Предмет | Основы безопасности жизнедеятельности |
Класс | 8 |
Тема урока | «Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения». |
Цель урока | Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. |
Задачи урока | Образовательные: Контроль степени усвоения основных знаний по теме «Пожары. Профилактика пожаров» Расширение представлений об окружающем мире Развивающие: Развитие умения логически мыслить; рассуждать, обобщать и делать выводы Развитие качеств личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитательные: Воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность; Воспитание ценного отношения к своему здоровью и жизни. |
УУД | Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные УУД: умение учащихся самостоятельно определять цели и задачи урока; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осваивать приемы действий при пожарах, в том числе оказывать первую помощь пострадавшим. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников; умение работать в группе; выполнять социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. |
Планируемые результаты | Предметные: знать причины и виды пожаров, профилактические меры и их последствия для личности, общества и государства; знать и уметь применять правила безопасного поведения при пожарах и профилактические мероприятия; Личностные: умение выражать свое отношение к происходящем, давать свою оценку. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Пожары, профилактика пожаров, пожарная безопасность, поражающие факторы пожара |
Ресурсы урока | Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийное оборудование, видеоролик |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная |
Тип урока | Комбинированный |
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент | Овладение огнем позволило человеку воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы. С другой стороны, огонь стал одним из источников огромной разрушительной силы. | Приветствует, проверяет отсутствующих, позитивный настрой на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку | Настраиваются на урок, обсуждают значение эпиграфа. | Личностные: самоопределение; ориентация на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Мотивация учебной деятельности | Сегодня мы рассмотрим важную тему, а какую вы узнаете из видеоролика (показ статистики: «Информация последнего года о пожарах в России») | Мотивирует обучающихся на активную работу на уроке. Уточняет понимание учащимися поставленной цели урока | Самоопределение учебной деятельности. | Личностные: проявление интереса к изучению темы. Коммуникативные: планирование использования общения для регуляции своих действий. |
3.Актуализация опорных знаний | Прием: «Заверши фразу» | Организует выполнение задания, обсуждение вариантов ответов. | Выполняют задание, дополняют фразы и по очереди комментируют. | Регулятивные: умение осуществлять УД по намеченному плану; коммуникативные: выражение собственного мнения, аргументация. |
4. Определение темы и целей урока | Прием: «Подводящий диалог». Наверное, вы уже догадались, какую тему мы сегодня рассмотрим. Какие вопросы вам известны из этой темы, на какие вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке? | Направляет обучающихся на формулирование целей урока. Выдвигает проблему | Обучающиеся самостоятельно формулируют проблемы, высказывают свои предположения | Регулятивные: умение ставить учебные цели и задачи. Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении. Личностные: формирование познавательного интереса. |
5.Открытие нового знания 5.1.Определение профилактики пожара и пожарной безопасности 5.2.Физ.минутка 5.3 Причины пожаров 5.5 Система пожарной охраны 5.6 Правила безопасного поведения при пожаре 5.7 Обязанности человека в области пожарной безопасности | Опираясь на текст параграфа, предложить обучающимся дать самим определение « профилактики пожара», «пожарная безопасность» Вспомнить причину возникновения пожаров. Распределение причин пожаров по группам Видеоролик о системе пожарной охраны в Российской Федерации Алгоритм поведения при пожаре | Организует выполнение задания, обсуждение вариантов ответов. Проводит параллель с ранее изученным материалом Работа с таблицей Напоминает обучающимся об опасности возникновения пожаров при несоблюдении правил Обеспечивает мотивацию к составлению алгоритма действий Учитель рассказывает об обязанностях человека в области пожарной безопасности | Проводят самостоятельное определение понятий, приводят примеры, формулируют выводы, делают соответствующие записи в тетради (заполняют таблицу) Просматривают видеоролик Слушают рассказ учителя и определяют алгоритм действий, обязанностях каждого человека в области пожарной безопасности | Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении. |
6. Повторение и закрепление изученного | Прием: «Повторяем с контролем». Представьте себе, что вы инспектор пожарной охраны и выступаете с профилактической беседой перед школьниками. Чтобы вы посоветовали всем для предотвращения пожаров в быту. Итак, советы инспектора….. | Организует выполнение задания, обсуждение вариантов ответов. | Обучающиеся составляют контрольные вопросы по теме, задают их своим одноклассникам. Дают советы одноклассникам. | Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. |
7.Рефлексия | Прием : «Ручка побежала, правду рассказала…». Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… | Организует выполнение задания, обсуждение вариантов ответов. | Самостоятельный анализ итогов урока. | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные: аргументирование своего мнения. |
8. Оценивание обучающихся | | Побуждает к высказыванию своего мнения Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные: аргументирование своего мнения. |
9. Домашнее задание | Обсуждение домашнего задания: § 1.2, вопр.3, «после уроков» | Комментирует, объясняет, отвечает на вопросы. | Задают вопросы. | Коммуникативные: умение участвовать в обсуждении. Познавательные: анализ, синтез. |