Урок 4. Регулировщик – основной способ регулирования
при заторах и неисправностях светофоров.
Учебные вопросы:
1. Ознакомить учащихся с сигналами регулировщика.
2. Отработать действия участников дорожного движения согласно сигналам регулировщика.
Цель урока. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать
- определение «регулировщик»
- сигналы регулировщика;
б) уметь действовать по сигналам регулировщика в роли любого участника движения;
в) иметь представление о случаях, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Ход урока
l. Организационный момент.
ll. Проверка домашнего задания.
Учащиеся получают индивидуальные задания по теме предыдущего урока «Способы регулирования движения. Светофор.» (Приложение 1).
lll.Работа над новым материалом.
Бывают случаи, когда светофор ломается и руководствоваться его мигающими сигналами нельзя. Как же ведут себя водители в таком случае, и каких сигналов придерживаются? Вместо светофора организацию движения берет на себя кто? Правильно, регулировщик. А кто это? Запишите в тетрадь:
Регулировщик – лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудник полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Регулировщик может подавать сигналы жезлом, жестами рук и изменением положения корпуса. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
Пешеходы и водители обязаны выполнять сигналы регулировщика даже в том случае, если они противоречат сигналам светофора. В случае неподчинения его сигналам, а также для привлечения внимания к себе участников дорожного движения регулировщик использует свисток.
Какие же сигналы и кому подает регулировщик? Чтобы лучше в этом разобраться, давайте рассмотрим и обсудим карточки-рисунки с изображенными сигналами регулировщика (Приложение 2).
Итак, какие сигналы руками подает регулировщик? Посмотрите (учитель показывает): руки вытянуты в стороны или опущены; правая рука вытянута вперед; рука поднята вверх. Эти сигналы имеют следующие значения:
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение транспортных средств и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперед:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
lV. Закрепление материала.
Для того, чтобы лучше понять и запомнить действия всех участников дорожного движения, учащимся предлагается провести игру-упражнение «Регулировщик».
Учащиеся распределяют между собой роли: «регулировщик», «водитель трамвая», «пешеходы», «водитель автомобиля», «мотоциклист», «велосипедист». Они получают надписи «Автобус», «Трамвай», «Пешеход», «Мотоциклист», «Велосипедист».
В роли «регулировщика» выступает учитель. Он становится посреди обозначенного перекрестка на площадке (в спортивном зале или кабинете). Каждый ученик имеет при себе полученную карточку-рисунок, с помощью которой выполняет действия того участника дорожного движения, кем он является в данный момент.
V. Домашнее задание.
Сборник Правил дорожного движения: п. 6.10-6.16 – учить.
Приложение 1.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите реверсивные светофоры.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите светофор, предназначенный для пешеходов.
Продолжение приложения 1.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите светофор, предназначенный для регулирования движения трамваев.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите светофор, предназначенный для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Продолжение приложения 1.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите реверсивные светофоры.
_________________________________ (Фамилия, имя)
1. Способы регулирования движения
2. Дайте название изображенным светофорам:
3. Изобразите светофор, предназначенный для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Приложение 2.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3.