Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры школьников через волонтёрскую деятельность»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска имени Н.И.Шарина»
Тема проекта«Формирование экологической культуры учащихсячерез вовлечение в волонтерскую деятельность»
Краткое содержание проекта: Проект «Формирование экологической культуры учащихся через вовлечение в волонтерскую деятельность»– экологический проект, направленный на формирование у учащихся экологической культуры, через вовлечения их в волонтерскую деятельность.
Основная идея проекта: Изучение детьми особенностей флоры и фауны родного края, участие в проводимых тематических мероприятиях и акциях, конкурсах, субботниках и трудовых десантах.
Закон «Наше имя-отряд!».Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!»Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота».Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение».Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория».Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень».Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука».Если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания».Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд».Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00».Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня».Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку,в столовую , общелагерные сборы)
Закон «Мотор».Долой скуку!
Закон «Выносливость». Будь вынослив!.
Закон «Дружба».Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон «Творчество».Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Проект состоит из 5 блоков:
1 блок - « Растительный мир Колымы»
2 блок - «Живая сила воды»
3 блок - «Животный мир Колымы»
4 блок - «Гармония с природой»
5 блок - «Большие дела маленьких рук».
Продолжительность проекта: 1 год, июнь 2020 г – 2021 г
формирование и становление волонтерского движения.
работа по развитию волонтерского движения.
совершенствование волонтерского движения.
Участники проекта:
Учащиеся с 1-4 классов , родители, педагогический коллектив и администрация школы;
Сотрудники Дома культуры «Кулума», улусного Среднеколымского краеведческого музея;
Работники инспекции по охране природы;
Общественность г. Среднеколымска.
Введение
Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу, беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Экология – касается каждого из нас, все мы – часть природы. В последние годы вопрос экологического состояния в нашем городе становится всё более и более актуальным. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, загрязнение окружающей среды города Среднеколымск котельной «Южная».
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать, сопереживать – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой, могут активно участвовать в изучении природы родного края , в природоохранной деятельности через волонтерское движение. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет целевые ориентиры становления личностных характеристик выпускника на этапе завершения начальной школы: «...ученик овладевает основами умений самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности». Эти качества нужны младшему школьнику, для их успешной социализации, так как условия современной жизни и ее темп, требуют от человека, чтобы он был в ней «успешен», самодостаточен , требуют от него предприимчивости, инициативности и социальной активности.
Одним из методов формирования экологической культуры обучающихся мы считаем экологическое волонтёрство. При этом дети не только изучают природу родного края, ее экологические проблемы и пути их решения, но и в ходе практической деятельности применяют свои знания на практике и вырабатывают свои собственные эффективные способы помочь природе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
Волонтерство — это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Волонтёры экологических организаций - это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.
Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:
подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;
уборку парков, лесов, берегов рек;
субботники;
дни чистоты;
посадка деревьев, цветов;
изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.
Проблема.
На сегодняшний день вопрос волонтерского движения с экологическим направлением, именно для начальных классов, отсутствуетв г. Среднеколымске.
Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработки проекта волонтерского движения для вовлечения младших школьников в природоохранную деятельность, как дополнение и обогащение воспитательно-образовательного процесса ОУ, позволяющий сделать детям первые шаги не только в познании природы, но и в познании самих себя – своих возможностей и способностей.
Актуальность проблемы.
Экологическое воспитание — проблема актуальная. Не стоит считать, что учащиеся младших классов не нуждаются в экологическом воспитании. То, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении и воспитании. В связи с этим необходимо вести целенаправленную работу с младшими школьниками по экологическому образованию. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтѐрство – как одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой младший школьник становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Считаем, что актуальность волонтерского движения в образовательной организации продиктована доброй волей, состоит в том, что оно приведет: к более эффективному формированию у младших школьников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, а так же к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Цель проекта.
- создание условий для развития волонтерского движения в начальной школе МБОУ « СОШ г. Среднеколымска» , как одно из условий формирования экологической культуры младших школьников.
Основными задачами проекта являются:
научить ребенка наблюдать за флорой и фауной родного края; ценить и беречь природу Колымы.
организация практических мероприятий по улучшению и благоустройству города;
активное участие в улусных, республиканских, российских экологических акциях и проектах.
Гипотеза.
Если правильно организовать и разумно направить волонтерскую деятельность по развитию экологической культуры младших школьников , то это позволит сформировать не только экологические компетентности личности, но и жизненные, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, о чём говорится в новом ФГОС, также включить ребят в природную среду.
Основные направления проекта:
- Проектная работапо следующим направлениям:
Флора г. Среднеколымска
Фауна г. Среднеколымска
Реки и озера Колымы
- Эколого-просветительская деятельность:
Проведение экологических занятий, мероприятий (выставки, конкурсы);
Разработка и реализация школьных экологических проектов.
- Эколого-практическая деятельность:
Озеленение территории школы и города;
Экологический десант;
Экскурсии на предприятия;
Забота о птицах.
Формы работы самые разнообразные:
проектная работа;
экскурсии ;
экологические акции;
экологические праздники, мероприятия, занятия;
выпуск экологических плакатов, буклетов;
конкурсы фотографий, плакатов и рисунков;
занятия на природе;
изготовление поделок.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
1.Формирование замысла, выбор и осмысление темы проекта.
2. Изучение психолого - педагогической литературы, передового педагогического опыта.
3. Разработка проектапо созданию волонтерского движения учащихся с ОВЗ в МБОУ « СОШ г. Среднеколымска»
4. Составление плана реализации проекта.
2. Основной этап ( практический):
Предлагаем следующую систему работ по достижению поставленной цели и задач.Мы составили: план по экологическому воспитанию детей через вовлечение их в волонтерское движение.Экологически культурная личность должна, в первую очередь, знать природу своего родного края:
- местные природные условия и особенности;
- реки и водоемы, типичные растения и животных, климат и т.д.;
- охраняемые природные объекты;
- животных, птиц местной фауны;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
Проект волонтерского движения в школе предусматривает участие ребят в разных направлениях и формах деятельности.
3. Заключительный этап .
- Реализация плана работы проекта по экологическому воспитанию учащихся
- Вовлечение учащихся в волонтерскую деятельность( открытие и работа лагеря).
- Создание условий для дальнейшего развития волонтерского движения в школе.
Ожидаемый результат.
- Повышение интереса у детей к изучению природы и экологии города через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях.
- Формирование сознания личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите и сохранении природы родного края.
-Вовлечение обучающихся в деятельность волонтерского движения;
- Создание постоянно действующего волонтерского отряда.
Заключение.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность экологических проблем, необходимо учить ребят правильному образу жизни, бережному отношению к природе родного края, ощущению себя частичкой природы. Участие в волонтерском движении помогает воспитыватьлюбовь к природе и окружающей среде, чувство патриотизма, что благоприятно влияет на духовное развитие ребят.
Участвуя в волонтерской деятельности, младший школьник приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
– умение принимать решения;
– умение вести за собой;
– умение расположить к себе собеседника;
– умение слышать и слушать;
– опыт работы с группой;
– организаторские способности, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
План по реализации проекта« Формирование экологической культуры детей с ОВЗчерез вовлечение в волонтерскую деятельность»
Запланированные мероприятия:
Блок 1 - « Растительный мир Колымы»
Цель :показать важность бережного отношения к природе,привить чувство любви ко всему живому на Земле, расширить и углубить знания об окружающей среде.
1.Экскурсии в лес:Наблюдения за растениями, экскурсия « Цветочный мир Колымы»
2.Мероприятия:игра « В гостях у Берендея», праздник цветов, мероприятие « Цветочный бум», мероприятие « Грибная прогулка», игра « Звездный час», викторина «Комнатные растения в доме и в классе», изготовление табличек и знаков «Берегите растения леса!», конкурс варенья из местных ягод « Соберешь по ягодке, наберешь кузовок», викторина « Мир кустарников» ( шиповник, стланик, карликовая береза, багульник)
3.Акции:акция «Саженец» - высаживание рассады цветов,сбор ягоды ( охта, морошка, голубика, брусника, шикша, княженика), помощь в благоустройстве школьной территории, клумб, охрана и уход за цветами в школе, акция « Посади дерево и сохрани его»
4.Познавательные беседы:познавательное занятие «Путешествие по лесной тропе», чтение стихов и рассказов местных авторов о природеКолымы, отгадывание загадок.
5.Творчество:рисование на тему «Лиственница», оформления стенгазеты «Берегите лес от пожаров!», выставка рисунков , выпуск листовок «Береги первоцветы», мозаика из шишек лиственницы.
Блок 2- «Живая сила воды»
Цель:познакомить учащихся с проблемой загрязнения и сохранения водных ресурсов в нашем улусе.
1.Экскурсия на реку: экскурсия – беседа «Кому нужна вода».
2.Мероприятия:игра-путешествие «Иду вместе с рекой…», посвященная Всемирному Дню Воды, акция «Чистая вода», опыт по изучению свойств воды, подбор материала о воде (стихи, рассказы, пословицы, загадки),
3.Акции: акция «Река в опасности» , акция «Чистая вода», «Чистый берег»- уборка мусора по регам рек Колыма, Анкудинка.
5.Творчество: выпуск буклетов «Живые воды», конкурс-выставка коллективных работ «Вода-источник жизни» , конкурс плакатов «Наша река Колыма» , аппликация и оформление выставки поделок «Мир в капельке воды», составление книжки – раскладушки «Вода и жизнь».
Блок 3- «Животный мир Колымы»
Цель:активизировать познавательный интерес детей к животному миру родного края и способствовать повышению уровня экологической культуры школьников.
1.Экскурсии: экскурсии-наблюдения за птицами, развешивание кормушек на пришкольном участке, экскурсия « Мир животных Колымы».
2.Мероприятия: игра-турнир по экологии « Что? Где? Когда?», КВН « Птичьи разговоры», викторина «Эти удивительные животные Колымы» (о белке, белом и буром медведях, песце, лисе, соболе, олене, лосе, ондатре, росомахе, горностай, волк), конкурс домашних животных «Мой питомец», познавательное мероприятие « Удивительный мир рыб Колымы» ( нельма, чир, омуль, налим, щука, карась, муксун, осетр, кета, пелядь, шокур, каталка, ряпушка), конкурс отцов и мальчиков « Строганина года», конкурс блюд из колымской рыбы ( строганина, хачыр, уха, вяленая, жареная, копченая рыба). игра « Насекомые рекордсмены»,
3.Акции:акции «Кормушка» и «Покорми птиц зимой!»
4.Познавательные беседы:экологические слайд-фильм,посвященный Международному Дню птиц, , познавательное занятие «Птицы Колымы» ( розовая чайка, разновидности уток, гусей, стерхи, журавли, лебеди, воробьи, вороны, стрижи,совы, дятлы ), показ видеофильмаИ.Белоногова «Берегите животных Колымы», подвижные игры «Лиса и медведь», «Горностай и волк», «Песец и мышки»,
5.Творчество: изготовление кормушек для птиц, раскрашивание раскрасок «Зимующие птицы», интерактивная площадка «Изготовление панно из необычного вещества» (аппликация из чешуи, костей, кожи рыб, мха, ягеля, камней, перьев птиц, сердолика и других местных природных материалов), конкурс плакатов «Красная книга Колымы».
Блок 4- «Гармония с природой»
Цель: создать условия для познавательной, оздоровительной, практической деятельности и желания беречь и охранять окружающую среду.
1.Экскурсии: экскурсия в Среднеколымский краеведческий музей,
2.Мероприятия: Экологический праздник « Посвящение в экологи», викторина « Эта удивительная природа», выставка и презентация фотографий «Как прекрасна Колыма!», «Я люблю Среднеколымск», постановка экологических сказок, игра «Счастливый случай» (природа), викторина « Слабое звено» ( об окружающем мире), конкурс чтецов « Лесная поэзия», своя игра « Родная природа», игра – викторина «Мир животных и растений», мероприятие «Наш дом – Колыма», познавательное занятие «По страницам Красной книги Колымы», Квест-игра «Колымчанам- чистую природу», конкурс стихов, песен о родном крае, мероприятия, посвященные Дню Земли: экологическая игра «Спаси и сохрани природу Колымы».
3.Акции: экологическая акция “Мой чистый двор”, акция« МЫ за чистый город!»
4.Творчество: конкурс рисунков « Мой любимый край»,конкурс плакатов на экологическую тему « Моя Родина» , изготовление эмблемы «Юный эколог», конкурс рисунков на асфальте , вернисаж «Природа и фантазия», изготовление знаков «Не сорите» ( о неблагоприятной экологической обстановке в городе), конкурс фотографий «Природа нашего города».
Блок 5 - «Большие дела маленьких рук».
Цель:создать условия для привлечения внимания младших школьников к проблемам загрязнения окружающей среды , а также развить у них навыки хозяйственного отношения к окружающему миру и повысить уровень экологической культуры и грамотности.
1.Акции: коллективный субботник совместно с родителями «Зеленый десант», встреча с представителями Охраны природы, трудовые десанты, уборка на пришкольной территории мусора , очищение береговой линии рек Колыма, Анкудинка с привлечение желающих учащихся принять участие в акции, посадка саженцев, цветов на территории школы, экологическая акция “Мой чистый двор”, сбор ягоды, охрана и уход за цветами в школе, акция « Посади дерево и сохрани его», акция «Кормушка» и « Покорми птиц зимой».
Список литературы.
1.Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным. Начальная школа.–2008.– № 8
2.Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004