kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : Сформировать у детей представление о вреде курения на организм, способствовать формированию негативного отношения обучающихся  к табакокурению

Задачи :
• Выявить причины вредной привычки;
• Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;
• Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом;
• Учить предвидеть последствия вредных привычек для человека;
• Воспитывать активные жизненные позиции негативного отношения к курению;
• Воспитывать потребность в работе сообща для достижения общих целей;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока ОБЖ в 8 классе по теме "Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье." »

Урок№ ОБЖ 8 класс

Тема: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье».
Цель : Сформировать у детей представление о вреде курения на организм, способствовать формированию негативного отношения обучающихся  к табакокурению

Задачи :
• Выявить причины вредной привычки;
• Доказать экспериментальным путём наличие в дыму вредных веществ и их накопление в лёгких;
• Доказать губительность никотина для клеток дыхательной системы и всего организма в целом;
• Учить предвидеть последствия вредных привычек для человека;
• Воспитывать активные жизненные позиции негативного отношения к курению;
• Воспитывать потребность в работе сообща для достижения общих целей;


Методы: проектно - исследовательская технология, рассказ, демонстрация схем, диаграмм.

Подготовительная работа: объединение детей в малые учебные группы, распределение заданий, определение путей реализации заданий, выполнение заданий, подготовка элементов презентации проекта, выполнение буклетов.

Исследовательские группы:

1 группа – историки: готовят исследовательский материал по истории возникновения табакокурения.

2 группа – социологи: проводят социологический опрос о причинах табакокурения.

3 группа – химики и биологи: выявляют состав табачного дыма и его негативное воздействие на организм.

4 группа – медики: готовят материал о заболеваниях органов нашего организма в результате курения.

5 группа – математики: собирают статистические данные о вреде курения.


Ход урока-проекта

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

– Ребята, у вас на партах лежат карточки.

Ы

У

О

Р

У

П

О

У

И

О

В

Ч

У

К

О

А

– Что записано на карточках?
Ответы детей:
– Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
– Какое слово у вас получилось? ( У нас получилось слово «привычка»)

– Что означает слово «привычка»?
Ответы детей
– ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно. Ведь не зря наши далекие предки подметили и выразили в слове о том, что привычка – вторая натура.
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
Ответы детей:
– А у вас есть привычка?
Ответы детей
– Внимательно рассмотрите данные рисунки. Ребята, а как вы думаете на какие две группы можно разделить изображенные на рисунках действия детей? Можно ли данные действия назвать привычками? ( на полезные и вредные привычки).
Ответы детей

II. Сообщение темы

– Итак, кто из вас догадался, чему будет посвящено наше занятие сегодня?
Ответы детей

– Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.

1. Работа по карточкам

– Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Внимательно прочтите задание и выполните его

    1. Прочитай список привычек.
      2. Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой «+»
      3. Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой «–»
      4. Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь напротив «?»

Список привычек:

  • спать с открытой форточкой

  • обманывать

  • умываться

  • чистить зубы

  • грызть ногти

  • сутулиться

  • класть вещи на место

  • выполнять домашнее задание

  • заниматься спортом

  • пропускать уроки

  • говорить правду

  • лениться

  • курить

  • читать лежа

  • мыть за собой посуду

  • драться

  • конфликтовать

(После выполнения задания детьми проводится обсуждение)

– Итак, какой вывод мы можем сделать? Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.

2. Информационный материал

– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то наоборот, ложиться поздно; кто-то привык терпеть боль, а кто-то – нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека?
Ответы детей
– Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Перечислите еще раз полезные привычки?
Ответы детей:чистить зубы, заниматься спортом, соблюдать режим)
– Привычки наносящие вред здоровью, называются вредными. Иногда человек совсем не задумывается над тем, читать лежа — это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков.
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы(сердце, легкие, желудок, сосуды, головной мозг). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они вызывают зависимость (болезнь). Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает.

Вывод – лучше всего не иметь привычки – это не начинать пробовать вообще
– Ребята, а как вы думаете, от чего же зависит здоровье человека?
Ответы детей
– Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (то здоровья родителей), от условий внешней среды (от экологических условий). А вторая половина здоровья зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.


I этап. Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте. По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в стране значительно увеличилось. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 27% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно. Но это только верхушка айсберга, сколько неизвестного скрывается под водой? Это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

ПРОБЛЕМА: Табакокурение.

  • Табакокурение – одна из самых распространенных вредных привычек;

  • знакома и детям и взрослым;

  • ее решение важно для здоровья подростков;

  • среди вредных привычек табакокурение занимает особое место;

  • это самая актуальная проблема в среде обучающихся средней школы.

Просмотр фрагмента видео ролика «Вред курения».

II этап. Работа с понятиями.

Обсуждение проблемного вопроса: Табак… Какой же это наркотик?

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества.

Вопрос: «Почему же так много людей и подростков курят»?

Обучающиеся высказывают свои мнения, приводят примеры, факты.

Учитель предлагает свою позицию: никотин - это наркотик, во всяком случае, мощный стимулятор, к которому люди быстро привыкают.

Курение – привычная система действий, выражающая болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину, содержащемуся в табаке.

Никотин – желтоватая жидкость жгучего вкуса, растворимая в воде и жирах, хорошо всасывается слизистыми оболочками и даже кожей. Очень ядовит: смертельная доза – 1мг/кг массы тела.

Курение – это социальная проблема общества?

Курения является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, а для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, не стать «пассивным» курильщиком, сохранить свое здоровье от продуктов курения.

Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных эта проблема является среди учеников средней школы. Поскольку влияние сверстников на несформировавшееся сознание подростка очень велико.

По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков.
Мы предлагаем вашему вниманию тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение.

II. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. 
Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет. 
И  тема нашего урока звучит так: «Вредные привычки. Курение и его влияние на здоровье». (слайд №1). (записывают в тетрадях).

III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что обучающиеся знают о курении.

Сегодня на уроке мы узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Наш урок называется урок-проект или урок-исследование. А называется он так потому, что вы, ребята при подготовке к этому уроку проводили небольшую исследовательскую работу. Сами находили необходимый материал к уроку, рисовали плакаты антитабачной рекламы. Были в роли историков, биологов, медиков, социологов.

Сегодня на уроке мы проведём небольшой суд над сигаретой и постараемся выяснить, почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, как распространилось, и почему с ним так нелегко справиться?

Судья (учитель) “Начинаем наше судебное заседание. ”

Для начала обратимся к историкам.

Историк : Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долгое время не было известно курение табака. Табак родом из Америки. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, 12 октября 1492 года Колумб причалил к неизвестному острову. Он и его товарищи наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки и зажженных на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Они курили растение “петум” – так они его называли. Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако»., Жители острова поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку.

После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

В Европу табак был ввезен экспедицией Колумба испанским монахом Романом Панно в 1496 г. В 1560 г. Табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жаку Нико это целебное средство Екатерина Медичи стала называть никотином.


Так табак стал применяться, как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравлениям табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.

В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в далекие города.

В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.

С приходом к власти Петра I был отменен запрет.

Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него.

Судья: Спасибо за информацию. Слово защите.

Табак: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению - это способствовало принципам западной цивилизации.

Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Судья: Слово медикам.

Медик: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Судья: Слово математикам.

Математик:

  • От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…

  • Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.

  • Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.

  • До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек.

Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математиков.

Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту?

Табак: Нет.

Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века.

Медик: У курящего человека ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.

Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак.

Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя.

В медицине известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей.

Легкие у курильщика пепельно-серого цвета, местами обугленные. Провели опыт. Кроликам в уши втирали экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.

Известно пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика.

Судья: Видеосвидетельство (просмотр кинофильма).

Судья: У защиты есть желание взять слово.

Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть поговорку “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят и их не убивает никотин.

Судья: Кто возьмет слово. Биологи - говорите.

Биолог: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?

В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет - смертельный исход неизбежен.

В нашей лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.

Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.

Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).

Опыт 1: В крышке бутылки сделали отверстие. Туда вставили трубку, в один её конец – ваты, в другой – сигарету, которую подожгли. Затем надавливаем на бутылку, изображая дыхание. Итог: вата загрязнена, на стенках бутылки тонкий слой налёта.

Судья: Почему же люди курят? Это так вредно. Слово по результатам анкетирований социологу. Он расскажет о мнениях по нескольким вопросам. Опрос проводился раньше. А сейчас – только результаты. Отчёт представлен в виде схем и таблиц.

Вопрос № 1. От чего зависит здоровье? Схема № 1:

Наследственность - 20%
Здравоохранение - 10%
Окружающая среда - 20%
Образ жизни - 50%













Вопрос № 2. Почему люди начинают курить? Схема № 2:

Причины

Ответы учащихся (%)

1. Желают казаться взрослее

74,4 %

2. Не хотят отличаться от своих друзей

51,2 %

3. Из любопытства

25,6 %

4. Заставляют друзья

14 %

5. Потому что курят родители

14 %

6. Не могу бросить

4,6 %

7. Назло родителям

2,3 %


Борьба с курением.

Анализ анкетирования (слайд №)

Борьба на уровне государства (слайд №)

Способы борьбы с курением в других странах (слайд№)

Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.

Дания – запрещено курить в общественных местах.

Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.

Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.

Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.

Судья: Последнее слово подсудимой.

Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод - курить - здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет 13 - 30 - 60 сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу заслуженное наказание. У меня все.

Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.

(Суд удаляется на совещание)

Входит корреспондент: Я – корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.

Итак:

1. Какой вред здоровью может принести сигарета?

2. Какие вредные вещества в сигарете?

3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

4. Как вы поясните поговорку “Капля никотина убивает лошадь!”.

5. Как ведется борьба с курением в других странах? У нас в стране? В школе?

Судья: Согласно вышеизложенному, учитывая особо тяжкие последствия курения, суд решил: активно вести антиникотиновую пропаганду среди друзей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.

Для начала мы с ребятами разработали вот такие буклеты для повсеместного распространения, как среди подростков, так и среди взрослых. Можете их распространить среди тех, кого считаете нужным.

Д/з:

Спасибо всем за урок.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марисюк Светлана Фёдоровна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства