kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методическая разработка "Путешествие по экoлoгической трoпе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Путешествие по экoлoгической трoпе»»















Методическая разработка

внеурочного занятия


"Путешествие по экoлoгической трoпе»






























Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Ход мероприятия

Учащиеся читают стихи:

Держа в руке глобус, ученики рассказывают

1.Сaмая прекрасная, родная, 
Разноцветная, веселая, живая, 
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.


2.Но порой, под нашими руками
Крaсота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.


3.Где бы мы ни жили на плaнете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.


Учитель

– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Отгадайте загадку куда мы совершим путешествие:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню-земляникой,

Таню-костяникой,

Машеньку-орешком,

Петю-сыроежкой.

Дети: Лес.

Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

Слайд2 Лес

– Жил был лес.

Слайд 3 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

– Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

(На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

Слайд 4 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд 5 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд 6 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд 7 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд 8 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд 9 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд 10 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Слайд 11 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Слайд 12-13

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат загадки. Отгадайте загадку и найдите среди деревьев средней полосы России, то, о котором идёт речь в загадке. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

1

Весной зеленела, летом загорела, 
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. 
Ответ (Рябина)

2

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. 
Ответ (Берёза)

3

Зимой и летом – одним цветом. 
Ответ (Ёль)

4.

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

5.Загадка для всех групп- чья группа будет первой?

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Породы деревьев вывешиваются на доску.

Ребята приготовили краткие сообщения об этих породах деревьях, используя школьный гербарий.

-Как называется «профессия» этих живых организмов? (производители или кормильцы)

-Какую роль они играют в природе? Что случилось с планетой, если бы исчезли производители?

Слайд 14. Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, )

Ребята расскажут о пользе животных леса.

Дети:      

Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает

клювом  дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.

 Сова – уничтожает за год  около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год  1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

  Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество

  насекомых  - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

 Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть  170 комаров.

Волк- санитар леса. Он поддерживает равновесие, не давая травоядным и больным животным размножаться.

Трясогузка- одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух и других насекомых –вредителей.


- Как называют представителей этой «профессии»? (потребители или едоки). Какова их роль в природе? А мы с вами к какой «профессии» относимся? Назовите «профессию» живых организмов без которой не было бы круговорота веществ в природе? (разрушители) Их роль какова?

Игры с жителями леса.

Учитель

А теперь мы отдохнём и поиграем с жителями леса.

Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

«Лесная почта»

Отгадайте загадку про еще одного лесного жителя.

В кору стучит, живёт в глуши лесной. Старательный работник, лесной носатый плотник.

Дети: Дятел

Учитель: Дятел принес нам лесную почту.

Сюда часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

Ребята играли в лесу. Девочки нарвали букеты лесных цветов, сплели себе венки на голову. Мальчики обнаружили под деревом муравейник и стали палками разрушать его. Им было интересно, как живут муравьи.

Как вы оцените действия ребят?

Письмо №2

Олег с бабушкой гуляли по лесу. Мальчик побежал на лесную полянку, остановился и стал бить

прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

- А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Письмо № 4

Катя и Петя гуляли в лесу. Вдруг в зарослях кустарника они увидели птичье гнездо. Птенцы открывали свои клювики и пищали. Мамы птенцов в гнезде не было. Петя схватил одного птенца из гнезда и стал его рассматривать. Как вы оцените поступок Пети?

Физ.минутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил 
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови 
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

Из бросового материала ребята и их родители изготовили поделки. Посмотрите, как можно использовать ненужные предметы.

Слайд 15 Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 3

Жители леса прислали вам кроссворд о природе.

Слайд 16 Кроссворд

Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

Вопросы к кроссворду

  1. Как называется верхний плодородный слой земли?

  2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?

  3. Синоним слова звери.

  4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.

  5. Житель планеты, наделенный разумом.

  6. Назови синоним слова атмосфера.

  7. Как называется солнце на языке астрономов?

Учитель

А 4 группа ответит, какое же слово главное в кроссворде?

– Природа – главное слово в нашем задании. Почему?

Ученики

Ведь охрана природы – главная цель экологии.

Учитель :

Продолжим наше путешествие и поиграем в игру «Закончи чистоговорку» на экологическую тему.

Игра «Закончи чистоговорку»

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.

Ты-ты-ты- Посадим на Земле цветы.
Я-я-я - Наука экология.

Задание 5

На нашей экологической тропе следующее задание. Составьте поговорку о природе. У вас на столах листы со словами, сложите их в определенном порядке и составьте поговорку.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Кто природу губит, тот свой край не любит.

Слайд 17 Охрана природы

Учитель

– Нужно ли охранять природу?

Ученики

– Да!

Учитель

-Что значит охранять природу? Как вы лично можете помочь природе?

– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

А какие меры охраны природы известны в нашей стране? (заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Какую книгу называют Красной?

Я думаю каждый из вас должен запомнить правило:

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Задание 5

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

Слайды 18-19

Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип).

Задание 6

Заполни анкету.

Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

– Природу;
– Сказки разных народов.

2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

– самолётам;
– всем живым существам.

3. Какую книгу называют “Красной?”

– атлас мира;
– книгу редких животных и растений.

4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

– в заповеднике;
– в цирке.

5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

– в берлогу медведя;
– в мусорный бак или забирать с собой.

Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи: 

1. На нашем шарике земном, 
Где мы родились и живем, 
Где в травах летняя роса 
И голубые небеса, 
Где море, горы, степи, лес – 
Полно таинственных чудес. 

2.По лесу бродит серый волк, 
И ландыш тоненький цветет, 
В степи ковыль, как нежный шелк, 
Расчесывает ветерок. 

3.Гремит на скалах водопад, 
И брызги радугой летят. 
А в синем море толстый кит – 
Большой, как дом, на волнах спит. 

4.Не разрушайте этот мир, 
Девчонки и мальчишки, 
Иначе эти чудеса 
Останутся лишь в книжке. 

5.Дерево, трава, цветок и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни. 

6. Мы обещаем: 
Нор звериных, птичьего гнезда 
Разорять не будем никогда! 
Пусть птенцам и маленьким зверятам, 
Хорошо живется с нами рядом! 


– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Спасибо всем группам за работу! Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Ребята , участвуя в проекте «Береги природу», нарисовали рисунки, подобрали загадки, пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.

Слайд 20

Берегите землю родимую, как мать любимую!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Путешествие по экoлoгической трoпе»

Автор: Парамонова Людмила Александровна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486731

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства