kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сведения о внутренней и внешней баллистики

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебные Вопросы:

 

1. Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.

2. Начальная скорость полета снаряда (пули, гранаты) в воздухе силы действующие на нее.

3.Траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.

4.Прямой выстрел. Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).

5.Формула тысячной и ее практическое применение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сведения о внутренней и внешней баллистики»










Опорный конспект


по огневой ПОДГОТОВКе






Тема:


Сведения из внутренней и внешней баллистики.




учебные Вопросы:


1. Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.

2. Начальная скорость полета снаряда (пули, гранаты) в воздухе силы действующие на нее.

3.Траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.

4.Прямой выстрел. Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).

5.Формула тысячной и ее практическое применение.


Методические рекомендации по организации и проведению занятий по огневой подготовке


Огневая подготовка - имеет целью обучить личный состав поддержанию вооружения в постоянной боевой готовности и умелому использованию его для эффективного поражения противника в различных условиях боевой обстановки.

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, беседа, самостоятельная работа и практические занятия. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, например, при обучении приемам стрельбы (действиям при вооружении) могут быть применены показ, объяснение и тренировка.

Занятия по огневой подготовке организуются и проводятся, как правило, в масштабе роты.

При проведении огневых тренировок, учебных и контрольных стрельб занятия в роте проводятся обычно на учебных местах повзводно в штатном составе.

На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятие проводится на огневом городке приказарменной учебной материально-технической базы (войскового стрельбища) в сложной, быстро меняющейся тактической обстановке. Личный состав на занятие выходит с оружием, средствами индивидуальной защиты, бронезащиты и шанцевым инструментом. Занятие проводится, как правило, под руководством командира обучаемого подразделения.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

Учебно-материальная база, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов (нормативов) и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки.

Руководитель занятия объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Он доводит до военнослужащих требования безопасности при обращении с оружием и средствами имитации, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

В ходе занятия руководитель контролирует работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которые они применяют; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организованность замены учебными местами и другие вопросы обучения личного состава.

Отрабатывая каждый элемент в медленном темпе, руководитель добивается четкого и правильного его выполнения от каждого обучаемого. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель приостанавливает выполнение приема, указывает на недостатки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает этот прием лично или при помощи обучаемого правильно выполняющего его и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.

После отработки всех учебных вопросов руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность (кроме6 того оружие проверяется на разряженность), состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия и отмечает лучших военнослужащих по результатам опроса и отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему следующего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.











ПЛАН


проведения занятия
по огневой подготовке



Тема



Сведения из внутренней и внешней баллистики.




Занятие:



Занятие 1.Практическое-1 час.Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.Начальная скорость полета снаряда (пули, гранаты) в воздухе силы действующие на нееТраектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.Прямой выстрел.Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).Формула тысячной и ее практическое применение.


УТВЕРЖДАЮ

____________________

____________________


« »___________2015








ПЛАН

проведения занятия по огневой подготовке с личным составом гранатометного взвода 1 РОП

Тема 7. Сведения из внутренней и внешней баллистики.

Занятие 1.Практическое-1 час.Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.Начальная скорость полета снаряда (пули, гранаты) в воздухе силы действующие на нееТраектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.Прямой выстрел.Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).Формула тысячной и ее практическое применение.

Учебные












Время:

цели:1. Изучить явления выстрела и его периоды. Особенности явления

выстрела при стрельбе из гранатомета.

2. Изучить начальную скорость полета снаряда ( пули, гранаты) в воздухе

силы действующие на нее..

3. Изучить траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая

пространство и их практическое значение.

4.Рассказать обучаемым о понятий прямой выстрел. Влияния условий

стрельбы на полет снаряда (пули).

5.Научить обучаемых как правильно использовать формулу тысячной и ее

практическое применение.

4.Формировать необходимые морально-психологические качества

военнослужащих.

минут


Место проведения:

Учебный класс.


Метод (форма) проведения: Рассказ,показ


Материальное обеспечение: Стенды, плакаты,указка.

Литература и пособие: Наставление по стрелковому делу.Астана 2002






ВЫХОД В РАЙОН ЗАНЯТИЯ




мин.


Действия
командира

Схема
действий

Действия
обучаемых

При передвижении к месту занятия провожу попутную физическую тренировку (марш-бросок по маршруту: район расположения - место проведения занятия с преодолением естественных препятствий и отработкой Н-РХБЗ).

Перед совершением марш-броска подаю команду «Газы» («Респиратор - НАДЕТЬ») и отрабатываю Н-РХБЗ: «Надевание противогаза или респиратора». Первую треть маршрута военнослужащие преодолевают в противогазах или респираторах.

Для снятия средств защиты подаю команду, например: «Противогазы (респираторы) - Снять», «Сложить» или «Средства защиты – Снять», «Сложить»

На участке второй трети маршрута несколько раз отрабатываю Н-РХБЗ: «Действия по вспышке ядерного взрыва» для этого подаю команду, например; «Вспышка - СПРАВА (СЛЕВА и др.)».

В составе подразделения совершают марш-бросок по маршруту: район расположения - место проведения занятия с преодолением естественных препятствий.

По команде «Газы» («Респиратор - НАДЕТЬ») отрабатываю Н-РХБЗ: «Надевание противогаза или респиратора».

По команде «Противогазы (респираторы) - Снять», «Сложить» или «Средства защиты - Снять», «Сложить» снимают противогазы (респираторы) и укладывают их в сумку.

По команде, например: «Вспышка - СПРАВА (СЛЕВА)» отрабатывают Н-РХБЗ: «Действия по вспышке ядерного взрыва».


I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ





1.

Определение готовности подразделения к занятию:





  • принимаю доклад о готовности к занятию и наличии личного состава;

  • проверяю по журналу учета боевой подготовки наличие личного состава, состояние и комплектность оружия, индивидуальных средств защиты, экипировку, осматриваю внешний вид обучаемых;

  • проверяю готовность и состояние учебной материально-технической базы учебного места;

  • при наличии недостатков во внешнем виде и нарушений порядка на учебном месте, требую их устранить немедленно или устанавливаю другое время.




II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ




мин.



п.п.

Учебные вопросы,
задачи, нормативы

Время

Действия руководителя
и его помощника

Действия
обучаемых


Организация занятия


мин.


Объявляю тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

Слушают и уясняют тему, учебные вопросы и цели предстоящего занятия.

1.

Явления выстрела и его периоды. Особенности явления

выстрела при стрельбе из гранатомета.


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • явления выстрела и его периоды:

-особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета;

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

При возникновении вопроса задают его.

Отвечают на вопросы.

2.

Начальная скорость полета снаряда ( пули, гранаты) в воздухе


силы действующие на нее..


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

  • начальная скорость полета снаряда ( пули, гранаты) в воздухе силы действующие на нее.

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

Проверяю качество усвоения материала. Для этого задаю контрольные (проблемные) вопросы практической направленности с целью удостовериться в правильном понимании изложенного материала и готовности применять полученные знания на практике.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого

вопроса.

При возникновении вопроса задают его.

Отвечают на вопросы.

3.

Траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая

пространство и их практическое значение


мин.


Объявляю учебный вопрос и порядок его изучения.

Довожу основные положения изучаемого вопроса:

-особенности траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая

пространство и их практическое значение;

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

Уясняют порядок отработки вопроса.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

При возникновении вопроса задают его.

4,

Прямой выстрел. Влияния условий

стрельбы на полет снаряда (пули).



мин.


Довожу основные положения изучаемого вопроса:

- прямой выстрел;

- влияния условий

стрельбы на полет снаряда (пули).

Отвечаю на вопросы, возникшие у обучаемых в ходе теоретической (практической) части занятия.

Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого вопроса.

При возникновении вопроса задают его.

5.

Формула тысячной и ее

практическое применение.

.


мин.


Довожу основные положения изучаемого вопроса:

- формулу тысячной и ее

практическое применение.


Слушают и уясняют теоретические положения изучаемого


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ




мин.


1.

Проверка наличия личного состава, снаряжения, оружия.


мин.


2.

Опрос по изложенному материалу:


мин.



Контрольные вопросы:



1.


2.


3.


4.



3.

Подведение итогов занятия с выставлением оценок по его результатам.

4.

Доведение недостатков, выявленных в ходе занятия и указаний по их устранению; доведение особенностей по подготовке к очередному занятию.

5.

Задание на самостоятельную подготовку:


мин.









Возвращение в район расположения




мин.


Действия
командира

Схема
действий

Действия
обучаемых

При передвижении в район расположения провожу попутную физическую тренировку (марш-бросок по маршруту: место проведения занятия - район расположения с преодолением естественных препятствий и отработкой Н-РХБЗ).

Перед совершением марш-броска подаю команду «Газы» («Респиратор - НАДЕТЬ») и отрабатываю Н-РХБЗ: «Надевание противогаза или респиратора». Первую треть маршрута военнослужащие преодолевают в противогазах или респираторах.

