kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Убежища -коллективные средства защиты. 8 класс. ОБЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я Расулев Айнур Нурисламович, преподаватель-организатор ОБЖ в МОБУ СМОШ с.1-е Туркменево. Окончил Сибайский институт башкирского государственного университета.факультет физической культуры. В 2013году окончил СиБГУ- факультет истории и обществознания.     В этой школе работаю с 2001 года. Также веду уроки по истории и обществознанию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«убежища -коллективные средства защиты. 8 класс. ОБЖ.»

Конспект урока ОБЖ в 10 классе

Тема: Убежища- коллективные средства защиты.

Цель: познакомить учащихся с видами коллективных средств защиты.

Задачи:

  • рассмотреть вопросы, связанные с устройством средств защиты, как убежища и укрытия.

  • развивать умения работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

  • воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье своё и окружающих.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

слайда

презентации

I этап: организационный (1I)

Организация начала урока. (Приветствие, численность учащихся.)

Сообщения темы и цели урока. Тема: Убежища- коллективные средства защиты. Цель: познакомимся с коллективными средствами защиты, как убежища и укрытия.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка).Запись в тетради даты и темы урока.

Слайд1

II этап проверка домашнего задания(51)

Проверка дом. зад. - Послушаем сообщения приготовленные дома вашими одноклассниками.



III этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала

(11 )

 

Для того, чтобы изучить тему «Коллективные средства защиты», нам нужно найти ответы на следующие вопросы, т.е это будет наш план урока.

  • 1.Убежища.

  • 2. Противорадиационные укрытия.

  • 3. Простейшие укрытия, их краткая характеристика.

  • 4. Временные укрытия.

  • 5. Правила поведения в защитных сооружениях.


Слайд 2

III этап:

Изучение нового материала

(31I)

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты людей от современных средств поражения. Они подразделяются на убежища и укрытия.


Слайд3

Убежищем называется герметическое сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также отравляющих веществ, бактериальных средств высоких температур и вредных газов в зоне пожаров.

Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях.

Записывают определение в тетрадь

Слайд №4

По месту расположения убежища могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания сотрудников. Кроме того, под убежища могут приспосабливаться горные выработки, метрополитены.

По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника.


Слушают учителя

Слайд №5

Убежища характеризуются:

  • Наличием прочных стен

  • Перекрытий и дверей

  • Герметических конструкций

  • Фильтровентиляционных устройств. Они надежно предохраняют от проникающей радиации, светового излучения и высоких температур.


Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые — до 600, средние — от 600 до 2000 и большие — свыше 2000 человек.



Слайд 6

В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухярусные или трехярусные скамьи (нары): нижние — для сидения, верхние — для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20% от общего количества мест в убежище при двухярусном расположении нар и 30% — при трехярусном.


Слайд7

Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав.

Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой — наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции — воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли.



Слайд 8

Для встроенных убежищ важной часть является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены.

Все убежища обозначаются специальными знаками, размер которых 0,5х0,6м. Знаки располагаются на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями. Знаки и указатели окрашиваются в белый цвет, надписи делаются черной краской. На знаке указывается номер убежища, принадлежность, у кого ключи (должность, место работы, телефон).


Слайд9,10

Итак, перечислим подробнее факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения:

- ядерного оружия (без учета прямого попадания);

- бактериальных (биологических) средств;

- отравляющих веществ,

- от катастрофического затопления,

- аварийно – химических отравляющих веществ,

- радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок,

- высоких температур и продуктов горения при пожарах.

В мирное время предусматривается возможность использовать эти сооружения в различных хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, гаражи и др. При этом необходимо обеспечить возможность использования защитных сооружений по прямому назначению в кратчайшие сроки.

Защитные сооружения подразделяются по защитным свойствам на:

  • убежища;

  • противорадиационные укрытия;

  • укрытия простейшего типа.

Следует отметить, что убежища находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях.


Слушают и перечисляют









Самостоятельно заполняют предложенную учителем схему.


2. Противорадиационные укрытия.

Противорадиационные укрытия защищает людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения, проникающей радиации и частично от ударной волны ядерного взрыва, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

В качестве ПРУ в первую очередь используются подвалы, цокольные и первые этажи зданий, сооружения хозяйственного назначения — погреба, подполья, овощехранилища. Приспособление указанных помещений под ПРУ включает проведение следующих работ: герметизацию, повышение защитных свойств, устройство простейшей вентиляции.

Строительство ПРУ осуществляют их промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов.

Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых — до 50 чел. — допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м² при двухярусном расположении нар.


Слайд №11, 12

В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная — осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные — в верхней зоне.

Водоснабжение — от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека.

Освещение — от электрической сети, аварийное — от АКБ, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов.


Слайд №13

Работая с учебником самостоятельно, попробуйте ответить на вопрос:

1.как классифицируются убежища и противорадиоционные укрытия по расположению.

Ответ:

По расположению убежища и противорадиоционные укрытия делятся на:

  • встроенные;

  • отдельно стоящие.

Самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы.

Слайд №14

Планировка убежищ и ПРУ

2.Помещения убежищ и ПРУ подразделяются на основные и вспомогательные.

3.К основным помещениям относятся: помещения для укрываемых (отсеки), пункты управления, медпункты.

4.К вспомогательным относятся: фильтровентиляционные помещения, санузлы, защищённые дизельные электростанции (ДЭС), электрощитовая, помещение для хранения продовольствия, станция перекачки, баллонная, тамбур-шлюз, тамбуры.

Самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы.

Слайд №15, 16

3. Укрытия простейшего типа.

Самым доступным средством защиты от современных средств и непогодных условия поражения являются простейшие укрытия.
Они ослабляют:
-воздействие ударной волны и радиоактивного излучения
-защищают от светового излучения и обломков разрушающихся зданий
-предохраняют от непосредственного попадания на одежду и кожу радиоактивных, отравляющих и зажигательных веществ.

Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели – открытые и перекрытые.
Места строительства щелей и других укрытий простейшего типа определяются заблаговременно.
Щели следует строить вне зон возможных завалов при ядерных взрывах.
Щель представляет собой ров глубиной 180-200см, шириной по верху 120см и по дну 80см. Строительство проводиться в 2 этапа:
-отрывается и оборудуется открытая щель,
-перекрывается.
Открытая щель уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией в 1,2-2раза.
Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, снижает поражения ударной волной в 2,5-3 раза. 


Слушают сообщение, делают в тетради необходимые записи

Слайд № 17, 18

Временные укрытия.

  • Если вы решили остаться на месте аварии транспортного средства, то придется разбить временный лагерь. В условиях лагеря легче организовать надежное укрытие от непогоды, поиск продовольствия, оказать помощь больным и раненым, оборудовать средства для подачи сигналов.

  • В первую очередь необходимо обустроить временное укрытие, которое потребуется и в случае если вы отстали от группы или заблудились в лесу, особенно если это случилось в непогоду, холодное время года.


Типы временных укрытий: шалаш, навес, чум, вигвам, землянка, иглу, снежная пещера.



Слайд 19,20,21,22, 23,24,25,26

4.Правила поведения в защитных сооружениях.

Перед вами на экране и на партах - правила поведения в защитных сооружениях, в течении 2 -3 минут, ознакомьтесь, пожалуйста, с данными правилами, а затем памятки, лежащие на столах положите к себе в тетрадь.

П А М Я Т К А (на столах учащихся)

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- содержать в готовности средства индивидуальной защиты;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- соблюдать правила техники безопасности;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

В убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

Выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной).

 Памятку вкладывают в тетрадь, т.к. она выдана всем на отдельных листках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 27,28

IV этап:

Первичное закрепление знаний (5I)

Работа с текстом проверочной работы (на бумажном носителе или компьютере) по пройденной теме: «Коллективное средства защиты».

1. На какие виды делятся защитные сооружения: а- коллективные, б-убежища, в- окопы, г-ПРУ, д- простейшие.

1)все, 2)а,б,г. 3)б,г,д.

2.какие помещения можно приспособить под ПРУ:

1).погреба, 2) лестничные клетки. 3) подвалы. 4) помещения первого этажа.

3.что означает непрерывное звучание гудков предприятий, сирен, автомобильных клаксонов.

1)воздушная тревога. 2)внимание всем. 3)ЧС

4.запрещено приносить в ЗС: а) громоздкие вещи, б) домашних животных в)легковоспламеняющиеся вещества.

1) только в. 2) а,в 3)все.

Ответы 1.-3. 2.-1,2,4 3.-2 4.-3

После выполнения учащимся предлагается проверить выполненные работы и выставить оценки друг другу.

Выполняют задание. Самопроверка

Слайд 29

V этап: Итог урока(1I)

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.


VI этап:

Информация о домашнем задании(1I)

Выучить записи в тетради.


Записывают в дневник и тетрадь.

Слайд30




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
убежища -коллективные средства защиты. 8 класс. ОБЖ.

Автор: Расулев Айнур Нурисламович

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256217


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства