Истинный азимут (А) – угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением истинного меридиана и направлением на определенную точку.
Магнитный азимут (Ам) - угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением магнитного меридиана (северным концом магнитной стрелки) и направлением на определенную точку.
Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным (+), к западу – западным со знаком (--) «минус». Магнитное склонение помещается в виде схемы на полях карты под нижней стороной ее рамки.
Сближение меридианов – угол между истинным меридианом данной сетки и вертикальной линией координатной сетки.
Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным (+), к западу – западным со знаком (--) «минус».
Зависимость между (А), (Ам) и магнитным склонением выражается формулой:
А= Ам + ( + магнитное склонение )
2-й учебный вопрос.
Для определения магнитного азимута, направления на какой либо предмет надо:
Стать лицом к наблюдаемому предмету;
Установить визирное приспособление прорезью – на себя, а мушкой – на наблюдаемый предмет;
Ориентировать компас вращением крышки (установить 0-е деление против северного конца стрелки компаса;
Против указателя мушки прочитать отсчет по лимбу. Это и будет магнитный азимут.
Для определения направления по заданному азимуту надо:
Установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный азимут;
Поворачиваясь, подвести 0 (нуль) лимба под северный конец стрелки;
Через линию «прорезь-мушка» определить направление на местности.
Обратный азимут определяется следующим образом:
если прямой азимут меньше 180 градусов, то его величина прибавляется к 180 градусам:
если прямой азимут больше 180 градусов, то из его величины вычитается 180 градусов.
Поясняю, что обратный азимут необходим для определения направления движения в обратном направлении.
После объяснения второго вопроса предлагаю учащимся определить магнитный азимут на местные предметы, проверяя действия учащихся делаю замечания и исправляю допущенные ошибки.