Просмотр содержимого документа
«Урок ОБЖ "Профилактика употребления психоактивных веществ и их влияние на здоровье человека»
Методическая разработка урока ОБЖ на тему:
«Профилактика употребления психоактивных веществ и их влияние
на здоровье человека»
Автор разработки: Дудина Елена Михайловна, учитель ОБЖ
Пояснительная записка
Актуальность:
Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ среди молодёжи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наше время подростку предоставляется широкий выбор возможностей идти по пути здоровья или свернуть на короткую тропу губительных привычек. При этом профилактика среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обучения.
Урок закрепления и обобщения пройденного материала проводится в форме квест-игры. В настоящее время игры в формате квестов очень востребованы у обучающихся. Игра-квест «Профилактика употребления психоактивных веществ и их влияние на здоровье человека» направлена на формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения, проявление ответственности, самостоятельности и командного взаимодействия, а также на создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся и популяризации ЗОЖ. Перспективы использования материалов в работе педагогов общеобразовательных организаций отражаются в применении данного материала на занятиях, с целью профилактики употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
Предмет: ОБЖ
Тема урока: Профилактика употребления психоактивных веществ и их влияние на здоровье человека.
Тип урока: урок закрепления и обобщения в форме квест-игры
Продолжительность урока: 45 минут
Целевая аудитория: учащиеся 8 класса.
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: Мультимедийный проектор, компьютеры, экран. Учебники по разным предметам, задания на карточках, фломастеры, бумага.
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Цель: формировать у учащихся негативное отношение к употреблению психоактивных веществ, формировать потребность в здоровом образе жизни, предупреждение случаев употребления ПАВ.
Задачи:
Образовательная: закрепить систему знаний учащихся о вреде употребления ПАВ и выяснить уровень информированности подростков о ПАВ, обучение учащихся пониманию и осознанию влияния табака, алкоголя и наркотиков на будущее человека.
Воспитательная: вырабатывать у учащихся негативное отношение к употреблению ПАВ, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
способствовать развитию навыков работы в группе. Формировать толерантное отношение к другим мнениям.
Развивающая: довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ, совершенствовать у учащихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать ПАВ «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека, ведущего здоровый образ жизни.
Этапы урока:
Основной этап. Проведение квеста.
В ходе квеста можно выделить 2 блока.
В первом блоке состоялось открытие квеста, включающее в себя:
- приветствие;
- объяснение правил игры;
Продолжительность первого блока – 5 минут.
Второй блок состоит из игровой части – прохождение станций командами, получение подсказок . Время работы на каждой станции по выполнению заданий – не более 5-10 минут. На каждой станции участники выполняют групповое задание, соблюдая установленные правила.
Продолжительность второго блока – 40 минут.
Заключительный этап.
Конспект урока
Основной этап
Учитель: Добрый день! Привет всем участникам нашего квеста! Сегодня мы собрались в увлекательное приключение, целью которого является приобщение к здоровому образу жизни и профилактика употребления ПАВ. Сейчас давайте проведем перекличку! …….Отлично, все участники в сборе, готовы к испытаниям? Разделимся на 2 команды и выберем командиров ваших команд.
Во время квеста для вас пройдут короткие уроки по разным предметам: химия, биология, физкультура, ИЗО, литература, математика, информатика. На всех этих уроках вас ждут различные задания. Какая будет последовательность уроков, вам подскажут учебники. Пройдя урок и выполнив, задание вы находите подсказку следующего урока в учебнике пройденного урока и перемещаетесь к тому столу, где стоит табличка следующего урока, где вас ждет следующее задание. За каждое выполненное задание вы получаете жетоны, которые пригодятся нам в конце урока.
В конце урока капитаны оценят вашу работу в команде и все обязательно получат заслуженную отметку
Итак, мы начинаем! Удачи вам!1 команда первый урок - химия, 2 команда первый урок- биология.
Урок химии
Соедини стрелочками вещества, которые относятся к психоактивным
алкоголь
к офе
энергетики
наркотики
никотин
токсические вещества
газировка
Психоактивные вещества
клей
л екарства
чай
летучие растворители
психостимуляторы
некоторые лекарства
седативные
и снотворные вещества
бензин
У рок физкультуры
Вы прекрасно знаете, что регулярные физические упражнения укрепляют здоровье, служат профилактикой против всевозможных заболеваний, закаливают. Напишите какие виды спорта здесь нарисованы.
Решите задачи и узнаете, какие последствия бывают от употребления
психоактивных веществ
Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина.
2. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщиков на 6-10 минут. В общем, курящие дети сокращают жизнь 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 60 лет?
3. Смертельная доза для человека 8г спирта на 1 кг массы. Какая доза алкоголя (спирта) является смертельной для ребенка весом в 42 кг?
Решение задачи 1: 1) 5.15 = 75 (мг) – содержится никотина в 15 сигаретах
2) 20% = 0,2; 75 * 0,2 = 15 (мг). Примет человек за 1 день.
Решение задачи 2 : 1)15% = 0,15
2) 0,15 * 60 = 9 лет укоротит себе жизнь юный курильщик.
Р ешение задачи 3:42 * 8 = 336г является смертельной для ребенка.
Урок ИЗО
Нарисуйте знаки, запрещающие курить сигареты в здании,
запрещающие употреблять спиртные напитки
Урок литературы
Учитель: Можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами? Как сделать это, не вызвав агрессию или негативное к тебе отношение со стороны значимых для тебя людей – друзей, одноклассников. Для этого существует алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа): Я - сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение (Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино).
Участникам предлагаются ситуации, в которых им необходимо отказаться от тех или иных предложений. Задание командам: придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.
Ситуации:
1. Одноклассник предлагает после уроков покурить сигареты..
2. Сосед- подросток зовёт вас в гости для того, чтобы выпить пива, предупредив, что дома нет родителей.
3. Новый друг предлагает попробовать наркотик «за компанию».
У рок информатики
Уберите на компьютере не характерные позиции для здорового образа жизни
Курение 17. Солнечные ванны
Витамины 18. Закаливание
Алкоголь 19. Утренняя гимнастика
Плавание 20. Сон
Жирная пища 21. Регулярность питания
Массаж 22. Овощи и фрукты
Физкультура 23. Режим дня
Токсикомания 24. Гиподинамия
Активный отдых 25. Азартные игры
Спорт 26. Сауна
Неблагоприятная экология 27. Спортивные секции
Наркомания 28. Чистый воздух
Умеренность питания 29. Низкий материальный достаток
Прогулки
Туризм
Компьютерные игры
Заключительный этап
Учитель: Ребята, вы достойно выполнили все задания и по вашим ответам видно, что вы негативно относитесь к употреблению психоактивных веществ. Значит вы поколение ЗОЖ! Каждая команда получила жетоны, давайте дружно создадим плакат.
Учитель: Жизнь даётся лишь одна. Здоровой быть она должна!
Если ты в чём-то в жизни обижен
Если вдруг стали наркотики ближе
Если молодость губишь в вине
Можно решить проблему вполне!
Ролики, скейт, велосипед
Вас оградят от болезней и бед!
Образ жизни здоровый веди!
Если ты с нами, давай выходи
Я выбираю здоровье и спорт!
Я выбираю теннисный корт!
Я выбираю лес и палатку!
Для волейбола, футбола площадку!
Я выбираю лёд и коньки
А я в бассейне всех впереди!
Мы выбираем чистое небо,
Мы выбираем удачу, победу!
В наши ряды смелее вставай!
Активный отдых ты выбирай
- Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что психоактивные вещества – это зло!!! Глупый человек не учится ни на чьих ошибках, умный — на своих, а мудрому достаточно посмотреть на других и принять решение: «Мне в моей жизни этих проблем не нужно». По отношению к ПАВ можно позволить себе быть только мудрым. Иначе вы можете потерять самое дорогое, что у вас есть, — свою жизнь.
Спасибо всем за тепло, эмоции, за нашу встречу. Давайте скажем хором друг другу : «Будьте здоровы»!
"Профилактика злоупотребления психоактивными веществами". Научный консультант: д-р мед.
наук, профессор А. Л. Гройсман. Под ред. Н. К. Смирнова М.; Московский городской фонд
поддержки школьного книгоиздания, 2004 - 104 с.
Моисеев А.П., Добролюбов А.В., Куковенко Е.П., Левицкая Е.А. Профилактика потребления ПАВ среди детей и подростков.Методическое пособие для социальных педагогов. Н. Новгород, 2004.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - № 1-2. – 2015.
Чистякова К. В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян // Человек в мире культуры. - № 3/4(7) - 2013. - С. 20 – 22