kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 6 улвссе.Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Нажмите, чтобы узнать подробности

 ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЛЮДЬМИ.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 улвссе.Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность»

6-КЛАСС


Урок 2.4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность


Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями социальной среды города, показать ее зависимость от «профессии» города. Обратить внимание на необходимость соблюдать определенные правила взаимоотношений с окружающими людьми, вырабатывать умение жить с ними в согласии и обеспечивать личную безопасность.


Изучаемые вопросы


1.Существующие типы городов и социальная среда.


2.Взаимоотношения с окружающими людьми в городе.


3.Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в городе.


Изложение учебного материала


1.Познакомить учащихся с основными типами городов и особенностями социальной среды в них.

В каждом государстве есть столица. Большинство столиц мира образуют города, которые главенствуют во всех сферах жизни страны. Благодаря этому столичные города привлекают к себе самых разных людей, поэтому здесь всегда неоднородное население.

Столица Российской Федерации — город Москва.



Москва — важнейший политический, экономический и культурный центр, крупнейший транспортный узел страны. В городе работает более 1000 публичных библиотек, более 60 музеев, более двух десятков театров и концертных залов. От города отходит 11 железнодорожных линий и 13 автомагистралей. В то же время Москва — рабочий город, более 50% его населения составляют рабочие.

Особое место по социальному составу жителей принадлежит городам-портам.



Значительное число жителей таких городов работает на судах, многие мужчины надолго уходят в плавание. В то же время здесь много приезжих. Вообще состав жителей в таких городах изменчив благодаря постоянному вливанию новых людей. Наиболее крупные портовые города России: Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск, Владивосток.

Существуют города-курорты. которые в силу своих климатогеографических условий предназначены для отдыха и лечения населения страны. В теплое время года отдыхающих здесь становится больше, чем постоянных жителей. Род занятий основной массы местных жителей связан с обеспечением отдыха курортников. Самый большой город-курорт в России — Сочи, он протянулся по Черноморскому побережью Кавказа на 140 км.


Это единственный в России район субтропиков с обилием тепла и солнечных дней.

Значительное место в нашей стране занимают промышленные города, такие, как Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк и др., в которых сосредоточены различные центры промышленности. Эти города когда-то возникли из фабричных сел.



Промышленные города во всех странах, в том числе и в России, остаются наиболее распространенным типом города. Они нередко представляют собой скопление срастающихся поселков, каждый из которых вырос возле шахты, рудника или завода.

Среди промышленных городов особенно много таких, которые заняты только одним каким-либо делом — добычей угля, производством тканей, машин, цемента и т. д. Большинство жителей такого города — рабочие, занятые на его предприятиях.

Существуют еще города - «ученые», основное предназначение которых — обеспечение проведения фундаментальных научных исследований. Это Новосибирский Академгородок, Троицк, Королев, Дубна, Сэров, Обнинск и др. В таких городах много людей, занимающихся наукой.

2. Обратить внимание учащихся на то, что взаимоотношения людей в городе имеют свою специфику.

Теперь вы понимаете, что состав населения и жизнь людей в городе имеют свои особенности, связанные с предназначением этого города.

Уже в школьном возрасте эти особенности оказывают влияние на социальное созревание человека. Вы можете спросить: «Социальное созревание — что это такое?» Это получение определенных знаний, умений и навыков, которые помогут вам уверенно чувствовать себя среди других людей, в обществе. Социальное созревание происходит в процессе вашего общения с родителями, преподавателями, со сверстниками в школе и на улице.

Взаимоотношения людей в городе отличаются от взаимоотношений людей в сельской местности. Это происходит потому, что в городе проживает очень большое, по сравнению с селом, число людей. В городе большинство людей незнакомы друг с другом. Каждый городской житель, помимо самых близких людей (родных и друзей) и коллег по работе, может знать (иногда только в лицо) лишь 20—30 человек, с которыми ему приходится время от времени встречаться: например, врачей, дворника, продавцов, своих соседей... Остальные люди — а их в городе может быть, как вы уже знаете, от 12 тыс. и более — незнакомцы.

Для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет ваше умение правильно строить свои взаимоотношения с окружающими людьми.

Наиболее важны взаимоотношения с родителями. Сейчас родители являются для вас главными учителями, они помогают вам правильно оценивать различные жизненные ситуации, учат правилам общения, прививают жизненно необходимые навыки и умения. Важно, чтобы между самыми близкими людьми (детьми и родителями) были искренние, доверительные, нежные отношения. Для этого вы должны научиться постоянно оценивать свое поведение, стараться выполнять свои обязанности и помогать родителям в домашних делах. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье способствует вашим успехам в учебе и повседневной жизни.

Особую роль в вашей жизни играет общение со сверстниками. Чтобы эти взаимоотношения были полезны и интересны для вас, необходимо заслужить уважение и признание сверстников, заработать среди них авторитет. Для этого нужно уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями других, свои дела — с общими целями.

Немаловажное умение — правильно выбрать товарищей, общение с которыми не грозит вам неприятностями. Случайно можно попасть в компанию, в которой курят и употребляют спиртные напитки, совершают хулиганские действия и правонарушения. Если вы попали в такую группу и стесняетесь порвать с ней или вас силой удерживают в ней, необходимо обо всем рассказать родителям и попросить их о помощи. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше.


3.Обратить внимание учащихся на то, что современный город многолюден и в повседневной жизни им постоянно приходится встречаться с незнакомыми людьми, общение с которыми требует продуманного отношения по обеспечению личной безопасности.

В городе большинство людей незнакомы друг с другом. Но для приобретения жизненного опыта и обеспечения собственной безопасности большое значение имеет правильное выстраивание своих взаимоотношений с окружающими людьми. Отметить, что наиболее важными являются взаимоотношения с родителями и учителями. Искреннее и доверительное общение с ними способствует приобретению жизненного опыта.

Обратить внимание учащихся на значение общения со сверстниками, показать необходимость согласовывать свои желания и интересы с желаниями других, свои дела с общими целями. Учиться находить приемлемый компромисс.

Конечно, среди незнакомых людей есть достойные, справедливые и добрые люди, которые всегда могут прийти на помощь в сложной ситуации. Но есть и злоумышленники, встреча с которыми опасна.


Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Как избежать опасной криминогенной ситуации.


Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты — хорошая гарантия не стать жертвой преступников.


Обсудить с учащимися правила общения с незнакомыми людьми, чтобы избежать встречи со злоумышленниками.


Не вступать в разговор с незнакомыми людьми на улице.


При попытке чужого человека познакомиться никогда не следует называть свое имя, не давать свой адрес, не рассказывать про своих родителей.


Избегать общения с людьми, находящимися в состоя­нии алкогольного опьянения.


Не садиться в машину к незнакомому человеку.


В заключение урока отметить то, что дети должны знать места, где в любое время им придут на помощь: отделение милиции, пожарная часть, любой магазин и другие места, где работают люди.


Контрольные вопросы


Где расположены в нашем городе (районе) отделение милиции, посты ГИБДД, пожарная часть, скорая помощь?


Какие места в нашем городе наиболее опасные в крими­ногенном отношении?


Какие пути в школу, в гости к другу (подруге), для про­гулок являются наиболее безопасными?


Домашнее задание


Изучите § 1.4 учебника.


Запишите в дневник безопасности меры безопасного поведения в нашем городе.


































Урок 2.5. Основы безопасности жизнедеятельности человека



Цель урока. Дать учащимся общие понятия опасных и чрезвычайных ситуаций, с которыми они могут встретиться в повседневной жизни, обратив внимание ребят на основные причины их возникновения. Сформировать убеждение в необходимости быть готовыми к безопасному поведению в различных жизненных ситуациях для снижения фактора риска для жизни и здоровья. Дать учащимся номера телефонов основных служб города, которые обеспечивают защиту населения, и правила вызова их.


Изучаемые вопросы

1.Опасные и чрезвычайные ситуации и их классификация по месту возникновения.

2.Общие правила обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3.Основные службы города, которые созданы для защиты населения, и правила их вызова.


Рекомендации по изложению учебного материала



1.В процессе жизнедеятельности человека всегда существуют различные опасности (опасность дорожно-транспортного происшествия, опасность возникновения пожара, криминальная опасность и др.). При стечении определенных обстоятельств опасность может привести к несчастному случаю. Уточним наше определение опасной ситуации. Опасная ситуация — это стечение обстоятельств, которое при определенном развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустановленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопасности и общественного порядка.

Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

Опасные ситуации техногенного характера. Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним можно отнести опасные ситуации на дорогах, опасные ситуации при обращении с огнем и различными бытовыми приборами.

Опасные ситуации природного характера. Могут возникнуть из-за невнимательного отношения человека к особенностям природных условий в регионе его проживания, из-за нарушения правил поведения в природных условиях в различное время года.

Опасные ситуации социального характера. Они связаны с нарушениями людьми правил общественной безопасности и общественного порядка. Эти ситуации зачастую носят криминальный характер.

А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, которые повлекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде. Чрезвычайная ситуация отличается от опасной прежде всего тяжестью последствий.

Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.



Чрезвычайные ситуации социального характера наступают вследствие ведения военных действий, при террористических актах, при эпидемиях.







Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут быть вызваны промышленной аварией, взрывом, транспортной аварией, пожаром, гидродинамической аварией.



При стечении определенных обстоятельств любая опасность может стать причиной возникновения опасной или чрезвычайной ситуации.


2. Обратить внимание учащихся на то, что личная безопасность человека в повседневной жизни во многом зависит от него самого, от его умений соблюдать общепринятые правила безопасного поведения и верно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть

в повседневной жизни.


Далее подчеркнуть, что для снижения нежелательных последствий опасной или чрезвычайной ситуации необходимо уметь предвидеть опасную ситуацию, по возможности стараться избежать ее, если уж попали в опасную ситуацию, вести себя соответствующим образом.


Познакомить учащихся с основными правилами обеспечения личной безопасности в повседневной жизни:


-постоянно рассматривать различные ситуации, с которыми можно встретиться в повседневной жизни, продумывая свое по­ведение в них;


-постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;


-постоянно воспитывать в себе волевые качества, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти оптимальный выход из нее.


Ситуационные задачи


Вы возвращаетесь домой поздно вечером. Ваши действия по обеспечению личной безопасности в подъезде дома и в лифте.


Действия по обеспечению личной безопасности:

а) в подъезде дома:

не следует заходить в подъезд, если сзади идет незнакомый человек;

не надо подходить к дверям квартиры и открывать ее, если на площадке находится неизвестное вам лицо; лучше выйти из подъезда и подождать;

при угрозах или нападении, привлекая внимание соседей (кричать «Пожар!», «Помогите!», стучать и звонить в двери), постараться выбраться на улицу;

оказавшись в безопасности, сообщить в милицию;

б) в лифте:

не входить в кабину лифта, если там находится незнакомый человек;

оказавшись в лифте с другим пассажиром, не стойте к нему спиной, постоянно наблюдайте за его действиями;

если незнакомец вошел с вами в кабину, нажмите одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». Связавшись с диспетчером, завяжите с ним разговор и нажмите кнопку нужного этажа;

при попытке нападения кричите, шумите, стучите по стенкам лифта, защищайтесь любым способом, постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа;

если двери лифта открылись, стремитесь выбежать, зовите на помощь соседей;

оказавшись в безопасности, сообщите в милицию.


Вы находитесь дома один (одна). Ваши действия, если незнакомый человек звонит в дверь, меры безопасности при разговоре по телефону с незнакомым человеком.


Если незнакомый человек звонит в квартиру (дом):

-не открывайте ему дверь;

-не вступайте с ним в разговор.


При попытке незнакомого человека открыть (взломать) дверь звоните в милицию, с балкона или из окна зовите на помощь соседей и прохожих.

При разговоре по телефону с незнакомым человеком не называйте свое имя, фамилию, адрес, номер телефона. На вопрос: «Какой у вас номер телефона?» следует ответить: «А какой номер вам нужен?» Если собеседник называет не ваш номер, положите трубку.


3. Сообщить, что для защиты человека от последствий опасных и чрезвычайных ситуаций в нашей стране созданы и действуют специальные службы, номера телефонов которых и правила их вызова надо знать.


Основные службы и номера их телефонов


Спасатели и пожарные 01


Милиция 02


Скорая помощь 03


Аварийная служба газа 04


Для вызова этих служб по телефону необходимо:


-набрать номер службы;


- коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы;


-сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);


-назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передается вызов;


-записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.


Контрольные вопросы


Что такое опасная и чрезвычайная ситуации, в чем их различие?


На какие группы подразделяются опасные и чрезвычайные ситуации?


Чему необходимо учиться, чтобы обеспечить личную безопасность?


Помните!

Чтобы обеспечить себе благополучную жизнь и максимально использовать все блага жизни в городе, человек должен не только соблюдать ряд общепринятых правил поведения, но и целенаправленно готовиться к безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, владеть определенными знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности



Домашнее задание


Изучите § 1.5 учебника.

Запишите в дневник безопасности номера телефонов служб, которые обеспечивают безопасность жителей вашего города.


Диспут по теме

После изучения темы провести диспут на тему: «Опасна жизнь в городе для человека или привлекательна?»








Урок 2.5. Пожарная безопасность


Цель урока. Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Рассказать о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров.

Разъяснить основные правила пожарной безопасности и правила личной безопасности при возникновении пожара в доме.

Изучаемые вопросы

1.Пожар, причины его возникновения и возможные последствия.

2.Государственная противопожарная служба и ее задачи.

3.Правила личной безопасности при пожаре.

Изложение учебного материала

1.Дать определение пожара, показать основные причины возникновения пожаров, привести примеры последствий пожаров, имевших место в нашем городе.



Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех пор люди и огонь являются неразлучными постоянными спутниками.

Человеку потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись огню.

Людям необходим огонь, ибо с его помощью совершается много полезных дел, он, верно, служит людям в быту и на производстве.

Но не редко случается, что огонь может из преданного друга превратиться в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Пожары приводят не только к огромным материальным потерям, но и главное – человеческим жертвам.

Пожары уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей среде.Ежегодно в России происходят около 240 тысяч пожаров, и среднем гибнет около 20 тысяч человек.



Возможные причины возникновения пожара:

Невнимательность человека:

-неосторожное обращение с огнем;

-использование бензина и керосина для зажигания печей;

-оставленные утюги или другие электронагревательные приборы;

-брошенные окурки, использование любого вида огня (факел, спички, лампа, фейерверки) в пожароопасных местах;

-утечка бытового газа;

-использование петард, бенгальских огней и т.д.

Дефекты электрических установок:

-небрежное, неумелое использование электрических плиток, утюга, чайника;

-использование самодельных электрообогревателей;

-самовозгорание телевизора;

-включение многих приборов в одну розетку;

-неумело выполненная электропроводка.

2. Довести до учащихся в доступной для них форме организацию защиты населения страны от пожаров.

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана — это большая и сложная структура. Основная ее часть — Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России.

3. Довести до учащихся общие правила пожарной безопасности, при этом подчеркнуть, что пожар легче предупредить, чем потушить

В заключение урока разобрать с учащимися ситуационные задачи по обеспечению личной безопасности при возникновении пожара в квартире, во время новогоднего праздника, при возгорании телевизора.


В Вашей квартире возник пожар. Ваши действия.

При возникновении пожара в квартире необходимо:

-сообщить в пожарную охрану;

-эвакуировать из квартиры детей и престарелых;

-при опасности поражения электрическим током обесточить квартиру;

-если очаг пожара небольшой, попытаться ликвидировать его подручными средствами;

-при невозможности ликвидировать очаг горения самостоятельно и задымлении немедленно покинуть квартиру, закрыв за собой двери;

-по возможности организовать встречу пожарных подразделений и указать им очаг пожара.

Во время новогоднего праздника у Вас на елке загорелась электрогирлянда. Ваши действия.

При возгорании электрогирлянды следует:

-немедленно обесточить гирлянду;

- вызвать пожарную охрану;

-удалить из квартиры детей и престарелых;

-если загорелась елка, повалить ее на пол, накрыть плотной тканью и залить водой;

-при невозможности ликвидировать возгорание покинуть квартиру, плотно закрыв дверь.


Следует учитывать, что елки из синтетических материалов горят очень быстро и выделяют много токсичных веществ. Из-за возможного разброса искр и расплавленной пластмассы их не рекомендуется тушить водой.


Во время просмотра телепередачи пропало изображение на экране телевизора и Вы почувствовали запах дыма. Ваши действия.


Если во время просмотра телепередачи на экране исчезло изображение и появился запах дыма, следует:

обесточить телевизор или отключить электропитание в квартире;

сообщить о случившемся в пожарную охрану;

если появился дым и телевизор загорелся, накрыть его плотной тканью или одеялом и покинуть квартиру, закрыв окна и двери.


Контрольные вопросы


Каковы основные причины возникновения пожаров?


Почему нельзя тушить включенные электроприборы во­дой?


Почему нельзя пользоваться лифтом, покидая здание при пожаре?


Как защитить органы дыхания в задымленном помеще­нии?


Домашнее задание


Изучите § 2.5 учебника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок в 6 улвссе.Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

Автор: Хачиров Руслан Магометович

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538118

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства