуме”
1
5
Удивительный мир насекомых
3
2
1
5.1
Бабочки, занесенные в Красную книгу Татарстана
1
5.2
Искусные строители: муравьи и пчелы.
1
5.3
Природа и фантазия. Пр. занятие
1
6
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
3
1
2
6.1
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
6.2
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа
1
6.3
Экскурсия на реку Иж
1
7
Мы юные садоводы
4
1
3
7.1
Мы исследуем почву. Исслед. работа
1
7.2
Искусство составления букетов.
1
7.3
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
1
7.4
Работа на пришкольном участке
1
Итого:
33
19
14
Информационные ресурсы
Для педагога:
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.
Карташова Людмила. Места заповедные. Казань”. Идел-Пресс”. 2007.
МухерджееМохит. Хартия Земли (учебное пособие). Казань. “Заман”. 2007.
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Казань. 2010.
Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам родоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
Тукай Г. “Шурале”. Казань. Татгиз дат. 2009.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.
Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
Рецензия на программу неурочной дсятельвостп в начальной школе
«Юные экологи»
В 2018г. учителем Семинковой Еленой Михайловной разработана программа внеурочной деятельности «Юные экологи» для учащихся 1 - 4 классов. Программа рассмотрена на МО учителей начальных классов протокол №1 от 28.08.2016 г. и утверждена директором МБОУ СОШ1№ 13 станицы Незлобной Тимошенко М.В.
Протрамма внеурочной деятельности «Юные эпоктги» разработаю в соответствии с требованиями федерального государственного обрвзовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.102009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ПОО».на основе авторской программы Л.А. Обуховой. П.А, Лемяскина. О..Е. Жирепто дляI - 4 классов начазьной школы «Школа докторов Природы» (Москве.«Вако». 2011.)
Структура программы разработана н соответствиис Полэжепием о структуре рабочей программы предметов, курсов МБОУ СОШ № 13 станицы Незлобной».
Програнма реализуется в рамках экологического направления внеурочной деятельности для 1 —4 ктассовобщесбризонательной школы,
Цель программы: Воспитание туманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы:
Формирование у школьников знания основ экологии;
Научить использовать полученные знания об экологии;
Обучить работать индивидуально и в трутше; отстаивать свою точку зрения;
Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы пе причинить вреда окружающей среде;
Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной протраммы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по дайной программе создаст условия дня достижения следующих личностных, метапрегметпых и предметных результ атов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы «неурочной деятельности.
Предметные результаты:
-различать и приводить примеры объектов живой и нежиной природы;
называть характерные признаки времен года:
различать, называгь и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные.пресмыкающиеся, звери );
ухаживать и размножать комнатные растения;
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;