Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | № слайда презентации |
I этап: организационный (1I) | Организация начала урока. (Приветствие, численность учащихся.) Сообщения темы и цели урока. Тема: Убежища- коллективные средства защиты. Цель: познакомимся с коллективными средствами защиты, как убежища и укрытия. | Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка).Запись в тетради даты и темы урока. | Слайд1 |
II этап проверка домашнего задания(51) | Проверка дом. зад. - Послушаем сообщения приготовленные дома вашими одноклассниками. | | |
III этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (11 ) | Для того, чтобы изучить тему «Коллективные средства защиты», нам нужно найти ответы на следующие вопросы, т.е это будет наш план урока. 1.Убежища. 2. Противорадиационные укрытия. 3. Простейшие укрытия, их краткая характеристика. 4. Временные укрытия. 5. Правила поведения в защитных сооружениях. | | Слайд 2 |
III этап: Изучение нового материала (31I) | Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты людей от современных средств поражения. Они подразделяются на убежища и укрытия. | | Слайд3 |
Убежищем называется герметическое сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также отравляющих веществ, бактериальных средств высоких температур и вредных газов в зоне пожаров. Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях. | Записывают определение в тетрадь | Слайд №4 |
По месту расположения убежища могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания сотрудников. Кроме того, под убежища могут приспосабливаться горные выработки, метрополитены. По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника. | Слушают учителя | Слайд №5 |
Убежища характеризуются: Наличием прочных стен Перекрытий и дверей Герметических конструкций Фильтровентиляционных устройств. Они надежно предохраняют от проникающей радиации, светового излучения и высоких температур. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые — до 600, средние — от 600 до 2000 и большие — свыше 2000 человек. | | Слайд 6 |
В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухярусные или трехярусные скамьи (нары): нижние — для сидения, верхние — для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20% от общего количества мест в убежище при двухярусном расположении нар и 30% — при трехярусном. | | Слайд7 |
Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав. Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой — наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции — воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли. | | Слайд 8 |
Для встроенных убежищ важной часть является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены. Все убежища обозначаются специальными знаками, размер которых 0,5х0,6м. Знаки располагаются на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями. Знаки и указатели окрашиваются в белый цвет, надписи делаются черной краской. На знаке указывается номер убежища, принадлежность, у кого ключи (должность, место работы, телефон). | | Слайд9,10 |
Итак, перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения: - ядерного оружия (без учета прямого попадания); - бактериальных (биологических) средств; - отравляющих веществ, - от катастрофического затопления, - аварийно – химических отравляющих веществ, - радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, - высоких температур и продуктов горения при пожарах. В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки. Защитные сооружения подразделяются по защитным свойствам на: Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях. | Слушают и перечисляют
Самостоятельно заполняют предложенную учителем схему. | |
2. Противорадиационные укрытия. Противорадиационные укрытия защищает людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения, проникающей радиации и частично от ударной волны ядерного взрыва, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. В качестве ПРУ в первую очередь используются подвалы, цокольные и первые этажи зданий, сооружения хозяйственного назначения — погреба, подполья, овощехранилища. Приспособление указанных помещений под ПРУ включает проведение следующих работ: герметизацию, повышение защитных свойств, устройство простейшей вентиляции. Строительство ПРУ осуществляют их промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия. В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых — до 50 чел. — допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам. Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м² при двухярусном расположении нар. | | Слайд №11, 12 |
В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная — осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные — в верхней зоне. Водоснабжение — от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека. Освещение — от электрической сети, аварийное — от АКБ, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов. | | Слайд №13 |
Работая с учебником самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос: 1.как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению. Ответ: По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на: встроенные; отдельно стоящие. | Самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы. | Слайд №14 |
Планировка убежищ и ПРУ 2.Помещения убежищ и ПРУ подразделяются на основные и вспомогательные. 3.К основным помещениям относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункты управления, медпункты. 4.К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищённые дизельные электростанции (ДЭС), электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры. | Самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы. | Слайд №15, 16 |
3. Укрытия простейшего типа. Самым доступным средством защиты от современных средств и непогодных условия поражения являются простейшие укрытия. Они ослабляют: -воздействие ударной волны и радиоактивного излучения -защищают от светового излучения и обломков разрушающихся зданий -предохраняют от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных, отравляющих и зажигательных веществ. Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели – открытые и перекрытые. Места строительства щелей и других укрытий простейшего типа определяются заблаговременно. Щели следует строить вне зон возможных завалов при ядерных взрывах. Щель представляет собой ров глубиной 180-200см, шириной по верху 120см и по дну 80см. Строительство проводиться в 2 этапа: -отрывается и оборудуется открытая щель, -перекрывается. Открытая щель уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией в 1,2-2раза. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, снижает поражения ударной волной в 2,5-3 раза. | Слушают сообщение, делают в тетради необходимые записи | Слайд № 17, 18 |
Временные укрытия. Если вы решили остаться на месте аварии транспортного средства, то придется разбить временный лагерь. В условиях лагеря легче организовать надежное укрытие от непогоды, поиск продовольствия, оказать помощь больным и раненым, оборудовать средства для подачи сигналов. В первую очередь необходимо обустроить временное укрытие, которое потребуется и в случае если вы отстали от группы или заблудились в лесу, особенно если это случилось в непогоду, холодное время года. Типы временных укрытий: шалаш, навес, чум, вигвам, землянка, иглу, снежная пещера. | | Слайд 19,20,21,22, 23,24,25,26 |
4.Правила поведения в защитных сооружениях. Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2 -3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем памятки, лежащие на столах положите к себе в тетрадь. П А М Я Т К А (на столах учащихся) Укрываемые в убежище обязаны: - выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища; - содержать в готовности средства индивидуальной защиты; - соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка; - соблюдать правила техники безопасности; - оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений; - поддерживать чистоту в помещениях. Укрываемым в защитных сооружениях запрещается: - курить и употреблять спиртные напитки; - приводить (приносить) в сооружение домашних животных; - приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи; - шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения; - применять источники освещения с открытым огнем. В убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.). Выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной). | Памятку вкладывают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках. | Слайд № 27,28 |
IV этап: Первичное закрепление знаний (5I) | Работа с текстом проверочной работы (на бумажном носителе или компьютере) по пройденной теме: «Коллективное средства защиты». 1. На какие виды делятся защитные сооружения: а- коллективные, б-убежища, в- окопы, г-ПРУ, д- простейшие. 1)все, 2)а,б,г. 3)б,г,д. 2.какие помещения можно приспособить под ПРУ: 1).погреба, 2) лестничные клетки. 3) подвалы. 4) помещения первого этажа. 3.что означает непрерывное звучание гудков предприятий, сирен, автомобильных клаксонов. 1)воздушная тревога. 2)внимание всем. 3)ЧС 4.запрещено приносить в ЗС: а) громоздкие вещи, б) домашних животных в)легковоспламеняющиеся вещества. 1) только в. 2) а,в 3)все. Ответы 1.-3. 2.-1,2,4 3.-2 4.-3 После выполнения учащимся предлагается проверить выполненные работы и выставить оценки друг другу. | Выполняют задание. Самопроверка | Слайд 29 |
V этап: Итог урока(1I) | Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. | Задают вопросы по теме учителю. | |
VI этап: Информация о домашнем задании(1I) | Выучить записи в тетради. | Записывают в дневник и тетрадь. | Слайд30 |