IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока. | Ребята, сегодня на нашем уроке будут присутствовать эксперты из разных областей наук: физики, биологии, медицины, биологии. Но для начала нам необходимо определить тему и цель урока. Целеполагание: Посмотрите на фотографии изображенные на слайде. Все эти фотографии подобраны со смыслом. Слайд 2. Ребята, давайте определим тему и цель нашего урока. Если самостоятельно тему урока поставить трудно, то: Слайд 3. Составьте предложение, из набора слов, определяющее тему нашего урока: 1. Объект 2. авария 3. радиационно опасный 4. последствия 5. возможные Слайд 4 Тема урока: «Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия» Слайд 5. Ребята, что это такое? Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна (Радиация) Слайд 6. Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, изучить? Какая будет цель нашего урока? Цель: 1.Познакомиться с радиационно опасными объектами; 2.Что такое радиационная авария; 3. Как действует радиация на организм человека. | Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и приводят примеры. Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Определяют тему урока. Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы) Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления | Объяснение нового материала Ребята, как вы думаете, радиация всегда была или нет? Ребята, как вы думаете, как давно появились на планете радиационно опасные объекты? А для чего они используются? Какое физическое явление лежит в основе работы этих объектов? Как давно оно было открыто? Для этого мы пригласим эксперта в области ИСТОРИИ, который нам расскажет об истории этого явления (радиоактивность) Слайд 8-10. 8 слайд. Вильгельм Конрад Рентген (Он сделал трубку специальной конструкции — антикатод был плоским, что обеспечивало интенсивный поток икс-лучей. Благодаря этой трубке (она впоследствии будет названа рентгеновской) он изучил и описал основные свойства ранее неизвестного излучения, которое получило название — рентгеновское.) 9 слайд. Антуан Анри Беккерель (В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уронил сульфат калия в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения) 10 слайд. Пьер и Мария Кюри (Супруги Кюри обнаружили, что выделенная ими фракция светится. Спектральный анализ показал, что в спектре присутствуют линии излучения неизвестного до тех пор элемента, который был назван супругами радием. Им удалось выделить одну сотую грамма нового вещества. В том же 1898 году был открыт полоний — элемент, названный в честь Польши, родины Марии Кюри) | Рассуждают, дают ответы Рассуждают, отвечают на вопросы Выступает эксперт из учеников, который заранее приготовился Слушают выступающего а затем обсуждают Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради |
| Слайд 11. Ребята, а что такое РОО? Слайд 12. Какие объекты относятся к РОО? Это нам расскажет группа 1, которая готовилась по данному вопросу Ребята, а какие объекты из перечисленных выше являются потенциально опасными? (АЭС) Слайд 13-14. А какие АЭС есть в России? Чтобы ответить на данный вопрос , перед нами выступит группа 2. Все АЭС можно разделить на действующие, строящиеся, проектируемые, закрытые, отмененные В России 10 действующих АЭС Балаковская Белоярская Билибинская Волгодонская Калининская Кольская Курская Ленинградская Нововоронежская Смоленская Все АЭС в РФ в основном сосредоточены в европейской части. В зоне возможной опасности проживает 40 млн. человек. Но есть такое понятие, как роза ветров. Тогда возможное поражение увеличивается в разы Слайд 15. А что такое радиационная авария? Слайд 16. Как вы думаете, какие существуют 3 основных типа аварий на РОО? Для этого вспомним аварии на Чернобыльской АЭС и на Фукусима-1. Человеческий фактор Внешние события (чрезвычайные ситуации) Отказ оборудования Слайд 17-18. Что же такого опасного в радиации, которую не видно, не слышно, не почувствовать, не потрогать? Для этого перед нами выступит эксперт из области ФИЗИКИ, который нам расскажет об ионизирующих излучениях. Чем же опасно гамма излучение для человека? (Просмотр видео 2 с 1.20 до 2.40) Ребята, а вы знаете, что радиация по разному воздействует на организм человека. Существуют так называемые Группы критических органов. О них нам расскажет группа 3, которая готовилась по данному вопросу. Слайд 19-20 Ребята, мы много говорили про радиацию. А кто знает, в каких единицах она измеряется? Для это перед нами выступит эсперт из области ФИЗИКИ Слайд 21. (Доза излучения (Р) – количество энергии ионизирующего излучения, поглощаемое 1 граммом вещества. Измеряется в Рентгенах (Р) Поглощенная доза – количество энергии поглощенное единицей массы вещества. Измеряется в Греях (Гр). 1 Грэй = 100 рад Эквивалентная (биологическая) доза - количество энергии поглощенное единицей массы биологической ткани. Измеряется в Зивертах (Зв). 1 Зв = 100 бэр) Ребята, как вы думаете, к каким последствиям может привести облучение человека ионизирующим излучением? Правильно, к заболеванию. А к какому заболеванию? (Лучевая болезнь) Чтобы ответить на данный вопрос, перед нами выступит группа 4. Слайд 22. Если мы с вами говорили об облучении человека, то как вы думаете, каким оно может быть? (Внешним и внутренним) Слайд 23-26 Ребята, а вы знаете, что естественная радиация оказывает влияние на жизнь на Земле? Чтобы понять, каким образом, на расскажет эксперт из области биологии Ребята, как вы думаете, какими особенностями обладают радиоактивные вещества? Слайд 27. (нет запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков; они способны вызывать поражение не только при соприкосновении, но и на расстоянии от источника загрязнения; радиоактивные вещества не могут быть уничтожены химическим или другим способом. ) Слайд 28. Нормы радиационной безопасности | Записывают определение в тетради Выступает группа 1 Кратко записывают виды РОО в тетради Отвечают на вопросы Отвечает 2 группа Записывают в тетради Записывают определение Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Слушают Записывают виды излучений Смотрят видео, обсуждают Выступает 3 группа. Записывают в тетради группы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Отвечает группа 4 Записать в тетради кратко Рассуждают, дают свои сформулированные ответы Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке. Комментирование и выставление оценок | Какая была цель урока? (1. Познакомиться с радиационно опасными объектами; 2. Узнать, что такое радиационная авария; 3. Как действует радиация на организм человека.) Смогли мы ее достичь? Что нового вы узнали на уроке? Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение? Организует самооценку, обучающихся. (Можно и другой вариант) Обучающимся предлагается, выбрать один из трех предложенных цветных бумажных кругов, выйти к доске и закрепить его на соответствующей секции изображенного светофора. Зеленый – я был активен на уроке и отлично усвоил материал. Желтый – я старался быть активным на уроке и хорошо усвоил учебный материал. Красный – я был пассивен на уроке и плохо усвоил учебный материал. | Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо. Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока. Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора |