kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы и способы индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Приемы и способы индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

          Задачи на данном уроке решались:

  • обучающие - формирование первичных навыков по применению средств индивидуальной защиты кожи, их предназначению и правилам применения в чрезвычайных ситуациях;
  • развивающие  -  развитие навыков в практическом применении  средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • воспитательные - воспитание сознательной дисциплины, чувства патриотизма, сострадания и милосердия - важнейших человеческих качеств.

         Урок может применяться преподавателями дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях, средних профессиональных учебных заведениях, а также инструкторами на учебных военно-полевых сборах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и способы индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»

1


Технологическая карта

открытого урока по основам безопасности жизнедеятельности

Раздел учебной программы: «Радиационная, химическая и биологическая защита»



Тема: Приемы и способы индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Тип урока: комбинированный

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии игрового обучения, личностно-ориентированный подход


Цель урока: Знать понятия о радиационной, химической и биологической защите и уметь применять эти знания на практике в условиях чрезвычайных ситуаций


Задачи:

1. Обучающие: изучение приемов и способов применения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях и активизация познавательной деятельности обучающихся;

2. Развивающие: развитие умений и навыков в практическом использовании средств индивидуальной защиты в экстремальных ситуациях;

3. Воспитательные: воспитание сознательной дисциплины и коллективизма, чувства патриотизма, сострадания и милосердия.


Оборудование: плакаты учебные, раздаточный материал, общевойсковые защитные комплекты (ОЗК), легкий защитный костюм Л-1, противогазы фильтрующие, ватно-марлевые повязки, аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальные перевязочные пакеты, индивидуальные противохимические пакеты, бинты перевязочные, носилки, пакеты с заданиями


Этапы урока,

цель


Деятельность преподавателя

Содержание

учебного материала

Длительность

Формы работы

Деятель-ность обучающихся

Формируемые компетенции


Этап 1:

Организационный момент

Цель:

Проверка готовности к занятию












Этап 2:

Актуализация знаний, мотивация, целеполагание

Цель:

Обеспечение мотивации и принятие курсантами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, умений































Этап 3:

Формирование новых знаний

Цель:

Обеспечение процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения, систематизации нового для курсантов материала




































Этап 4:

Закрепление новых знаний на практике

Цель:

Проверка понимания сущности новых понятий и применение их на практике






























Этап 5:

Музыкальная пауза

Цель:

Дать небольшой отдых, создать атмосферу военно-патриотического настроения и настроить на дальнейшую работу

Этап 6:

Формирование умений и навыков в нестандартной экстремальной ситуации

Цель:

Выработка умений и навыков творческой работы, применение знаний в нестандартной (чрезвычайной ситуации)
































Этап 7.

Рефлексия

Цель:

Учить соотносить полученные результаты с поставленной целью












Этап 8.

Подведение итогов. Домашнее задание

Цель:

Анализ успешности достижения цели и оценивание работы курсантов (студентов) на занятии, мотивирование домашнего задания



-Приветствует студентов (курсантов, находящихся на учебных практических военно-спортивных сборах).

-Принимает доклад у командира отделения о готовности к занятию.




-Организует опрос домашнего задания у всего взвода.

-двум курсантам по выбору дает индивидуальные задания.

-Предлагает самим назвать тему и цель занятия.

-Создает проблемную ситуацию "Я СМОГУ, СУМЕЮ...?(!)"




























- Показывает на иллюстрациях средства защиты кожи.

-Объясняет команды, подаваемые при чрезвычайных ситуациях.

-Демонстрирует надевание общевойскового защитного комплекта (ОЗК), его комплектацию.

-Демонстрирует использование защитного плаща ОЗК в

- виде накидки

- в виде плаща

- в виде комбинезона.

-Акцентирует внимание а важности выполнения нормативов по надеванию ОЗК на оценку "отлично".

- Предлагает курсантам самим догадаться о

действиях по сигналам оповещения и вспышкам взрыва.

-Демонстрирует приемы снятия ОЗК и его укладку.


- Ставит перед курсантами ситуационную задачу.

Помогает решать курсантам задачу по этапам:

- Надевание ОЗК в виде плаща (подводит итоги на первом этапе).

- Преодоление участка зараженной местности.

- Подает команды, действующие при взрывах.

-Следит за правильностью исполнения команд.

-Подводит итоги на каждом этапе











-Представляет песню, готовится к следующему этапу занятия











-Ставит перед курсантами отделения нестандартную экстремальную ситуацию

- Напоминает о соблюдении техники безопасности при выполнении задания.

- Организует выполнение практического задания в группах в виде соревнований;

-Назначает из подготовительной группы здоровья статистов и "раненых", из объясняет им задачи;

- Объявляет о штрафах за ошибки, допущенные "спасателями" в ходе выполнения задания

- Подводит общие итоги по отделениям и объявляет победителей









- Преподаватель возвращается к девизу занятия

"ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!"

- Задает вопросы курсантам

- Возвращается к главному вопросу занятия (проблеме)

"Я СМОГУ, СУМЕЮ...?(!)"



- Предлагает

выйти из строя лучших курсантов, которые получили "5" ;

- Поздравляет лучших курсантов;

- Раздает домашнее творческое задание ; Предлагает позаниматься внеурочно для выполнения армейских нормативов по надеванию СИЗ;

- Благодарит за занятие











-Построение курсантов.

-Приветствие.

-Проверка внешней и психологической готовности курсантов к занятию.

-Сообщение девиза занятия: "ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ!"

- Сообщение плана работы:

  • повторение вопросов по гражданской обороне и медико-санитарной подготовке;

  • новая тема;

  • выполнение практических ситуационных заданий по новой теме;

  • подведение итогов;

  • домашнее задание


- Учебные вопросы на повторение предыдущих тем отделениям:

  • для чего предназначены средства индивидуальной защиты? (для защиты организма человека от вредного воздействия АХОВ, ОВ, РВ и БС);

  • на какие группы подразделяются СИЗ?(средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства защиты кожи, медицинские средства индивидуальной защиты);

  • какие средства органов защиты дыхания вы знаете?(противогазы фильтрующие и изолирующие, респираторы, простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания - ВМП);

  • последовательность оказания первой медицинской помощи пораженным (в первую очередь одеть противогаз, определить объем ПМП, правильно оказать ПМП);


- Индивидуальные задания на повторение предыдущих тем курсантам:

  • задание №1: Рассказать об устройстве противогаза ГП-5, продемонстрировать его правильное надевание

  • задание №2: Разложить по группам данные в коробке СИЗ (различные марки противогазов, респиратор, ватно-марлевая повязка, индивидуальный противохимический пакет, аптечка индивидуальная).


- Предназначение средств защиты кожи (предназначены для защиты кожи человека от отравляющих веществ, биологических веществ и радиоактивной пыли);

-Классификация средств индивидуальной защиты кожи (специальные и подручные; специальные: изолирующие и фильтрующие;

изолирующие: ОЗК и Л-1);

-Правила пользования общевойсковым защитным комплектом (в виде накидки, в виде плаща, в виде комбинезона);

-Подбор индивидуальных размеров общевойскового защитного комплекта, способы ношения (приложение №1 );

-Нормативы надевания общевойскового защитного комплекта, его состав (приложение №2, приложение №3);

-Действия по сигналам оповещения и вспышкам при взрывах (команды:"ВСПЫШКА - СЛЕВА!", "ВСПЫШКА - СПРАВА!", "ВСПЫШКА С ТЫЛА!", "ВСПЫШКА С ФРОНТА!", "ОТБОЙ!")

- Приемы снятия общевойскового защитного комплекта при использовании его в виде комбинезона(лицом к ветру - снять защитный плащ, перчатки, защитные чулки, развернуться - снять противогаз);

-Укладка общевойскового защитного комплекта (приложение №4);

- Команды, подаваемые при надевании ОЗК (в виде накидки: "ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА!" или "ГАЗЫ, ПЛАЩИ!", в виде плаща: "ПЛАЩ В РУКАВА, ЧУЛКИ, ПЕРЧАТКИ НАДЕТЬ!", в виде комбинезона: "ЗАЩИТНЫЙ КОСТЮМ НАДЕТЬ - ГАЗЫ!")





- Индивидуальное решение ситуационной задачи по этапам "ПРЕОДОЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИ ЗАРАЖЕННОЙ МЕСТНОСТИ и ВЫХОД ИЗ НЕЕ";

- Отработка этапа №1: ПРАВИЛЬНОЕ надевание (без учета нормативного времени) ОЗК по команде

"ПЛАЩ В РУКАВА, ЧУЛКИ, ПЕРЧАТКИ НАДЕТЬ!",

- Подведение итогов этапа №1: предварительное объявление оценок;

- Отработка этапа №2:

Преодолевают участок зараженной местности,

- Подведение итогов этапа №2: снижение или сохранение предварительной оценки;

- Отработка этапа №3:

Действия курсантов по командам

"ВСПЫШКА - СЛЕВА!", "ВСПЫШКА - СПРАВА!", "ВСПЫШКА С ТЫЛА!", "ВСПЫШКА С ФРОНТА!", "ОТБОЙ!",

- Подведение итогов этапа №3: "Погиб ИЛИ Выжил?";

- Отработка этапа №4:

Выход из зоны заражение и правильное снятие ОЗК

- Подведение итогов этапа №4

Заключительная часть: "САМОРЕАНИМАЦИЯ" "погибших"







- Звучит песня военно-патриотического содержания;

- Идет подготовка к следующему этапу занятия












- Выдача пакета с "боевым" заданием

- Задание : 1) В ЗОНЕ ЗАРАЖЕНИЯ дойти до этапа № 1 "Химики-умники": решить несложные математические примеры, не снимая СИЗ, ответ запомнить;

2) До этапа № 2 преодолеть по-пластунски "обстреливаемую зону": 3) На этапе № 2 "Своих не бросаем"- забрать раненого, эвакуировать его;

4) Оказать раненому необходимую первую медицинскую помощь: ранение головы в теменной области слева и ожог правой кисти.


ШТРАФЫ за ошибки при выполнении "спецоперации":

Штраф 10 сек: Ошибки - при надевании противогаза не закрыты глаза, не сделан резкий выдох, при преодолении зараженной местности сняты средства индивидуальной защиты, расстегнулись шпеньки ОЗК,

а также - неправильно решили пример или не запомнили ответ;

Штраф 30 сек: Ошибки - неосторожное обращение с раненым, неправильная транспортировка, нарушение асептики, несоответствующая повязка



















- Вопросы к курсантам
Что нового Вы сегодня узнали? Чему Вы научились?


- Возвращение к вопросу

"Я СМОГУ, СУМЕЮ...?(!)"


- Вопрос к курсантам

Какой знак препинания в конце этой фразы вы себе поставите?


- Поднимите руки, кто поставил восклицательный знак?








-Задание на дом курсантам с основными вопросами по данной теме

(приложение №5).

3

мин

















15

мин













































17

мин


















































20 мин







































2 мин














18 мин















































2 мин



















3 мин

Фронтальная

форма

работы















Групповая форма

работы



























Индивидуальная форма работы













Фронтальная

форма

работы
















































Индивидуальная форма работы;


Групповая форма работы



Фронтальная

форма

работы


























Индивидуальная форма

работы












Груп-

повая форма

работы













































Фронтальная

форма

работы


Индивидуальная форма

работы












Индивидуальная форма

работы








-Построение.

-Приветствие.

-Осмысление предстоящей деятельности














-Отвечают на вопросы.

-Демонстрируют надевание противогаза ГП-5.

Демонстрируют группы СИЗ.


-Предлагают название темы занятия и цели занятия.

-Мыслят над жизненной и нравственной проблемой:

"Я смогу, сумею?"


























-Наблюдают демонстрацию и делают вывод.


-Отвечают на вопросы.


-Анализируют и осуществляют поиск информации.


- Узнают и запоминают свой индивидуальный размер общевойскового защитного комплекта.






























- Надевают по команде ОЗК в виде плаща;

- Анализируют ошибки, допущенные в ходе надевания

( этап №1):

- Преодолевают участок зараженной местности ;

- Действуют по командам

"ВСПЫШКА - СЛЕВА!", "ВСПЫШКА - СПРАВА!", "ВСПЫШКА С ТЫЛА!", "ВСПЫШКА С ФРОНТА!", "ОТБОЙ!",

- Выходят из зоны заражения и снимают ОЗК;

- Анализируют и осмысливают учебную ситуацию с жизненной;

- Делают выводы


-Слушают песню.

- Укладывают ОЗК Настраиваются на дальнейшую работу по отделениям







- Проводят спецоперацию по группам (отделениям).

-"Спасатели"

(количество 6- 8 чел) от

каждой группы, выполняют задание по этапам.

- "Раненые" (2 чел) могут давать указания по выполнению первой медицинской помощи"спасателям" .

- Остальные из числа "статистов": засекают на время каждое отделение, следят за техникой безопасности на этапах,

следят за правильной транспортировкой пострадавших и оказания им

ПМП

-Посчитывают штрафы и выступают с комментариями






- Отвечают на вопросы

- Восстанавливают и оценивают результаты выполненных действий












- Выходят из строя курсанты, получивших "отлично";

- Получают домашнее задание

-Умение организовать свое рабочее место















-Предметные : умение показать имеющиеся знания, умения и навыки по темам: "Средства индивидуальной защиты населения", "Основы первой медицинской помощи".

-Учебно-познавательная и коммуникативная: умение конкретизировать фактический материал в процессе активных умственных действий;

-Жизненные навыки: умение решать жизненные и нравственные проблемы














- Учебно-познавательная : умение анализировать и отбирать нужную информацию, самостоятельно делать выводы.


- Жизненные навыки : готовности адекватно действовать для достижения общественно-значимых целей в различных ситуациях































- Личностного самосовершенствования: умение проводить эмоциональную саморегуляцию, саморазвитие

- Учебно-познавательная : умение анализировать и отбирать нужную информацию, самостоятельно делать выводы.


- Жизненные навыки : готовности адекватно действовать для достижения общественно-значимых целей в различных ситуациях

- Исполнение воинской обязанности с применение полученных знаний: имеет опыт решения нестандартных ситуаций во время проведения учебных военно-полевых сборов, способность адаптироваться к любым условиям армейской жизни, осуществляя профессионально-устойчивую деятельность на первоначальном уровне

-Освоение смысловой компетентности : умение оценить свою деятельность














Информационная компетентность: - умение обучающихся самостоятельно работать: искать, отбирать и анализировать информацию из различных источников




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Угарова Галина Николаевна

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства