Развитие гигиенической культуры студентов Костромского энергетического техникума
Развитие гигиенической культуры студентов Костромского энергетического техникума
В статье главный упор сделан на формирование и развитие гигиенической культуры студентов, рассмотрена и обоснована концепция создания музея гигиенической культуры, позволяющего решать проблемы сохранения здоровья, по сути развитие гигиенической культуры мы считаем главным фактором здововьесбережения подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Без культуры существование на планете человека лишается смысла.
Д.С. Лихачев.
К словам Д.С. Лихачева можно добавить, что без гигиенической культуры подрастающего поколения – тем более.
Гигиеническая культура детей и их здоровый образ жизни остаются на сегодняшний день, к большому сожалению, на низком уровне.
Данные социологического исследования показывают несоблюдение элементарных гигиенических правил:
каждый третий россиянин не моет руки перед едой или после туалета;
каждый четвертый не моет руки после возвращения с улицы;
трое из четверых не моют руки после игры или ухода за домашними животными.
Конечно, сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью. Время поставило другие, более сложные проблемы: необходимо заниматься вопросами здорового питания молодежи, активизировать борьбу против курения, наркомании, злоупотребления спиртными напитками, укрепления физического и духовного здоровья молодежи, просвещением в области репродуктивного здоровья и психологического комфорта.
Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – гигиена будущего. Необходимо научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов.
Опыт показывает, что решение проблем здорового детства должно быть связано не только с традиционно медицинскими и гигиеническими мероприятиями, а в первую очередь, с новыми технологиями, когда составляющие их компоненты органически вплетаются в ткань образовательного процесса. Стереотип общественного мышления возлагает ответственность за здоровье на структуры здравоохранения и правопорядка.
К сожалению, такой подход к проблеме ни в практическом, ни в моральном плане не представляет перспективы. Первопричина лежит в совершенно другой плоскости, а именно в сфере активного воспитания человека. В техникуме давно работает музей истории и развития Костромского энергетического техникума и совместно с медицинским работником возникла идея создания на базе музея комнаты гигиены.
Концепция развития гигиенической культуры студентов Костромского энергетического техникума
Предстоящая модернизация образования предполагает сохранение здоровья обучающихся педагогическими средствами. Для этого мы предлагаем использовать свой главный ресурс – ЗНАНИЕ.
Доказано, что в своем становлении человек тесно связан с пространством. Основным принципом при этом является создание субъектно развивающей среды и пространственной конфигурации деятельности (данные принципы сформулированы в своих научных работах преподавателя физики Костромского энергетического техникума, кандидата педагогических наук, доцента Баженова В.М.)
Цель: разработка и внедрение специального пространства по концентрации вокруг студентов элементов гигиены и приобретения позитивного опыта через эту предметную среду в области культуры. Обеспечение комплексных мер по сохранению здоровья школьников.
Задача: главной задачей при этом будет не просто демонстрация коллекции, а формирование у подростков гигиенической культуры посредством энергетики музейного материала на основе наук музееведения, педагогики и психологии.
Фонды
Любые гигиенические предметы, даже выполненные детьми (главное, “чтобы они сохраняли прошлое, иллюстрировали настоящее и освещали будущее”):1) выбранные для детей; 2) выставленные для детей; 3) интерпретируемые для детей; 4) в пространстве для детей
Здание Рекреационное пространство в школе, организованное особым образом
Содержательная направленность деятельности музея. Определяется спецификой аудитории, отраслью знаний
Проведение исследований школьниками Экспериментальный и интегративный (акцент на социально-педагогические исследования для планирования учета результативности воздействия)
Ведущая деятельность Педагогическая (задача освоения музейной реальности в ее педагогическом аспекте)
Характер работы Творческий (музей-театр), регламентированный, студийный (клубный, движение “ЗОЖ”)
Основные формы работы с посетителями Интерактивные экскурсии (вовлечение посетителя в активную деятельность); комплексные (логико-аналитическое, чувственное, психомоторное восприятие): свободный выбор содержания и форм освоения самим посетителем
Адресность Обращение к детям, подросткам (ориентация на индивидуального посетителя)
Характер обращения с посетителем Как с субъектом – равноправным участником коммуникативного процесса, диалога (активный посетитель)
Тематика экспозиций Соотносится с коллекциями и не ограничена (диктуется потребностями посетителей)
Способы экспонирования Постоянные и сменные, разнообразные мероприятия для детей и с участием детей
Ведущие идеи создания музея гигиены:
музей гигиены может стать местом и инструментом для решения проблем в области повышения гигиенической культуры школьников;
ценность будущей коллекции не только в количестве экземпляров, а и в том, что ученик о них узнает;
каждый класс – коллекционер;
совершенствование содержания воспитания;
расширение кругозора школьников в процессе собирательства;
изучение, исследование предметов коллекционирования;
привлечение обучающихся к организации внутреннего пространства школы.
Этапы внедрения социально-педагогического проекта “Музей гигиены”
I этап:
предполагает разработку концепции, технологию внедрения;
проведение разъяснительной работы среди учеников и учителей “Зачем?” и “Что собирать?”;
распространение “Обращений”, выпуск проспекта “Музей гигиены”.
II этап:
разработка маршрута “станций” коллекционирования для классов;
систематизация собранного материала;
разработка эскизов экспозиций будущего музея;
обсуждение итогов данного этапа;
разработка положения о школьном музее гигиены;
приобретение оборудования.
III этап:
оформление дизайнером, художников пространства музея;
обсуждение выполнения этапов на кординационно-валеологическом совете;
оформление результатов внедрения проекта;
презентация музея гигиены.
Ожидаемые результаты внедрения проекта “Музея гигиены”:
создание центра по воспитанию гигиенической культуры;
выработка устойчивости у школьников к негативным внешним раздражителям (курению, наркомании, алкоголю и т. д.);
формирование гигиенических навыков;
распространение положительного опыта внедрения проекта “музея гигиены” в регионе как нетрадиционную технологию воспитания.
Маршрутный лист творческого коллекционирования объектов для открытия школьного музея гигиены.
№ маршрута.
Примерные станции творческого поиска
Задания
1.
Энциклопедия Найти определение объекта поиска
2.
Изобретение Кто и когда придумал данный предмет?
3.
История Как этот предмет выглядел в далеком прошлом, были ли они вообще тогда?
4.
Индустрия Собрать коллекцию предметов объекта поиска на современном этапе. Указать состав материала предмета
5.
Изготовитель Фабрика, завод в России или за рубежом. Творческая переписка с ними: история завода, выпускающего данную продукцию; заинтересовать их в оказании помощи по созданию школьного музея.
6.
Искусство Виды искусств, посвященные объекту поиска (стихи, рассказы, картины, песни, скульптуры, пословицы, легенды, сведения об авторе и т. д.)
7.
Филателия Коллекционирование почтовых марок (с изображением объекта поиска)
8.
Фалеристика Коллекционирование значков (с изображением объекта поиска)
9.
Филокартия Коллекционирование открыток (с изображением объекта поиска)
10.
Филумения Коллекционирование этикеток от спичечных коробков (малая графика с изображением объекта поиска)