Умеют: классифицировать ЧС, самостоятельно определять способы действия в ЧС
Задачи урока:
Обучить классификации ЧС и алгоритму действий в них.
Сформировать умения предвидеть вероятность возникновения ЧС, их последствия и самостоятельно определять способ действий.
Формирование правовой культуры, способствующих обеспечить личную безопасность.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: групповая.
Методы бучения: дидактический рассказ, метод опосредованной наглядности, частично-поисковый.
Камаев Е.А,, учитель обж
Наглядные пособия: видеофильмы: «Опасности возникновения пожара», «Спасик и егодрузья»; схема «Алгоритм действий при пожаре».
Место проведения: кабинет
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Проверка наличия учащихся, проверка готовности (внешняя и внутренняя) к уроку, сообщение темы и подведение учащихся к формулировки цел
и
2. Проверка домашнего задания:
- Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.
- Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.
- Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.
- Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?
3. Новый материал: стр. 8-11
- объявление темы и цели занятия
- объяснение материала.
Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от пожаров. Пожары возникали и возникают постоянно – на объектах экономики, на транспорте, в жилых домах и общественных зданиях. Особенно часто пожары возникают в жилом секторе и общественных местах (в местах массового скопления людей). Там они и представляют наибольшую опасность. Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, – все это приводит к наиболее трагическим последствиям.
Пожары возникают там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушений правил пожарной безопасности огонь выходит из под его контроля.
Чаще всего пожары возникают по причине так называемого человеческого фактора. Это происходит, когда люди в силу своей неграмотности, халатности и недисциплинированности нарушают правила пожарной безопасности в повседневной жизни.
Человеческий фактор превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию. Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.
Огонь становится врагом человека:
* если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;
если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности;
* если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооруженные конфликты);
* если теряется контроль над процессом горения.
Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями
Наиболее распространенные причины пожаров в быту.
Неосторожное обращение с огнем:
* бросание непогашенных окурков и спичек, курение в не отведенных местах;
разведение костров во дворах жилых домов или на садовых участках;
* отогревание в зимнее время замерзших труб отопления паяльной лампой или факелом;
подогрев на плите пожароопасных веществ бытовой химии;
* чистка легковоспламеняющимися жидкостями промасленной одежды в закрытых помещениях;
* небрежное хранение горючих жидкостей;
* применение для освещения открытого огня.
Неисправность и неправильная эксплуатация электрооборудования:
* перегрузка электросети включением нескольких электроприборов в одну розетку;
* повреждение электроприборов, небрежное соединение, оголение или плохая изоляция проводов;
* оставление электронагревательных приборов включенными в сеть в течение длительного времени и их перегрев;
* расположение дополнительных электронагревателей вблизи от легковоспламеняющихся предметов (занавесок, штор, покрывал и др.);
* нарушение правил эксплуатации электроприборов, определенных в инструкции предприятий-изготовителей;
* эксплуатация электропечей, не оборудованных терморегуляторами.
Неправильная эксплуатация печного отопления:
* неисправность печей и их плохая подготовка к отопительному сезону;
* своевременно не очищенные от сажи дымоходы и печи;
* установка металлических печей, не отвечающих требованиям пожарной безопасности;
* оставление топящейся печи без присмотра;
* применение для розжига печи бензина, керосина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей.
Шалости детей:
* игра со спичками;
* разведение костров в подвалах и на чердаках;
* поджог тополиного пуха в летнее время;
* нарушение правил обращения с пиротехникой.
В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры
пожарной безопасности – это действия по ее обеспечению и по выполнению ее требований.
В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно условно выделить три взаимосвязанных направления.
Первое направление – это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.
Второе направление – это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Третье направление – это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.
Все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.
В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – это большая и сложная структура. Основная ее часть – Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России. Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:
* организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
* организация и осуществление охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;
* обеспечение и тушение пожаров.
Кроме Государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах.
В последнее время в нашей стране (2003–2004 гг.) обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряженных с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары.
С этой целью в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.
Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчетов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Кроме того, с помощью 120-миллиметрового миномета в очаг возгорания, расположенный на расстоянии 1000 м, можно выстрелить 25-килограммовую капсулу, наполненную огнетушащим порошком. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, в местах добычи нефти, на различных промышленных и гражданских объектах с помощью установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.
Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно
В Российской Федерации с июня 2003 г. действуют новые Правила пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 г
4.Физкультминутка
Возможный показ преодоления препятствий при пожаре в помещениях
5. Дополнительные материалы к § 1
Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законами жизни и определена законодательством Российской Федерации.
Для граждан Российской Федерации Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г.) предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
6. Граждане имеют право на:
* защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
* возмещение ущерба, причиненного пожаром, в установленном порядке;
* участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
* получение информации по вопросам пожарной безопасности;
* участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности
7. Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни; следить за состоянием электропроводки;
не захламлять чердаки, подвалы, балконы и лоджии; знать подручные средства пожаротушения в доме (квартире); научиться пользоваться огнетушителем и другими первичными средствами пожаротушения);
иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности (чаще всего для ликвидации пожаров используют воду или песок. Бензин, ацетон, краски и другие легковоспламеняющиеся жидкости, загоревшиеся в доме, гараже, кладовой, тушат с применением воздушно-пенного огнетушителя. Если его нет, используется плотная ткань, одежда либо другие вещи, смоченные водой);
при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожара;
8.Граждане несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:
за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
В частности, в статье 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено: за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога и повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказание путем лишения свободы сроком на 5 лет
9. Выводы
1) Чаще всего пожары возникают по вине человеческого фактора.
2) В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности существует три основных взаимосвязанных направления.
3) Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения им правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.
4) Государственная пожарная охрана – главное звено в системе пожарной охраны Российской Федерации.
4. Закрепление материала:
- Почему наибольшую опасность при пожаре представляет вдыхание нагретого воздуха?
Обоснуйте свой ответ.
- По каким внешним признакам можно заметить опасность открытой электрической проводки в помещении?
10. Итог урока.
11.Домашнее задание: § 1, стр. 8-11; Задание: Продумайте и подготовьте сообщение «План моего поведения на случай возникновения пожара дома и в школе»
выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны