Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта ОБЖ на тему: «Поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.»
Технологическая карта ОБЖ
на тему: «Поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
Класс: 10
Место проведения: МБОУ СОШ № , кабинет ОБЖ
Цель урока: Повторить правила работы с картой, правила ориентирования на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования на местности.
Ход учебного занятия
Этапы
Дидактические задачи
Деятельность уч-ся
Результаты
Организация и начало урока (1мин.)
Приветствие и знакомство с уч-ся: Здравствуйте! Меня зовут,,,,,,,,,,,,,,, сегодня я проведу у вас занятие по теме: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии. Вводный инструктаж по ТБ»
Приветствие учителя
Полная готовность класса, быстрое включение уч-ся в деловой ритм.
Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля.
Подготовка к основному этапу занятия (актуализация знаний) (5мин)
Объявление темы, установление связи с изученным материалом.
Слушают
Переписывают тему в тетрадь
Готовность учащихся к изучению нового материала
Усвоение новых знаний и способов действий (18 мин)
Учащимся предлагается, разбившись на группы, назвать три первоочередные задачи, которые необходимо решить, чтобы выжить в условиях автономии в природе.
Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи, воды, эффективности снаряжения.
К первоочередным заботам относятся: оказание первой помощи или самопомощи, спасение необходимого снаряжения, имущества и запасов продуктов. В дальнейшем осуществляется подача сигналов бедствия или устанавливается радиосвязь, готовится временное укрытие, добывается пища и вода, проводятся ориентирование, поиск маршрутов и выход в населенную местность.
Выжить в случае вынужденной автономии в природе - это значит решить три важнейшие задачи:
Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.
Сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды.
Составить пищевой рацион и суметь воспользоваться дарами природы.
Ориентирование на местности.
В случае отсутствия компаса ориентироваться можно по другим показателям.
По небесным телам.
К небесным телам относятся солнце, луна, звёзды. Места восхода и захода солнца по временам года различны: зимой солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью солнце восходит на востоке, а заходит на западе.
В полдень тень от любого предмета указывает на север. В связи с переменой времени по сезонам, местный полдень можно узнать по наименьшей тени, которую будет отбрасывать палка длиной до 1 метра.
Луна так же, как и солнце, всходит на востоке и заходит на западе.
Полярная звезда.
Она всегда находится над Северным полюсом, и её отклонение - самое малое из возможных ориентиров. Найти её не сложно, если потренироваться. Созвездие Большой Медведицы найти можно довольно легко. Две крайние точки ковша продолжаем, мысленно откладывая пять этих расстояний, и упираемся в звезду, которая является частью Малой Медведицы. Практика показывает, что это не совсем прямая. Самое главное - отложить эти пять отрезков и найти в районе поиска ближайшую звезду. Её отличает большая яркость по сравнению с окружающими звёздами. Встаньте лицом в сторону Полярой Звезды, и вы уверенно определите направление на север. Запомните его, наметьте какие-либо неподвижные объекты на земле и днём проверьте свои ночные вычисления. Вообще говоря, никогда не заканчивайте определение сторон горизонта по одному признаку. Совместите несколько и вы будете гораздо увереннее в своих поисках.