kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока ОБЖ на тему "Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по ОБЖ в 8 классе. 

Цели урока:

  • дать знания о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ;
  • проконтролировать выполнение домашнего задания;
  • воспитание любви к природе и своей Родине – России;
  • воспитать умение работать в команде для достижения цели.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ОБЖ на тему "Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ"»


ПОНЯТИЕ О ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ КОНЦЕНТРАЦИЯХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РОССИИ


Предмет: ОБЖ.

Класс: восьмой.

Глава 6. Нарушение экологического равновесия.

Урок №26. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.



Материал учебника: §6.6.

Цели урока:

  • дать знания о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ;

  • проконтролировать выполнение домашнего задания;

  • воспитание любви к природе и своей Родине – России;

  • воспитать умение работать в команде для достижения цели.

Тип урока: урок-изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь.


План урока:


Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

1

2

Проверка домашнего задания

Проверить знания учащихся о загрязнении атмосферы, вод и почв

10

3

Объяснение нового материала

Рассказать учащимся о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ

15

4

Проверочная работа

Проверить качество усвоения материала

13

5

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

4

6

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2


На доске (экране):


Число, месяц

Классная работа

Тема: «Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России».

Домашнее задание: учебник: §6.6.



Ход урока


  1. Организационный момент.


____________________________________________________________________________________________________________________________


Сообщить учащимся, что на этом уроке завершается изучение темы «Нарушение экологического равновесия», и они узнают о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ и экологической обстановке в России.


  1. Проверка домашнего задания.


  • Какие вещества способствуют ингредиентному загрязнению биосферы? Приведите примеры. Предложите меры по снижению этого вида загрязнения.

  • Приведите 2-3 примера по каждому виду загрязнения биосферы.

  • Оцените состояние атмосферы в городе, посёлке, где вы живёте.

  • Каковы «местные» источники загрязнения атмосферы в городе, посёлке, где вы живёте?

  • Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности человека, влекущей загрязнение и изменение состава почв.

  • Почему нельзя собирать грибы и ягоды вдоль автодорог?

  • Что такое термическое загрязнение вод?

  • Каковы основные загрязнители поверхностных и подземных вод?


  1. Объяснение нового материала.


Объяснить понятия: предельно допустимая концентрация (ПДК), шумовые воздействия, вибрации, электромагнитное излучение. Рассказать об экологической обстановке в России.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив (максимальная концентрация вредного вещества) содержания вредного вещества в окружающей (или производственной) среде, практически не влияющего на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом. ПДК устанавливаются из расчёта того, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне (или, например, использование продукта) совершенно безопасно. Поэтому значения ПДК устанавливаются на основании экспериментальных данных о токсичности. Они не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.

Например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения – 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений – 0,01 мг/м3, в атмосферном воздухе – 0,007 мг/м3.

История ПДК. В атмосферу поступает множество примесей от различных промышленных производств и автотранспорта. Для контроля их содержания в воздухе были нужны вполне определённые стандартизированные экологические нормативы, поэтому и было введено понятие о предельно допустимой концентрации. Величины ПДК для воздуха измеряются в мг/м3. Разработаны ПДК не только для воздуха, но и для пищевых продуктов, воды (питьевая вода, вода водоёмов, сточные воды), почвы.

Предельной концентрацией для рабочей зоны считают такую концентрацию вредного вещества, которая при ежедневной работе в течение всего рабочего периода не может вызвать заболевания в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Предельные концентрации для атмосферного воздуха измеряются в населённых пунктах и относятся к определённому периоду времени. Для воздуха различают максимальную разовую дозу и среднесуточную.

В зависимости от значения ПДК химические вещества в воздухе классифицируют по степени опасности. Для чрезвычайно опасных веществ (пары ртути, сероводород, хлор) ПДК в воздухе рабочей зоны не должна превышать 0,1 мг/м3. Если ПДК составляет более 10 мг/м3, то вещество считается малоопасным. К таким веществам относят, например, аммиак.

Величины предельно допустимых концентраций некоторых веществ в ряде стран существенно различаются. Так, ПДК сероводорода в атмосферном воздухе при 24-часовом воздействии в Испании составляет 0,004 мг/м3, а в Венгрии – 0,15 мг/м3 (в России – 0,008 мг/м3).

В нашей стране нормативы предельно допустимой концентрации разрабатываются и утверждаются органами санитарно-эпидемиологической службы и государственными органами в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории РФ. С учётом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий для них могут быть установлены нормативы предельно допустимой концентрации, отражающие особые условия.

Материалы из Федеральной Целевой Программы «Оздоровление Экологической обстановки на реке Волге и её притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов волжского бассейна на период до 2010 года» (Программа «Возрождение Волги»).

«Волжский бассейн в результате ускоренного процесса индустриализации и урбанизации в последние десятилетия испытывает огромную антропогенную нагрузку, которая стала причиной того, что природная среда этого региона подошла к рубежу необратимых изменений. На территории региона расположено 39 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы «Возрождение Волги»… На площади, составляющей 8% территории страны, сосредоточено 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного производства России. Особенно напряжённая экологическая обстановка складывается в крупнейших городах и промышленных центрах, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства. Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3% от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город этого региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. Загрязнение окружающей среды также сказывается на качестве продуктов питания. Растёт заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте. Из 100 городов страны с самой загрязнённой атмосферой 65 городов приходится на бассейн Волги. При большой плотности экологически опасных производств высок удельный вес промышленных предприятий с устаревшим оборудованием. На многих из них полностью или частично отсутствуют очистные сооружения. Более тысячи организаций не имеют санитарно-защитных зон. Серьёзное негативное влияние на состояние окружающей среды Волжского бассейна оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК)…

В электроэнергетике к 2000 году отработает проектный ресурс половины мощностей. В соответствии с нормами безопасности требуют реконструкции и около половины мощностей АЭС. На долю организаций ТЭК приходится 19% выбросов в атмосферу от общего их объёма, до 35% загрязнённых сточных вод и около 30% твёрдых отходов, занимающих значительные площади продуктивных земель и являющихся источниками загрязнения подземных вод. На предприятиях чёрной и цветной металлургии региона скопилось 5 млрд. т твёрдых отходов. На нефтеперерабатывающих заводах накоплено 8,5 млн т биологически активных илов, не обеспечивается их утилизация. На предприятиях химической промышленности накоплены десятки миллионов т шламов. На долю предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности приходится 42% от общего количества загрязнённых сточных вод. Среднегодовая токсичная нагрузка на экосистемы Волги и её притоков в 5 раз превосходит среднегодовую токсичную нагрузку на водные экосистемы других регионов России. На территории бассейна образуется ежегодно около 42 млн т токсичных отходов, из них лишь 13% обезвреживаются и перерабатываются. В результате общее количество токсичных отходов в отвалах и свалках достигло 900 млн т. Существенное отрицательное воздействие на состояние экосистем Волжского бассейна оказывают предприятия и организации агропромышленного комплекса. При длительном использовании минеральных удобрений в водные объекты поступило около 20% внесённого в почву азота и 5% фосфора. Среднегодовое количество вредных веществ, поступающих с сельскохозяйственных угодий в реку Волгу, превышает 400 тыс. т. На животноводческих комплексах, фермах и птицефабриках ежегодно образуется около 60 млн м3 навозных стоков, значительная часть которых попадает в реки Волжского бассейна. Основными причинами сложившейся ситуации являются систематическое нарушение экологических нормативов, недоучёт реальной экологической ситуации при размещении предприятий, использование устаревших производственных технологий, строительство жилья и объектов соцкультбыта в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, низкий уровень производственной культуры и экологического образования населения…»

Федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и её притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги») направлена на реализацию основных положений государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации…

Главной целью Программы является… улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения…

Программой предусматривается последовательное решение комплекса организационных, правовых, экономических, социальных, научно-технических и других задач: в области нормативно-правового регулирования – разработка нормативных и правовых актов…

… в области промышленного производства – широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий, в том числе путём технического перевооружения и реконструкции действующих производств, обеспечивающих сокращение удельных расходов сырья, энергии, воды, а также уменьшение объёмов сточных вод и снижение образования отходов; в области сельскохозяйственного производства – повышение продуктивности сельскохозяйственных земель, применение передовых сельскохозяйственных технологий, обеспечивающих восстановление природных комплексов; в области развития городского (районного) хозяйства – улучшение условий проживания населения, в том числе за счёт благоустройства жилых районов, восстановления санитарно-защитных зон, строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства, рационального использования городских земель; в области охраны земель – предотвращение деградации земель, создание механизма экономического стимулирования использования и охраны земель; создание государственного земельного кадастра и ведение мониторинга земель; в области развития водного хозяйства – обеспечение охраны и воспроизводства водных ресурсов, развитие водохозяйственного строительства в целях обеспечения населения водой нормативного качества, совершенствование режима эксплуатации водохранилищ Волжско-Камского каскада, переход от контроля за уровнем загрязнения водоёмов к управлению качеством вод, восстановление и рациональное использование ресурсов малых рек, сокращение ущербов от вредного воздействия вод; в области развития лесного хозяйства, охраны растительности и животного мира – восстановление и сохранение лесов как одного из важнейших факторов улучшения качества природной среды; восстановление биологического разнообразия; создание кадастров лесных ресурсов, флоры и фауны; увеличение площади особо охраняемых природных территорий; в области рыбного хозяйства – создание условий для восстановления и повышения продуктивности рыбного хозяйства с доведением качества воды в водоёмах до рыбохозяйственных нормативов. Расширение масштабов естественного и искусственного воспроизводства рыбных запасов за счёт строительства и реконструкции рыбоводных предприятий, а также проведения рыбохозяйственных мелиораций; в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды – создание системы комплексного экологического мониторинга окружающей среды на основе аэрокосмических и наземных средств наблюдения, развитие бассейновой и территориальных геоинформационных систем; в области экологического воспитания и образования населения – создание в Волжском бассейне системы экологического образования».


  1. Проверочная работа.


  • Какие меры по снижению воздействия физических факторов на окружающую среду можете предпринять вы лично?

  • Перечислите основные источники химического загрязнения окружающей среды в России.

  • Какие вещества наиболее загрязняют атмосферу, почву и воду в районе вашего проживания?


  1. Подведение итогов урока.


  • Какими веществами может быть загрязнён ваш район в случае аварии на предприятиях региона?

Продумайте ваши действия при возникновении такой ситуации.


  1. Сообщение домашнего задания.


Учебник: §6.6.


  1. Дополнительный материал для учителя.


Интересная последняя информация об экологическом состоянии России имеется на сайте «Национальная и государственная безопасность Российской Федерации» - http://www.nationalsecurity.ru, который я и рекомендую коллегам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кантюков Амир Галиевич

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства