Просмотр содержимого документа
««Средства индивидуальной защиты »»
Разработка открытого урока ОБЖ по теме:
«Средства индивидуальной защиты » 8 класс
Хлопков Игорь Николаевич– преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа г-к Железноводск
Цели урока:
1.Актуализировать и расширить знания обучающихся о средствах индивидуальной защиты кожи и СИЗ органов дыхания, возможностях их применения.
2.Познакомить с изготовлением и применением простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания.
3.Выработать чувство уверенности в эффективности мероприятий по защите населения от ЧС мирного и военного времени и убежденности в необходимости принимать в них участие.
4.Подготовить к выполнению практических нормативов.
Уважаемые ребята. 26 апреля 1986года произошла катастрофа, потрясшая весь мир- авария на Чернобыльской АЭС. Вышел из строя атомный реактор. 150миллионов квадратных километров было радиоактивно заражено. Тысячи людей принимали участие в ликвидации катастрофы часто приходилось работать в средствах индивидуальной защиты. С нами соседствует город Лермонтов где есть завод ГМЗ(горно-металлургический завод) гдепроводятся работы с сильнодействующими ядовитыми веществами(АММИАК), что может привести к чрезвычайной ситуации.
Учебные вопросы:
1.Средства защиты органов дыхания.
2.Специальные средства защиты. Устройство и принцип действия фильтрующего противогаза ГП-5.
3.Выполнение практических нормативов по надеванию ГП-5
4.Средства защиты кожи
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первый противогаз был изобретен русским ученым-химиком Н.Д.Зелинским в 1915 годуво время первой мировой войны,когда воюющие стороны стали применять отравляющие вещества(ХЛОР). Он предложил активированный уголь для защиты от отравляющих веществ, который затем нашел широкое применение в противогазах всех армий мира, а также в промышленности.
1 учебный вопрос.
Средства защиты органов дыхания нужны не только для военнослужащих на случай применения в ходе боевых действий отравляющих веществ, но и они нашли широкое применение в мирные дни, особенно на предприятиях, изготавливающих или использующих в производстве сильнодействующие ядовитые вещества.
Рассмотрим классификацию средств индивидуальной защиты органов дыхания. На экране демонстрируется слайд
1).УЧЕНИКИ
К простейшим средствам защиты является ватно-марлевая повязка, которая изготавливают следующим образом. На экране демонстрируется слайд:
- берут кусок марли 100х50см;
- в средней части куска на площадь 30х20см кладут ровный слой ваты толщиной примерно 2см;
- свободные от ваты концы марли (около 30-35см) с обеих сторон разрезают ножницами, образуя две пары завязок;
- завязки закрепляют стежками ниток (обшивают).
Если есть марля, но нет ваты, можно изготовить марлевую повязку. Для этого вместо ваты на середину укладывают 5-6 слоёв марли. Ватно-марлевую повязку накладывают на лицо так, чтобы нижний край её закрывал низ подбородка, а верхний доходил до глазных впадин, при этом должны хорошо закрываться рот и нос. Разрезанные концы повязки завязывают: нижние – на темени, верхние – на затылке.
2 учебный вопрос .УЧИТЕЛЬ
1) К специальным средствам защиты относятся респиратор, который представляет собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли.
2)Наиболее надёжным средством защиты органов дыхания является противогаз. На экране демонстрируется слайд – классификация противогазов по принципу действия.
К основным фильтрующим противогазам относится противогаз ГП-5, который предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих и аварийно-химически опасных веществ, бактериальных средств.
Принцип действия фильтрующих противогазов заключается в следующем:
При вдохе зараженный воздух поступает в фильтрующее-поглощающую коробку. В ней он очищается от отравляющих веществ сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. После этого он попадает под лицевую часть и в органы дыхания. При выходе воздух из –под лицевой части, минуя коробку, выходит наружу. Поглощение паров и газов осуществляется путем адсорбции.
Адсорбция – поглощение газов и паров поверхностью твердого тела, называемого адсорбентом, под действием сил молекулярного притяжения. В противогазах адсорбентом служит активированный уголь. Фильтрация дымов и туманов (аэрозолей) осуществляется противодымным фильтром, изготовленным из волокнистых материалов, которые образуют густую сетку. Проходя через нее аэрозоли задевают за волокна и удерживаются на них.
На экране демонстрируется слайд – устройство противогаза.
Сегодня более подробно рассмотрим противогаз ГП-5. 2)рассказывает УЧЕНИК
- Из чего состоит противогаз?
Противогаз ГП-5 состоит из:
Резиновая шлем-маска;
Фильтрующая коробка;
Сумка для противогаза.
Подбирается противогаз согласно измерению замкнутой линии, проходящей через макушку, щёки и подбородок, по таблице.
Определение размера противогаза ГП-5
Результат измерения
Размер
До 63,0 см ------- 0
63,5 - 65,5 с ------ 1
66,0 - 68,0 см -------- 2
68,5 - 70,5 см ------- 3
71,0 см и более ------ 4
УЧЕНИКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЛЕНТОЙ СВОЙ РАЗМЕР.
3) рассказывает УЧЕНИК
- В каких положениях может находиться противогаз?
При пользовании противогаз может находиться в положениях:
походном, наготове, боевом.
2) Противогаз носится в сумке на левом боку клапаном наружу, лямка переброшена через правое плечо.
3) В походном положении противогаз находится на боку, клапан застёгнут.
4) По команде «Противогазы готовь!» сумка крепится поясной тесьмой, клапан открывается.
5) По команде «Газы!» противогаз переводится в боевое положение, причём лицевая часть должна быть надета.
походное наготове боевое
- Как правильно надеть противогаз?
4)рассказывает УЧЕНИК
Порядок приведения противогаза в боевое положение:
по команде «ГАЗЫ!»:
1) Задержать дыхание и закрыть глаза.
2) Снять головной убор и зажать его между ног или положить рядом.
3) Взяться за нижние части так, чтобы большие пальцы были наружу, а остальные внутри, подвести шлем-маску к подбородку и резким движением вверх и назад натянуть на голову так, чтобы не было складок.
4) Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание. 5) Надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить её, если раньше этого не было сделано.
Противогаз считается надетым правильно, если стёкла очков находятся против глаз, шлем-маска плотно прилегает к лицу, на голове нет морщин.
- Для чего нужно сделать глубокий выдох?
Глубокий выдох необходим для того, чтобы заражённый воздух, если он попал внутрь во время одевания, был вытеснен.
5)рассказывает УЧЕНИК
-Как правильно снять противогаз?
Правила снимания противогаза.Снимать противогаз можно после команды «Противогазы снять!». Для этого надо приподнять головной убор, взяться за клапан, оттянуть его слегка и энергичным движением вперёд и вверх снять противогаз. Затем надеть головной убор, вывернуть наизнанку шлем-маску, тщательно протереть и сложить так, чтобы стёкла очков были прикрыты, и уложить в сумку.
Для закрепления знаний ФИЛЬМ КАК ПОЛЬЗ ПРОТИВОГАЗОМ
Задание на внимательность:
- Разместить эти этапы надевания противогаза в правильной последовательности:
Закрыть глаза.
Задержать дыхание.
Снять головной убор.
Из сумки вынуть противогаз
и надеть на лицо и голову.
Сделать резкий выдох.
Открыть глаза.
Возобновить дыхание.
Надеть головной убор.
- Кто сможет продемонстрировать надевание противогаза?
3 учебный вопрос
.Самостоятельная практическая работа.
(Тренировка в надевании и снимании противогаза для подготовки к зачёту.)
- Внимательно изучите информационный лист (Приложение № 1),после чего приступите к надеванию противогаза
(работа выполняется в парах)
Обращаю внимание на положение пальцев рук при надевании шлем – маски, способ её снятия с головы и лица. В процессе тренировки объясняю, каким образом следует противогаз складывать в сумку.
Информационный лист
6)ПОДВЕДЕМ ИТОГ. Рассказывает УЧЕНИК
средства защиты органов дыхания
При пользовании противогаз может находиться в положениях:
походном, наготове, боевом.
2) Противогаз носится в сумке на левом боку клапаном наружу, лямка переброшена через правое плечо.
3) В походном положении противогаз находится на боку, клапан застёгнут.
4) По команде «Противогазы готовь!» сумка крепится поясной тесьмой, клапан открывается.
5) По команде «Газы!» противогаз переводится в боевое положение, причём лицевая часть должна быть надета.
7)Рассказывает УЧЕНИК
Порядок приведения противогаза в боевое положение:
по команде «ГАЗЫ!»:
1) Задержать дыхание и закрыть глаза.
2) Снять головной убор и зажать его между ног или положить рядом.
3) Взяться за нижние части так, чтобы большие пальцы были наружу, а остальные внутри, подвести шлем-маску к подбородку и резким движением вверх и назад натянуть на голову так, чтобы не было складок.
4) Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.
5) Надеть головной убор, застегнуть сумку и закрепить её, если раньше этого не было сделано.
Правила снимания противогаза.
Снимать противогаз можно после команды «Противогазы снять!».
Контрольные вопросы:
Для чего предназначены противогазы?
Что входит в комплект противогаза ГП-5?
Чем различаются гражданские противогазы образцов ГП-5 и ГП-7?
Выполнение практических нормативов по одеванию противогаза контрольное время 11 сек.
III.Закрепление пройденного материала.
1.На чем основан принцип действия фильтрующих противогазов?
2.Какие средства относятся к СИЗ органов дыхания?
4.Как изготавливается ватно-марлевая повязка?
Тест по теме «СИЗ»
1. Противогаз снимается по команде:
а) «Отбой!» б) «Противогаз снять!» в) «Газы!»
2. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?
3. Противогаз служит для защиты органов дыхания, зрения, открытых участков кожи от
а) отравляющих веществ;
б) бактериальных средств;
в) радиоактивных веществ;
г) высоких температур окружающей среды.
В приведенной цепочке допущена ошибка. Найдите её.
4.Противогазы ГП-5 могут быть следующих размеров:
а) 0; б) 3; в) 2; г) 5
В приведенной цепочке допущена ошибка. Найдите её.
4 учебный вопрос.
СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОЖИ
УЧИТЕЛЬ
Средства индивидуальной защиты кожи – это специальная защитная одежда: общевойсковой защитный комплект (ОЗК), лёгкий защитный костюм (Л-1), защитный комбинезон, фильтрующая одежда. Специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны.
Население для защиты кожи может приспособить свою одежду и обувь, используемую в быту: прорезиненные плащи, резиновые сапоги, боты, галоши, халаты, куртки с капюшоном из грубой ткани, спортивные костюмы, зимняя одежда.
По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие.
К изолирующим средствам защиты кожи относятся ОЗК общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда.
Фильтрующими средствами защиты кожи может быть обычная одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.
Для работы в очагах поражения личный состав формирований ГОЧС использует специальные средства и спецодежду. К ним относятся: легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект — ОЗК
. Легкий защитный костюм Л-1: / — брюки с чулками; 2 — подшлемник; 3 — рубаха с капюшоном; 4 — двупалые перчатки; 5 — сумка для хранения костюма. Справа — защитный костюм в «боевом» положении
Легкий защитный костюм Л-1 изготовлен из прорезиненной ткани и состоит из рубахи с капюшоном, брюк с бахилами, двупалых перчаток и подшлемника. Укладывается Л-1 в специальную сумку. Костюм изготавливают трех размеров: первый — для роста человека до 165 см, второй — от 165 до 172 см, третий — выше 172 см.
Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок и защитных перчаток.
Назначение ОЗК
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) в сочетании с фильтрующими СИЗК предназначен для защиты кожных покровов личного состава от ОВ
Состав ОЗК
Общевойсковой защитный комплект: 1 – защитный плащ ОП-1М; 2 - затяжник; 3 – петля спинки; 4 и 7 - рамки стальные; 5 – петля для большого пальца руки; 6 и 10 – .закрепки; 8 – центральный шпенек; 9 – хлястик; 11 – держатели плаща; 12 – чехол для защитного плаща ОП-1М; 13 – чехол для защитных чулок и перчаток; 14 – защитные чулки; 15 – защитные перчатки БЛ-1М; 16 – утеплительные вкладыши к защитным перчаткам Б3-1M; 17 – защитные перчатки Б3-1М.
Защитный плащ комплекта имеет две полы, борта, рукава, капюшон, а также хлястики, тесемки и закрепки, позволяющие использовать плащ в различных вариантах. Ткань плаща обеспечивает защиту от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств, а также от светового излучения. Вес защитного плаща около 1,6 кг.
Защитные плащи изготавливают пяти размеров: первый для людей ростом до 165 см, второй - от 165 до 170см, третий от 170 до 175 см, четвертый - от 175 до 180 см и пятый - свыше 180 см.
Защитные перчатки - резиновые, с обтюраторами из импрегнированной ткани (ткань, пропитанная специальными составами, повышающими ее защитную способность от паров ОВ) бывают двух видов: летние и зимние. Летние перчатки пятипалые, зимние - двупалые, имеют утепленный вкладыш, пристегиваемый на пуговицы. Вес защитных перчаток около 350г.
Защитные чулки делают из прорезиненной ткани. Подошвы их усилены брезентовой или резиновой о союзкой. Чулки с брезентовой о союзкой имеют две или три тесемки для крепления к ноге и одну тесемку для крепления к поясному ремню; чулки с резиновой о союзкой крепятся на ногах при помощи хлястиков, а к поясному ремню - тесемкой. Вес защитных чулок 0,8-1,2 кг. При действиях на зараженной местности защитный плащ используется в виде комбинезона.
К специальной защитной одежде относятся: легкий защитный костюм, защитный комбинезон, защитный костюм, состоящий из куртки и брюк, и защитный фартук.
V.Подведение итогов урока и доведение домашнего задания.
На сегодняшнем уроке мы изучили состав и назначение средств защиты органов дыхания, узнали, что наиболее надежным средством защиты является противогаз, рассмотрели какие бывают противогазы по принципу действия, познакомились с изготовлением простейших СИЗ органов дыхания – ватно-марлевой повязки, отработали норматив по одеванию противогаза ,ознакомились с средствами защиты кожи.
Домашнее задание: п.5.5
Используемая литература:
- Программа: учебная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, М.В.Маслов, В.А.Васнев), М.: Просвещение, 2006.
- Учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб. Для учащихся 8 кл.общеобразоват.учреждений/А.Т.Смирнов и др., -М.: Просвещение, 2007.
- Книга для учителя: «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» /А.Т.Смирнов и др., - М.: Просвещение, 2007.
Дидактическое сопровождение: мультимедийный комплекс из компьютера, проектора, экрана; интерактивная система тестирования и голосования, слайды по теме урока; кусок ваты и кусок марли для изготовления ватно-марлевой повязки; противогаз ГП-5 по числу учащихся.