Роль военно-патриотической работы в школе в системе гражданского воспитания подрастающего поколения Республики
Роль военно-патриотической работы в школе в системе гражданского воспитания подрастающего поколения Республики
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема патриотического воспитания и гражданского становления молодежи. Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность Донецкой Народной Республики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль военно-патриотической работы в школе в системе гражданского воспитания подрастающего поколения Республики»
«Роль военно-патриотической работы в школе в системе гражданского воспитания подрастающего поколения Республики»
Введение
«Пройдет время, и все, кто был взрослым,
когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, теперешние дети.
И может случиться, что новые
малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы.
Не давайте им забыть!»
А. Лиханов
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Гражданственность — важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Становление гражданского общества и правовой республики во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня гражданин республики должен получить большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни.
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема патриотического воспитания и гражданского становления молодежи. Гражданско-патриотическое воспитание на современном этапе развития является одним из актуальных направлений подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. От степени осознания всеми гражданами патриотической идеи зависит социальный мир, сплоченность общества и стабильность Донецкой Народной Республики. Все это обуславливает особую важность создания эффективной системы гражданско-патриотического воспитания на разных уровнях управления. Патриотизм в современном обществе понимается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гражданственность и служение на благо общества. Патриотизм, как общая и неотъемлемая часть национального самосознания граждан, может и должен стать основой сплочения общества, возрождения его духовно-нравственных устоев. Решение этой задачи обеспечивает патриотическое воспитание, которое предполагает создание условий для формирования патриотических качеств личности. Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Критериями гражданско-патриотической воспитанности являются:
- сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории Донецкой Народной Республики;
- стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: республики, города, поселка;
- активная позиция в защите интересов своей Родины, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества;
- гражданско-патриотическое воспитание является особенно важным для воспитания подрастающего поколения и молодых граждан, так как
именно здесь закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового и интеллектуального потенциала республики, стремления к ее укреплению.
Становление гражданского общества и правовой Республики во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня гражданин Республики должен получить большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и республики, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Республики;
- осознание долга перед Республикой, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей Республики;
- гордость за свое Отечество, за символы республики, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания. Большую роль выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
Проблемы гражданского воспитания в современной школе
Одной из важнейших проблем современной Донецкой Народной Республике стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Вообще, сам термин «гражданское воспитание» нуждается в конкретизации. Очевидно, что под «гражданским воспитанием» подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы встает вопрос, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина Республики. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать граждан Республики, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно уважение к органам государственной власти, как ни странно, именно к органам народного представительства, наличие которых, кстати, единственно и дает право государству называться демократическим.
В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное потому, что в стране отсутствует какая-либо позитивная идеология, а также четко сформулированная национальная идея. Со школьниками сегодня практически не ведется какая-либо организованная, систематизированная и, главное, целенаправленная общественная работа. В свое время из средней школы были изгнаны все детские общественные организации, проводившие и организовывавшие подобную работу. Сделано это было под предлогом деидеологизации образования. Уже тогда, на рубеже 80-90-х годов людям и педагогам, мало-мальски разбирающимся или хотя бы интересующимся историей и политикой, было понятно, что образование не может быть вне политики, вне идеологии. Было ясно, что на смену коммунистической идеологии в школу обязательно придет какая-то другая. Но тогда мало кто предполагал, что на смену коммунистическим идеалам, ставившим, возможно, излишне резко, государство выше человека и буквально требовавших принесения личных интересов в жертву интересам общества, придут иные ценности, выражающиеся в абсолютном пренебрежении общественными и государственными интересами. Мало, кто тогда думал о том, что, лишив школу права заниматься идеологическим и политическим воспитанием подростков, дети, будущее нашей Родины окажутся в руки нечистоплотных отечественных и зарубежных политиков. А в общем и целом, они остались практически один на один с мощной идеологической пропагандой западных стран.
Отрадно сознавать, что сегодня государственная власть встала на путь борьбы с безыдейностью школьного образования. Правительству Республики дано поручение разработать программу патриотического воспитания детей и молодежи. Все чаще говорят о необходимости воссоздания детских организаций в школах. О необходимости вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь. И тем не менее, несмотря на предпринимаемые государством шаги в этом направлении, учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания детей. Донецкая Народная Республика сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям в первую очередь необходимо привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. И еще их надо научить умению как, каждодневно являясь объектом политических манипуляций, остаться субъектом политического процесса. Эта задача тем более важна, потому что лишь при этих условиях можно создать подлинно гражданское общество, способное не только осознанно избирать власть, но и грамотно ее контролировать, эффективно влиять на принимаемые этой властью решения.
2. Школьное самоуправление как фактор воспитания гражданственности
Первой и одной из самых важных ступеней на этом пути может и должно стать школьное самоуправление. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности.
Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение в деле гражданского воспитания подрастающего поколения, следовательно, и в становлении полноценного гражданского общества. А значит, эта работа должна проводиться систематизировано, она должна обеспечиваться методическими пособиями, и организовывать ее должны специально подготовленные школьные работники. Поэтому особое внимание при обучении необходимо уделять изучению Конституции Донецкой Народной Республики. Как показали многочисленные опросы, большинство старшеклассников даже не читал и основной закон страны. Они имеют весьма приблизительное представление о своих гражданских правах и обязанностях. Смутно представляют структуру органов государственной власти. А о знаниях устава родного города, района вообще говорить не приходится.
Грамотная организация работы органов школьного самоуправления имеет важное значение не только потому, что она делает подростков активными участниками школьной жизни, но еще и потому, что, реально участвуя в выработке и принятии решений, подростки приобретают практические навыки, необходимые в их будущей «взрослой» жизни, у них вырабатывается активная жизненная и гражданская позиция. А значит, в своей будущей жизни, новые граждане новой Республики будут иметь иммунитет от различного рода, так называемых «избирательных технологий». Они сумеют без подсказки СМИ отличить политического деятеля от политического проходимца. Они будут способны принять самостоятельное решение в интересах своей семьи и в интересах Республики. А разве не это есть главная цель гражданского воспитания.
Без организации конкретного участия школьника в общественной жизни школы, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, а потому - вредную формальность. Только реальная с самого раннего возраста осознанная деятельность на благо общества и государства позволит воспитать из ребенка Гражданина и Патриота. Это можно сделать только при помощи школы. Только на базе школы и других детских образовательных учреждений можно создать структурированную систему детских организаций, политически не ангажированных, и способных к вовлечению детей и подростков в позитивную общественно полезную деятельность.
Хочется подчеркнуть, что с очередных выборов поколение 18 - летних приступает к государственному строительству, и от них будет зависеть, как будет сформирована власть, и насколько полезные она будет принимать законы, поэтому молодежи необходимо помочь подойти к выбору своего будущего. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей демократических выборов.
Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных - одна из важнейших задач школы.
3. Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданского воспитания в школе:
- повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
- формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
- социализация личности.
Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.
Задачи гражданского воспитания школьников:
- Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).
- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину
- Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
- Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.
4. Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания — учить миру. А это значит:
1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету — к лучшему;
2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;
4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе — научиться содействовать необходимым переменам.
В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования — бывших внешкольных), семьи и других организаций.
Само слово «воспитание» подсказывает нам, что это непрерывно возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной жизни опыта, знаний, качеств личности. Воспитание, как замечательно говорил В. Г. Белинский, — это великое дело: им решается участь человека.
Постепенно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп. Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, внешкольных учреждениях (дополнительного образования) и жилых массивах (по месту жительства) и др., учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.
Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
Детей следует знакомить с государственной и военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы — сравнивая и комментируя предметы разного времени.
Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному и физическому самосовершенствованию, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Все это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремленности, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность. Начинает формироваться «Я — концепция».
Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этических ценностей.
Формы патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учебой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.
Выводы
Педагогические наблюдения выявили, что в большинстве общеобразовательных школах слабо организована работа по военно-патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, развитии физических и морально-волевых качеств, а также в подготовке учащихся старших классов к службе в армии.
Наблюдение показало, что в большинстве общеобразовательных школах недостаточное внимание уделяется физической подготовке, развитию физических и нравственно-волевых качеств, формированию военно-прикладных навыков, необходимых для службы в армии. В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста. Известно, что человек, имеющий хорошую физическую и морально -волевую подготовку, владеющий разнообразными двигательными навыками быстрее адаптируется в сложной и внезапно возникающей ситуации и более короткие сроки осваивает новые трудовые операции.
Военная служба, как правило, требует больших физических и нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека к этим условиям и его способность переносить физические и психические нагрузки составляют одно из решающих условий успеха военных действий. Физическая культура и спорт должны обеспечить у будущих военнослужащих высокий уровень развития физических и морально-волевых качеств. На решение этой задачи должно быть направлено физическое воспитание учащихся допризывного и призывного возраста.
Бесспорно, что навыки быстрого бега, ходьбы, передвижения на лыжах, метания гранаты, плавания, стрельбы, рукопашного боя, преодоления полосы препятствий, переноски груза, вождение мотоцикла, трактора и автомобиля имеют большое военно-прикладное значение. Однако в системе физического воспитания учащихся допризывного и призывного возраста этим видам спорта уделяется недостаточное внимание. Это отрицательно влияет на их физическую и военно-прикладную подготовку.
Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и формирую нравственно-волевые качества (честность, справедливость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, доброжелательность, решительность, целеустремленность, смелость, сила воли), развивает у юношей призывного возраста чувство любви к Родине и высокой ответственности за свою спортивную подготовку. Спортсмены-школьники стремятся прославить свой коллектив, свою республику новыми спортивными достижениями что является одним из важнейших форм проявления патриотизма. Кроме того, в процессе занятий спортом проявляются и формируются многообраздые национальные отношения между спортсменами и тренерами различных районов, городов, республики государств. Спорт и спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, духовно-нравственную культуру различных этносов и национальностей, воспитывают любовь и преданность к своей Родине, выступают как средства нравственного и патриотического воспитания.
В современных условиях воспитание патриотизма, уважительного отношения детей и молодежи к Вооруженным Силам Донецкой Народной Республики, героическим и трудовым подвигам своего народа, историческому прошлому и формирование положительной мотивации к службе в армии должны стать главными задачами патриотического воспитания в образовательных учреждениях. На решение этих задач должна быть направлена система патриотического воспитания в общеобразовательных школах.
В условиях современной Республики особое место должно быть отведено воспитанию гражданского патриотизма. Гражданский патриотизм предусматривает формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к Добру, Справедливости, Истине, сохранению и приумножению лучших традиций и ценностей своего народа. В основу воспитания гражданского патриотизма должны быть положены принципы народности, миротворчества национальной осмысленности, социальной ориентированности, гуманности, идеи добра и справедливости, трудовые и культурные традиции народов, проживающих, в Донецкой Народной Республики.
Для формирования системы воспитания, подрастающего поколения и молодежи на основе важнейших социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма и необходимостью разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания необходимо создавать целевые проекты.
Цели и задачи подобных проектов:
создание системы гражданско-патриотического воспитания у молодежи Донецкой Народной Республики для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи воспитания военно-патриотического духа у учащихся Донецкой Народной Республики:
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию системы для эффективного патриотического воспитания молодежи;
- определение основных направлений гражданско-патриотического воспитания;
- создание условий для реализации каждым молодым человеком собственной гражданской позиции;
- формирование гражданской компетентности;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Родины, к традициям родного края;
- привлечение молодежи к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- обеспечение взаимосвязи патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения.
Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. В XXI в. необходимость воспитания гражданственного самосознания и патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. Необходимость воспитания исторически грамотного гражданина, тем не менее, не вызывает сомнения, если мы не хотим больше быть «Иванами, не помнящими родства».
Список литературы
Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.
Мы – сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.
Никитин А. Социальное пространство личности// Проблемы политико-правовой социализации школьников.- М, 1997.
Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях.- М.: «Университет», 2001.