kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - проект. Памяти поколений – Дни воинской славы России. Битва за Москву

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - проект. Работа связана с темой "Памяти поколений -Дни воинской славы России". В уроке - проекте несмотря на то, что перечислены все дни воинской Славы России, сконцентрировано внимание на одной из самых славных и трагических страниц Российской военной истории - Московской Битве. При подготовке к уроку были исползованы материалы архивов, музеев, публикации в СМИ. На подготовительной стадии болшую работу проделали сами учащиеся, урок стал как-бы презентацией коллективного труда по заданной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект. Памяти поколений – Дни воинской славы России. Битва за Москву »

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

МКОУ Новоперуновская средняя общеобразовательная школа





Памяти поколений –

Дни воинской славы России. Битва за Москву


Проект урока

по Основам безопасности жизнедеятельности

в 6 классе










Автор программы и учебника: А.Т. Смирнов

Технология: личностно – ориентированное обучение

Направление: реализация принципов личностно-ориентированного обучения на уроках Основы безопасности жизнедеятельности

Номинация: Современные образовательные технологии




Преподаватель – организатор ОБЖ

Свиридов Михаил Иванович


Новоперуново 2012

Пояснительная записка


Урок - лабораторное занятие на тему: Памяти поколении —дни воинской славы России. Битва за Москву. Построен на комбинировании самостоятельной работы с учебником и дополнительными источниками. Выполнении практических заданий и активной деятельности с применением интерактивных средств обучения.

Тема урока дает возможность познакомить учащихся с Победными днями в истории нашей страны, заострив внимание на Битве за Москву, предпосылками, причинами славной Победы Советских войск. Оценить значимость Дней воинской Славы России и в частности Московской битвы в деле патриотического воспитания будущих защитников Отечества.

Актуальность проблемы особенно значима сейчас, когда нашу страну, которая внесла главный вклад в Победу в мировой войне, пытаются вытеснить из числа победителей, фальсифицируя и искажая историю Второй мировой войны.

Деятельность на уроке ведется по определенному алгоритму, что позволяет прививать учащимся навыки системной работы с различными источниками, документальным, дидактическим и раздаточным материалом. Применяются разнообразные методы познания: анализ, сравнение, обобщение, синтез полученных знаний в единое целое, выполнение проблемных заданий, заданий требующих творческих реконструкций.

Практически весь урок построен на самостоятельной работе учащихся с интерактивной доской, учебным и справочным материалом, материалами школьного музея. Это помогает эффективно усвоить знания, развивает познавательную активность и мыслительную деятельность. Учащиеся успешно формируют объективное и всестороннее представление о фактах прошлого, умение вырабатывать собственный взгляд на события.

Ученик осознавший себя активным участником процесса обучения, имеет высокую позитивную трудовую мотивацию.

Вопросы к материалам урока, составленные дифференцированно, с учетом различной познавательной активности учащихся, позволяют каждому учащемуся включится в работу класса, проявить избирательность при выборе задания.

Работа в группах создает педагогическую ситуацию общения, обстановку для свободного самовыражения школьника, формирует учебно – познавательную и коммуникативную компетенции.

Все вышеназванные приемы придают уроку личностно – ориентированную направленность.



















Тема урока: Памяти поколении —дни воинской славы России. Битва за Москву.


Класс: 10

Цели урока:

Образовательная: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества, показать значение побед в военной истории России. Создать условия для формирования учебно – познавательной и коммуникативной компетенции. Выяснить предпосылки и причины славной Победы Советских войск в битве под Москвой. Познакомить учащихся с ходом и итогом сражения.

Воспитательная: Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине, чувства гордости за страну. Воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, бережного отношения к компьютерной технике, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.

Развивающая: Развивать умение самостоятельно мыслить, уметь анализировать, сравнивать, рассуждать, обобщать и систематизировать знания.


Задачи урока:

  1. Выяснить, что такое - Дни воинской славы России.

  2. Какое место в Победных Днях занимает Московская битва.

  3. Исследовать материалы о начале Битва за Москву.

  4. Как проходила героическая оборона Москвы.

  5. Определить всемирно-историческое значение имела Московская Битва


Тип урока: урок изучения нового материала.


Форма урока : лабораторное занятие.


Оборудование:

  1. Компьютер с ОС Windows XP и пакетом программ Microsoft Office.

  2. Интерактивная доска.

  3. Авторская презентация

  4. Документы и материалы из школьного музея.

  5. Учебник ОБЖ 10 класса.

  6. Справочная литература.

  7. Контурные карты.

  8. Видеоматериалы.

Время: 45 минут

Место проведения: кабинет информатики.














Структура урока


этапы урока

деятельность учителя

деятельность учеников

ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Формирование мотивации.

Создание эмоциональной атмосферы, вступление к теме урока.

Класс делится на 3 группы. Каждой группе раздаются материалы для написания исторических справок.

Вопросы к данным материалам составлены дифференцированно. Эти вопросы репродуктивного характера, требующие воспроизведения готовых знаний без активной мыслительной деятельности, для учеников с низкой познавательной активностью.

Вопросы продуктивно познавательные требу-

ющие наряду с вос-

произведением готовых знаний, поиска обоб-

щений, формулиро-

вания выводов, выяс-

нение причин, послед-

ствий и т. д. для учащихся со средней познава-

тельной активностью.

Вопросы проблемные или требующие твор-

ческой реконструкции фактов, для школьников с высокой познаватель-

ной активностью.

В процессе работы с материалами ученики ведут работу с понятия

ми и составляют словарь (приложение № 2).

Каждой группе даются контурные карты и схемы для их заполнения по ходу урока.

Объявляется тема урока. Тема показана на интерактивной доске.

( Приложение № 1 ,слайд № 1) .


Учащиеся занимают свои места, знакомятся с материалами. Самостоятельно распределяют в группах направления работы



































Ученики записывают название темы в тетрадь.

Кратковремн-ность организацион-ного момента.

Готовность включится в работу.




































Создание настроя на активную работу на уроке.

2. Вводное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.

Объявляю цели и задачи урока. Обращаю внимание на актуальность опорных знаний.

Мы начали изучение боевых традиций ВС РФ в плане патриотизма и верности воинскому долгу. Развивая тему сегодня мы обращаемся к Дням воинской Славы России. Значимость этого феномена Российской истории отмечается на государственном уровне. Зачитываю основные положения ФЗ РФ от 10.02 1995 года с перечислением Дней Воинской Славы России.

( Приложение № 1 ,слайд № 2) .

Особое место среди ДВС занимают военные Победы Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

Вспомните самые крупные военные Победы нашей армии в 1941-1945 гг.? Каждую осень мы отмечаем годовщину пожалуй самой значимой Победы Красной Армии – Победы в Московской битве. Это событие Российской истории и будет предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке.

(показываю ролик «Битва за Москву»(Приложение

№ 5\1).





























Ученики называют:

-Московская битва;

-Сталинградская битва;

-«Курская Дуга»;

-Битва за Днепр;

-Штурм Берлина.

Актуализируются опорные знания учащихся, учащиеся подготавливаются к восприятию нового учебного материала.

3. Целеполагание









Предлагаю бегло просмотреть материалы параграфа № 38 и найти новые понятия.

Записываю на доске предложенные понятия.









Что мы хотим узнать на уроке сегодня?



Записываю предложения учеников, корректирую их.

Выстраиваем главную цель урока. Открываем её на интерактивной доске (смотри Приложение № 1, слайд № 3 ).











Задаю вопрос, побуждая детей выбрать способы деятельности:

Что поможет нам ответить на эти вопросы?

Представьте сегодня, что Вы исследователи и Вам при помощи современных информационно- коммуникационных технологий и обширного документального материала нужно найти ответы на поставленные вопросы.

Школьники произвольно перечисляют понятия:


Дни воинской славы России.

Победные дни.

Викториальные дни.

Стратегическая оборона.

Контрнаступление

Стратегическое наступление.

Операция «Тайфун».

Учащиеся предлагают проблемы которые необходимо обсудить на уроке:

- что такое - Дни воинской славы России.

-какое место в Победных Днях занимает Московская битва.

-начало Битвы за Москву.

-как проходила героическая оборона Москвы.

-определить всемирно-историческое значение имела Московская Битва

Учащиеся считают, что знания они могут получить в совместной работе с учителем на интерактивной доске, над документами и материалами учебника, энциклопедии, работая со словарями и картами, а также выполняя практические задания.


Формируются целевые установки











Ученики осознают мотивы дальнейших действий

















Формируется положительная мотивация, живой интерес, настрой на самостоятельное участие в процессе добывания знаний.

4.Изучение нового материала






5.Московская битва

Предлагаю заслушать справочный материал.






Задаю вопросы:

-Устраивало ли наш народ и правительство такое положение дел?

-Что нужно было делать, чтобы исправить ситуацию?

Задаю вопросы:

-Почему осенью 1941 года складываются условия для нанесения противнику серьёзного поражения?

- Какие предпосылки для успешных боевых действий в этот период вы уже можете мне назвать?

Записываю на доске.

Подготовленный ученик излагает историческую справку № 1, о предыстория Битвы за Москву.

(Приложение

№3/1 )

Ученики отвечают:

- нет, не устраивало…

- наша армия должна была бороться с врагом ибо это был вопрос жизни или смерти страны..


Ребята отвечают:

-Благодаря растущему сопротивлению нашего народа фашистским захватчикам.

Ученики называют:

-начинает работу эвакуированная промышленность.

-данные разведки и др.

Углубляются знания учеников





Вопросы дают возможность школьникам, принять активное участие в обсуждении проблемы






Углубление ранее изученного материала.

6. Работа в группах

Предлагаю групповую работу, Каждой группе даю пакет документов:

1. Материалы для исторической справки.

2. Контурная карта места событий.

3. Биографический материал.

Группы работают с документами, материалами учебника и справочной литературой над составлением и уточнением исторических справок с добавлением биографически-иллюстративного материала.

Помогаю каждой группе.

Учащимся 1-й группы предлагаю подготовить материал по начальному этапу Московской битвы.


Прошу обобщить ответы и составить историческую справку.


Привести примеры мужества и героизма защитников столицы.




Предлагаю учащимся 2-й группы подготовить материал по контрнаступательной операции Красной Армии.

Прошу обобщить ответы и составить рассказ.

В предложенных материалах школьного музея предлагаю отыскать и представить информацию об односельчанах – участниках Битвы за Москву.

Веду беседу, уточняя вопросы, вношу в ответы коррективы. Если это необходимо.







Предоставляю слово 3-ей группе. Предлагаю подготовить материал по завершающему этапу сражения – Стратегическое наступление.

В имеющихся материалах школьного музея прошу отыскать и представить информацию об учителях нашей школы – участниках Битвы за Москву.






Ответы корректирую.

Класс делится на 3 группы исследующие этапы битвы:

1-я группа – «Стратегическая оборона»;

2-я группа – «контрнаступление 5 декабря 1941 года»;

3-я группа – «Стратегическое наступление»;

Все ученики класса участвуют в работе. Сильные обобщают ответы в 1-й группе. После обсуждения готовый текст исторической справки №2

(Приложение № 3/2) представляет один ученик и далее

на интерактивной доске наносит исходные данные(Приложение № 1 ,слайд

№ 10).

Используя имеющиеся документы учащиеся рассказывают о героях Московской битвы. (Приложение № 1 ,слайд № 13).

Остальные ученики записывают в тетрадь.

После обсуждения материалов во 2-й группе - готовый текст исторической справки № 3

(Приложение № 3/3) представляет один ученик, а другой

на интерактивной доске наносит исходные. Опираясь на документы музея ученики рассказывают о наших односельчанах – участниках Московской битвы.

данные(Приложение № 1 ,слайд

№ 14),(Приложение

№ 4/1-2)

Остальные ученики записывают в тетрадь.


Все ученики 3-й группы участвуют в работе. Сильные обобщают ответы. Готовый текст исторической справки № 4

(Приложение № 3/4) представляет один ученик и далее

на интерактивной доске наносит исходные данные(Приложение № 1 ,слайд

№ 16). Опираясь на документы музея ученики рассказывают о школьной учительнице – участнице сражения за Москву. (Приложение № 1 ,слайд

№ 20), (Приложение № 4/3)

Остальные ученики всё записывают в тетрадь.

Мотивация на самостоятельное добывание знаний.

Обеспечение взаимопомощи в ходе работы в группах.

Развивается навык работы с документами и умение пользоваться интерактивными средствами обучения, для обобщения документального материала.













Развивается навык поиска уточняющих фактов.
















Развивается умение оценивать и давать точные характеристики.






Школьники учатся умению системно рассматривать информацию по теме и приводить обоснование.

7.Итоги Битвы за Москву

Предлагаю заполнить таблицу определяющую временные рамки каждого этапа Московской битвы.

Представители от каждой группы выходят к интерактивной доске и записывают необходимые данные. (Приложение № 1 ,слайд № 19).

Остальные ученики записывают в тетрадь.

Учащиеся улавливают временную последовательность событий.


8. Всемирно – историческое значение Московской битвы








Подвожу детей к общему выводу урока.



Предлагаю ответить на вопрос:

Почему эта тема важна для нас?

Показываю отрывок из фильма о маршале Жукове Г.К. [45:30] (Приложение № 5/2)

подтверждающий главный вывод по теме.

Включаю видеоряд «Марш защитников Москвы». (Приложение № 5/3)

Заранее подготовленный ученик читает историческую справку № 5. (Приложение №3/5)

Ученики делают вывод и записывают его в тетрадь.

Формируется умение делать главный вывод.






Развивается умение выделить факты подтверждающие вывод.

9. Рефлексия

Раздаю листы с вопросами прошу заполнить таблицу, отдельным учащимся предлагаю озвучить результат.

Школьники анализируют свою деятельность на уроке.

.

У учащихся формируется умение анализировать свою работу.

10. Задание на дом

Предлагаю изучить материалы параграфов № 38. Ответить на вопросы №№ 1,3,4,6. Выполнить задание на стр. 204

Учащиеся записывают задание в дневники.


11. Закрепление

Предлагаю к рас- смотрению сравни- тельную таблицу (Приложение №1,слайд№23)

Изъявившие желание ученики, поочередно расставляют термины по местам

Закрепление и систематизация знаний.

12. Итоги урока

Подвожу итоги работы.

Выставляю и объявляю оценки. Отмечаю отличившихся, указываю на конкретные упущения отдельным ученикам.

Школьники исправляют указанные ошибки. В

дневники выставляют полученные оценки.

Развивается у учащихся мотивация на дальнейшую учебную деятельность.


Приложение № 1


Мобильные слайды для интерактивной доски, как модели для иллюстрации основных этапов урока.

Слайд № 1














Слайд № 2












Слайд № 3















Слайд № 4


Слайд № 5


Слайд № 6

















Слайд № 7


Слайд № 8


Слайд № 9


Слайд № 10


Слайд № 11


С
лайд № 12




Слайд № 13


Слайд № 14


Слайд № 15




Слайд № 16



Слайд №17


Слайд № 18


Слайд № 19


Слайд № 20


Слайд № 21



Слайд № 22


Слайд №23




Слайд № 24


Слайд № 25


Слайд № 26



















Приложение № 2


Словарь урока


Дни воинской славы России- дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Викториальные дни - поминальные дни Великих Побед русского оружия, установленные в Российской империи до 1917 года.

Стратегическая оборона - вид военных действий, предпринимаемый в стратегическом масштабе для отражения агрессии, стратегического наступления или контрнаступления противника, удержания занимаемой территории с находящимися на ней административно-политическими, индустриальными центрами и стратегическими объектами, стратегически важных рубежей и районов и создания условий для перехода в стратегическое контрнаступление.

Контрнаступление - разновидность наступления, предпринимаемого при завершении стратегической обороны после отражения или в ходе отражения стратегического наступления противника для ликвидации его результатов, разгрома наступающих или перешедших к обороне сил противника.

Стратегическое наступление - вид стратегических действий ВС, предпринимаемый в стратегическом масштабе для разгрома крупных стратегических группировок войск (сил флота) противника и овладения его территорией. Заключается в решительном захвате стратегической инициативы.

Операция «Тайфун» - план генерального наступления немецко – фашистских войск с целью захвата Москвы в 1941 году.

























Приложение № 3


Исторические справки


1.Историческая справка № 1

Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 г. являлся захват Москвы. 6 сентября Гитлером был утверждён план операции «Тайфун», который предусматривал не только окружение и взятие Москвы, но и полное её уничтожение вместе со всем населением. Для выполнения этой задачи группа армий «Центр» была усилена 2-й и 4-й танковыми группами, а также 2-й общевойсковой армией    и двумя армейскими корпусами. Всего на московском направлении противник сосредоточил 1700 танков, 19450 орудий и миномётов, 950 самолётов. Им противостояли войска Западного, Резервного и Брянского фронтов, насчитывавших в своём составе 770 танков, 9150 орудий и миномётов, 360 самолётов.

Еще в ходе сражения у Киева, когда обозначился успех гитлеровских войск, германский генштаб разработал план наступления на Москву. Этот план, утвержденный Гитлером, вызвал полное одобрение генералов и фельдмаршалов на совещании, состоявшемся в сентябре 1941 г. близ Смоленска. Фашистское командование, считавшее, что с победой у Киева открылись новые возможности глубоких стремительных операций на всем советско-германском фронте, не сомневалось в быстром захвате Москвы и полной победе. К концу сентября стратегическая обстановка резко изменилась в пользу гитлеровской армии. Гитлеровский генштаб дал операции наименование “Тайфун”, полагая, что группа армий “Центр”, подобно тайфуну, сметет советскую оборону стремительнымым наступлением и захватит Москву. По планам врага, война должна была закончиться его победой еще до наступления зимы.


2.Историческая справка № 2


30 сентября с переходом в наступление 2-й танковой группы немецкое командование приступило к осуществлению операции «тайфун». 2 октября на московском направлении перешли в наступление и главные силы группы армий «центр».

Разгром Брянского фронта

2-я танковая группа Гудериана сразу достигла серьёзных успехов. Уже 3 октября немцы ворвались в Орёл в 200 км от полосы наступления. Вечером 5 октября Брянскому фронту было разрешено отвести войска на вторую полосу обороны в районе Брянска. Однако уже 6 октября немецкая 17-я танковая дивизия захватила Брянск, а 18-я танковая дивизия — Карачев, отрезав, таким образом, силы Брянского фронта. В окружение под Брянском попали силы 3-й, 13-й и 15-й советских армий: 27 дивизий, 2 танковые бригады, 19 артиллерийских полков РГК и управления 50-й, 3-й и 13-й армий Брянского фронта.
Вяземский "котел"

2 октября началось наступление остальных сил группы армий «Центр». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немецкие войска прорвали фронт советской обороны. 4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября — Юхнов. В этот же день противник вышел в район Вязьмы.
7 октября немецкая 7-я танковая дивизия 3-й танковой группы и 10-я танковая дивизия 4-й танковой группы замкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс.

В ходе московской оборонительной операции были проведены: орловско-брянская, вяземская, можайско-малоярославецкая, калининская, тульская, клинско-солнечногорская и наро-фоминская фронтовые оборонительные операции.


3.Историческая справка № 3

Советское контрнаступление под Москвой

5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря — Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление. К началу контрнаступления советские войска насчитывали более 1 млн солдат и офицеров.
8 декабря главнокомандующий вермахтом А. Гитлер подписал директиву № 39 о переходе к обороне на всём советско-германском фронте.
В ходе советского контрнаступления под Москвой были проведены:

Калининская,

Клинско-Солнечногорская,

Нарофоминско-Боровская,

Елецкая,

Тульская,

Калужская

и Белёвско-Козельская наступательные операции.


4.Историческая справка №4


Стратегическая наступательная операция

В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Московская, Тульская и Рязанская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
В то же время противник сумел сохранить фронт и Ржевско-Вяземский плацдарм. Советским войскам не удалось разгромить группу армий «Центр». Таким образом, решение вопроса об обладании стратегической инициативой было отложено до летней кампании 1942 года.



5. Историческая справка № 5


Всемирно - Историческое значение Московской битвы


Победа под Москвой способствовала укреплению антигитлеровской коалиции, вселила уверенность народных масс порабощенных стран в победе над фашизмом, ослабила коалицию агрессивных стран, подорвала экономические, военные и моральные силы германского фашизма.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом гибели гитлеровского вермахта, начало крушения фашистской Германии. В Московской битве впервые в ходе войны была одержана крупная победа над немецкой армией









Приложение № 4


Наши односельчане – участники Битвы за Москву

(материалы музея)
















































Приложение № 5



  1. Ролик «Битва за Москву»


  1. (Отрывок из кинолетописи Великой Отечественной войны

Кинодокументация 5 августа 1966 года)


45:30


  1. Видеоряд «Марш защитников Москвы»
















Список использованной литературы:


  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 класса общеобразоват. учреждений / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М: Просвещение, 2010.

  2. Великая Отечественная война Советского Союза. М. Воениздат, 1967.

  3. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М. Издательство АПН, 1971.

  4. Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Издательство М. Советская энциклопедия, 1985.

  5. Города герои Великой Отечественной войны. М. 1983.

  6. Битва за Москву[электронный ресурс].// — Википедия .// 19.10 2012. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

  7. Война и мир в терминах и определениях [электронный ресурс].// – Словарь.//20.10.2012. Режим доступа: http://www.voina-i-mir.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок - проект. Памяти поколений – Дни воинской славы России. Битва за Москву

Автор: Свиридов Михаил Иванович

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215780

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства