kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект проведения интегрированного занятия по военной топографии и географии с учащимися 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение с учащимися ориентирования на местности без карты, обучение  способам определения сторон горизонта, изучение назначения, устройства компаса и порядка пользования им

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План конспект проведения интегрированного занятия по военной топографии и географии с учащимися 11 класса»

ПЛАН КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ И ГЕОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ

11 КЛАССА


Автор интегрированного занятия – учитель начальной военной подготовки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №11» г. Макеевки Щербак Сергей Александрович.


Тема: «Ориентирование на местности».

Цель занятия – изучение с учащимися ориентирования на местности без карты, обучение способам определения сторон горизонта, изучение назначения, устройства компаса и порядка пользования им.

Задачи занятия:

образовательная: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом.

развивающая: содействовать осознанию учащимися того факта, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение, развивать познавательный интерес к изучению предмета.

воспитательная: формировать умение взаимодействовать, решать поставленные задачи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: методические пособия по спортивному ориентированию, компас Андрианова, часы наручные механические, плакаты: «Ориентирование на местности без карты», ноутбук, проектор, презентация «Ориентирование на местности».

Место проведения: кабинет НВП, спортивная школьная площадка.

Время: 2 учебных часа.

Структура урока:

1. Организационный момент, актуальность темы.

2. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.

3. Изложение нового материала.

4. Практическая часть, закрепление знаний.

5. Заключительная часть, подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Построение отделения. Осмотр внешнего вида. Доклад командира о готовности проведения занятий, строевой тренаж. Довести тему, цель занятия. Учебные вопросы.

Актуальность темы: «Военная топография (В.Т.) – это специальная военная дисциплина, которая рассматривает способы изучения местности, ориентирования на ней и другие вопросы, связанные с оценкой местности и ее особенностей для ведения боевых действий войск. Изучение В.Т. имеет большое значение при подготовке воинов к практическим действиям в бою, способствует развитию таких важных качеств, как наблюдательность, точность, умение анализировать результаты наблюдения и делать выводы о влиянии особенностей местности на выполнение боевой задачи. Умение ориентироваться на местности и передвигаться по заданным направлениям необходимо для военнослужащих различных специальностей: десантнику, разведчику, действующим на вражеской территории, наблюдателю, засекающему огневые средства противника, артиллеристу, танкисту, мотострелку и воинам других родов войск при выполнении боевых задач.


2. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос

Учитель обращается к ученикам с вопросами: а) какое назначение, устройство компаса и порядок пользования им при определении сторон горизонта ; б) другие способы определения сторон горизонта.

По первому вопросу учащийся выступает с предварительно подготовленным устным выступлением.

Компас – это прибор, указывающий направление магнитного меридиана и служит для определения сторон горизонта и измерение на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае примерно четыре тысячи лет назад и представлял из себя белый глиняный горшок, в котором на деревянном поплавке лежал коричневый камень, притягивающий железо. Он, поворачиваясь, все время указывал путникам в сторону юга. В начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели. В начале 14 века итальянец Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, соответствующие 32 направлениям – румбам.


Другой вызванный ученик показывает и объясняет правила работы и обращения с компасом:

1. Компас положить горизонтально на ровную неметаллическую поверхность.

2. Подождать, когда компасная стрелка установится.

3. Повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом направлении компас сориентирован и готов к работе и показывает направление на север.

В корпусе компаса помещено кольцо со 120 делениями (лимбы), на котором нанесены два ряда цифр. Один ряд цифр, находящийся непосредственно над делениями, дан в градусной мере по ходу часовой стрелки, другой ряд цифр против часовой стрелки означает деление угломера. В верхней части корпуса укреплена вращающаяся вокруг лимба крышка с прорезью и мушкой для визирования в любом направлении , причем мушка всегда направляется в сторону наблюдаемого предмета. Нулевое деление шкалы будет ориентировано на север, а буквы «В», «Ю», «З» укажут направления на восток, юг и запад.


Второй вопрос: третий вызванный ученик выступает с изложением способов определения сторон горизонта без компаса.

Слово «ориентироваться» происходит от латинского слова «oriens», что означает «восток». И это не случайно. Так как восток с древнейших времен считался важной стороной: отсюда восходит солнце – источник света и тепла на Земле.

Ориентироваться на местности – это значит найти направление на стороны горизонта (стороны света), определить свое местоположение относительно окружающих местных предметов, найти нужное направление движения и выдержать это направление в пути.

Ориентирами называются хорошо заметные местные предметы и элементы рельефа, относительно которых определяют местоположение, направление движения и указывают положение целей и объектов. Ориентир должен резко отличаться от других элементов местности (формой, размерами, окраской, чтобы он бросался в глаза при первом взгляде на местность).

Стороны горизонта на местности определяются или по компасу (это мы изучили в первом вопросе), или по небесным светилам, местным признакам.

По Солнцу. В семь часов Солнце находится на востоке (тени от предметов направлены на Запад), в тринадцать часов – на юге (тени короткие и направлены на север), около девятнадцати часов – на западе (тени направлены на восток).

По Солнцу с помощью часов. Часы установить горизонтально так, чтобы часовая стрелка острием была направлена на солнце. Биссектриса (линия, которая делит угол на две равные части) угла между текущей стрелкой часов и цифрой «1» на циферблате, укажет на южное направление.

Ночью – по полярной звезде в созвездии Большой медведицы (находится на севере).

По местным признакам: кора на многих растениях грубее на севере, тоньше и эластичнее на юге. Мох и лишайники покрывают стволы деревьев и камни с северной стороны. Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов.

В жаркую погоду смола на хвойных деревьях более обильно накапливается на южной стороне. Южный скат муравейников более пологий, чем северный. Алтари православных церквей обращены на восток, а главные их входы расположены с западной стороны.


3. Изложение нового материала

Учебные вопросы:

1. Понятие магнитного азимута. Определение по компасу магнитного азимута на предмет направления движения. Движение по магнитному азимуту. Составление схемы маршрута. Промер местности парами шагов. Перевод метров в пары шагов и наоборот.

2. Разведка местности: нахождение целей и определение расстояния до них. Подготовка данных для движения по азимуту.


1. Азимут – это угол между площадью точки наблюдения и вертикальной площадью, которая проходит через эту точку и наблюдаемый объект.

Магнитный азимут (МА) – это угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от нуля до 360 градусов, между северным направлением магнитного меридиана и направлением на определенную точку. Для определения МА необходимо на какой-либо предмет: стать лицом наблюдаемому предмету, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не станет напротив нулевого деления шкалы. Не меняя положение компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет по шкале против мушки будет соответствовать величине магнитного азимута направления на местный предмет. Для определения направления на местности по заданному МА необходимо установить на шкале компаса напротив мушки отсчет, равный значению заданного МА. Затем повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился напротив нулевого деления шкалы. Не меняя положения компаса, следует заметить на местности по линии визирования через целик и мушку любой ориентир. Направление на ориентир и будет направлением на соответствующий заданный азимут.

Суть движения по магнитному азимуту состоит в том, чтобы соблюдать на местности заданное направление и расстояние. Направление выдерживают с помощью компаса, расстояние измеряют шагами или по спидометру. При передвижении подразделения назначают ведущего, который определяет по компасу и выдерживает направление движения. Назначают двух человек, которые считают пары шагов. Расстояния, указанные в метрах, переводят в пары шагов, принимая во внимание величину шага счетоводов. Например, длина шага Д=р (рост)/4+0,37. При переводе измеряемого расстояния парами шагов в метры, необходимо количество пар шагов умножить на величину в метрах одной пары шагов. Приме: если расстояние между двумя точками на маршруте равно 254 парам, а длина пары шагов равна 1,6 м, тогда необходимо умножить 254*1,6 = 406,4 м и обратно, при переводе пары шагов в метры: 406,4/1,6 = 254 пары шагов.

При движении по заданному азимуту необходимо:

1. Изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут.

2. Начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута.

3. Определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах.

4. Все данные записать в полевую книжку.


2. Разведка местности необходима для обеспечения командиров подразделений важной информацией при подготовке и успешного ведения боевых действий, оценки влияния местности на успешное выполнение боевого задания.

Цель разведки местности определяется характером поставленной боевой задачи: 1. Определить проходимость местности для боевой и транспортной техники. 2. Установить состояние дорог, мостов и других дорожных сооружений. 3. Определить характер водных преград и условия их форсирования. 4. Выявить защитные и маскировочные свойства местности, характер естественных укрытий и убежищ. 5. Определить скрытые подступы к объектам противника. 6. Выявить состояние водоснабжения. 7. Выявить изменение местности, свериться с картами.

При организации обороны выявляются благоприятные условия местности для создания системы огня.

В наступлении установить наличие выгодных подступов к обороне противника, обеспечение укрытия от огня. Разведка местности должна проводиться непрерывно, своевременно и достоверно.

Основные способы: 1. Наблюдение. 2. Непосредственный осмотр местности дозорами.

Кроме этого, командиры подразделений могут получать сведения о местности по материалам воздушного и наземного фотографирования, свидетельства пленных, опроса местных жителей.

1. Разведка местности наблюдением ведется постоянно перед началом и во время всех видов боя, но наиболее тщательно проводится в обороне, особенно если местность видна, но противник не позволяет к ней приблизиться. Наблюдение ведется лично командирами подразделений и разведчиками. Место наблюдения так, чтобы был лучший обзор местности, при этом должно быть незаметным для противника и недоступным для его огня (на дереве в лесу, на чердаке дома и т. д.). Наблюдатели обеспечиваются биноклями, стереотрубой, крупномасштабными картами, схемами местности, журналами наблюдения, компасами, часами, средствами связи, приборами ночного видения.

Усилия наблюдателя должны быть направлены на: 1) выявление удобных подходов к переднему краю противника; 2) определение мест и рубежей, которые выгодны для организации наблюдения со стороны противника; 3) изучение естественных препятствий, выявление путей их обхода; 4) выявление изменений местности и т. д. При этом указываются участки и объекты, на которые необходимо обратить особое внимание, а так же сообщаются сведения, которые очень важны. Наблюдателю указывается сектор наблюдения, ориентиры и порядок доклада результатов наблюдения.

Наблюдатель осматривает указанный участок в таком порядке: сначала ближнюю зону (до 500 метров) справа налево, затем среднюю (до 1000 метров), а после этого – дальнюю зону (более 1 км). В дальнейшем наблюдение ведется в обратном порядке. Обнаруженную цель или объект изучают с помощью оптических приборов, определяющих ее местоположение на местности относительно ориентиров и местных предметов, докладывает о ней средствами связи и наносит на карту.

2. Разведка непосредственно осмотром местности дозором позволяет лучше изучить особенности местности, оценить ее проходимость, защитные и маскировочные свойства, определить условия ведения огня. Ее проводят в том случае, когда есть возможность приблизиться к объектам, разведать, подробно обследовать их силами дозоров на марше, в наступлении, в обороне при отсутствии столкновения с противником. Результаты разведки обозначают на карте условными знаками. При обнаружении данных, которые существенно влияют на передвижение (разрушенные мосты, затопленные участки, пожары и завалы в лесу, гидротехнические сооружения).

Подготовка данных для движения по азимуту состоит в изучении местности по карте, выборе маршрута и ориентиров на его участках.

Составление схемы (таблицы) движения – изучение местности и оценивание ее проходимости и непроходимых препятствий и путей их обхода. План маршрута зависит от характера местности, наличия на ней ориентиров и условий движения. Главное – это выбрать маршрут, позволяющий быстро и незаметно для противника выйти к указанному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальные количества поворотов. Точки поворотов маршрута выбирают около ориентиров, которые можно легко распознать на местности, например (перекресток дорог, мосты, путепроводы и т. д.). Расстояние между ориентирами при передвижении по маршруту пешим порядком не должны превышать 1-2 км. Для обеспечения незаметного выхода к указанному пункту маршрут выбирают по лощинам, густой растительности, обеспечивающих маскировку движения. Необходимо избегать перемещений по гребням высот и открытым участкам. Данные, необходимые для движения по азимутам, наносят на карту, а если ее с собой не берут, то составляют таблицу, схему маршрута на бумаге.


4 часть. Закрепление знаний

Ученики закрепляют полученные знания на трех учебных местах:

1 учебное место: определяются стороны горизонта по Солнцу в данный момент, объясняется порядок своих действий.

2 учебное место: с помощью механических часов определяются стороны горизонта, сравниваются результаты с данными, полученными на первом учебном месте, и делается вывод о преимуществе в точности определения направления сторон горизонта вторым способом.

3 учебное место: стороны горизонта определяются с помощью компаса, выбираются и называются ориентиры.


5 часть. Подведение итогов. Комментарий оценок

Учащимся задаются вопросы:

1. Какие Вы испытали затруднения при изучении нового материала?

2. Как Вы считаете, кто из учеников наиболее отличился при наработке материала, какая группа лучше всех поработала?

3. Чему Вы научились?

Объявить оценки, указать на недостатки.


6 часть. Домашнее задание

Определить местонахождение Вашего дома относительно сторон горизонта по отношению к школе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щербак Сергей Александрович

Дата: 08.10.2017

Номер свидетельства: 431332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства