3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Задачи: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. Учитель организует групповую работ: формирует 3 группы ( группы равноценные, делятся произвольно) на работу над заданием группе дается 5 мин. Актуализация знаний (проводится с использованием презентации): Учитель. Вопрос группам: Определите, какие климатические условия принято называть благоприятными и какие неблагоприятными для жизни и деятельности человека (благоприятные, которые не нарушают здоровья, не мешают в хозяйственной деятельности человека, вызывают положительные эмоции у человека; неблагоприятные, которые вызывают болезненное состояние у человека, при котором самочувствие человека изменяется в худшую сторону, нарушают хозяйственную деятельность человека)? Прочитайте дополнительную литературу. Каждой группе раздаётся лист с дополнительными информационными данными. Влияние климата на организм человека. Резкое повышение влажности вызывает одышку у больных людей, учащённое сердцебиение, разбитость, апатию. При высокой относительной влажности воздуха человеку холоднее, чем при низкой. Отмечено, что пониженное атмосферное давление на 10-12мм может привести к сосудистым катастрофам - это одна из причин смертности. На человека особенно влияет смена температуры, перепады температур, ухудшается самочувствие человека, сокращаются возможные сроки пребывания его в этих условиях. Длительное пребывание людей в условиях низких температур, и особенно при сильном ветре, приводит к серьёзным нарушениям деятельности внутренних органов: изменяется глубина и частота дыхания, снижается скорость кровотока, снабжение кровотока, снабжение кислородом тканей и клеток, и как следствие этого нарушается обмен веществ. При сильных морозах трудоспособность человека резко снижается, и происходит обморожение. Высокая влажность и температура развивает усталость, снижает успех школьных занятий, на производстве много травм, несчастных случаев. Прохождение атмосферного фронта регулируют функции человека, например, свойства крови, свёртываемость её ускоряется перед самым прохождением фронта, изменяется функция эндокринных желёз, содержание в крови сахара, кальция, фосфора, магния. В зависимости от солнечного излучения изменяется состав крови. Всплески солнечной активности несут отрицательно заряженные ионы, способные заживлять раны, повышают общий тонус, а положительно заряженные ионы вызывают головную боль, быстрое утомление. Сильный ветер способствует попаданию частиц почвы в лёгкие и в пищеварительный тракт. Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач. Однако нельзя забывать о том, что положительное действие солнечных лучей на организм возможно только при определённых дозах солнечной радиации. Солнечный ожог – это воспаление кожи. При продолжительном действии солнечных лучей может быть солнечный удар и онкологические заболевания. При ветре организм расходует больше энергии, чем в безветренную. Атмосферные осадки во многом определяют характеристику климата. Они действуют на состояние почвы, и всё это прямо оказывает влияние на больных сердечно- сосудистыми заболеваниями. Дождливая погода ведёт к депрессиям, к нарушениям психики. Крупный град тоже находит жертвы. Учитель. Вопрос группам: Можно утверждать, что здоровье и самочувствие человека зависит от климатических и погодных условий? Учитель. Тема сегодняшнего урока «Акклиматизация». Под акклиматизацией понимают процесс постепенного приспособления организма человека к новым климатическим (природным) условиям. В основе акклиматизации лежит способность организма приспосабливаться (перестраиваться) к новым условиям для обеспечения постоянства внутренней среды (гомеостаз): регулировать температуру тела, кровяное давление, обмен веществ и т.п. В процессе акклиматизации в определенной степени ухудшается самочувствие человека, появляются признаки усталости, снижается работоспособность. Чем больше отличаются климатические и в целом природные условия нового места пребывания от привычных, чем хуже человек подготовился к жизни в новых условиях, тем сложнее и продолжительнее протекает процесс акклиматизации. Скажите всегда ли попадая в другие климатические условия наш организм вынужден к ним приспосабливаться. (Да) Какие же знания по акклиматизации нам надо получить. (Ответ: Нам надо получить ответ как организму человека приспособиться к новым климатическим условиям?) Какова же цель сегодняшнего урока. (Ответ: Обсудить общие правила поведения человека в новых для его климатических условиях для обеспечения его личной безопасности.) Освоение нового материала. Все группы выполняют одновременно одинаковые задания 1 и 2. Задание 1. Выбрать из перечисленных погодных факторов те, что влияют на организм человека.(Работа с дополнительным материалом) Задание 2. Выберите правильные утверждения. Составьте рекомендации по теме «Правила акклиматизации» Что надо делать, чтобы акклиматизация прошла легко? 1) Выспаться, дать организму отдохнуть. 2) Не расслабляться и после приезда сразу же идти знакомиться с окрестностями. 3) Пробовать все экзотические блюда, пить сырую воду. 4) Есть привычные для твоего организма продукты, пить кипячёную воду. 5) Заранее тренироваться, заниматься спортом, а в период акклиматизации увеличивать нагрузку постепенно. 6) Заранее не тренироваться, беречь организм от физических нагрузок, экономить энергию, а когда понадобиться, сразу напрягать организм на пределе всех своих сил. 7) Приучить свой организм к колебаниям температуры воздуха. Каждая группа высказывает своё мнение, варианты ответов обсуждаются. Задание №3 Задание №3 является разным для каждой группы. Первая группа разрабатывает правила акклиматизации в жарком климате, вторая группа в холодном климате и третья группа в горной местности. Задание №3 для первой группы Закончите предложения 1. Начало акклиматизации в условиях жаркого климата может сопровождаться _____________________________________________________________________ (мышечной слабостью, сердцебиением, повышенным потоотделением). 2.В условиях жаркого климата увеличивается вероятность _______________(теплового и солнечного удара). 3.Чтобы избежать этих и других неприятностей, важно с первого дня приспособить свой ___________(режим) к местным климатическим условиям. 4.Для этого стоит внимательно присмотреться к ___________(одежде) и____________ (режиму) дня местных жителей. 5.В местности с жарким климатом можно загорать только_________________________ 6. Чтобы уберечь глаза от солнечной радиации нужно_______________________________ 7.В жару организм теряет влагу, поэтому необходимо________________________________ Задание №3 для второй группы. 1. Акклиматизация в холодном климате, особенно в условиях Крайнего Севера, связана с приспособлением к таким факторам, как_____________________________________ (низкие температуры воздуха, сильный ветер, нарушение светового режима (полярная ночь и полярный день)) 2. Акклиматизация может быть длительной и сопровождаться чрезмерной _____________________________________________________________________________(утомляемостью, непреодолимой сонливостью, понижением аппетита) 3. По мере привыкания человека к новым условиям эти неприятные явления ______________(проходят). 4.Для ускорения акклиматизации в условиях холодного климата помогает правильная________________________________( организация питания). 5. В это время рацион питания по калорийности следует ___________________(увеличить) по сравнению с привычным рационом. 6. Пища должна содержать необходимый набор _________________________(витаминов и микроэлементов). 7.В условиях холодного климата одежда должна обладать повышенными __________________________________(теплозащитными и ветрозащитными свойствами). Задание №3 для третьей группы. 1. Для быстрейшей акклиматизации в горной местности перед поездкой занимайтесь _______________________( закаливанием, дыхательной гимнастикой и плаванием). 2. В горах____________( холодно) и мало_____________( кислорода). 3. Акклиматизация в горной местности во многом зависит от____________( высоты пребывания над уровнем моря). 4. В условиях высокогорья возрастает потребность организма в ______________(кислороде), __________(углеводах) и ____________(витаминах). 5. В диапазоне высот от 2000 до 3000 м у лиц с пониженной устойчивостью к гипоксии снижается ________________(физическая работоспособность), отмечаются отдельные симптомы_________________( горной) болезни. 6. Двухнедельная ____________(акклиматизация) устраняет эти симптомы и приводит к _______________(нормализации) состояния. 7. На высотах 3000--5000 м у некоторых практически здоровых людей наблюдается истощение адаптивных реакций: ухудшается общее ______________(самочувствие), снижается _______________(аппетит), __________(масса) тела, возникает ______(слабость). На основании выполненной работы каждая группа зачитывает правила акклиматизации в жарком климате, холодном климате и в горной местности. Задание обсуждается между группами. Задание №4 Найдите соответствие. Какие вещи понадобятся тебе для успешной акклиматизации. Соответственно каждая группа выбирает вещи для своего климата: высокогорного, жаркого и холодного. Крем от загара, куртка-ветровка-анорак ( с капюшоном), варежки с высокими обшлагами, широкополая шляпа, маска для лица, солнцезащитные очки, вода в бутылке, бахилы, майка с длинными рукавами, шапка-ушанка, калорийные продукты питания с витаминами. Задание №5. Выберите продукты которые соответствуют для вашего климата. Соответственно каждая группа выбирает продукты для своего климата: высокогорного, жаркого и холодного. Говяжья печень, глюкоза с аскорбиновой кислотой, гречка, сливочное масло, сало, вода, газированная вода, апельсины, лимоны, гранаты, кефир, фрукты, гематоген. |