«Мир вокруг нас» Организация непрерывной образовательной деятельности по экологической направленности для детей младшей группы
«Мир вокруг нас» Организация непрерывной образовательной деятельности по экологической направленности для детей младшей группы
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мир вокруг нас» Организация непрерывной образовательной деятельности по экологической направленности для детей младшей группы»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
«Мир вокруг нас»
Организация непрерывной образовательной деятельности
по экологической направленности
для детей младшей группы
Подготовила: Кукарина Л Н, воспитатель, 1квалификационной
категории
2021год
Пояснительная записка
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно – нравственной личности. Духовно – нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Каждое из направлений духовно – нравственного развития и воспитание основано на определенной системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, к своему краю.
Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям, уважение достоинства человека, равноправие. Ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего как средства становления осознано – правильного отношения к природе);
развития познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
освоения элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желание сохранить природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Непрерывно образовательная деятельность разработана в соответствии:
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СП 2.4.3648-20), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный N 61573);
-Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).
Конспект непрерывно образовательной деятельности по экологической направленности в младшей группе.
Разработано в соответствии с тематической неделей: «Мир вокруг нас»
Тема: «Лесной гость»
Форма организации детей: подгрупповая
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (мир природы и мир человека); речевое развитие (связная речь); физическое развитие; музыкальное развитие; художественно – эстетическое развитие (рисование).
Цель: расширить у детей представления о животных (зайце).
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представление детей о животных, формировать умение выделять характерные особенности (зайца).
Развивающие:
Закреплять знания о жизни диких животных (зайца). Внешние признаки, повадки.
Развивать умение выделять главное, делать выводы, излагать мыли.
Стимулировать проявление любознательности.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Продолжать закреплять знания о жизни диких животных.
Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
У детей создан положительный эмоциональный настрой.
Дети имеют представление о животном (зайце).
Интеллектуальные:
Дети имеют представления о жизни диких зверей. О зайце (выделяют характерные признаки).
Дети умеют выделять главное, делать выводы, излагать мысли.
Проявляют любознательность.
Развитие эстетических чувств (видеть красоту природы, восхищаться ее, желание сохранить ее)
Физические:
Умеют преодолевать разные препятствия с использованием физкультурного оборудования.
Умеют действовать по сигналу.
Виды детской деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, двигательная, продуктивная деятельность в форме рисования «Полянка для зайки».
Форма организации в совместной деятельности: экспериментирование, ситуативный разговор, отгадывание загадки, подвижная игра, дыхательная гимнастика.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных (особенности, внешний вид, повадки), чтение художественных произведений, отгадывание загадок.
Оформление к нод: группа разделена на зоны (для встречи «гостя», для двигательной активности, для художественного творчества, для наблюдения из окна).
Демонстрационный материал: мягкиеигрушки зайцы (белый и серый), снежинки, «дорожки здоровья», мягкие пуфики, музыкальный центр.
Раздаточный материал: картинка с изображением зайца (серого), краска белого цвета, стакан с водой, салфетка, кисточка.
Ход нод:
Вводная часть:
Сюрпризный момент: (Воспитатель незаметно включает магнитофонную запись плача)
Воспитатель: Кто это плачет? Вы не плачете?!
- А кто? Давайте поищем. (Все вместе ищут, воспитатель комментирует действия, находят зайца, плач прекращается)
Основная часть:
Воспитатель: Вот кто оказывается, плакал.
- А кто это? (Заяц).
- Давайте его погладим, успокоим. (Воспитатель описывает внешний вид: серенький, шерстка мягкая, уши длинные, хвост короткий…).
Воспитатель: Не плач Зайка. Проходи. Присаживайся. Расскажи, что у тебя случилось?
Воспитатель: А вы слышали, что мне рассказал зайчик? Зайка тихо говорит, у него болит горлышко, и лапки замерзли.
- Дети вы знаете, где живет Заяц? (В лесу). Значит заяц, какое животное? (дикое).
-Почему? (сам добывает себе пищу).
Воспитатель: Зайка мне рассказал, что долго сидел в снегу и ел снег.
- Дети, можно есть снег? (Нет).
- А какой снег? (Холодный, грязный, можно заболеть).
- Почему же, ты Зайка долго сидел в снегу? (Зайчик на ушко тихо рассказывает воспитателю).
Воспитатель: Прятался! Боялся волка злого. Волк обижает его. Хочет поймать и съесть.
- Почему же ты не убежал? Устал.
- А по утрам ты утреннею зарядку делал? Спортом занимался? Нет. Вот Зайка и ослаб!
- А вот наши дети всегда делают зарядку и занимаются физкультурой.
- Давайте покажем Зайке, как мы делаем зарядку.
(Звучит музыка). Дети идут по дорожкам «Здоровья» делают упражнения.
Шли по узенькой дорожке наши маленькие ножки,
Руки тоже помогали, все махали да махали.
Остановка. Сели. Встали. Снова дружно зашагали.
Впереди большой сугроб.
Зайка беленький сидит (Взрослый садится)
И ушами шевелит (Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево)
Boт так, вот так
Он ушами шевелит. (Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова)
Зайке холодно сидеть, (Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки)
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять, (Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать!)
Надо зайке поскакать.
Скок-скок-скок-скок
Надо зайке поскакать!
Воспитатель: Вот какие молодцы,
Стали сразу все сильней
И румяней, веселей
Если день начать с зарядки,
Значит, будет все в порядке.
Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна.
От лени и болезни спасает всех она!
- Зайка, а почему ты шубку не переодеваешь?
Воспитатель: «Шубка серая для лета, а зимой другого цвета!»
- Какое время года за окном? (Зима)
- Какого цвета шубка у зайки зимой? (Белая)
- Что у нас зимой белого цвета? (Снег, снежинки)
Воспитатель: Зайки сели на качели, (пружинка, руки назад) покачаться захотели.
Вверх и вниз, вверх и вниз -
Прямо в небо понеслись,
и снежинки там задели, а снежинка полетели. (Качают руками вперед, назад). Наклоняемся вперед - посмотрите там сугроб.
Расчищали, расчищали
и — раз, еще раз,
И снежинки все собрали.
Посмотрите, как же ловко мы расчистили сугроб.
Показали и опять –
той снежинки не видать (прячут руки за спину и вытягивают вперед)
Вот мы начали кружиться.
Влево, вправо поворот.
А снежинки полетели и на шторку присели.
Дуйте-ка на них, ребята.
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку»
-Отряхнули руки, ноги, не устали мы с дороги.
Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке,
И пока мы не устанем,
Друг от друга не отстанем.
Воспитатель: Дети давайте пригласим нашего гостя к столику.
(Приглашаю детей подойти к столикам, и рассматриваем картинки)
Смотрите, на картинке тоже зайчик в серой шубке
«Шубка серая для лета, а зимой другого цвета!»
- Мы ему покажем на наших картинках, что серая шубка заметна на снегу, вот волк его везде и видит.
- Мы сейчас своих зайчиков переоденем.
- Дети , вы поможете зайчикам переодеть шубку? (Да)
- Для этого нам понадобиться краска. Какого цвета? (Белого)
Показ воспитателя.
- Покажите, как мы держим кисточку, набираем краску аккуратно, рисуем кончиком кисти.
Заключительная часть (рефлексия):
Воспитатель: Сейчас мы тебе Зайка покажем наших зайчат. Выставляем на полочку. Подводим итог и делаем умозаключения, что в белой шубке зайцев на снегу не видно (не заметно).
- Правильно снег белый и шубки у зайцев белые. И ни какой хищник не заметит наших зайцев
- Наш Зайка тоже хотел бы переодеться. (Зайка «уходит переодевается», подмена на белого зайца, в эту паузу дети отгадывают загадку
«Беленький, маленький, по дорожке прыг – прыг, по снежочку тык – тык»
- Кто это? (Зайка)
(Появляется белый заяц за окном, дети говорят ему напутствующие слова)
- Не забывай Зайка «Шубка серая для лета, а зимой другого цвета!» (Зайка «убегает»)
- Молодцы, ребята, теперь Зайчик понял, что нужно делать, чтобы не болеть.
- А детям, что нужно делать зарядку? (Да)
- Надо утром просыпаться и зарядкой заниматься!
- Со спортом будем мы дружить. И здоровьем дорожить.
- Молодцы. Ребята! Сегодня мы сделали хорошее дело — помогли Зайчику.
Авторская разработка и использованием литературы
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ».
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»