Познакомить с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, познакомить с правилами сохранения здоровья; развивать умение беречь свое здоровье, заботиться о нем; развивать когнитивную сферу учащихся (память, мышление, воображение); воспитывать у учащихся потребность в ЗОЖ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Средства воспитания: наглядный материал, раздаточный материал.
Ход занятия:
Пожары – большая беда для человека.
Миллионы лет назад люди научились добывать огонь, который стал спутником человека, верно служил ему. В руках человека при соблюдении правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается в зло. Большая часть пожаров происходит из-за беспечности людей, а каждый шестой пожар в жилом секторе - по вине детей. От детских шалостей с огнем ежегодно гибнут люди, сгорают дома, квартиры. К сожалению, из года в год количество пожаров не уменьшается, а растет.
Причинами возникновения пожаров по вине детей являются игры со спичками, неправильное обращение с электроприборами, газовыми плитами, поджег ребятами во дворе тополиного пуха, мусора, разжигание костра. Некоторые шалости ребят переходят в хулиганство и даже в преступление. Ради развлечения ребята пускают с крыш, балконов горящие самолетики, поджигают газеты в почтовых ящиках, обшивки дверей квартир в подъездах.
Нужно помнить, что пожар легче предупредить, чем погасить и что маленькая спичка может обернуться большой бедой.
Как действовать при возникновении пожара дома?
- Если пожар небольшой, надо прикрыть пламя сверху чем-нибудь (одеялом, ковриком, пальто) и затем залить водой. При этом надо стараться не дышать дымом, закрыв рот и нос мокрой тряпкой. Не нужно вытаскивать из огня уже горящие предметы: это только способствует распространению огня. Гасить огонь водой или засыпать его песком надо с краев, двигаясь к центру.
Если пожар в доме большой, то главная задача в данном случае
- срочно выбраться из дома. Даже если огонь не слишком большой, но в квартире много дыма, нужно срочно эвакуироваться, поскольку дым намного опаснее для человека, чем пламя. При этом надо соблюдать следующие правила:
- Почувствовав запах дыма, срочно покидайте помещение. Если сможете, смочите водой любую тряпку и. прикрывая ею рот и нос.
- Если пожар распространяется в небольшом помещении, не открывайте окна и двери: доступ свежего воздуха и сквозняк усилят пламя.
- Не спускайтесь из горящего здания на лифте: он может открыться на объятом пламенем этаже и все погибнут; кроме того, может отключиться электричество и кабина застрянет в задымленной шахте.
- Если лестничная площадка в огне и дыму, постарайтесь выбраться на крышу и ждите там, когда вас заберут пожарные. Если дом многоподъездный, можно спастись через слуховое окно другого подъезда.
- Если огонь бушует в коридоре, плотно закройте дверь, забейте все щели мокрыми тряпками, занавесьте дверь одеялом или пальто, откройте окно и громко зовите на помощь.
- Если на ваших глазах на ком-то вспыхнула одежда, не давайте ему бежать - пламя разгорится сильнее. Нужно на него плотно накинуть тряпку - даже сухую, в крайнем случае повалить его на землю и катать, сбивая пламя.
При тушении пожара надо действовать быстро и решительно. При этом надо помнить, что в первую минуту пожар можно залить стаканом воды, во вторую - ведром, в третью - лишь пожарным шлангом.
Вызывая пожарных по телефону 01, надо четко сообщить свой адрес, телефон, фамилию, где и что горит и характер возгорания. В некоторых микрорайонах дома расположены так, что не имеют прямого подъезда, поэтому надо сообщить наилучший путь подъезда к дому.
Позвонить в пожарную охрану нужно и в том случае, если другие уже вызвали помощь - вы должны сообщить, в какой квартире находитесь. Эта информация сразу по рации передается на место пожара, и в случае необходимости пожарным будет легче оказать вам помощь.
Необходимо самим хорошо уяснить и научить своих младших братишек и сестренок, что при пожаре надо быть на виду, не надо прятаться от дыма в шкафах, под столами, кроватями, в туалетных и ванных комнатах.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
- Чем опасны электроприборы?
- Чем опасен газ?
- Почему детям не разрешают включать газовую плиту?
- Чем опасны пожары?
- Почему нельзя играть в доме со спичками и зажигалками?
- Можно ли оставлять включенным телевизор?
- Что нужно делать, если в квартире начался пожар?
- Почему нельзя пользоваться лифтом, если в подъезде много дыма?
- Почему при пожаре надо выключать электроприборы и газ?
- Как можно вызвать пожарную охрану?
- Что для человека при пожаре в квартире более опасно: огонь или дым? Почему нужно дышать через мокрую тряпку?
Действия по предупредительному сигналу "Внимание всем!"
Учитель объясняет ученикам, что основным способом оповещения населения об экстремальных ситуациях является передача речевой информации по радио и телевидению.
Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала "Внимание всем!". По этому сигналу население обязано включить радио и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения. Они могут передаваться при аварии на химически опасном объекте или железнодорожном транспорте, при стихийном бедствии и других чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности населения.
Текст речевой информации будет передаваться в течение 5 минут. В информации будет сказано что случилось (или что ожидается) и что нужно делать (как вести себя) .
Поскольку во многих школах радио отсутствует, информация поступит от органов по чрезвычайным ситуациям или охраны общественного порядка района, города по телефону.
Во всех случаях, находясь дома или на занятиях в школе, ученики должны четко и быстро, выполнить поступившие рекомендации.
Если в школе пожар
Учитель объясняет учащимся их действия при возникновении пожара в школе. Обращается внимание на недопустимость паники. Он объясняет установленный для их класса путь эвакуации из здания школы при пожаре. Рассказывает и показывает как нужно применять простейшие средства защиты органов дыхания при пожаре (мокрый платок, ватно-марлевая повязка, рукав куртки, шарф и др.). Затем всех, учеников класса без паники, организованно (сначала медленно, а затем в быстром темпе) выводит из здания школы и все следуют в установленное место на территории школы, где по классному журналу проверяет наличие учеников.
Если пожар произошел в одном крыле школы, то при эвакуации необходимо воспользоваться лестницей другого крыла.