Просмотр содержимого документа
«разработка урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" по теме" Курение и его последствия"»
Тема: Курение и его последствия.
Цель: Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.
Задачи:
1.Обсудить вредное влияние табачного дыма на организм человека.
2.Обсудить причины курения- не курения.
3.Обсудить последствия курения.
4.Обсудить права некурящих.
5.Отработать навыки отказа от курения.
Форма проведения: тренинг.
Время проведения: 45 мин.
Возраст участников: 6 класс.
№
Этап занятия
Продолжительность
Оборудование
1.
Введение.
Упражнение «Волшебная ручка»
3 мин.
Ручка.
2.
Сообщение темы и цели занятия.
1-2 мин.
3
Актуализация проблемы.
Игра «Ассоциации»
5 мин.
4.
Оценка уровня информированности
Игра «Брейн- ринг»
5-7 мин.
4 набора карточек с номерами от 1 до 3. Звездочки для награждения.
5.
Информационный блок.
1.Игра «Аукцион идей»
2.Мини лекция.
12 мин.
-Фломастеры, ватман, скотч
-Листы бумаги формата А4 с информацией (принцип газеты)
6.
Игра-разминка
3 мин.
7.
Формирование и развитие навыка.
5 мин.
Бумага, фломастеры, скотч
8.
Приобретение практических навыков.
Игра «Сигарета»
5 мин.
9.
Завершение работы.
Упражнение «Волшебная ручка»
5 мин.
Ручка.
Комментарий: Продолжительность этапов занятия зависит от особенностей группы и опыта учителя. То, что занятие «выбивается» из расписания не должно вызывать тревогу. В этом случае следует проявить гибкость. В предложенном плане продолжительность каждого этапа дана приблизительно.
План – конспект
1.Введение.
Перед началом занятия стулья в классе расставлены кругом. Учащиеся могут занять любое понравившееся им место. Учитель тоже занимает любое место в кругу. Занятие рассчитано на уже знакомых между собой учащихся.
Этот этап может быть проведен в любой удобной форме. Он рассчитан для создания рабочей атмосферы.
Упражнение «Волшебная ручка»
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
-Какое у вас сейчас настроение? Почему?
-С какими чувствами вы пришли сюда сегодня?
(Учащиеся поочередно отвечают на заданные вопросы, передавая ручку из рук в руки)
2.Сообщение темы и цели занятия.
Это этап, в который входит краткое представление темы, целей и задач занятия.
На этом же этапе можно вспомнить правила работы в группе.
3.Актуализация проблемы.
Игра «Ассоциации»
Цель: определить уровень знаний у учащихся. Создать основу для более глубокого содержания работы.
В игре участвует вся группа.
Задание:
Какие ассоциации возникают у учащихся, когда они слышат слова «курение», «курильщик»?. После этого все названные ассоциации обсуждаются.
4.Оценка уровня информированности.
Игра «Брейн - ринг»
Разделить учащихся на 4 группы (Яблоко, груша, лимон, апельсин). Каждой группе выдать набор карточек с номерами от1 до 3.
-Вы уже знаете о курении много, а вот на сколько мы сейчас и проверим. Мы поиграем в игру «Брейн - ринг». Это похоже на игру «Что? Где? Когда?», но у нас будет не одна команда, а 4 группы. Один из вас будет капитаном, например тот, у кого самые голубые глаза. Я буду задавать вам вопросы и три варианта ответов. Ваша задача за 10 сек. выбрать правильный ответ. Капитан команды поднимает карточку с номером вашего ответа. За каждый правильный ответ команда получает вознаграждение- звездочку. Команда, набравшая наибольшее количество звездочек выигрывает.
(Лучше если вопросы и ответы будут напечатаны на листах бумаги форматом А4 и учитель показывает учащимся их и проговаривает ).
-Итак, начали:
Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
1.В 16 в. испанцами из Америки. +
2.В 17 в. китайцами.
3.В 18 в. англичанами из Индии.
При каком царе табак впервые появился в России?
1.При Иване Грозном.
2.При Екатерине ll.
3.При Петре l. +
Какой русский царь ввел запрет на курение?
1.Алексей Михайлович. +
2. Петр l.
3.Екатерина ll.
Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
1.Сигареты с фильтром.
2.Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
3.Нет.+
Что такое пассивное курение?
1.Нахождение в помещении, где курят. +
2.Когда куришь «за компанию».
3.Когда не затягиваешься сигаретой.
Как влияет курение на работу сердца?
1.Замедляет его работу.
2.Заставляет учащенно биться. +
3.Не влияет на его работу.
Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
1.Аллергия.
2.Рак легкого. +
3.Гастрит.
Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
1.Стаж не имеет значения.
2.Чем дольше куришь, тем сложнее бросить курить. +
3.Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.
Учитель подводит итоги.
- Подсчитайте количество звездочек. Команде победительнице наши аплодисменты(аплодисменты).
5.Информационный блок.
Игра «Аукцион идей»
Учащихся разбить на 2 группы (красивые - умные). На доску прикрепить плакат «Причины».
Задание:
-Подумайте, почему одни ученики курят, а другие нет. Перечислите причины, называя их по очереди. «Красивые» - называют причины курения, а «умные» - причины не курения. Ребята называют причины, а учитель записывает их на плакат.
Обсуждение.
Обратить внимание на причины курить.
-Действительно ли вы думаете, что сигареты все это могут?
Вывод: Сигареты не магическое средство и они не могут сделать всего того, что им приписывается.
Мини лекция.
(листы с информацией, принцип газеты)
1.90% рака легких наблюдается у людей, которые курят.
2.Каждая выкуренная сигарета, уносит 6 минут жизни.
3.Сигареты опасны, потому что содержат и при горении производят ядовитые вещества, такие как смолы, никотин, угарный газ.
4.Пассивное курение уменьшает жизнь на 4 года.
5.Если человек начал курить в 15 лет, то его жизнь сокращается в среднем на 8 лет и более.
6.В табачном дыме содержится свыше 3000 веществ.
7.Сигаретный фильтр способен задержать не более 20% вредных веществ.
8.Более 80% мужчин осуждают курение женщин.
6.Игра – разминка.
«Постройтесь по росту»
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
7.Формирование и развитие навыка.
Работа в группах (Земля, Венера, Марс)
Каждой группе раздать лист бумаги и фломастеры.
-Некурящие люди все настойчивее заявляют о своих правах дышать чистым воздухом и выдвигают все больше возражений курению.
Задание: Приведите примеры мест, где людям не позволяется курить или их возможности курить ограничены.
Защита работ.
8. Приобретение практических навыков.
Игра «Сигарета»
Учащиеся садятся в круг. Им дается задание придумать несколько вариантов отказа от курения и несколько вариантов предложения ее попробовать. Учитель берет макет сигареты и предлагает ее участнику сидящему рядом. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. После этого «сигарета» переходит к этому участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать сигарету и т.д.
Обсуждение:
- Легко ли было подбирать достойные отказы?
- Какие из произнесенных вариантов отказа были наиболее эффективными?
- Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающего?
9.Зарершение работы.
Упражнение «Волшебная ручка»
На этом этапе учитель по кругу спрашивает у учащихся о том, что им понравилось, какие чувства они испытывают в данный момент (учащиеся передают друг другу ручку).