Для снятия средств защиты подаю команду, например: «Противогазы (респираторы) - Снять», «Сложить» или «Средства защиты – Снять», «Сложить»

На участке второй трети маршрута несколько раз отрабатываю Н-РХБЗ: «Действия по вспышке ядерного взрыва» для этого подаю команду, например; «Вспышка - СПРАВА (СЛЕВА и др.)».

Совершают марш-бросок по маршруту: место проведения занятия - район расположения с преодолением естественных препятствий.

По команде «Газы» («Респиратор - НАДЕТЬ») отрабатываю Н-РХБЗ: «Надевание противогаза или респиратора».

По команде «Противогазы (респираторы) - Снять», «Сложить» или «Средства защиты - Снять», «Сложить» снимают противогазы (респираторы) и укладывают их в сумку.

По команде, например: «Вспышка - СПРАВА (СЛЕВА)» отрабатывают Н-РХБЗ: «Действия по вспышке ядерного взрыва».


Руководитель занятия



(воинское звание, подпись)






































КОНСПЕКТ
по огневой подготовке



Тема:



Сведения из внутренней и внешней баллистики.




учебные Вопросы:



1. Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.

2. Начальная скорость полета снаряда (пули,гранаты) в воздухе силы действующие на нее.

3.Траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.

4.Прямой выстрел. Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).

5.Формула тысячной и ее практическое применение.



  1. Явления выстрела и его периоды. Особенности явления выстрела при стрельбе из гранатомета.

Выстрелом называется выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия энергией газов, образующихся при сгорании порохового заряда. 
От удара бойка по капсюлю боевого патрона, посланного в патронник, взрывается ударный состав капсюля и образуется пламя, которое через затравочные отверстия в дне гильзы проникает к пороховому заряду и воспламеняет его. При сгорании порохового (боевого) заряда образуется большое количество сильно нагретых газов, создающих в канале ствола высокое давление на дно пули, дно и стенки гильзы, а также на стенки ствола и затвор. 
В результате давления газов на дно пули она сдвигается с места и врезается в нарезы; вращаясь по ним, продвигается по каналу ствола с непрерывно возрастающей скоростью и выбрасывается наружу по направлению оси канала ствола. Давление газов на дно гильзы вызывает движение оружия (ствола) назад. 
При выстреле из автоматического оружия, устройство которого основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых через отверстие в стенке ствола - снайперская винтовка Драгунова, часть пороховых газов, кроме того, после прохождения через него в газовую камеру, ударяет в поршень и отбрасывает толкатель с затвором назад. 
При сгорании порохового заряда примерно 25-35% выделяемой энергии затрачивается на сообщение пуле поступательного движения (основная работа); 15-25 % энергии — на совершение второстепенных работ (врезание и преодоление трения пули при движении по каналу ствола; нагревание стенок ствола, гильзы и пули; перемещение подвижной части оружия, газообразной и не сгоревшей части пороха); около 40 % энергии не используется и теряется после вылета пули из ствола канала.

Выстрел происходит в очень короткий промежуток времени (0,001-0,06с.). При выстреле различают четыре последовательных периода:

  • предварительный

  • первый, или основной

  • второй

  • третий, или период последних газов

Предварительный период длится от начала горения порохового заряда до полного врезания оболочки пули в нарезы ствола. В течение этого периода в канале ствола создается давление газов, необходимое для того, чтобы сдвинуть пулю с места и преодолеть сопротивление ее оболочки врезанию в нарезы ствола. Это давление называется давлением форсирования; оно достигает 250 - 500 кг/см2 в зависимости от устройства нарезов, веса пули и твердости ее оболочки. Принимают, что горение порохового заряда в этом периоде происходит в постоянном объеме, оболочка врезается в нарезы мгновенно, а движение пули начинается сразу же при достижении в канале ствола давления форсирования.

Первый, или основной, период длится от начала движения пули до момента полного сгорания порохового заряда. В этот период горение порохового заряда происходит в быстро изменяющемся объеме. В начале периода, когда скорость движения пули по каналу ствола еще невелика, количество газов растет быстрее, чем объем запульного пространства (пространство между дном пули и дном гильзы), давление газов быстро повышается и достигает наибольшей величины - винтовочный патрон 2900 кг/см2. Это давление называется максимальным давлением. Оно создается у стрелкового оружия при прохождении пулей 4 - 6 см пути. Затем вследствие быстрого скорости движение пули объем запульного пространства увеличивается быстрее притока новых газов, и давление начинает падать, к концу периода оно равно примерно 2/3 максимального давления. Скорость движения пули постоянно возрастает и к концу периода достигает примерно 3/4 начальной скорости. Пороховой заряд полностью сгорает незадолго до того, как пуля вылетит из канала ствола.

Второй период длится до момента полного сгорания порохового заряда до момента вылета пули из канала ствола. С началом этого периода приток пороховых газов прекращается, однако сильно сжатые и нагретые газы расширяются и, оказывая давление на пулю, увеличивают скорость ее движения. Спад давления во втором периоде происходит довольно быстро и у дульного среза дульное давление составляет у различных образцов оружия 300 - 900 кг/см2. Скорость пули в момент вылета ее из канала ствола (дульная скорость) несколько меньше начальной скорости.

Третий период, или период после действия газов длится от момента вылета пули из канала ствола до момента прекращения действия пороховых газов на пулю. В течение этого периода пороховые газы, истекающие из канала ствола со скоростью 1200 - 2000 м/с, продолжают воздействовать на пулю и сообщают ей дополнительную скорость. Наибольшей (максимальной) скорости пуля достигает в конце третьего периода на удалении нескольких десятков сантиметров от дульного среза ствола. Этот период заканчивается в тот момент, когда давление пороховых газов на дно пули будет уравновешено сопротивлением воздуха.

2. Начальная скорость полета снаряда (пули,гранаты) в воздухе силы действующие на нее.

Начальной скоростью называется скорость движения пули у дульного среза ствола. За начальную скорость принимается условная скорость, которая несколько больше дульной и меньше максимальной. Она определяется опытным путем с последующими расчетами. Величина начальной скорости пули указывается в таблицах стрельбы и в боевых характеристиках оружия.
Начальная скорость является одной из важнейших характеристик боевых свойств оружия. При увеличении начальной скорости увеличивается дальность полета пули, дальность прямого выстрела, убойное и пробивное действие пули, а также уменьшается влияние внешних условий на ее полет. Величина начальной скорости пули зависит от:

  • длины ствола

  • веса пули

  • веса, температуры и влажности порохового заряда

  • формы и размеров зерен пороха

  • плотности заряжания

Чем длиннее ствол, тем большее время на пулю действуют пороховые газы и тем больше начальная скорость. При постоянной длине ствола и постоянном весе порохового заряда начальная скорость тем больше, чем меньше вес пули.
Изменение веса порохового заряда приводит к изменению количества пороховых газов, а следовательно, и к изменению величины максимального давления в канале ствола и начальной скорости пули. Чем больше вес порохового заряда, тем больше максимальное давление и начальная скорость пули. 
С повышением температуры порохового заряда увеличивается скорость горения пороха, а поэтому увеличиваются максимальное давление и начальная скорость. При понижении температуры заряда начальная скорость уменьшается. Увеличение (уменьшение) начальной скорости вызывает увеличение (уменьшение) дальности полета пули. В связи с этим необходимо учитывать поправки дальности на температуру воздуха и заряда (температура заряда примерно равна температуре воздуха). 
С повышением влажности порохового заряда уменьшаются скорость его горения и начальная скорость пули. 
Формы и размеры пороха оказывают существенное влияние на скорость горения порохового заряда, а следовательно, и на начальную скорость пули. Они подбираются соответствующим образом при конструировании оружия. 
Плотностью заряжания называется отношение веса заряда к объему гильзы при вставленной пуле (камеры сгорания заряда). При глубокой посадке пули значительно увеличивается плотность заряжания, что может привести при выстреле к резкому скачку давления и вследствие этого к разрыву ствола, поэтому такие патроны нельзя использовать для стрельбы. При уменьшении (увеличении) плотности заряжания увеличивается (уменьшается) начальная скорость пули. 
Отдачей называется движение оружия назад во время выстрела. Отдача ощущается в виде толчка в плечо, руку или грунт. Действие отдачи оружия примерно во столько раз меньше начальной скорости пули, во сколько раз пуля легче оружия. Энергия отдачи у ручного стрелкового оружия обычно не превышает 2 кг/м и воспринимается стреляющим безболезненно.

Сила отдачи и сила сопротивления отдаче (упор приклада) расположены не на одной прямой и направлены в противоположные стороны. Они образуют пару сил, под воздействием которой дульная часть ствола оружия отклоняется кверху. Величина отклонения дульной части ствола данного оружия тем больше, чем больше плечо этой пары сил. Кроме того, при выстреле ствол оружия совершает колебательные движения — вибрирует. В результате вибрации дульная часть ствола в момент вылета пули может также отклоняться от первоначального положения в любую сторону (вверх, вниз, вправо, влево).
Величина этого отклонения увеличивается при неправильном использовании упора для стрельбы, загрязнения оружия и т.п.
Сочетание влияния вибрации ствола, отдачи оружия и других причин приводят к образованию угла между направлением оси канала ствола до выстрела и ее направлением в момент вылета пули из канала ствола. Этот угол называется углом вылета.
Угол вылета считается положительным, когда ось канала ствола в момент вылета пули выше ее положения до выстрела, отрицательным — когда ниже. Влияние угла вылета на стрельбу устраняется при приведении его к нормальному бою. Однако при нарушении правил прикладки оружия, использовании упора, а также правил ухода за оружием и его сбережением, изменяется величина угла вылета и бой оружия. С целью уменьшения вредного влияния отдачи на результаты стрельбы применяются компенсаторы.
Итак, явления выстрела, начальная скорость пули, отдача оружия имеют большое значение при стрельбе и влияют на полет пули.

ВНЕШНЯЯ БАЛЛИСТИКА

Это наука, изучающая движение пули после прекращения действия на нее пороховых газов. Основную задачу внешней баллистики составляет изучение свойств траектории и закономерностей полета пули. Внешняя баллистика дает данные для составления таблиц стрельбы, расчета шкал прицелов оружия, и выработки правил стрельбы. Выводы из внешней баллистики широко используются в бою при выборе прицела и точки прицеливания в зависимости от дальности стрельбы, направления и скорости ветра, температуры воздуха и других условий стрельбы.

3.Траектории элементы поражаемые прикрытая и мертвая пространство и их практическое значение.

Траекторией называется кривая линия, описываемая центром тяжести пули в полете.
Пуля при полете в воздухе подвергается действию двух сил: силы тяжести и силы сопротивления воздуха. Сила тяжести заставляет пулю постепенно понижаться, а сила сопротивления воздуха непрерывно замедляет движение пули и стремится опрокинуть ее. В результате действия этих сил скорость полета пули постепенно уменьшается, а ее траектория представляет собой по форме неравномерно изогнутую кривую линию. Сопротивление воздуха полету пули вызывается тем, что воздух представляет собой упругую среду и поэтому на движение в этой среде затрачивается часть энергии пули.

Сила сопротивления воздуха вызывается тремя основными причинами: трением воздуха, образованием завихрений и образованием баллистической волны.
Форма траектории зависит от величины угла возвышения. С увеличением угла возвышения высота траектории и полная горизонтальная дальность полета пули увеличиваются, но это происходит до известного предела. За этим пределом высота траектории продолжает увеличиваться, а полная горизонтальная дальность начинает уменьшаться.

Угол возвышения, при котором полная горизонтальная дальность полета пули становится наибольшей, называется углом наибольшей дальности. Величина угла наибольшей дальности для пуль различных видов оружия составляет около 35°.

Траектории, получаемые при углах возвышения, меньших угла наибольшей дальности, называютсянастильными. Траектории, получаемые при углах возвышения, больших угла наибольших угла наибольшей дальности, называются навесными. При стрельбе из одного и того же оружия (при одинаковых начальных скоростях) можно получить две траектории с одинаковой горизонтальной дальностью: настильную и навесную. Траектории, имеющие одинаковую горизонтальную дальность рои разных углах возвышения, называются сопряженными.

При стрельбе из стрелкового оружия используются только настильные траектории. Чем настильнее траектория, тем на большем протяжении местности цель может быть поражена с одной установкой прицела (тем меньшее влияние на результаты стрельбы оказывают ошибка в определении установки прицела): в этом заключается практическое значение траектории.
Настильность траектории характеризуется наибольшим ее превышением над линией прицеливания. При данной дальности траектория тем более настильная, чем меньше она поднимается над линией прицеливания. Кроме того, о настильности траектории можно судить по величине угла падения: траектория тем более настильна, чем меньше угол падения. Настильность траектории влияет на величину дальности прямого выстрела, поражаемого, прикрытого и мертвого пространства.

Элементы траектории

Точка вылета — центр дульного среза ствола. Точка вылета является началом траектории.
Горизонт оружия — горизонтальная плоскость, проходящая через точку вылета. 
Линия возвышения — прямая линия, являющаяся продолжением оси канала ствола наведенного оружия. 
Плоскость стрельбы — вертикальная плоскость, проходящая через линию возвышения. 
Угол возвышения — угол, заключенный между линией возвышения и горизонтом оружия. Если этот угол отрицательный, то он называется углом склонения (снижения). 
Линия бросания — прямая линия, являющаяся продолжением оси канала ствола в момент вылета пули. 
Угол бросания — угол, заключенный между линией возвышения и линией бросания. 
Угол вылета — угол, заключенный между линией возвышения и линией бросания. 
Точка падения — точка пересечения траектории с горизонтом оружия. 
Угол падения — угол, заключенный между касательной к траектории в точке падения и горизонтом оружия. 
Полная горизонтальная дальность — расстояние от точки вылета до точки падения. 
Окончательная скорость — скорость пули (гранаты) в точке падения. 
Полное время полета — время движения пули (гранаты) от точки вылета до точки падения. 
Вершина траектории — наивысшая точка траектории над горизонтом оружия. 
Высота траектории — кратчайшее расстояние от вершины траектории до горизонта оружия. 
Восходящая ветвь траектории — часть траектории от точки вылета до вершины, а от вершины до точки падения — нисходящая ветвь траектории. 
Точка прицеливания (наводки) — точка на цели (вне ее), в которую наводится оружие. 
Линия прицеливания — прямая линия, проходящая от глаза стрелка через середину прорези прицела (на уровне с ее краями) и вершину мушки в точку прицеливания. 
Угол прицеливания — угол, заключенный между линией возвышения и линией прицеливания. 
Угол места цели — угол, заключенный между линией прицеливания и горизонтом оружия. Этот угол считается положительным (+), когда цель выше, и отрицательным (-), когда цель ниже горизонта оружия. 
Прицельная дальность — расстояние от точки вылета до пересечения траектории с линией прицеливания. Превышение траектории над линией прицеливания — кратчайшее расстояние от любой точки траектории до линии прицеливания. 
Линия цели — прямая, соединяющая точку вылета с целью. 
Наклонная дальность — расстояние от точки вылета до цели по линии цели. 
Точка встречи — точка пересечения траектории с поверхностью цели (земли, преграды). 
Угол встречи — угол, заключенный между касательной к траектории и касательной к поверхности цели (земли, преграды) в точке встречи. За угол встречи принимается меньший из смежных углов, измеряемый от 0 до 90 градусов.

4.Прямой выстрел. Влияния условий стрельбы на полет снаряда (пули).

Прямой выстрел, поражаемое и мертвое пространство наиболее близко соприкасаются с вопросами стрелковой практики. Основная задача изучения этих вопросов — получить твердые знания в использовании прямого выстрела и поражаемого пространства для выполнения огневых задач в бою.

Прямой выстрел его определение и практическое использование в боевой обстановке

Выстрел, при котором траектория не поднимается над линией прицеливания выше цели на всем своем протяжении, называется прямым выстрелом. В пределах дальности прямого выстрела в напряженные моменты боя стрельба может вестись без перестановки прицела, при этом точка прицеливания по высоте, как правило, выбирается на нижнем краю цели.

Дальность прямого выстрела зависит от высоты цели, настильности траектории. Чем выше цель и чем настильнее траектория, тем больше дальность прямого выстрела и тем на большем протяжении местности цель может быть поражена с одной установкой прицела.
Дальность прямого выстрела может определяться по таблицам путем сравнения высоты цели с величинами наибольшего превышения траектории над линией прицеливания или с высотой траектории.

Прямой снайперский выстрел в городских условиях
Высота установки оптических прицелов над каналом ствола оружия в среднем составляет 7 см. На дистанции 200 метров и прицеле "2" наибольшие превышения траектории, 5 см на дистанции 100 метров и 4 см - на 150 метров, практически совпадают с линией прицеливания - оптической осью оптического прицела. Высота линии прицеливания на середине дистанции 200 метров составляет 3,5 см. Происходит практическое совпадение траектории пули и линии прицеливания. Разницей в 1,5 см можно пренебречь. На дистанции 150 метров высота траектории 4 см, а высота оптической оси прицела над горизонтом оружия составляет 17-18 мм; разница по высоте составляет 3 см, что также не играет практической роли.

 

1 - оптический прицел; 2 - ствол оружия

На расстоянии 80 метров от стрелка высота траектории пули будет 3 см, а высота прицельной линии - 5 см, та же самая разница в 2 см не имеет решающего значения. Пуля ляжет всего на 2 см ниже точки прицеливания. Вертикальный разброс пуль в 2 см настолько мал, что он принципиального значения не имеет. Поэтому, стреляя с делением "2" оптического прицела, начиная с 80 метров дистанции и до 200 метров, цельтесь противнику в переносицу - вы туда и попадете ±2/3 см выше ниже на всей этой дистанции. На 200 метров пуля попадет строго в точку прицеливания. И даже далее, на дистанции до 250 метров, цельтесь с тем же прицелом "2" противнику в "макушку", в верхний срез шапки - пуля после 200 метров дистанции резко понижается. На 250 метров, целясь таким образом, вы попадете ниже на 11 см - в лоб или переносицу.
Вышеописанный способ может пригодиться в уличных боях, когда расстояния в городе и есть примерно 150-250 метров и все делается быстро, на бегу.

Поражаемое пространство его определение и практическое использование в боевой обстановке

При стрельбе по целям, находящимся на расстоянии, большем дальности прямого выстрела, траектория вблизи ее вершины поднимается выше цели и цель на каком-то участке не будет поражаться при той же установке прицела. Однако около цели будет такое пространство (расстояние), на котором траектория не поднимается выше цели и цель будет поражаться ею.

Расстояние на местности, на протяжении которого нисходящая ветвь траектории не превышает высоты цели, называется поражаемым пространством (глубиной поражаемого пространства).
Глубина поражаемого пространства зависит от высоты цели (она будет тем больше, чем выше цель), от настильности траектории (она будет тем больше, чем настильнее траектория) и от угла наклона местности (на переднем скате она уменьшается, на обратном скате — увеличивается). 
Глубину поражаемого пространства можно определить по таблицам превышения траектории над линией прицеливания путем сравнения превышения нисходящей ветви траектории на соответствующую дальность стрельбы с высотой цели, а в том случае, если высота цели меньше 1/3 высоты траектории, то по форме тысячной. 
Для увеличения глубины поражаемого пространства на наклонной местности огневую позицию нужно выбирать так, чтобы местность в расположении противника по возможности совпадала с линией прицеливания. Прикрытое пространство его определение и практическое использование в боевой обстановке.

Прикрытое пространство его определение и практическое использование в боевой обстановке

Пространство за укрытием, не пробиваемым пулей, от его гребня до точки встречи называетсяприкрытым пространством.
Прикрытое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия и чем настильнее траектория. Глубину прикрытого пространства можно определить по таблицам превышения траектории над линией прицеливания. Путем подбора отыскивается превышение, соответствующее высоте укрытия и дальности до него. После нахождения превышения определяется соответствующая ему установка прицела и дальность стрельбы. Разность между определенной дальностью стрельбы и дальностью до укрытия представляет собой величину глубины прикрытого пространства.

Мертвое пространство его определения и практическое использование в боевой обстановке

Часть прикрытого пространства, на котором цель не может быть поражена при данной траектории, называется мертвым (не поражаемым) пространством.
Мертвое пространство будет тем больше, чем больше высота укрытия, меньше высота цели и настильнее траектория. Другую часть прикрытого пространства, на которой цель может быть поражена, составляет поражаемое пространство. Глубина мертвого пространства равна разности прикрытого и поражаемого пространства.

Знание величины поражаемого пространства, прикрытого пространства, мертвого пространства позволяет правильно использовать укрытия для защиты от огня противника, а также принимать меры для уменьшения мертвых пространств путем правильного выбора огневых позиций и обстрела целей из оружия с более навесной траекторией.

Явление деривации

Вследствие одновременного воздействия на пулю вращательного движения, придающего ей устойчивое положение в полете, и сопротивления воздуха, стремящегося опрокинуть пулю головной частью назад, ось пули отклоняется от направления полета в сторону вращения. В результате этого пуля встречает сопротивление воздуха больше одной своей стороной и поэтому отклоняется от плоскости стрельбы все больше и больше в сторону вращения. Такое отклонение вращающейся пули в сторону от плоскости стрельбы называется деривацией. Это довольно сложный физический процесс. Деривация возрастает непропорционально расстоянию полета пули, вследствие чего последняя забирает все больше и больше в сторону и ее траектория в плане представляет собой кривую линию. При правой нарезке ствола деривация уводит пулю в правую сторону, при левой - в левую.

Дистанция, м

Деривация, см

Тысячные

100

0

0

200

1

0

300

2

0,1

400

4

0,1

500

7

0,1

600

12

0,2

700

19

0,2

800

29

0,3

900

43

0,5

1000

62

0,6

На дистанциях стрельбы до 300 метров включительно деривация не имеет практического значения. Особенно это характерно для винтовки СВД, у которой оптический прицел ПСО-1 специально смещен влево на 1,5 см. Ствол при этом слегка развернут влево и пули слегка (на 1 см) уходят левее. Принципиального значения это не имеет. На дистанции 300 метров силой деривации пули возвращаются в точку прицеливания, то есть по центру. И уже на дистанции 400 метров пули начинают основательно уводиться вправо, поэтому, чтобы не крутить горизонтальный маховик, цельтесь противнику в левый (от вас) глаз. Деривацией пулю уведет на 3- 4 см вправо, и она попадет противнику в переносицу. На дистанции 500 метров цельтесь противнику в левую (от вас) сторону головы между глазом и ухом - это и будет приблизительно 6-7 см. На дистанции 600 метров - в левый (от вас) обрез головы противника. Деривация уведет пулю вправо на 11-12 см. На дистанции 700 метров возьмите видимый просвет между точкой прицеливания и левым краем головы, где-то над центром погона на плече противника. На 800 метров - дать поправку маховиком горизонтальных поправок на 0,3 тысячной (сетку подать вправо, среднюю точку попадания переместить влево), на 900 метров - 0,5 тысячной, на 1000 метров - 0,6 тысячной.

Мер5.Формула тысячной и ее практическое применение.а измерения углов - тысячная

За единицу измерения углов (меру углов) в стрелковой практике принимают центральный угол, длина дуги которого равна 1/6000 части длины окружности (рис, 53) Эту угловую единицу называют делением угломера.

Рис. 53. Деление угломера и тысячная;

ABC - дуга; AC - хорда

Как известно из геометрии, длина окружности равна 2πR, или 6,28 R (R — радиус окружности). Если окружность разделить на 6000 равных частей, то каждая такая часть будет равна

Длина дуги, соответствующая этому углу, равна 1/955 (округленно 1/1000) длины радиуса этой окружности. Поэтому деление угломера обычно называют тысячной.

Относительная ошибка, которая получается при этом округлении, равна 4,5%, или округленно 5°/о т. е. тысячная на 5% меньше деления угломера. В практике этой ошибкой пренебрегают.

2. Деление угломера (тысячная) позволяет легко переходить от угловых единиц к линейным и обратно, так как длина дуги, соответствующая делению угломера, на всех расстояниях равна одной тысячной длины радиуса, равного дальности стрельбы.

Углу в одну тысячную соответствует дуга, равная на расстоянии 1000 м—1 м (1000 м: 1000), на расстоянии 500 м— 0,5 м (500 : 1000) и т. д.

Углу в несколько тысячных соответствует длина  дуга В, равная одной тысячной дальности , умноженной

на угол, содержащий У тысячных,   т. е, Б —  откуда

Полученные формулы называются формулами тысячной и имеют широкое применение в стрелковой практике.

В данных формулах Д — дальность до предмета в мет­рах; У — угол, под которым виден предмет в тысячных; В — высота (ширина) предмета в метрах, т. е. длина хор­ды, а не дуги, однако при малых углах (до 15°) разница между длиной дуги и хорды не превышает одной тысяч­ной, поэтому при практической работе они считаются равными.

Пример 1. Танк противника высотой 2,8 м виден под углом 0-05. Определить расстояние до цели (Д).

Решение.

Пример 2. После первого выстрела по пулемету противника на расстояние 500 м снайпер наблюдал отклонение трассы влево на одну фигуру от середины цели. Определить боковую поправку в тысяч­ных (У).

Решение.

Измерение углов в делениях угломера (тысячных) может производиться: угломерным кругом буссоли, сеткой бинокля и перископа, артиллерийским кругом (на карте), целиком прицела, механизмом боковых поправок снайперского прицела и подручными предметами.

Точность углового измерения с помощью того или иного прибора зависит от точности шкалы на нем.

При использовании для измерения углов подручных предметов необходимо заранее определить их угловую величину. Для этого нужно вытянуть руку с подручным предметом на уровне глаза и заметить на местности у краев предмета какие-либо точки, затем с помощью угломерного прибора (бинокля, буссоли и т. п.) точно измерить угловую величину между этими точками.

Угловую величину подручного предмета можно также определить с помощью миллиметровой линейки. Для этого ширину (толщину) предмета в миллиметрах необходимо умножить на 2 тысячных, так как одному миллиметру линейки при ее удалении на 50 см от глаза соответствует по формуле тысячной угловая величина в 2 тысячных.

3. Углы, выраженные в тысячных, записываются через черточку и читаются раздельно: сначала сотня, а затем десятки и единицы; при отсутствии сотен или десятков записывается и читается ноль.

Например:

1705 тысячных записываются 17-05,читается семнадцать ноль пять;

130 тысячных записываются 1-30,читается один тридцать;

100 тысячных записываются 1-00, читается один ноль;

одна тысячная записывается 0-01, читается ноль ноль один.

4. При решении огневых задач бывает необходимо перейти от градусного измерения углов к тысячной и наоборот.

Так как окружность имеет 360°, или 6000 делений угломера (тысячных), то одному делению угломера (тысячной будет соответствовать

т. е. 0-01 = 3'6

Применяя подобные решения, определяют, что 1º ≈ 0-17, 1-00=6° и т. п.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сведения о внутренней и внешней баллистики

Автор: Брагин Виктор Евгеньевич

Дата: 20.11.2017

Номер свидетельства: 439704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства