Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности на тему "Велосипедист – участник дорожного движения».
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности на тему "Велосипедист – участник дорожного движения».
Вид урока: изучение нового материала с применением современных ИКТ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.
Развивающие: развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.
Оборудование: компьютер, карточки для проверки и закрепления знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности на тему "Велосипедист – участник дорожного движения».»
Районный конкурс
методических разработок по ПДД
«Безопасная дорога»
Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности на тему "Велосипедист – участник дорожного движения». Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Верхнецасучейская СОШ А.М. Кузиков Стаж: 10 лет с. Н-Цасучей, 2015 Разработка урока по Основам безопасности жизнедеятельности на тему "Велосипедист – участник дорожного движения».
Вид урока: изучение нового материала с применением современных ИКТ.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.
Развивающие: развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.
Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.
Оборудование: компьютер, карточки для проверки и закрепления знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Минутка безопасности “Что я знаю о правилах поведения на дорогах?” (актуализация имеющихся знаний).
Обучающимся раздаются карточки с тестовыми заданиями. Дети заносят свои ответы, затем обмениваются карточками, проверяют работы друг друга (взаимопроверка). Затем работы сдаются учителю.
Вступительное слово учителя: Минутка безопасности, нам дала возможность узнать, что же мы знаем о правилах дорожного движения. Дело в том, что мы все чаще узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. Знание правил дорожного движения – одно из основных путей сохранения жизни и здоровья. А какой вид транспорта вы любите? Отгадайте загадку:
Не похож я на коня А седло есть у меня. Спицы есть, но они, признаться,
Для вязанья не годятся!
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я, так и знай! (велосипед)
II. Сообщение темы и цели урока: “ПДД для велосипедистов” (запись в тетрадях темы урока). Слайд 1.
История велосипеда. (Слайд 2)
Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.
Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.
Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков. Правда довольно медленно.
В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.
Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.
Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.
К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.
Какие бывают велосипеды. (Слайды 3–4)
Велосипедов существует много, и они очень разные:
– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят; – шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый; – горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный; – туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам; – гоночный велосипед – для спортивных велогонок; тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого; – водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране; – одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке; – железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.
Рекорды на велосипедах. (Слайды 5–6)
Ученые посчитали, что на велосипеде можно ехать в четыре раза быстрее ходьбы. И на нем расходуется в четыре раза меньше сил, чем, если идти или пробежать. Если человек может пройти пятьдесят километров, пока сильно не устанет, то проехать он может целых двести километров!
Несколько спортсменов-туристов проехали на велосипеде по всему миру, совершив кругосветное путешествие.
Самый быстрый рекорд скорости на велосипеде показал в 2001 году гонщик Сем. На велосипеде особой конструкции, который назывался “Варна Дьябло” (Варна – это город, году его сделали, а Дьябло – это значит, что он быстрый), он разгонялся на ровном шоссе без горок до скорости 126 километров в час! Это был настоящий и честный рекорд.
А шестью годами ранее, в 1995 году, голландец Фред Ромпельберг установил рекорд в 268 километров в час. Но это был не совсем честный рекорд, потому, что велосипедист разгонялся, привязанный за трос к скоростному автомобилю.
Правила для велосипедистов. (Слайд 7)
Учитель: для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.
Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.
Водителю велосипеда разрешается:(Слайд 8)
– дети могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах; – по тротуарам разрешается ездить только малышам на детских велосипедах под присмотром взрослых; – перед тем, как выезжать на улицу, необходимо проверить, исправны ли на велосипеде тормоза, руль, звуковой сигнал, накачаны шины, натянута цепь. Проверять техническое состояние велосипеда надо ежедневно; – если надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться; – на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков (Слайд 9); – перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем велосипеде установлено дополнительное сиденье; – велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх; – отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте. Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;
Водителю велосипеда запрещается:(Слайд 10)
– до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе – пожалуйста, но не выезжая на дорогу; – устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”; – эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины; – движение велосипедистов-учащихся в темное время суток; – перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению; – буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью; – категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.
Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено”. (Слайд 11)
Нарушение правил дорожного движения.
Федеральный закон о Правилах дорожного движения гласит: “…Невыполнение требования Правил дорожного движения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда”.
III. Заключительная часть. Рефлексия: “Экзамен для велосипедистов” (обучающиеся делятся на команды и отвечают по очереди на вопросы тестов).
Вопросы для первой группы: (Слайд 12)
При движении по дороге велосипедист:
А) может ехать, не держась за руль в том случае, если вблизи нет других транспортных средств; Б) не имеет права бросать руль; В) может не держаться за руль, но обе ноги должны быть на педалях.
2. Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров?
А) Да; (если да, то при каких условиях) Б) Нет. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?
А) Не моложе 10 лет. Б) Не моложе 14 лет. В) не моложе 16 лет.
Вопросы для второй группы: (Слайд 13, 14, 15)
Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?
А) Разрешается, потому что волнуется мама и надо быстрее домой. Б) Не разрешается.
Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?
А) Правилам для водителей. Б) Правилам для пешеходов.
Правила требуют, чтобы у велосипеда были исправны:
А) цепь, звуковой сигнал, тормоз; Б) педали.
Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий. (Слайд 16)
Это должен каждый знать обязательно на пять!”
Знаки важные дорожные – Компас взрослых и ребят. Дети! Будьте осторожны! Знайте, что нельзя, что можно! Выполняйте все, что знаки говорят!
На следующем уроке мы продолжим с вами знакомство с правилами езды на велосипеде по улицам и дорогам, движениях групп велосипедистов. (Слайд 17)
IV. Домашнее задание.
Нарисовать разрешающий дорожный “Велосипедное движение разрешено”.
Решить кроссворд по ПДД (по усмотрению учителя)
Литература:
Основы безопасности жизнедеятельности: элективный курс “Мы и дорога” /авт.-сост.О.В.Пахнутова/.
Тематические игра по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера.