kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарный план урока ОБЖ в 10 классе на тему "Боевое знамя воинской части-символ воинской чести, доблести и славы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока ОБЖ в 10 классе на тему "Боевое знамя воинской части-символ воинской чести, доблести и славы"»

Сценарный план урока ОБЖ в 10 классе по теме « Боевое знамя воинской части- символ воинской чести, доблести и славы»



Цели урока:

деятельностная: организовать деятельность учащихся по изучению одного из символов воинской чести - Боевого знамени воинской части ;

содержательная:  расширить знания учеников за счёт включения новых понятий в области военной службы.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

предметный: научатся оперировать основными понятиями в области военной службы: боевое знамя, воинская честь.

Метапредметные (УУД):

познавательный: научатся выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

регулятивный: – научатся организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

коммуникативный: – научатся осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми исходя из соображений результативности взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств.

Личностный: будет сформировано чувство гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; ответственности перед Родиной.

Образовательные ресурсы: учебник ; интерактивная доска; компьютер; слайдовая презентация; карточки с заданиями

Межпредметные связи: история

В работе используется УМК:

Мишин, Борис Иванович. Обучение в 5—11 классах по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьёва. 5—11 классы / Б.И. Мишин, М.В. Юрьева. — Москва : АСТ : Астрель, 2014. — 222

Основы безопасности жизнедеятельности: 10-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва.-М.:АСТ: Астрель, 2014.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура (этапы урока, время)

Смысловой блок

(содержание)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(0,5 мин.)

1.Совместная деятельность

Добрый день, ребята.

Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и вы сможете показать своё умение активно работать.

Приветствие учителя,

Проверяет готовность учащихся к уроку


Сообщают о готовности к уроку.

Определяют уровень самоготовности

Регулятивный:

мобилизация сил и энергии учащихся

Личностный:

Психологический настрой детей на урок

Актуализация знаний

(3 мин.)

1.Коллективная работа. Фронтальный опрос

Продолжаем работать над разделом «Основы военной службы».

Вопросы

-Раскройте смысл понятия «Дни воинской славы России»

-В каком Федеральном Законе закреплена лучшая российская военная традиция воздавать дань воинскому подвигу?

-Назовите день нашей немеркнущей славы, праздник всего российского народа, вошедший в список Дней воинской славы России.

-Какие качества русского воина явились основой массового героизма в годы Великой Отечественной войны?

- Как вы понимаете термин «воинская честь»?


Формулирует задание; организует беседу по уточнению и конкретизации ранее полученных знаний

Высказывают свою точку зрения, принимают установку к деятельности

Познавательный:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Регулятивный:

обеспечивается актуализация субъектного опыта

Коммуникативный:

применяют правила речевого общения на практике

Личностный:

личностное самоопределение

Самоопределение к деятельности

(2 мин.)

1. Коллективная работа

Демонстрация видеоряда «Равнение на знамя» (из архивов военно-патриотического клуба школы) слайды1-4

Работа над ассоциативным рядом

- Какие ассоциации при просмотре видеоряда у вас возникли ? Это могут быть образы, слова, отражающие ваши эмоции.

- Какие фразы звучат в ходе мероприятий, представленных на фото?

Беседа

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Сообщение темы урока Слайд 5

О чём бы вы хотели узнать ?

Сообщение цели урока слайд 6

Эпиграфом к уроку станут слова Р. Гамзатова слайд 7

Есть боевое знамя у каждого полка.

Хранит его в сражениях солдатская рука.

В конце урока мы выясним, как содержание урока связано с эпиграфом.

Формулирует задание

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к формулированию темы урока

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока)


Высказывают свою точку зрения, принимают установку к деятельности


(Содержание ответа на вопрос:

Во время праздничных мероприятий выносят знамя, звучит призыв: «Под знамя смирно! Равнение на знамя!»)


Познавательный:

осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме

Регулятивный:

обеспечивается мотивация, актуализация субъектного опыта

Коммуникативный:

достаточно точно и полно выражают свои мысли

Личностный:

ценностно-смысловая ориентация учащихся



Открытие нового знания ( 25мин.)

Изучение нового материала происходит в группах: «Историки», «Исследователи», «Музееведы»( школьники представляют заранее подобранный материал)

1.Беседа

Назовите синонимы слова «знамя»

2.Группа «исследователей» рассказывает о синонимах слова «знамя» и их значении. Слайды 8-13

Учитель: С течением времени изменялось государство, менялись знамена. Послушайте сообщения историков и ответьте на вопрос «Какую роль играло знамя в России в различное время?»

3.Рассказ группы «историков» История Боевого знамени слайды 14-17

4. Фронтальный опрос- ответ на вопрос

5. Иллюстрированный рассказ учителя «Боевое знамя воинской части» (Приложение 1) слайды 18-21

6. Учитель: Верность боевому знамени- одна из древнейших традиций русской армии. Известно немало подвигов и примеров доблестной службы у воинских святынь. Посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос: «О чём заставил вас задуматься этот отрывок из фильма?»

Просмотр фрагмента фильма «Они сражались за Родину»

7.Фронтальный опрос- ответ на вопрос

8. Учитель: Особое место в жизни советского народа занимает Знамя Победы

Рассказ группы «историков» о Знамени Победы слайды 22-25

9. Учитель: С незапамятных времен наши предки почитали знамёна свои. Разным было их название, цвет, форма, размер. Но всегда знамя олицетворяло честь, доблесть, славу, единство, верность Отечеству, стремление к победе.

Рассказ «музееведов » об отношении к знамени в годы



Великой Отечественной войны: слайды 26-29

-Чтение стихотворения Л.Ошанина «Твоё пионерское знамя»

-Рассказ о боевом пионерском знамени (Приложение 2)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Рассказывает, иллюстрирует свой рассказ демонстрацией слайдов



1.Высказывают свою точку зрения


2.Слушают, в ходе урока делают запись в тетради, страница разделена на две колонки: «Что знали?»; «Что нового узнали?»



Отвечают на вопрос: «Какую роль играло знамя в России в различное время?»



Смотрят фрагмент фильма отвечают на вопрос: «О чём заставил вас задуматься этот отрывок из фильма?»

(Содержание ответа на вопрос:

В годы войны Боевое знамя поднимало солдат в атаку. На знамени солдаты давали клятву в том, что победят врага и донесут знамя Победы до Берлина, чтобы водрузить его над Рейхстагом)







Познавательный:

работают с информацией, структурируют полученную информацию

Регулятивный:

осознают качество

и уровень усвоенных знаний

Коммуникативный:

участвуют в диалоге, приходят к общему мнению

Личностный:

ценностно-смысловая ориентация учащихся


Физкультурная пауза

(1 мин.)

Упражнения для физкультминутки :

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек.

Организует выполнение учащимися упражнений

Выполняют упражнения

Регулятивный:

Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Личностный: понимают значение физических упражнений для ЗОЖ

Первичное закрепление знаний


( 3 мин.)

1.Работа с учебником

Записать определение «Боевое знамя воинской части» ( 1-2 абзацы § 7.1)

Это определение взято из Устава внутренней службы ВС РФ. слайд 30

Чтобы понять, что представляет Боевое знамя воинской части сегодня и в чём его коренное отличие (я имею в виду не только внешний вид) от Боевого знамени советского периода, сравните две выдержки: из Указа Президиума Верховного совета СССР и Указа Президента РФ от 18 декабря 2006г №1422 и подумайте, в чем их коренное отличие?

2.Работа с текстом в парах (карточки) Приложение 3

1.Организует самостоятельную работу с учебником




2.Организует обсуждение способов решения поставленной задачи;

организует групповую деятельность учащихся


Контролирует правильность выполнения задания;

фиксирует время выполнения задания

1.Читают текст;

делают записи в тетради;

озвучивают понятие



2.Слушают, наблюдают,


формулируют выводы наблюдений;

выполняют задание в малой группе


Познавательный:

находят необходимую информацию по заданной теме

Регулятивный:

структурируют знания

Коммуникативный:

применяют умения делового сотрудничества, мотивируют свои действия

Личностный:

сотрудничают с учителем и со сверстниками, приходят к общему решению

Контроль за результатом учебной деятельности школьников

( 3 мин.)

  1. Индивидуальная работа

Тест (приложение 4)

Самопроверка ключ для самопроверки и критерии оценки на слайде 31

Наблюдает, руководит деятельностью учащихся;

фиксирует время выполнения задания;

организует обратную связь

Выполняют задания по карточкам;

осуществляют

самопроверку


Познавательный:

оценивают результаты деятельности Регулятивный:

осознают качество и уровень усвоенных знаний

Коммуникативный:

овладеют умениями

применять правила делового сотрудничества

Личностный:

личностное самоопределение

Подведение итогов урока ( 4 мин.)

  1. Фронтальный опрос

Блиц-опрос

— Что есть Боевое знамя воинской части?

— Чем служит Боевое знамя воинской части военнослужащим воинской части?

—Какое место в жизни нашего народа занимает знамя Победы?

- Какие слова в теме урока ключевые?

-Как содержание урока связано с эпиграфом?

Вывод:

Учитель: Более 1300 наших земляков приняли участие в Великой Отечественной войне . Каждый из участников Великой Отечественной войны верил в Победу , сохранил воинскую честь и до конца остался верен Боевому красному знамени своей части.

Недавно мне попалось стихотворение А.Тонконогова «Красное знамя» , в котором есть такие строчки: «Сейчас идёт война другая...Сейчас Знамён не берегут». . Я хочу автору этих строк ответить, что это не так. Верность и честь не чужды и нынешнему поколению. Вспомните наших земляков Игоря Никитина, Сергея Быковских , Дмитрия Вориводина и многих других участников локальных войн. Давайте почтим память тех, кто до конца был верен присяге в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период, принимая участие в военных конфликтах, минутой молчания.

Звук метронома

Слушает ответы учащихся ;

помогает правильно сформулировать высказывание

Отвечают на вопросы учителя


Познавательный:

структурируют полученную информацию

Регулятивный:

осознают качество и уровень усвоенных знаний

Коммуникативный:

достаточно точно и полно выражают свои мысли

Личностный:

нравственно-этическое оценивание содержания урока


Рефлексия

( 2 мин.)

1.Фротальный опрос

-Что нового вы узнали в ходе урока и записали во вторую колонку тетради?


  1. Выставление отметок


Организует коллективную деятельность учащихся.




Выставляет отметки, комментирует их

Формулируют конечный результат своей работы на уроке


Познавательный:

структурируют полученную информацию

Регулятивный:

осознают качество и уровень усвоенных знаний

Коммуникативный:

достаточно точно и полно выражают свои мысли

Личностный:

нравственно-этическое оценивание содержания урока


Информация о домашнем задании

( 1,5 мин.)

Три уровня домашнего задания: слайд 32

 Стандартный минимум- § 7.1, 7.3

 Повышенный - Интервью с военнослужащими, проходившими срочную службу:

« Ваше отношение к Боевому Знамени воинской части»

 Творческий – Эссе «Что для меня значит Знамя Победы?»



Объясняет ход выполнения задания

Слушают;

делают запись в дневнике






Приложение 1


К рассказу учителя «Боевое знамя воинской части»


Шуми,

святое наше знамя,

Шуми, как в старину!

Тебе знакомы

кровь и пламя

уж не в одну войну.

Тебя разили вражьи пули,

а ты вилось в боях,

и не сломили, не согнули

тебя у нас в руках !

(из русской солдатской песни)


Указом Президента в декабре 2006 года был принят новый образец боевого знамени части. Оно продолжает традиции геральдики, которые лежали в основе боевых знамён императорской русской армии.

Боевое знамя воинской части есть особо почётный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части, а также указывающий на её принадлежность к Вооружённым Силам Российской Федерации.

Боевое знамя воинской части является символом воинской чести, доблести и славы, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества.

Из Устава внутренней службы ВС РФ.


К части Боевое знамя всегда выносится развёрнутым. Когда знамённый взвод с Боевым знаменем приблизится к полку на 40—50 шагов, командир полка командует: «Полк, под знамя — смирно!» По этой команде командиры подразделений прикладывают руку к головному убору, все поворачивают голову в сторону Боевого знамени и провожают его взглядом, оркестр играет «Встречный марш».

Боевое знамя вручается воинским частям по их сформировании от имени Президента Российской Федерации представите­лями Министерства обороны Российской Федерации.

Боевое знамя сохраняется за воинской частью на все время независимо от изменений наименования и нумерации воинской части. Изменения наименования и нумерации воинской части заносятся в Грамоту Президента Российской Федерации, выдавае­мую при вручении Боевого знамени.

Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое знамя в бою и не допускать его захвата противником.

При утрате Боевого знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, под­лежат суду, а воинская часть — расформированию.

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ Боевое знамя всегда находится со своей воинской частью при всех обстоятельствах мирного и военного времени. Оно всегда под охраной караула, а при выносе его к воинской части — под охраной знаменного взвода.

К Боевому знамени приказом командира по части назначают­ся знамёнщик и два ассистента из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награждённых орденами и медалями и отличников боевой подготовки

В Вооружённых Силах Российской Федерации Боевое знамя выносится к воинской части в особо торжественных случаях: в дни приведения к Военной присяге, в день годового праздника воинской части, в дни вручения личному составу вооружения и военной техники. Боевое знамя может выноситься к воинской части по решению командира части при проводах солдат и сержантов, уволенных в запас.


Приложение 2

Отношение к знамени в годы Великой Отечественной войны

(материалы группы «музееведов»)



Мы расскажем о боевом пути пионерском знамени. До войны оно было обычным знаменем пионерской дружины нашей школы. Во время боёв за наш посёлок его нашли советские бойцы в одном из подвалов дома.

Находка в подземелье

Наши части наступали на Касторное в январе 1943 года. Снега, гололедица, морозный, жгучий ветер. Трудная пора для бойцов... Касторное было важным стратегическим узлом. И фашисты постарались укрепить станцию как можно надежнее, опоясали ее несколькими линиями железобе­тонных укреплений. Много подвигов совершили наши воины в бою за Касторное. ...Пулеметчик Хаджи Бабаев был ранен, но все же сумел одним из первых прорваться к поселку. Он засел в доме на окраине. Тут оказался исправный фашистский пулемет. Хаджи проделал в стенке чердака отверстие и просунул ствол наружу.

Где-то далеко, в другом конце поселка, слышался глухой рокот наших танков. А здесь, поблизости, наших нет. Хаджи один вырвался вперед. Надо во что бы то ни стало удержать этот рубеж, не дать фашистам возможности организовать оборону.

Хаджи улегся на деревянном настиле, покрытом тонким слоем соломы. Отчаянно болит раненая нога. Кажется, что кто-то прикасается к ней раскаленным железом. Боль пронзает все тело. Только бы не потерять сознание! Хаджи до боли в глазах вглядывается в искрящийся снег. Какой он яркий. Слов­но тысячи крошечных зеркал рассыпаны по дороге... У себя на родине, где даже воздух кажется золотистым от солнца, Хаджи никогда в жизни не видел такого снега... Хаджи наблюдает, как фашисты выкатывают на дорогу противо­танковую пушку. Около нее копошится расчет. Хаджи вы­ждал удобный момент и выпустил длинную очередь. Когда наступила тишина, возле пушки уже никто не двигался. Но из ближних домов стали выползать на дорогу дру­гие темно-зеленые шинели. Видно, эта пушка очень нужна врагу. Новые и новые пулеметные очереди Бабаева косили врагов. Вдруг он заметил их совсем близко от дома. Сбоку. Сзади. Окружают! Дорога каждая секунда! Гитлеровцы заплатят за его жизнь дорогой ценой! Он стреляет почти не­прерывно, едва успевая закладывать новые диски. Вдруг воин почувствовал едкий дымок, пробивающийся откуда-то снизу. Наверно, это запах стреляных гильз! Думать не­когда. Еще очередь, еще. Дым сильнее, и тогда страшная догадка острее, чем боль в ноге, пронзила его: фашисты подожгли дом! На чердаке светло, как будто снизу светит раскаленное солнце. Хаджи, тебе нужны еще секунды! Ты слышишь, Хаджи, далекие голоса? Это наши. Ты должен жить, Хаджи! Ты должен вернуться в свой Узбекистан!

Но Хаджи уже ничего не видел, не слышал. Ему казалось, что он лежит на теплой земле родного кишлака... Когда победный бой за Касторное окончился, наши бойцы вошли в обуглившийся дом, где заживо сгорел у пуле­мета Хаджи Бабаев. Мужчины с седыми висками плакали над изувеченным телом юного узбека. Он был богатырски храбрым, этот Хаджи! В бою за Касторное он один уничтожил около трехсот гитлеровцев.

Красноармейцу Хаджи Бабаеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Весть о подвиге Бабаева пришла в подразделения Н-ско-го полка вместе с известием о необычайном трофее старшего сержанта Юрия Лисиченко.

...Вихревая танковая атака наших войск повергла фашистов в панику. «Танки! Русские танки! Советские танки!» Гитлеровцы метались по улицам Касторного. Продолжали отстреливаться. Кое-кто из врагов попрятался по чердакам и погребам. Бойцы Н-ского стрелкового полка, в рядах которого сражался старший сержант Юрий Лисиченко, получили задание «прочесать» дома. Даже в освобожденном городе или поселке — это очень опасная боевая операция. Любой дом может быть начинен минами. Из-за каждого поворота лестницы, из-за приоткрытой двери может сверкнуть вражеская автоматная очередь. Юрию Лисиченко достался длинный одноэтажный дом с массивными кирпичными стенами. Он сгорел, наверно, от зажигательной бомбы. Все деревянное внутри выгорело. Дым причудливыми траурными лентами прокоптил красный кирпич. Юрий вгляделся в оконные проемы. За стенами как буд­то никто не прятался. Он приблизился к той стене, где раньше была дверь. Огонь совсем выжег ее. Остались металлические навесы, сизые не то от огня, не то от мороза. С этой стороны можно было лучше заглянуть внутрь. Рваные листы железной крыши, густо покрытые инеем, щебень, куски штукатурки, битое стекло. Все припорошено тонким слоем снега. Вдруг Юрий заметил в развалинах зияющее отверстие. По-видимому, оно вело куда-то в подземелье. Не там ли засели враги? Юрий замер. Вот-вот тьму разорвет вспышка выстрела. Ползли секунды. Но было по-прежнему тихо. Тогда Лисиченко осторожно приподнялся и глянул вниз. Показались каменные ступеньки. Он вскинул винтовку и стал медленно спускаться вниз. Густо пахнуло запахом сырости и гнилья. В полутьме Лисиченко различил связки фашистских шинелей. Разбросанные по всему полу, они лежали в несколько «этажей». У самой стенки стояли сапоги. Склад вражеского обмундирования? Шинели казались совсем черными — глаз еще не привык к сумраку. Лисиченко напряженно наблюдал. Шинели могли зашевелиться... Но они лежали неподвижно. Юрий начал штыком прокалывать связки. От такого укола гитлеровец не улежит на месте! Разбрасывая связки, Лисиченко быстро приближался ко дну этого каменного мешка. Уже у самого пола одна шинель показалась ему светлее других. Как будто ее залило, еще не успевшее высохнуть, большое кровавое пятно. Пальцы вдруг ощутили тонкую ткань. Юрий рванул ее к ступенькам, где сверху пробивался свет. На фоне серпа и молота, трепетали золотистые язычки пламени. Пионерское знамя! Среди фашистского тряпья — новенькое пионерское знамя! Юрий сложил его и бережно спрятал за борг шинели. В подземелье фашистов не оказалось. После боя тишина всегда бывает непривычной. Кажется, все вокруг оглохло от грохота и теперь отдыхает от грозных впечатлений. Юрий Лисиченко шел по обледенелой дороге. Обжигающий ветер бросал в лицо колючие, как тоненькие иглы, снежинки. Трудно было поднять голову. Сбоку, у входа в небольшой белый домик, он увидел группу офицеров. Среди них был командир полка И. Ф. Мельников. Юрий подошел к ним и развернул свой необычный трофей. Люди смотрели на знамя и молчали. Где-то, по ту или эту сторону фронта, у каждого остались сыновья, дочери, братья... Были среди офицеров, среди подходивших бойцов совсем молодые люди. У них еще не отзвенело в памяти пионерское детство. Под таким вот знаменем ходили в походы, жгли костры, мечтали о подвигах. Далекое и такое дорогое время. Командир полка Мельников сказал задумчиво, мягко:— Давайте, товарищи, возьмем это знамя с собой. И пускай оно всегда будет с нами. Каждому бойцу приятно будет видеть его рядом с полковым. Ведь мы идем сейчас в бой за будущее наших детей. Весть о находке старшего сержанта Юрия Лисиченко мигом облетела взводы, роты, батальоны. И солдаты, офицеры, коммунисты и комсомольцы, все воины Н-ского стрелкового полка Н-ской стрелковой дивизии, поклялись: «Знамя пионеров Касторного — пронесем до победы!»

Это было не просто решение. Это была молчаливая, суровая и несгибаемая клятва. (С. Годник. Пионерское легендарное. Курское книжное издательство 1962 г.)

И понесли пионерское знамя с собой рядом с полковым знаменем по грозным дорогам войны. Наш пионерский стяг стал свидетелем боевых подвигов 1023 ордена Кутузова стрелкового полка 307-й стрелковой дивизии 13-й армии Брянского фронта. Его несли вперёд люди богатырской храбрости…

Золотые буквы вышиты на нём солдатскими руками. Буквы складываются в слова: «От Касторной до Кенигсберга» . На тёмно-багровом полотнище две даты: «28.I.43-9.V.45г.» Это знамя пионеров Касторного вело в бой солдат, геройски сражавшихся за Родину, вместе с бойцами гордо шагало оно по освобождённым городам и сёлам. Впервые пионерское знамя водрузили на высоте 254.6 в боях за Поныри:

«Артиллерийский налёт ещё не кончился, а в воздух взлетели одна за другой три красные ракеты. Это стрелковые подразделения вместе с танками с трёх сторон пошли в атаку на высоту. Слева шли бойцы роты Сонина, справа рота Забатурина. Пулемётная рота двигалась справа и сзади. В боевых порядках пулемётчиков бежал старший лейтенант Никифор Андрущенко с красным знаменем.

Молчавшие до сих пор миномёты и станковые пулемёты противника вдруг ударили по атакующим подразделениям. На фланге пулемётной роты взрывом мины подняло в воздух станковый пулемёт, вывело из строя весь расчёт. Это видел старший лейтенант Андрущенко Он выдвинулся вперёд, в руках его трепетало знамя, которое надо было водрузить на гребне высоты. Увидев, что стрелки залегли, он поднял знамя над головой и побежал вперёд.

Рядом с ним очутился командир Николай Иванович Гапеев, уже немолодой человек, коммунист.

- С нами Красное знамя, с нами победа!- крикнул он и вместе с Андрущенко устремился к гребню высоты.

Порыв двух офицеров увлёк бойцов. Стрелковые роты поднялись, их поддержали миномётчики и артиллеристы. Орудийные расчёты Митрофана Стеченко повели огонь по ожившему флангу прямой наводкой. Миномётчик Иван Веселов, выбрав удобную позицию, выпустил несколько десятков мин по огневым позициям противника.

Группу старшего лейтенанта Андрущенко прикрывало отделение сержанта Михаила Гордиенко и станковые пулемёты сержанта Роева.

Вскоре на вершине высоты, на фоне светлеющего неба, заалело знамя». (Певзнер М.Н. Два знамени. М.: Издательство ДОСААФ, 1966г.)

Освободив земли Курской и Брянской областей, Белоруссии и Польши, оно взметнулось на одном из самых высоких фортов в Кенигсберге.

После войны 11 августа 1945 года командир полка Иван Федотович Мельников вернул знамя касторенским пионерам. Знамя вернулось в пионерскую дружину, стало символом Победы для многих поколений школьников. С тех пор знамя хранится в школьном краеведческом музее. Легендарное, пробитое пулями, единственное в России боевое пионерское знамя и теперь остаётся в пионерском строю, его выносят в особенно торжественные минуты.


Лев Ошанин

Помнишь, ходили мы с ним в походы,

В лагерь его увозили с собой,

Знамя дружины, знамя отряда,

Алое знамя над головой.


Детское мирное тихое знамя,

Думал ли кто-нибудь, что оно

Бурями, пулями и ветрами

Будет в походное окрещено.


Чтоб счастье, чтоб юность твоя не померкла,

Оно, поднимая отвагу в сердцах,

Прошло от Касторного до Кенегсберга

В широких могучих солдатских руках.


Прошло и сквозь тысячи километров

Вернулось в знакомую школьную дверь,

Шёлк его выцвел под снегом и ветром,

Но трижды дороже оно теперь.


Вот оно снова алеет над нами.

Взгляни на него и запомни навек:

Как много от каждого требует знамя,

Которое выбрал себе человек!



Приложение 3

Карточка-задание

  1. Извлечение из Указа Президиума Верховного совета СССР:

«Боевое знамя всегда находится со своей частью, а на поле боя - в районе боевых действий части.

Весь личный состав части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое знамя в бою и не допустить захвата его противником.

При утрате Боевого знамени командир части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть – расформированию».

  1. Извлечение из Указа Президента РФ от 18 декабря 2006г №1422

«Боевое знамя всегда находится с воинской частью, а в районе боевых действий в условиях, исключающих захват Боевого знамени противником:

В исключительных случаях при непосредственной опасности захвата Боевого знамени противником и отсутствии реальной возможности его защиты и спасения Боевое знамя подлежит уничтожению по приказу командира (начальника) воинской части.

В случае утраты Боевого знамени проводится разбирательство в порядке, определяемом руководителем соответствующего федерального органа.

Военнослужащие, виновные в утрате боевого знамени, привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Если утрата Боевого знамени произошла по вине личного состава воинской части, то она лишается всех своих отличий. Решение о восстановлении права воинской части на новое Боевое знамя принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа в знак признания новых заслуг воинской части».









Приложение 4

ТЕСТ



1.Если произошла утрата воинского знамени, что происходит с воинской частью, согласно Указу президента России?

a) Она расформировывается

b) Лишается всех своих отличий

2.Кто был инициатором создания Знамени Победы?

a) И.В.Сталин

b) Г.К.Жуков

c) М.И.Кутузов

3.Когда Знамя Победы было водружено над рейхстагом?

a) 9 мая 1945 года

b) 22 апреля 1945 года

c) 1 мая 1945 года

4.Что выдается воинской части при вручении знамени?

a) Диплом

b) Грамота Президента РФ

c) Карточка учета


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Рогов Андрей Владимирович

Дата: 21.07.2019

Номер свидетельства: 516938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства