Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия на тему: "Путешествие в город ЧИСТОЛЮБИНСК"»
Государственное казенное учреждение социального обслуживание Краснодарского края
«Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
ПЛАН-конспект занятия
с элементами тренинга
(с применением здоровьесберегающих и коррекционных технологий)
«Путешествие в город ЧИСТОЛЮБИНСК»
Дата проведения: _____________________
Разработчик:
воспитатель Едигарян К.Р.
с. Великовечное
«Путешествие в город Чистолюбинск».
Цель:
Познакомить с понятиями здоровье и ЗОЖ, способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1) Дать представление о понятии здоровье в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.
2) Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.
3) Создать благоприятную эмоциональную обстановку.
Ход занятия:
Приветствие.
Ребята, когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Мы тоже хотим с вами поздороваться, но сделаем это несколько необычно. Поприветствуем друг друга на разных языках. Какие слова-приветствия вы знаете? (дети называют слова).
А теперь мы будем ходить, и здороваться с теми, с кем встретимся.
Как вы себя чувствуете?
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия, гимнастика для кистей и пальцев рук:
«Кулак – ребро – ладонь».
ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть распрямленной ладонью по столу. ( проводится сначала с учителем, затем по команде детьми, сначала правой, потом левой, затем - двумя руками.)
Вводное слово. Объявление темы и задач.
Знакомство с группой: энергизатор «Знакомство с мячом».
Выработка правил групповой работы.
На сегодняшнем занятии мы будем много работать в группах. Чтобы работа была эффективной, нужно придерживаться определенных правил. Эти правила должны соблюдать все члены группы. (Деление на группы «Яблоко – банан – груша»). Каждая группа вырабатывает свои правила и представляет их.
Упражнение «Ассоциации». (Разделить детей на пары).
Ребята, вы должны записать по одной ассоциации на одном листочке на каждое слово, которое я произнесу.
1 слово: Здоровье.
2 слово: Здоровье.
Каждая пара зачитывает свои слова-ассоциации, которые записываются на лист бумаги.
И так, здоровье для вас – это…
(перечислить слова-ассоциации, записанные на листе бумаги).
А более подробно о здоровье вы узнаете из нашего рассказа.
Мини - лекция.
И так, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности. ВОЗ дает следующее определение: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).
Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов и сначала рассмотрим физическое здоровье.
Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку: а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
Социальное здоровье связано с тем, как мы воспринимаем себя как личность, как мы общаемся, в какой среде мы живем? Т. к. большую часть времени вы проводите в школе, то на ваше социальное здоровье влияет школьная среда: это освещение, температурный режим помещения, влажность, наличие шума, школьная мебель, которая должна соответствовать вашему росту. Каждый ученик должен знать свой рост, в соответствии со своим ростом садиться за парту с определенной цветной маркировкой. Правильно сидеть за партой, с прямой спиной, глаза должны быть на расстоянии 15 – 20 см от тетради. Во время учебных занятий делать физкультминутки. Особо важное значение имеют занятия физической культурой и для формирования активного здоровья необходимо дополнительно заниматься в спортивных кружках и секциях, каждое утро делать зарядку.
В домашних условиях также важны бытовые условия, т.е. квартира, в которой вы проживаете должна быть теплой, светлой, уютной.
Немаловажно какого экологическое окружение вокруг вашего дома или школы.
Т.е. в каком районе вы проживаете вблизи от промышленных предприятий, автомагистралей, аэропорта, в деревне или городе. Безусловно, в сельской местности, где есть лес, поля, реки, отсутствуют промышленные предприятия – экологические условия более благоприятны.
Большое значение имеют одежда, которую мы носим. Она должна быть, прежде всего, удобной, из натуральных тканей, не стесняющей. Так узкие, обтягивающие брюки отрицательно сказываются на развитии половых органов, при тесной одежде нарушается их кровообращение, что приводит к застойным, воспалительным заболеваниям и результатом всего может быть бесплодие.
Большое значение для формирования здоровья имеет соблюдение режима дня, чередование умственного труда и физического отдыха, прогулки на свежем воздухе, просмотр телевизора не более 2 часов в день, частое проветривание комнаты, приобретение навыков самообслуживания, т.е. вы должны самостоятельно заправлять постель, мыть посуду, убирать комнату, постирать свои вещи, трудиться на садовом участке, оказывать помощь родителям по домашнему хозяйству. Такжеосновой хорошего здоровья является отсутствие вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, токсикомания и т.д.
И конечно, основой нашего здоровья является еще правильное питание. Мы должны употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов, мясных, рыбных, молочных продуктов.
И наконец, рассмотрим третий аспект здоровья – это психическое или эмоциональное здоровье.
Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение ( хорошее, веселое либо грустное, плохое ), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия, сопереживания, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль.
И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье. Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы ).
Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать друг другу, не создавать конфликтные ситуации.
Важно нормально чувствовать себя при наличии многих чувств, понимая при этом, что какие то из них вполне приемлемы, а другие – нет.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Упражнение со словами ассоциациями.
– Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, свои листочки к тому вагону, какое здоровье по вашему мнению обозначает это слово ( на стене изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон- социальное здоровье, 2 вагон- психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье ).
А самое главное вы узнали от чего зависит наше здоровье. Наше здоровье зависит только от нас. И поэтому девиз нашего занятия « мое здоровье – в моих руках». Давайте произнесем девиз все вместе.
Энергизатор «А я не тормоз!».
Все дети садятся на стульчики по кругу. Ведущий без стульчика. Он встает в круг и объясняет правила игры:
«по команде ведущего должны поменяться местами только те, кого имел в виду ведущий. Кого не касается определение ведущего, остаются на местах. Кто остался без места, встает в круг и произносит « а я не тормоз!». Все дети ему в ответ « а мы заметили» и т.д.
Работа в группах.
Составление портрета здорового человека.
Команда делится на 2 группы по принципу «футбол – волейбол».
Задание 1 группы: изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Задание 2 группы: изобразить нездорового человека и объяснить, почему именно так должен выглядеть нездоровый человек.
Защита работы.
Как вы думаете, какой человек (здоровый или нездоровый) чувствует себя комфортно? От чего это зависит?
Т.о., человек, ведущий ЗОЖ чувствует себя гораздо лучше.
Энергизатор «броуновское движение».
( деление на 2 группы).
Работа в группах: программа вечеринки людей, ведущих ЗОЖ.
Задание 1 группы: составить программу дня рождения на природе.
Задание 2 группы: составить программу дня рождения дома.
Защита программ.
Вы составили очень интересные программы. Свое свободное время можно очень интересно провести. Можно поиграть в подвижные игры, сходить в поход, провести различные конкурсы, викторины.
Итоговое индивидуальное анкетирование.
« Оценка ЗОЖ, формирование индивидуального здорового жизненного стиля».
- Здоровье человека зависит от множества факторов, большую половину из них составляют элементы индивидуального жизненного стиля.
Оцените по 5-бальной системе.
Достаточно ли внимания вы уделяете физической нагрузке?
Правильно ли вы питаетесь?
Замечаете ли у себя какие-нибудь неполезные (вредные) для здоровья привычки?
Умеете ли вы уменьшить проявление болезни?
Полученную сумму баллов разделите на 4. какая получилась средняя оценка?
Сделайте, пожалуйста, для себя вывод, на что вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым и воплотите это в жизнь, чтобы вести ЗОЖ.
Рефлексия.
Что нового узнали для себя?
Давайте повторим девиз занятия « Мое здоровье – в моих руках!».
Прощание.
- Наше занятие подходит к концу. Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести ЗОЖ.
Упражнение.
Произносится фраза «Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами.
«Я»- правой рукой показываем себя;
«люблю»- правая рука прикладывается к сердцу;
«тебя»- разводим обе руки;
«и весь мир»- руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.